Картотека занимательных бесед с ребенком 3-4 лет
картотека (средняя группа)
Картотека занимательных бесед с ребенком 3-4 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека для работы с детьми 3-4 лет.. | 739.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №4 «Теремок» города Новопавловска
Дорогие родители!
Вашему вниманию предлагается картотека методических рекомендаций от учителя логопеда Матвеевой Светланы Владимировны.
В данной картотеке я предлагаю задания, которые помогут в формировании, расширении и уточнении словарного запаса Вашего ребёнка. Вам предложены речевые и пальчиковые упражнения по лексическим темам, которые должны быть сформированы у детей 3-4 лет. Кроме того пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики и положительно влияет на речевой центр ребёнка.
Удачи Вам!
Учитель-логопед: Матвеева Светлана Владимировна.
Новопавловск
Тема «Семья».
Ребёнок должен уметь называть всех членов семьи, знать их имена, знать свою фамилию и называть свой возраст.
Выполните с малышом пальчиковую гимнастику, выразительно произносите текст, показывайте, как следует выполнять движения.
«Моя семья»
Этот пальчик – дедушка.
Загибаем большой палец.
Этот пальчик – бабушка.
Загибаем указательный палец.
Этот пальчик – папочка.
Загибаем средний палец.
Этот пальчик – мамочка.
Загибаем безымянный палец.
Этот пальчик – я.
Загибаем мизинчик. Получился кулачок.
Это вся моя семья.
Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки.
Тема «Части тела»
Знает ли Ваш малыш названия частей тела и лица человека? Может ли показать на кукле и на себе, где находятся голова, живот, спина, руки, ноги, плечи, колени, уши, нос, рот, глаза, щеки, лоб.
Чтобы ребёнок лучше запомнил названия частей тела и лица, поиграйте с ним в подвижную игру. Произносите текст и выполняйте движения выразительно. Предложите ребёнку подражать Вам, поощряйте желание малыша договаривать слова.
Это я.
Это глазки. Вот, вот.
Показываем сначала левый глаз, потом правый.
Это ушки. Вот, вот.
Берёмся сначала за мочку левого уха, затем правого.
Это нос, это рот.
Левой рукой показываем рот, правой – нос.
Там спинка. Там живот.
Левую ладошку кладём на спинку, правую – на живот.
Это ручки. Хлоп-хлоп.
Показываем обе руки, потом два раза хлопаем в ладоши.
Это ножки. Топ, топ.
Кладём ладони на бёдра, потом два раза топаем.
Ой, устали! Вытрем лоб.
Правой ладонью проводим по лбу.
Тема «Одежда» и «Обувь»
Знаком ли ваш ребенок с названиями предметов одежды? Умеет ли самостоятельно одеваться и раздеваться? Помогая ребенку одеваться и раздеваться, называйте предметы одежды,части одежды (рукав, пуговица, воротник, манжет, пояс и т.п.).
Помогая одеваться или раздеваться ребенку, рассказывайте ему русскую народную потешку, поощряйте его желание проговаривать слова потешки вместе с вами.
У Матрешкиной сестрицы
По деревне небылицы:
Ходит утка в юбке,
В теплом полушубке,
Курочке – в жилете,
Петушок – в берете,
Коза – в сарафане,
Заинька – в кафтане.
А всех их пригоже
Корова в рогоже.
Знает ли ваш ребенок названия предметов обуви? Умеет ли правильно произносить их, может ли сам обуваться и разуваться? Тренируйте ребенка в завязывании и развязывании шнурков, это способствует развитию пальцевой моторики. Предложите малышу показать и назвать ту обувь, которая у него есть.
Проводите с ребенком подвижные игры. Поощряйте его желание повторять не только движения, но и слова.
Тапки.
Это тапки для Антошки,
По два раза ритмично топаем каждой ногой.
Чтобы в них не мерзли ножки.
Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах.
Топ-топ, топотушки.
По два раза ритмично топаем каждой
ногой.
Что за тапки! Как игрушки!
Левую ногу ставим на носок, потом - на
пятку; затем так же правую.
Тема «Мебель» и «Посуда»
Вместе с ребенком рассмотрите мебель, которая есть у вас дома. Поупражняйте ребенка в названии предметов мебели. Побеседуйте об их назначении. Рассмотрите стул, покажите его части, четко произнесите их названия: сиденье, спинка, ножки.
Поупражняйте ребенка в названии частей стула. Поиграйте с ребенком в подвижную игру, чтобы он лучше запомнил части стула.
Стул.
Это стул. Сиденье, спинка,
(к прямой правой ладони присоединяем согнутую левую, чтобы получился «стульчик»)
А на спинке две картинки.
(показываем два пальчика на правой руке)
А еще четыре ножки,
(показываем по два пальчика на обеих руках)
Чтоб сидеть под стулом кошке.
(приседаем, делаем из ладошек «ушки»)
Знает ли ваш ребенок названия посуды? Умеет ли правильно произносить их? Рассмотрите вместе с ребенком посуду, которая есть у вас дома. Пусть малыш показывает и называет посуду.
Прочитайте ребенку потешку, предложите запомнить, какие названия посуды в ней прозвучат.
Маша каши наварила,
Маша кашей всех кормила.
Положила Маша кашу
Кошке – в чашку, жучке – в плошку,
Петуху – в большую ложку,
В миску курицам, цыплятам
И в корытце – поросятам.
Всю посуду заняла,
Всё до крошки отдала.
