Конспект занятия по активизации словаря и развитию связной речи "Путешествие в Страну дорожных знаков" для детей с ТНР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Для детей с ТНР подготовительной группы, в контексте лексической темы "Транспорт"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_k_teme_transport.docx | 24.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по активизации словаря и развитию связной речи «Путешествие в страну дорожных знаков» для детей с ТНР
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные: учить классифицировать и обобщать понятия, развитие навыков словоизменения, предложно-падежного управления, расширение и активизация словарного запаса, закрепить знания правил дорожного движения: сигналов светофора, дорожных знаков, учить детей отвечать на вопросы полным ответом.
Коррекционно-развивающие: развитие общей и мелкой моторики, развитие умения ориентироваться на собственном теле и в пространстве, развитие слухового внимания, творческих способностей и воображения
Коррекционно-воспитательные: воспитывать у детей желание знать и выполнять правила дорожного движения, правила поведения на улице и в общественном транспорте.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед предлагает детям вспомнить, с какими видами транспорта они познакомились на прошлом занятии и отгадать загадки:
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус)
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет,
Человек им управляет.
Что такое?
(Самолет)
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
(Поезд)
Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землей.
(Метро)
Паровоз без колес,
Вот так чудо-паровоз.
Не с ума ли он сошел –
Прямо по морю пошел?
(Пароход)
2. Игра «Кто чем управляет?»:
капитан управляет (чем?) кораблем;
пилот, летчик – самолетом;
машинист – поездом;
шофер – автомобилем;
регулировщик – движением на дороге.
3. Пальчиковая гимнастика:
Дорожных правил очень много
Раз - внимание дорога!
Два - сигналы светофора
Три - смотри дорожный знак,
А четыре - переход
Правила всем надо знать
И всегда их выполнять.
Раздается стук в дверь. Появляется почтальон, вручает письмо.
Логопед читает надпись на конверте: Открыть на остановке «Что? Где? Когда?». Жители страны Светофории. Ребята, жители страны Светофории приглашают нас в гости и предлагают совершить путешествие пешком. Как называют человека, путешествующего пешком?
Дети: Пешеход.
Дети встают и отправляются в путешествие.
Логопед: отгадайте загадку:
Ребенок: По обочине дороги,
Как солдатики стоят,
И мы строго выполняем,
Все, что нам они велят.
Дети: Это дорожные знаки.
Логопед: Правильно. Вы уже видели на улице разные дорожные знаки и со многими знакомы. Как вы думаете, для кого их ставят?
Дети: Для водителей и пешеходов.
Логопед: Верно. Сегодня мы узнаем, какие знаки – для водителей, а какие – для пешеходов. А вот и наша остановка – «Что? Где? Когда?». Давайте присядем и прочитаем наше письмо.
Дети садятся, логопед достает из конверта изображения дорожных знаков.
4. Игра «Что? Где? Когда?»
Вопросы:
-Какой сигнал светофора разрешает переходить дорогу?
-Как называется дорожный знак, который устанавливают вблизи школ, детских садов, или других детских учреждений?
-Как называется часть улицы, по которой должен двигаться транспорт?
-В каком месте можно переходить дорогу?
-Для чего необходим дорожный знак «Пешеходный переход»?
-Что означает знак с изображением велосипеда?
-Что должны делать пешеходы, когда на светофоре горит красный сигнал?
Молодцы! На все вопросы ответили.
Ребенок: Самый малый знак дорожный –
Он стоит не просто так!
Будьте очень осторожны!
Уважайте каждый знак!
5. Физкультминутка. Дети выполняют движения по команде, стоя к логопеду спиной:
Это - правая рука.
Это – левая рука.
Справа – шумная дорога,
Слева – быстрая река.
Повернулись мы, и вот –
Стало все наоборот:
Слева – шумная дорога,
Справа – быстрая река.
Неужели стала правой наша левая рука?
Дети должны найти в стихотворении ответ на этот вопрос (слова: повернулись мы…)
Дети подходят к пешеходному переходу.
Ребенок: Если есть на перекрестке
Пешеходный переход,
Перейти дорогу просто
Здесь без риска и хлопот.
