Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда
материал по логопедии
Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику, песочную терапию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovoe.docx | 25.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье является базовой потребностью человека. Важно учитывать состояние как физического, соматического, так и психологического и духовного здоровья ребенка. При этом физическое здоровье создает основу для осанки, правильного развития статики, роста и веса. Соматическое же здоровье определяет становление, развитие и функционирование всех систем организма, его внутренних органов. Психическое здоровье обеспечивает целостность восприятия окружающей действительности, адекватность реакций на ее предметы и явления, а также на отношение человека к себе и к окружающим его людям. Духовное здоровье включает в себя нравственный потенциал человека и обеспечивает сущностную составляющую его жизни.
Принцип здоровьесберегающей, оздоровительной направленности воспитания является ведущим принципом при организации обучения и при построении всей системы коррекционно-педагогической работы в дошкольных образовательных учреждениях.
Учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого из детей также является стратегической задачей обучения.
Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику, песочную терапию.
Итак, предлагаю вам немножко поиграть.
- Массаж лица (массажные приспособления)
Бабочка крылышками помахала (легкие постукивания по нужным нам точкам)
Вдруг комарик покусал (легкие прищипывания в области лба, щек и круговой мышцы рта)
Бабочками крылышками помахала и прогнала злого комара (легкие постукивания)
- Развитие мимических мышц
Представьте, что к нам прилетела красивая стрекоза (улыбнулись)
Как сверкают ее крылышки (радостно удивились)
Сильный осенний ветер сдул стрекозу с цветочка (огорчились)
Но стрекоза вспорхнула и улетела (восхитились)
- Артикуляционная гимнастика (перед зеркалом) Артикуляционная гимнастика - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Главная задача - выработать точность, силу, темп, переключаемость движений.
Для щек (помидоры-толстячки, огурцы-худышки)
Для губ (лягушка- Вот понравится лягушкам, тянем губы прямо к ушкам
Потяну и престану, но нисколько не устану)
Для языка (тик-так, тик-так- ходят часики вот так
Вышла мышка погулять-мышка спряталась опять
Я лошадка серый бок- цок,цок,цок
Я копытцем постучу-цок,цок,цок
Если хочешь прокачу-цок,цок,цок)
- Гимнастика для глаз Развитие зрительного внимания и зрительно-двигательной координации.
СА-СА-СА СЫ-СЫ-СЫ (ГЛАЗА МОРГАЮТ)
ВОТ ИДЕТ ЛИСА. Хвост пушистый у лисы.
Су-су-су са-са-са (глаза закрыты)
Видим мы лису. Лисонька-краса.
Глазки окрываются,дети улыбаются.
- Пальчиковая гимнастика.(по очереди на обеих руках,из кулачка, начиная с большого пальца, пальчики достаем) проведение работы по развитию силы и точности движений рук, ладоней, гибкости суставов пальцев через выполнение пальчиковой гимнастики.(как на руках, так и на ногах) (нейрокарточики, деревянные лабиринты, бусы ,мозаика, пирамидка, прищепки, шишки и мн.другое)
У Лариски -две редиски
У Алешки –две картошки
У Сережки-сорванца- два зеленых огурца
А Вовки-две морковки
Да еще у Петьки-две хвостатых редьки.
6.Дыхательная гимнастика (шарик и стаканы- дуть шарик в стакан, удерживать и собирать стаканы) Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
7. Общее расслабление. Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время занятий проводится мышечная релаксация.
Релаксация - комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.
Реснички опускаются
Глазки закрываются
Сном волшебным засыпаем
В страну сказок улетаем
Раз,два,три,четыре,пять
Смотрим глазками опять.
- Песочная терапия. Песочная терапия – с помощью этой терапии ребенок может расслабиться, успокоиться.
Почему именно песок? Потому что игры на песке одна из форм естественной деятельности ребенка. Песок развивает творческие способности ребёнка и воображение. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Игры в песке развивают фантазию малыша. И неудивительно, ведь здесь проживается сказочная жизнь. Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снимают психическое напряжение у ребенка.
9.Развитие общей моторики (самотогнозис- пространственная ориентировка)Должен ориентироваться в пространстве, взаимодействовать с различными предметами, при этом подключать речь.
- Развитие слухового внимания (фонематическое восприятие)
Развитие восприятия неречевых звуков идет от элементарной реакции на наличие или отсутствие звука (фиксация) к их различению и восприятию, а затем к использованию в качестве сигнала к действиям, осмыслению.
- Логоритмика. преодоления речевых нарушений у дошкольников. Специализированная методика логоритмики является средством перевоспитания речи через тренировку и развитие необходимых качеств общей и речевой моторики.
В занятия по логоритмике могут входить разные виды упражнений: общеразвивающие, подвижные игры, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж, психотерапия, музыкотерапия. Кроме того, в системе занятий могут использоваться нетрадиционные подходы, имевшие различные цели: соединение личности и природы, развитие процессов дыхания, обоняния (ароматерапия), активизация деятельности клеток головного мозга, улучшение общего самочувствия ребёнка.
- Физкультурные минутки. При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия включаем физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья воспитанников.
Педагоги должны пользоваться речью для организации деятельности детей, для привлечения их внимания к заданию. Работа должна носить плановый и систематический характер. Обучение должно проводиться целенаправленно, системно и осуществляться поэтапно с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей детей.
Обязательно нужно учитывать, что после продолжительной болезни соматическое состояние ребенка может быть ослаблено, а сформированные навыки — частично утрачены.
.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда.
Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди детей с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с ...
здоровьесберегающие технологии в работе логопеда
Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективны...
здоровьесберегающие технологии в работе логопеда
здоровьесберегающие технологии...
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда»
Создание здоровьесберегающей среды на логопедических занятиях поспособствовало профилактике различного рода речевых нарушений. Эффективность оздоровительных, адаптационных, профилактических и корригир...
Проект: Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда:
«Су-джок терапия в коррекционно-развивающем процессе старших дошкольников»....
участник секции учителей-логопедов .п.Чамзинка по теме : «Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда»;
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различны...
Выступление из опыта работы: «Нетрадиционные формы здоровьесберегающих технологий в работе логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения».
В данной статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, которые может использовать логопед в своей коррекционной работе для оптимизация процесса коррекции речи и поддержания и обогащения здоро...