Формирование навыков коммуникативного взаимодействия с взрослыми у безречевых детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ.
консультация по логопедии

Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений в развитии ребенка дошкольного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная А. Н. Леонтьевым, В. В. Давыдовым, Д. Б. Элькониным, А. В. Запорожцем и др. Основываясь на ней, М. И. Лисина, А. Г. Рузская, Т. А. Репина рассматривали общение как коммуникативную деятельность. Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства. Мы считаем, что проблема развития коммуникативных навыков общения у ребенка дошкольного возраста является одной из самых актуальных. Коммуникативные навыки - это навыки общения, направленные на создание положительных взаимоотношений с партнером и группой. Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психологических функций. Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребёнок не только познаёт другого человека (взрослого или сверстника, но и самого себя. В последнее время стала закономерной тенденция увеличения «не говорящих» детей среднего возраста, особенно детей с ОВЗ и зачисления их в группы комбинированной направленности. Попадая в такие группы, безречевые дети не имеют возможности наладить контакт со сверстниками через вербальные средства общения. Они испытывают трудности в адаптации коллективе, выражении своих желаний и мотивов. Им трудно объясниться даже с помощью жестов, наладить контакт как со сверстниками так и с педагогами ДОУ отмечается повышенная конфликтность в общении детей друг с другом, проявление безразличия к проблемам сверстников, нежелание уступить или договориться. Эти дети находятся в постоянной стрессовой ситуации замыкаются в себе у них проявляются поведенческие реакции, истерики реакции отказа, что еще более усугубляет сложившуюся ситуацию. Анализ коммуникативного поведения дошкольников с ОВЗ среднего возраста. Дети данной категории конфликтны, не умеют взаимодействовать вместе во время игры не могут договориться друг с другом. Дети не способны пользоваться, словом как средством общения, не могут поддержать и развить установившийся контакт. Не умеют по собственной, инициативе обратится к другому человеку, порой даже стесняются ответить, если к ним обращается кто-либо. Не умеют адекватно выразить свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. Причин этого в не сформированности их коммуникативной деятельности. Если провести анализ неречевых коммуникативных средств (естественных и изобразительных жестов, мимических движений). Отмечается, что дети используют их также мало, не активно. Инициаторы общения ребенок который хочет привлечь к себе внимание другого ребенка, как правило, делает это грубо, прикосновения бывают в виде ударов или толканий, это естественно ведет к тому, что другой ребенок проявляет ответную агрессию. При передаче информации, как правило, жестами дети данной категории не ожидают ответ от партнера по игре, а продолжают выполнение дальнейших действий интересных только им. Дошкольники данной группы при взаимодействии с педагогами также испытывают трудности, необходим положительный эмоциональный контакт, применение грамотных педагогических приемов для продуктивного налаживания взаимодействия взрослый – ребенок. Специальная работа по коррекции коммуникативного поведения дошкольников имеет три основных направления. Первое направление реализуется по линии развития у ребенка осознания себя как субъекта общения и восприятия сверстника в качестве объекта взаимодействия. Другими словами, проводится специальная работа по формированию восприятия сверстника на положительной эмоциональной основе, развитию делового сотрудничества с ним и общих игровых интересов. Второе направление состоит в развитии у ребенка способности воспринимать и использовать различные коммуникативные средства (визуальные, эмоционально-мимические, пантомимические, жестовые, словесные). Третье направление обеспечивает формирование у детей социальных представлений, которые возникают не только в результате ознакомления детей с профессиями людей, но, главное, вычленения, осознания и воссоздания и игре различных видов социальных отношений. Рекомендуемые игры и игровые упражнения по коррекции коммуникативного поведения. Практические рекомендации по проведению. Для ребенка-дошкольника, как известно, игра является основным видом деятельности. Игры можно классифицировать по-разному: дидактические, развивающие, подвижные, сюжетно-ролевые и пр. Однако все эти игры имеют одну общую черту: они по своей сути являются развивающими, так как абсолютно любая игра развивает психические процессы — познавательные, эмоциональные, коммуникативные, что особенно актуально для детей с ОВЗ. Потребность в игре и желание играть у дошкольников с особенными возможностями здоровья необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. В дошкольном учреждении наиболее эффективным средством для развития коммуникативных способностей, для общения дошкольников является – игра. Игра - является источником обширной информации, методом обучения и воспитания создания условий для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка. Так как детская игра это явление универсальное и дети в играх копируют окружающую жизнь и разнообразные ее функции. Каждый вид игры выполняет определённые функции в развитии коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. Из всех перечисленных выше игр мы не приводим пример варианта сюжетно-ролевых игр, так как для детей данной категории на начальном этапе эти игры не доступны и не актуальны. Все остальные варианты будут предложены вашему вниманию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennaya_pedagogika.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений в развитии ребенка дошкольного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная А. Н. Леонтьевым, В. В. Давыдовым, Д. Б. Элькониным, А. В. Запорожцем и др. Основываясь на ней, М. И. Лисина, А. Г. Рузская, Т. А. Репина рассматривали общение как коммуникативную деятельность. Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства. Мы считаем, что проблема развития коммуникативных навыков общения у ребенка дошкольного возраста является одной из самых актуальных. Коммуникативные навыки - это навыки общения, направленные на создание положительных взаимоотношений с партнером и группой. Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психологических функций. Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребёнок не только познаёт другого человека (взрослого или сверстника, но и самого себя.