Логопед: А вот стоит на мостовой,
Как волшебник, постовой,
Все машины одному
Подчиняются ему.
Логопед объясняет значение слов мостовая, постовой.
Логопед: Наши ребята идут в детский сад,
Наши ребята очень спешат!
Постовой: Хоть у вас терпенья нет,
Подождите – красный свет!
Желтый свет на пути –
Приготовьтесь идти!
Свет зеленый впереди –
Вот теперь переходи! (дети идут через перекресток).
6. Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»
Логопед: А теперь, детвора, развеселая игра. Я задаю вам вопросы, вы, там где нужно, отвечаете громко хором: «Это я, это я, это все мои друзья!», а если не согласны, просто молчите. Договорились? Тогда внимание!
- Кто из вас идет вперед, только там, где переход?
- Кто летит вперед так скоро, что не видит светофора?
- Кто из вас идя домой держит путь по мостовой?
- Знает кто, что красный свет, это значит – хода нет?
Вдруг на дорогу выкатывается мяч.
Ребенок: Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
Постовой: На проезжей части, дети,
Не играйте в игры эти!
Бегать можно без оглядки
Во дворе и на площадке.
Дети проходят по указанному направлению.
7. Игра с мячом «Чего много на улицах города?» (светофоров, дорожных знаков, перечисление видов городского транспорта).
8. Подвижная игра на внимание « Кто на чем поедет?» (построение предложения с предлогом на. Пример: Я поеду на автобусе. )
Дети крутят воображаемый руль и передвигаются по комнате. Логопед переключает сигналы светофора. Цель игры: вовремя среагировать на сигнал и остановиться.
9. Игра «Расставь знаки»
Дети подходят к макету городских улиц.
Логопед: Перед вами карта этого города. Здесь только не хватает дорожных знаков. Вам надо отгадать загадки о дорожных знаках, расставить их на свои места и объяснить, для чего они там необходимы.
Загадки:
- В этом месте как ни странно
Ждут чего то постоянно,
Кто то сидя, кто то стоя,
Что за место здесь такое?
(Место остановки автобуса)
- Рядом школа или садик.
Осторожнее шофер.
Здесь гуляют Тани, Пети
И дорожный знак здесь…(дети)
- Заболел живот у Ромы
Не дойти ему до дома,
В ситуации такой,
Нужно знак найти, какой?
(Медпункт/красный крест)
- Всем знакомые полоски
Знают дети, знают взрослые
Через дорогу нас ведет…
(Пешеходный переход)
- Под землею вырыт ход
Вот… (подземный переход)
Логопед: Молодцы ребята! Но вот и подошло к концу наше путешествие. Пора возвращаться в группу.
Дети проходят и садятся на свои места.
10. Итог занятия.
Логопед спрашивает, понравилось ли детям путешествие, предлагает вспомнить, где они сегодня побывали, с кем встретились и что видели.
В заключение дети проговаривают хором стихотворение:
На улице будьте внимательны, дети!
Твердо запомните правила эти.
Помните их везде и всегда,
Чтоб не случилась с вами беда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр НА АКТИВИЗАЦИЮ СЛОВАРЯ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Дидактическая игра – это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму дея...
Январь. Картотека дидактических игр НА АКТИВИЗАЦИЮ СЛОВАРЯ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Картотекадидактических игр НА АКТИВИЗАЦИЮ СЛОВАРЯИ РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ...
Картотека дидактических игр на активизацию словаря и развитие связной речи
Картотека дидактических игр на активизацию словаря и развитие связной речи...
Картотека дидактических игр НА АКТИВИЗАЦИЮ СЛОВАРЯ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Картотекадидактических игрНА АКТИВИЗАЦИЮ СЛОВАРЯ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ...
Картотека дидактических игр для активизации словаря и развития связной речи
для детей второй группы раннего возраста...
Картотека дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста "Активизация словаря и развитие связной речи".
Выполни командуЦель: Развивать внимание, умение выделять признаки предмета.Определенной группе детей предлагается выполнить какое-либо упражнение, движение, действие. Основанием для выделения такой гр...
Картотека дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста "Активизация словаря и развитие связной речи"
Дидактическая игра – это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. ......