«Обо всём по порядку»
проект по логопедии
Успешность обучения детей с речевыми нарушениями в школе во многом зависит от уровня владения ими связной речью. Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Таким образом, связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедический проект
«Обо всём по порядку»
Подготовила: Хорошунова А.В.
Программное содержание проекта:
- формировать у детей с речевыми нарушениями навыки построения связного и целостного описательного рассказа;
- развивать у детей логическое и образное мышление, наблюдательность;
- формировать у дошкольников умение правильно однородными понятиями ;
- углублять знания детей об окружающей среде;
- улучшать коммуникативные навыки детей;
- повышать интерес родителей к коррекционному процессу;
- повышать компетенцию педагогов в данной области.
Проблема: недостаточный уровень сформированности связной речи у дошкольников логопедической группы.
Актуальность проблемы. Успешность обучения детей с речевыми нарушениями в школе во многом зависит от уровня владения ими связной речью. Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Таким образом, связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает не только умственные способности дошкольников, но и речь.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. В детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные картинки – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. Представленный прием позволяет повысить эффективность работы по развитию связной речи дошкольников с речевыми отклонениями, может быть использован как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста. Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.
Участники проекта: дети, воспитатели и родители логопедической группы.
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный.
Сроки реализации: в течение учебного года.
Цель проекта - совершенствование традиционных методов и приемов работы по формированию и развитию связной речи в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками, имеющими речевые недостатки.
Гипотеза: я предположила, что использование в процессе занятий по развитию связной речи дошкольников-логопатов метода наглядного моделирования (наглядно-опорные схемы) даст детям возможность более полно овладеть навыками построения связного и целостного описательного рассказа.
Исходя из цели проекта и выдвинутой гипотезы, мной были определены задачи проекта:
- ознакомить воспитателей логопедической группы с современной методической литературой по развитию связной речи дошкольников с речевыми проблемами;
- разработать и оформить наглядные опорные схемы для составления описательных рассказов по различным лексическим темам
- провести цикл фронтальных логопедических занятий по формированию связной речи с использованием метода наглядного моделирования (графических планов);
- провести консультации для родителей по проблеме проекта;
- сформировать коллективный альбом самостоятельно проработанных детьми и составленных совместно с родителями схем описательных рассказов (книжки-самоделки);
- выступить на педагогическом совете ДОУ с консультацией на тему: «Развитие связной речи дошкольников в семье».
Предполагаемый продукт проекта: занятия по развитию связной речи дошкольников, разработанный альбом графических планов по изучаемым лексическим темам, материалы консультаций для родителей по данной проблеме, консультация для педагогов ДОУ по проблеме исследования, презентация коллективного альбома «Обо всем по порядку».
Содержание проекта
Подготовительный этап:
• Изучение литературы по данной проблеме, опыта работы коллег средствами информационных ресурсов.
• Анализ состояния связной речи детей логопедической группы.
• Разработка материалов лекции для родителей в рамках проекта.
• Подготовка консультативного материала для педагогов группы, ДОУ.
• Подготовка материальной и методической базы для поведения занятий по развитию связной речи дошкольников-логопатов.
Проведенная предварительная диагностика состояния связной речи дошкольников с речевыми недостатками показала:
- кол-во детей с высоким уровнем развития связной речи – 18%;
- кол-во детей со средним уровнем развития связной речи – 78%;
- кол-во детей с низким уровнем развития связной речи – 4%.
Основной этап:
- проведение занятий с дошкольниками по развитию связной речи;
- проведение консультаций с родителями по теме проекта;
- совместную деятельность детей с речевыми нарушениями и родителей по составлению самостоятельных схем для описательных рассказов;
- выступление на педагогическом совете ДОУ (консультация для педагогов).
Заключительный этап:
- Презентация коллективного альбома «Обо всём по порядку».
- Анализ достигнутых результатов.
Результативность проекта (предварительные результаты на апрель 2015г)
- Дети успешно овладели навыками построения связного и целостного описательного рассказа.
- Углубились знания детей об окружающей среде.
- Улучшились коммуникативные навыки детей.
- Появился интерес к логопедическим занятиям.
- Родители вовлечены в коррекционный процесс.
- Повысился уровень компетенции воспитателей в данной области.
Выводы
На заключительном этапе была проведена итоговая диагностика и были получены следующие результаты:
- кол-во детей с высоким уровнем развития связной речи – 68%;
- кол-во детей со средним уровнем развития связной речи – 31%;
- кол-во детей с низким уровнем развития связной речи – 1%.