В последнее время стала закономерной тенденция увеличения «не говорящих» детей среднего возраста, особенно детей с ОВЗ и зачисления их в группы комбинированной направленности. Попадая в такие группы, безречевые дети не имеют возможности наладить контакт со сверстниками через вербальные средства общения. Они испытывают трудности в адаптации коллективе, выражении своих желаний и мотивов. Им трудно объясниться даже с помощью жестов, наладить контакт как со сверстниками так и с педагогами ДОУ отмечается повышенная конфликтность в общении детей друг с другом, проявление безразличия к проблемам сверстников, нежелание уступить или договориться. Эти дети находятся в постоянной стрессовой ситуации замыкаются в себе у них проявляются поведенческие реакции, истерики реакции отказа, что еще более усугубляет сложившуюся ситуацию.

Анализ коммуникативного поведения дошкольников с ОВЗ среднего возраста.

Дети данной категории конфликтны, не умеют взаимодействовать вместе во время игры не могут договориться друг с другом. Дети не способны пользоваться, словом как средством общения, не могут поддержать и развить установившийся контакт. Не умеют по собственной, инициативе обратится к другому человеку, порой даже стесняются ответить, если к ним обращается кто-либо. Не умеют адекватно выразить свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. Причин этого в не сформированности их коммуникативной деятельности. Если провести анализ неречевых коммуникативных средств (естественных и изобразительных жестов, мимических движений). Отмечается, что дети используют их также мало, не активно. Инициаторы общения ребенок который хочет привлечь к себе внимание другого ребенка, как правило, делает это грубо, прикосновения бывают в виде ударов или толканий, это естественно ведет к тому, что другой ребенок проявляет ответную агрессию. При передаче информации, как правило, жестами дети данной категории не ожидают ответ от партнера по игре, а продолжают выполнение дальнейших действий интересных только им. Дошкольники данной группы при взаимодействии с педагогами также испытывают трудности, необходим положительный эмоциональный контакт, применение грамотных педагогических приемов для продуктивного налаживания взаимодействия взрослый – ребенок.

Специальная работа по коррекции коммуникативного поведения дошкольников имеет три основных направления.

Первое направление реализуется по линии развития у ребенка осознания себя как субъекта общения и восприятия сверстника в качестве объекта взаимодействия. Другими словами, проводится специальная работа по формированию восприятия сверстника на положительной эмоциональной основе, развитию делового сотрудничества с ним и общих игровых интересов.

Второе направление состоит в развитии у ребенка способности воспринимать и использовать различные коммуникативные средства (визуальные, эмоционально-мимические, пантомимические, жестовые, словесные).

