Конспект занятия по активизации словаря и развитию связной речи "Путешествие в Страну дорожных знаков" для детей с ТНР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Для детей с ТНР подготовительной группы, в контексте лексической темы "Транспорт"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_k_teme_transport.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по активизации словаря и развитию связной речи  «Путешествие в страну дорожных  знаков» для детей с ТНР

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:   учить классифицировать и обобщать понятия, развитие навыков словоизменения, предложно-падежного управления, расширение и активизация словарного запаса, закрепить знания правил дорожного движения: сигналов светофора, дорожных знаков, учить детей отвечать на вопросы полным ответом.           

Коррекционно-развивающие:  развитие общей и мелкой моторики, развитие умения ориентироваться на собственном теле и в пространстве, развитие слухового внимания, творческих способностей и воображения

Коррекционно-воспитательные:  воспитывать у детей желание знать и выполнять правила дорожного движения, правила поведения на улице и в общественном транспорте.

                                                                    Ход занятия.

1.  Организационный момент.

  Логопед предлагает детям вспомнить, с какими видами транспорта они познакомились на прошлом занятии и отгадать загадки:

Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус)

Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет,
Человек им управляет.
Что такое?
(Самолет)

Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
(Поезд)

Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землей.
(Метро)

Паровоз без колес,

Вот так чудо-паровоз.

Не с ума ли он сошел –

Прямо по морю пошел?

(Пароход)

2.  Игра «Кто чем управляет?»:

     капитан управляет (чем?) кораблем;

     пилот, летчик – самолетом;

     машинист – поездом;

     шофер – автомобилем;

     регулировщик – движением на дороге.

  3.  Пальчиковая гимнастика:

              Дорожных правил очень много

              Раз  - внимание дорога!

              Два  - сигналы светофора

              Три - смотри дорожный знак,

              А четыре - переход

              Правила всем надо знать

                 И всегда их выполнять.

Раздается стук в дверь. Появляется почтальон, вручает письмо. 

Логопед читает надпись на конверте: Открыть на остановке «Что? Где? Когда?». Жители страны Светофории.  Ребята, жители страны Светофории приглашают нас в гости и предлагают совершить путешествие пешком. Как называют человека, путешествующего пешком?

Дети: Пешеход.

Дети встают и отправляются в путешествие.

Логопед:   отгадайте загадку:

Ребенок:  По обочине дороги,

                 Как солдатики стоят,

                 И мы строго выполняем,

                 Все, что нам они велят.

 

 Дети:  Это дорожные знаки.

Логопед:  Правильно. Вы уже видели на улице разные дорожные знаки и со многими знакомы. Как вы думаете, для кого их ставят?

Дети:  Для водителей и пешеходов.

Логопед:  Верно. Сегодня мы узнаем, какие знаки – для водителей, а какие – для пешеходов. А вот и наша остановка – «Что? Где? Когда?».  Давайте присядем и прочитаем наше письмо.

 Дети садятся, логопед достает из конверта изображения дорожных знаков.                                         

     4.  Игра «Что? Где? Когда?»

 Вопросы:

-Какой сигнал светофора разрешает переходить дорогу?

-Как называется дорожный знак, который устанавливают вблизи школ, детских садов, или других детских учреждений?

-Как называется часть улицы, по которой должен двигаться транспорт?

-В каком месте можно переходить дорогу?

-Для чего необходим дорожный знак «Пешеходный переход»?

-Что означает знак с изображением велосипеда?

-Что должны делать пешеходы, когда на светофоре горит красный сигнал?

Молодцы! На все вопросы ответили.   

 

    Ребенок:  Самый малый знак дорожный –

                     Он стоит не просто так!

                     Будьте очень осторожны!

                     Уважайте каждый знак!  

      5. Физкультминутка. Дети выполняют движения по команде, стоя к логопеду спиной:

      Это - правая рука.

      Это – левая рука.

      Справа – шумная дорога,

      Слева – быстрая река.

      Повернулись мы, и вот –

      Стало все наоборот:

      Слева – шумная дорога,

      Справа – быстрая река.

      Неужели стала правой наша левая рука?

Дети должны найти в стихотворении ответ на этот вопрос (слова: повернулись мы…)

Дети подходят к пешеходному переходу.

Ребенок:  Если есть на перекрестке

                 Пешеходный переход,

                 Перейти дорогу просто

                 Здесь без риска и хлопот.