Тема «Домашние птицы»
1)Знает ли ваш ребенок домашних птиц и умеет ли их называть? Потренируйте ребенка в назывании по картинкам петуха, курицы, цыпленка, гуся, утки.
2)Попросите малыша показать, как они кричат, а если он не знает – помогите ему.
3)Предложите ребенку изобразить этих домашних птиц – превратите ваше занятие в интересную игру! Пусть похлопает руками по бокам, как петушок крыльями. Пусть покажет, как курица роет землю и ищет червячков. Потом предложите изобразить цыпленка, клюющего зернышки. Затем пусть походит как гусь – вытянув шею, как утка – вперевалочку. Эти упражнения помогут развитию творческого воображения, подражательности и общей моторики вашего ребенка.
Выполните с малышом пальчиковую гимнастику.
«Уточка»
Шла уточка бережочком,(Ребенок сидит, двумя пальчиками,
Шла серая по крутому.указательным и средним, «идет» по ножкам)
Вела детей за собою,
И малого, и большого, (Загибают безымянный палец, затем большой палец)
И среднего, и меньшого, (Загибают средний палец, затем мизинец)
И самого любимого. (Загибают указательный палец)
Тема «Домашние животные»
1) Знает ли ваш ребенок домашних животных и умеет ли их называть? Потренируйте ребенка в узнавании и назывании кота, собаки, коровы, лошади, козы, свиньи по картинкам в книжках.
2) Покажите, какие разные звуки издают домашние животные. Предложите ребенку изобразить домашних животных и показать, как они кричат. Пусть покажет, как умывается кошечка, как жует траву корова, как скачет лошадь, как бодается коза.Эти упражнения помогут развитию творческого воображения, подражательности.
Выполните с малышом пальчиковую гимнастику.
Козочка.
- Шел старик дорогою
идти пальчиками по столу (или по коленкам)
- Нашел козу безрогую.
показать пальчиками рога
- Давай, коза, попрыгаем,
постучать пальчиками по столу
- Ножками подрыгаем.
постучать пальчиками попеременно по столу
- А коза бодается,
снова показать рога
- А старик ругается.
погрозить пальчиком
Киска.
- Киска ниточки мотала
вращать руками,как бы наматывая нить на клубок
- И клубочки продавала.
вытянуть обе ладони вперед
- Сколько стоит?
- Три рубля. Покупайте у меня!
показать три пальца, сжать кулачки,
снова вытянуть обе ладони
Тема «Дикие птицы»
1)Знает ли ваш ребенок 4 лет диких птиц и умеет ли их называть? На прогулке понаблюдайте с малышом за голубями, воробьями, воронами, синичками, сороками, грачами. Потренируйте ребенка в узнавании и назывании диких птиц на картинках и в книжках.
2) Наблюдайте за птицами на прогулке, во время возвращения из садика домой. Рассказывайте, что делают птицы, спрашивайте ребенка:
- Что делает воробей?
- Воробей летит, прыгает.
- Что делает голубь?
- Голубь клюет зерна, ходит, улетел.
3) Выполняйте подвижные упражнения. Проговаривайте текст вместе с ребенком.
«Синица»
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится. (попрыгать)
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок, (обернуться вокруг себя)
Чуть присела на минутку, (присесть на корточки)
Почесала клювом грудку (носиком вправо-влево наклоняя голову)
И с дорожки на плетень, (встать и попрыгать)
Тили-тень, тили-тень.
«Ворона»
На фонарь ворона села, (присели)
Посидела, посмотрела. (повороты головы влево-вправо)
«Кар! – она сказала громко. – (нахмурить брови, грозим указательным
пальчиком правой руки)
Не капризничает Ромка?» (грозим указательным пальчиком правой руки)
Тема «Дикиеживотные»
1) Знает ли ваш ребенок диких животных и умеет ли их называть? Потренируйте ребенка в узнавании и назывании медведя, волка, лисы, зайца, ежа, белки на картинках в книжках. Объясните ребенку, что дикие животные живут в лесу.
2) Называйте ребенку животное и его детеныша. В 3-4 года ваш малыш запомнит названия не всех детенышей животных, но он должен знать, что взрослых животных и детенышей называют по-разному.
3) Прочитайте ребенку русскую народную сказку «Колобок». Попросите назвать каких животных, встретил Колобок.
4) Поиграйте в подвижную игру, поощряйте ребенка, если он повторяет слова за вами.
«Звери»
Зайка скачет по кусточкам,
По болоту и по кочкам.
(скачет на двух ногах, сделав «ушки» из ладоней)
Белка прыгает по веткам,
Гриб несет бельчатам-деткам.
(прыгает, согнув руки перед грудью)
Ходит мишка косолапый,
У него кривые лапы.
(идет вперевалку)
Без тропинок, без дорожек
Катится колючий ёжик.
(двигается в полуприседе, сделав круглую спинку).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Права ребенка. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Право ребенка на имя, отчество и фамилию."
Конспект занятия. Подготовительная группа...
Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"
Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...
Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"
В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...
Памятки для педагогов и родителей«Как научить ребенка не перебивать взрослых», «Как помочь ребенку быть вежливым», «Как отучить ребенка ругаться матом»
Сами никогда не перебивайте ребенка!Учите вежливости вежливо!...
Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"
В брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....
Ребенок дома, ребенок на улице ,ребенок в природе
Основы безопасной жизнидеятельности ребенка...