Упражнения для развития дыхания
картотека по логопедии

Игры для детей на развитие физиологического и речевого дыхания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения по формированию диафрагмального дыхания

1. «Рыбка»

Цель: формирование диафрагмального типа дыхания

Процедура проведения: Положить ребенка на спину, поставить ему на живот легкую мягкую игрушку-рыбку. Делая вдох носом живот выпячивается, а значит игрушка стоящая на нем поднимается. При выдохе через рот живот втягивается, и игрушка опускается.

Качаю рыбку на волне,

То вверх (вдох),

То вниз (выдох)

Плывет по мне.

2. «Бегемотики»

Цель: формирование диафрагмального типа дыхания

Процедура проведения: Ребенок сидит перед большим зеркалом, кладет ладонь на область диафрагмы и контролирует себя зрительно и тактильно.

Инструкция: Положи ладонь на живот и почувствуй, как живот поднимается, когда ты делаешь вдох и опускается, когда делаешь выдох. Можно сопровождать рифмой:

Сели бегемотики,

Потрогали животики.

То животик поднимается,

То животик опускается.

3. Цель: формирование диафрагмального типа дыхания

Процедура проведения: В положении стоя выполнить глубокий вдох носом, не поднимая плеч, а затем выдох ртом, контролируя движения живота руками. Упражнение выполняется под счет; вдох – 1,2,3, и выдох – 1,2,3

4. «Остудим чай»

Цель: формирование диафрагмального типа дыхания

Процедура проведения: В положении стоя. После максимального выдоха делаем вдох носом  и дуем через рот на воображаемое блюдце с горячим чаем, контролируя движения живота рукой. Щёки не надуваем. Упражнение выполнять без напряжения.

5. «Теплый выдох»

Цель: формирование диафрагмального типа дыхания

Процедура проведения: В положении стоя. Сделать вдох через нос, поднести одну руку ко рту, медленно выдохнуть через открытый рот, контролируя другой рукой движения живота. Затем, вдохнув через нос, продолжить  выдох. Проделать 5-6 раз подряд, непрерывно ощущая на руках тепло выдыхаемого воздуха.

Упражнения по формированию длительного ротового выдоха 

  1. «Бабочки»

Цель: обучение спокойному ротовому вдоху и свободному плавному ротовому выдоху.

Процедура проведения: Перед детьми раскладывают «зеленые полянки» с разноцветными бабочками, вырезанными из тонкой бумаги. Бабочки прикреплены тонкими нитками к «полянке». Логопед предупреждает, что дуть на бабочку можно только при одном выдохе. По сигналу «красная бабочка полетела» дети вдыхают носом и выдыхают через рот на бабочек красного цвета и т. д. Упражнение выполнять 5-7 раз.

Оборудование: зелёные полянки с разноцветными бабочка.

  1. «Снежинки летят»

Цель: обучение спокойному ротовому вдоху и свободному плавному ротовому выдоху.

Процедура проведения: На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Детям предлагается длительно подуть на них по сигналу «снежинки летят».  Упражнение выполнять 5-7 раз.

Оборудование: кусочки ваты или снежинки из бумаги.

3.  «Листья шелестят»

Цель: обучение спокойному ротовому вдоху и свободному плавному ротовому выдоху.

Процедура проведения: Предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «подул ветерок» дети плавно дуют на листики так, чтобы они отклонились и шелестели. Упражнение выполнять 5-7 раз.

Оборудование: полоски зелёной бумаги.

4. «Покатай карандаш»

Цель: обучение спокойному ротовому вдоху и свободному плавному ротовому выдоху.

Процедура проведения: Детям предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш. Упражнение выполнять 5-7 раз.

5. «Сдуй ватку»

Цель:  обучение спокойному ротовому вдоху и свободному плавному ротовому выдоху.

Процедура проведения: Вдохнуть через нос, сделать плавный выдох через рот, чтобы сдуть ватку с ладони. Упражнение выполнять 5-7 раз.

Упражнения произнесение гласных звуков

1. «Малыш плачет»

Цель: обучение рациональному экономному выдоху в процессе произнесения гласного звука [а]

Процедура проведения: Показываем ребенку картинку, на которой плачем малыш. Просим ребенка сделать вдох носом и выдох ртом, произнося громко и длительно звук [А-А-А].

2. «Потерялись в лесу»

Цель: обучение рациональному экономному выдоху в процессе произнесения гласного звука [у]

Процедура проведения: Показывает ребенку картинку, на которой нарисован лес. Предлагается ребенку представить, что он потерялся в лесу и нужно позвать на помощь. Просим сделать вдох носом и выдох ртом, произнося громко и длительно  звук [У-У-У].

3. «Болит зуб»

Цель: обучение рациональному экономному выдоху в процессе произнесения гласного звука [о]

Процедура проведения: Показываем ребенку картинку, на которой нарисована девочка и у нее болит зуб. Просим ребенка представить, что у него болит зуб, надо сделать вдох носом и выдох ртом, произнося громко и длительно звук [О-О-О].