Логопед:  А вот стоит на мостовой,

                  Как волшебник, постовой,

                  Все машины одному

                  Подчиняются ему.

Логопед объясняет значение слов  мостовая, постовой.

Логопед:  Наши ребята идут в детский сад,

                  Наши ребята очень спешат!

Постовой:  Хоть у вас терпенья нет,

                    Подождите – красный свет!

                    Желтый свет на пути –

                    Приготовьтесь идти!

                    Свет зеленый впереди –

                    Вот теперь  переходи! (дети идут через перекресток).      

       6.  Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»

Логопед:  А теперь, детвора, развеселая игра. Я задаю вам вопросы, вы, там где нужно, отвечаете громко хором: «Это я, это я, это все мои друзья!», а если не согласны, просто молчите. Договорились? Тогда внимание!

    -  Кто из вас идет вперед, только там, где переход?

   -  Кто летит вперед так скоро, что не видит светофора?

    -  Кто из вас идя домой держит путь по мостовой?

    - Знает кто, что красный свет,  это значит – хода нет?

Вдруг на дорогу выкатывается мяч.

Ребенок:  Мой веселый звонкий мяч,

                 Ты куда помчался вскачь?

                 Желтый, красный, голубой,

                 Не угнаться за тобой!

Постовой:  На проезжей части, дети,

                    Не играйте в игры эти!

                    Бегать можно без оглядки

                    Во дворе и на площадке.  

Дети проходят по указанному направлению. 

   7.  Игра с мячом  «Чего много на улицах города?» (светофоров,  дорожных знаков, перечисление видов городского транспорта).

   8.  Подвижная игра на внимание « Кто на чем поедет?» (построение предложения с предлогом  на.  Пример: Я поеду на автобусе. )

       Дети крутят воображаемый руль и передвигаются по комнате. Логопед переключает сигналы светофора.  Цель игры: вовремя среагировать на сигнал и остановиться.

   9.  Игра «Расставь знаки»

      Дети подходят к макету городских улиц.

      Логопед:  Перед вами карта этого города. Здесь только не хватает дорожных знаков. Вам надо отгадать загадки о дорожных знаках,  расставить их на свои места и объяснить, для чего они там необходимы.

Загадки:

  1. В этом месте как ни странно

Ждут чего то постоянно,

Кто то сидя, кто то стоя,

          Что за место здесь такое?

                                   (Место остановки автобуса)

  1. Рядом школа или садик.

Осторожнее шофер.

Здесь гуляют Тани, Пети

И дорожный знак здесь…(дети)

  1. Заболел живот у Ромы

Не дойти ему до дома,

В ситуации такой,

Нужно знак найти, какой?

                         (Медпункт/красный крест)

  1. Всем знакомые полоски

     Знают дети, знают взрослые

     Через дорогу нас ведет…

                             (Пешеходный переход)

  1. Под землею вырыт ход

Вот… (подземный переход)

Логопед:  Молодцы ребята! Но вот и подошло к концу наше путешествие. Пора возвращаться в группу.

Дети проходят и садятся на свои места.

   10.  Итог занятия. 

    Логопед спрашивает, понравилось ли детям путешествие, предлагает вспомнить, где они сегодня побывали, с кем встретились и что видели.

     В заключение дети проговаривают хором стихотворение:


   
На улице будьте внимательны, дети!

    Твердо запомните правила эти.

    Помните их везде и всегда,

    Чтоб не случилась с вами беда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр НА АКТИВИЗАЦИЮ СЛОВАРЯ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Дидактическая игра – это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму дея...

Январь. Картотека дидактических игр НА АКТИВИЗАЦИЮ СЛОВАРЯ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Картотекадидактических игр НА АКТИВИЗАЦИЮ СЛОВАРЯИ РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ...

Картотека дидактических игр на активизацию словаря и развитие связной речи

Картотека дидактических игр на активизацию  словаря и развитие связной речи...

Картотека дидактических игр НА АКТИВИЗАЦИЮ СЛОВАРЯ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Картотекадидактических игрНА АКТИВИЗАЦИЮ СЛОВАРЯ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ...

Картотека дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста "Активизация словаря и развитие связной речи".

Выполни командуЦель: Развивать внимание, умение выделять признаки предмета.Определенной группе детей предлагается выполнить какое-либо упражнение, движение, действие. Основанием для выделения такой гр...

Картотека дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста "Активизация словаря и развитие связной речи"

Дидактическая игра – это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. ......