Третье направление обеспечивает формирование у детей социальных представлений, которые возникают не только в результате ознакомления детей с профессиями людей, но, главное, вычленения, осознания и воссоздания и игре различных видов социальных отношений.

Рекомендуемые игры и игровые упражнения по коррекции коммуникативного поведения. Практические рекомендации по проведению.

Для ребенка-дошкольника, как известно, игра является основным видом деятельности. Игры можно классифицировать по-разному: дидактические, развивающие, подвижные, сюжетно-ролевые и пр. Однако все эти игры имеют одну общую черту: они по своей сути являются развивающими, так как абсолютно любая игра развивает психические процессы — познавательные, эмоциональные, коммуникативные, что особенно актуально для детей с ОВЗ. Потребность в игре и желание играть у дошкольников с особенными возможностями здоровья необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. В дошкольном учреждении наиболее эффективным средством для развития коммуникативных способностей, для общения дошкольников является – игра. Игра - является источником обширной информации, методом обучения и воспитания создания условий для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка. Так как детская игра это явление универсальное и дети в играх копируют окружающую жизнь и разнообразные ее функции. Каждый вид игры выполняет определённые функции в развитии коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. Из всех перечисленных выше игр мы не приводим пример варианта сюжетно-ролевых игр, так как для детей данной категории на начальном этапе эти игры не доступны и не актуальны. Все остальные варианты будут предложены вашему вниманию.

Футболисты.

Эта игра может проводиться в разных вариациях и с разным инвентарем. Цель игры формирование умения ребенка взаимодействовать со взрослым. Развитие воздушной струи. Формирование речевой активности.

Оборудование: ворота (выполненные из коробка или могут заменятся кубиками, конструктором и т д.) футбольный мяч (может также быть выполнен из любого доступного материала, мы пользуемся маленькими воздушными шариками, но это также могут быть ватные шарики, поролоновые или пенопластовые шарики).

Инструкция: Давай поиграем в футбол, я буду забивать (задувать) мячик в твои ворота, а ты в мои. Показ действия. Когда у ребенка получается задуть мяч в ворота педагог эмоционально реагирует, радуется, хлопает в ладоши и произносит слово ГОЛ просит повторить малыша это слово.

Музыканты.

Цель игры формирование умения ребенка взаимодействовать с взрослым. Развитие слухового восприятия.

Взрослый предлагает ребенку выбрать любой музыкальный инструмент (дудочка, барабан, бубенцы, металлофон, трещотки, уголки) и вместе сыграть на нем. Сначала ребенок просто без ритма играет на выбранном музыкальном инструменте, а затем педагог предлагает повторить ритм за ним и в последующем сыграть вместе.

Зеркало.

Цель игры формирование умения ребенка взаимодействовать с взрослым. Развитие моторики пальцев рук, мимической и артикуляционной моторики, общей моторики.

Игра заключается в том, что ребенок должен повторить за педагогом движения (пальцев рук, общие движения, артикуляционные мимические движения губ и языка). Педагог учит ребенка класть кисти рук на стол таким образом, как кладет их взрослый. Принять позу, какую принимает взрослый.

Инструкция: Мы сейчас с тобой поиграем, ты будешь моим зеркалом, я покажу, а ты повторишь, сделаешь точно так же. Задания имеют одну общую цель—развитие подражания телесным движениям, мимическим, дыхательным, артикуляционным, голосовым.

В дальнейшем можно предложить ребенку показать позу, какую он хочет, а педагог будет за ним повторять и уточнять: - Правильно я сделала? Причем педагог намеренно ошибается и выполняет не то движение которое показывает ребенок, тем самым формируя в нем элементарные навыки самоконтроля и мотивируя ребенка на речевую активность (произнесение слов ДА, НЕТ).

«Кто это?»

Цель игры: развитие воображения, выразительных движений. Формирование умения ребенка взаимодействовать с взрослым. Развитие слухового восприятия.