4. «Зайчик»

Цель: обучение рациональному экономному выдоху в процессе произнесения гласного звука [и]

Процедура проведения: Показываем ребенку картинку, на которой изображен зайчик, просим сделать вдох носом и выдох ртом, произнося громко и длительно звук [И-И-И], как зайчик.

5. «Обезьянка»

Цель: обучение рациональному экономному выдоху в процессе произнесения гласного звука [ы]

Процедура проведения: Показываем ребенку картинку, на которой изображена обезьянка. Говорим ребенку, что она любит корчить рожицы, давай тоже сделаем как она. Просим ребенка сделать вдох носом и выдох ртом, произнося громко и длительно звук [Ы-Ы-Ы].

Упражнения на произнесение сочетаний гласных звуков

1. «Эхо»

Цель: обучение рациональному экономному выдоху в процессе произнесения сочетаний гласных звуков.

Процедура проведения: Сделать вдох носом и выдох ртом, произнося сочетание звуков «АУ-АУ», словно мы потерялись в лесу.

2. «Девочки поют»

Цель: обучение рациональному экономному выдоху в процессе произнесения сочетаний гласных звуков.

Процедура проведения: Логопед показывает детям картинки с изображением поющих девочек. Затем раздает по одной картинке и предлагает спеть такой же звук.

Инструкция: Давайте споем песенки. Вот первая песенка: «А-А-А-У-У-У!» Наберите побольше воздуха носом и на выдохе пойте песенку,  она должна получиться длинная. А вот вторая песенка: «У-У-У-А-А-А!». Еще споем одну песенку: «О-О-О-У-У-У». Следующая песенка: «О-О-О-И-И-И-И». Споем последнюю посенку: «И-И-И-А-А-А».

Оборудование: картинки с изображением поющих девочек.

3. «В лесу»

Цель: обучение рациональному экономному выдоху в процессе произнесения сочетаний гласных звуков.

Инструкция: Логопед показывает картинку леса и говорит: В лес пришел недобрый человек, он кричит на всех лесных зверей: «Оу-Оу-Оу», давай так же крикнем на него, набери воздух носом и на выдохе произнеси «Оу-Оу-Оу». Молодец, мы его спугнули. В нашем лесу заблудился спутник, давай укажем ему дорогу, набери воздух носом, а на выдохе произнеси: «Ау-Ау-Ау». Пришло время всем собраться на полянке, давай вдох сделаем носом, а выдох ртом, произнося: «Аи-Аи-Аи».

4. «Дует ветерок»

Цель: обучение рациональному экономному выдоху в процессе произнесения сочетаний гласных звуков.

Процедура проведения: Логопед предлагает ребенку подуть как ветер. Сделать вдох носом, выдох-ртом, произнося «Уи-Уи-Уи», «Иу-Иу-Иу».

5. «Ослик»

Цель: обучение рациональному экономному выдоху в процессе произнесения сочетаний гласных звуков.

Процедура проведения: Логопед показывает картинку ослика, показывает как говорит ослик, просит ребенка повторить. Нужно сделать вдох носом, выдох ртом, произнося длительно «Иа-Иа-Иа-Иа».

Упражнения на пропевание гласных с изменением силы и высоты голоса.

1. «Малыши»

Цель: обучение рациональному экономному выдоху в процессе пропевания гласных звуков с изменением высоты голоса.

Процедура проведения: логопед показывает картинки, читает рифмовку.

Наш малыш кричит с утра.

Уа – уа – уа –

Вот и все его слова.

Логопед объясняет, что мальчик кричит низким голосом (показывает), а девочка высоким. Логопед несколько раз произносит звуки, меняя высоту голоса и показывая соответствующие картинки. Затем логопед убирает кукол за ширму, произносит звукоподражания разным по высоте голосом. Ребенок после каждого предъявления должен сказать, кто кричал, мальчик или девочка, просит ребенка повторить звуки на одном выдохе, сделав вдох носом, а выдох ртом.

Оборудование: куклы – девочка и мальчик или карточки с изображением мальчика и девочки.

2. «Медведица и медвежонок»

Цель: обучение рациональному экономному выдоху в процессе пропевания гласных звуков с изменением высоты голоса.

Процедура проведения: логопед говорит ребенку, что к нему пришли гости и показывает игрушки. Затем читает рифмовку:

Пыхтит, как пышка, мамочка-мишка: Ы-Ы-Ы.

(произносит звук низким голосом)

Пыхтит, как пышка, и маленький мишка: ы-ы-ы.

(произносит звук высоким голосом)

Логопед показывает маму-мишку и просит позвать её низким голосом, потом просит позвать высоким голосом маленького мишку, произнося звуки на одном выдохе, сделав вдох носом, а выдох ртом.

Оборудовнаие: две игрушки – большой и маленький медведи

3. «Укачиваем куклу спать»

Цель: обучение рациональному экономному выдоху в процессе пропевания гласных звуков с изменением силы голоса.