Гипотеза подтвердилась, т.к. после проведенной работы в рамках проекта дошкольники с нарушениями речи овладели навыками построения связного и целостного рассказа.
В дальнейшем, я планирую продолжать работу по развитию связной речи детей, т. к. речь – одна из важнейших линий развития ребёнка. Благодаря родному языку ребёнок входит в наш мир, получает возможность общения с другими людьми. Речь играет огромную роль в познании мира. Развивая речь, мы развиваем самого ребёнка, его мыслительный процесс и коммуникативные способности. Человек с грамотной хорошо развитой речью чувствует себя спокойно и уверенно, легко идёт на контакт.
В целях улучшения организации педагогического процесса я планирую совершенствовать формы, методы и приёмы организации детей на занятиях и в свободное время; совершенствовать свои навыки и умения, пополнять свои знания, путём изучения дополнительных программ по развитию речи, знакомиться с новинками периодической печати, обмениваться опытом с коллегами посредством информационных ресурсов.
Список использованной литературы:
- Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7лет с ОНР./Н.Е. Арбекова. – М.: Издательство ГНОМ, 2011. – 184с.
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР /В.П. Глухов. – 2-е изд., испр. И доп. – М.; АРКТИ, 2004. – (Библиотека практикующего логопеда.)
- Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ и Д. 2007. – 128с.
- Громова О.Е. Инновации в логопедическую практику. – М.: Линка-Пресс.2008г
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения : сб. методических рекомендаций. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. –(РГПУ им. А,И. Герцена).
- Дмитриевских Л.С. Обучение дошкольников речевому общению. – М.: Творческий центр.2011г.
- Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: пособие для воспитателя детского сада / Э.П. Короткова. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1999.
- Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Творческий центр. 2007г.
- Мурашковская И.Н. Картинка без запинки (методика рассказа по картинке) / И.Н. Мурашковская, Н.П. Валюмс. – СПб.: Издательство «ТРИЗ-ШАНС», 2005.
- Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи: Методическое пособие /Т.А. Ткаченко. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.
РАБОЧИЙ ПЛАН
реализации проекта «Обо всём по порядку»
Сроки реализации | Содержание работы |
сентябрь – октябрь | - изучение литературы по проблеме развития связной речи у дошкольников; - мониторинг состояния связной речи дошкольников логопедической группы - разработка материалов консультаций для родителей и педагогов - разработка конспектов занятий по развитию связной речи |
ноябрь – апрель | Работа с педагогами - выступление на педагоги-ческом совете ДОУ «Развитие связной речи дошкольников в семье»; - консультация для педагогов ДОУ «Работа над связной речью в системе коррекционного обучения»; - консультация для воспитателей логогрупп «Развитие связной речи дошкольников на занятиях продуктивной деятельнос- тью». Работа с родителями - консультация для родителей «Значение развития связной речи у детей дошкольного возраста»; - консультация для родителей «Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников». Работа с детьми - проведение занятий по развитию связной речи - создание и презентация альбома графических планов «Обо всём по порядку» |
апрель- май | - анализ результатов проделанной работы в рамках проекта |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина "Всё обо всём" на родительском собрании.
ВИКТОРИНА «ВСЁ ОБО ВСЁМ»Автор: Свинцова Елена Александровна воспитатель МКДОУ ДС «Колокольчик» п.Пурпе Пуровского р-на, ЯНАОЯ проводила её на родительском собрании. Можно провести ка...
Марафон «Всё обо всём»
Дети входят в зал по командам, встают на свои места. Ребёнок: Ах, сколько раз в просторном зале...
Электронный журнал «Всё обо всём» №1
Каждый день у родителей возникают десятки вопросов и проблем требующих разрешения. Мы стараемся предоставлять наиболее интересную и актуальную информацию для развития и воспитания ребенка....
Электронный журнал «Всё обо Всём» №2
Каждый день у родителей возникают десятки вопросов и проблем требующих разрешения. Мы стараемся предоставлять наиболее интересную и актуальную информацию для развития и воспитания ребенка....
Познавательно-творческий проект для детей среднего дошкольного возраста " Обо всём расскажет книжка"
Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Многие посчитают, что в наш век - век развития к...
Конспект образовательной деятельности для подготовительной группы "Витамины всём нужны, витамины всём важны"
Конспект образовательной деятельности для подготовительной группы. ...