Ход игры: Педагог предлагает поиграть ребенку с ним в интересную игру. На столе находятся игрушки домашних животных и птиц. Ребенку включают аудиозапись с голосами животных, он прослушивает ее и отгадывает кто это. Выбирает нужную игрушку и показывает движением и голосом кто это.

Так же для взаимодействия с ребенком можно использовать уже извесные игры - физминутки с движениями.

«Подуем на плечо».

Педагог. Подуем на плечо (голова прямо — вдох, голова повернута — выдох). Подуем на другое (дуют на плечо).

Нам солнце горячо

Пекло дневной порою (поднимают голову вверх, дуют через губы).

Подуем и на грудь мы (дуют на грудь)

И грудь свою остудим.

Подуем мы на облака (опять поднимают лицо и дуют) И остановимся пока.

«Труба».

Педагог. Мы пришли и сели (сидят на стуле).

Играем на трубе (подносят кисти рук, сжатые в кулак, к губам).

Подудим мы в свою трубу.

Дети. Ту-ту-ту, бу-бу-бу.

«Тихо-громко»

Как известно дети среднего дошкольного возраста очень любят подвижные игры, а если в этих играх еще удается и пошуметь, то эта игра вдвойне примечательна для малыша. Мы предлагаем игры эстафеты, в которых у детей формируется не только взаимодействие с педагогом, но также и взаимодействие между собой. Также известно, что дети данной категории плохо понимают инструкцию, часто им бывает очень трудно соблюдать правила игры. Именно по этой причине мы предлагаем самые простые и доступные игры, они могут проводится в разных вариациях мы перечислим некоторые из них.

Игры эстафеты.

«Добеги и постучи».

Оборудование: молоток деревянная дощечка.

Ход игры.

Один ребенок стоит в одном конце зала (групповой комнаты) другой ребенок (или педагог) в другом. Первому ребенку предлагается взять молоток и добежать до второго ребенка. Ему нужно жестами или мимикой (если ребенок не говорящий) если ребенок разговаривает тогда вежливо попросить разрешения постучать молоточком по деревянной дощечке. После чего дети меняются местами. Если игра проводится с педагогом, то он может устанавливать правила постучать тихо, громко, медленно, быстро.

Активизация речи у детей с ОВЗ среднего возраста, или вызывание речевого подражания, должна быть тесно связана с практической деятельность ребенка, с игрой, с наглядной ситуацией, что достигается при различных, но обязательных условиях: эмоциональности контакта с ребенком, определенного уровня понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной мотивации. Многое будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры, насколько глубоко затронуты положительные эмоции не говорящих детей, насколько изобретательным будет педагог. Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, надо начинать с развития подражания вообще: „Сделай, как я делаю“. Необходимо научить детей подражать действиям с предметами Особенно усердно советуем развивать подражание движениям кистей рук и мимической моторики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования навыков звуко-слогового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста

Формирование навыка звуко-слогового анализа и синтеза по отношению к овладению грамоты имеет очень большое значение в профилактике дисграфии и дислексии.Применение аналитико-синтетического метод...

"Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста".

Формирование звуко-слогового анализа и синтеза имеет большое значение  в профилактике дисграфии и дислексии....

«Формирование навыков и культуры безопасности на улице у детей старшего дошкольного возраста»

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке.В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, ув...

" Формирование навыков культуры и безопасности на улице у детей старшего дошкольного возраста."

С чего же начинается безопасность детей дороге? Разумеется, со своевременного обучения умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитания потребности быть дисциплинированным на улице, осмотрительн...

Формирование навыков и культуры безопасности на улице у детей старшего дошкольного возраста

пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора; - знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и ...

«Формирование навыков и культуры безопасности на улице у детей старшего дошкольного возраста»

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке.В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, ув...

Статья «Формирование навыков и культуры безопасности на улице у детей старшего дошкольного возраста» Алексеева Е. В. -воспитатель, высшая квалификационная категория. ГБДОУ детский сад№19 Санкт-Петербург, город Пушкин

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах и предупреждение дорожно-транспо...