Процедура проведения: Логопед просит ребенка тянуть гласный звук на одном выдохе, сначала тихо (секунд 5), постепенно наращивая громкость (3 – 5 секунд), а потом на максимальной громкости (3-5 секунд): а-а-а-А-А-А

4. «Тянем ниточку»

Цель: обучение рациональному экономному выдоху в процессе пропевания гласных звуков с изменением силы голоса.

Процедура проведения: Логопед дает ребенку клубок ниток, просит тянуть нитку и пропевать гласные звуки на одном выдохе, постепенно наращивая громкость: а-а-а-о-о-о-у-у-у-э-э-э.

5. «Змейка»

Цель: рациональному экономному выдоху в процессе пропевания гласных звуков с изменением силы голоса.

Процедура проведения: логопед показывает ребенку игрушку- змейку. Просит помочь змейке проползти от начала стола до конца стола, пропевая о-о-о-о-о, на одном выдохе, наращивая громкость.

Упражнения на произнесение щелевых согласных

1. « Погреться на морозе»

Цель: обучение рациональному экономному выдоху в процессе произнесения щелевого звука [х].

Процедура проведения: Дети вдыхают через нос и на выдохе, который осуществляется через рот, произносят звук [х], как будто греют руки. Упражнение выполнять 5-7 раз.

2. «Накачаем шину»

Цель: обучение рациональному экономному выдоху в процессе произнесения щелевого звука [с].

Процедура проведения: Нужно накачать лопнувшую шину. Сжав руки в кулаки, ребенок поднимает их перед собой, как бы держа воображаемый насос. Медленно наклоняясь вперед, ребенок на выдохе произносит «С-С-С». Упражнение выполнять 5-7 раз.

3. «Комар»

Цель: обучение рациональному экономному выдоху в процессе произнесения щелевого звука [з].

Процедура проведения: Ребенок стоит, руки к плечам, легко покачивается на месте, вдыхает носом и на выдохе произносит звук "з". Взрослый произносит рифмовку:

З-з-з - комар летит,

З-з-з - комар звенит.

4. «Пчела»

Цель: обучение рациональному экономному выдоху в процессе произнесения щелевого звука [ж].

Процедура проведения: Ребенок стоя, делает медленно вдох через нос. На выдохе продолжительно произносит звук «ж – ж – ж» и легко взмахивает пальцами.

5. «Надуй шарик»

Цель: обучение рациональному экономному выдоху в процессе произнесения щелевого звука [ф].

Процедура проведения: Ребёнок сидит или стоит. Со слов «Надуваем шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает носом, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью,  выдыхает, произнося звук [ффф].

Упражнения на произнесение слогов и звукоподражаний

1. «Тянем ниточку»

Цель: формирование правильного речевого дыхания

Процедура проведения: Просим ребенка сделать вдох носом и выдох через рот, произнося АУ-АУ-АУ и вытягивая ниточку из клубка.

2. «Поезд»

Цель: формирование правильного речевого дыхания

Процедура проведения: Показываем ребенку картинку с изображением поезда, просим представить, что мы едем на поезде, делаем вдох носом и выдох ртом, произнося ТУ-ТУ-ТУ-ТУ.

3. «Лошадка»

Цель: формирование правильного речевого дыхания

Процедура проведения: Показываем ребенку картинку лошадки, делаем вдох носом и выдох ртом, произнеся И-го-го-И-го-го, как лошадка.

4. «Кошка»

Цель: формирование правильного речевого дыхания

Процедура проведения: Показываем ребенку картинку с изображением кошки, делаем вдох носом и выдох ртом, произнося Мяу-Мяу, как кошка.

5. «Курочка»

Цель: формирование правильного речевого дыхания

Процедура проведения: Показываем ребенку картинку курочки, просим сделать вдох носом и выдох ртом, произнося Ко-ко-ко, как курочка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и воспитателей разных возрастных групп:"Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи"

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.Ды...

Веселый ветерок. Комплекс упражнения для развития дыхания.

Современное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования личности ребенка. Для того, чтобы правильно научиться произносить звуки, нужно подготовить артикуляционный аппарат, тренир...

Игровые упражнения для развития дыхания

Без поставленного речевого дыхания не бывает хорошего голоса. Следующие упражнения позволят добиться увеличения силы голоса...

Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи

Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи...

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЫХАНИЯ И ГОЛОСА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ .

Правильное речевое дыхание обеспечивает четкую дикцию, произношение звуков, за счет нормального звукообразования, достаточной громкости, соблюдение пауз, сохранение плавности речи и её выразительности...

Конспект ООД по познавательному и речевому развитию «Упражнения на развитие дыхания «Ветерок». Звуковая культура речи.

Программное содержание1.Продолжать формировать интерес к занятиям.2.Продолжать формировать потребность детей в общении.3.Формировать умение детей слушать обращенную речь, отвечать на вопросы по мере в...

Мастер-класс для педагогов «Формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи: «Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей»

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания дошкольников.Задачи:1. Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания.2. Рассказать воспитателям о необходимо...