Деятельность ПМПК - средство повышения качества образования в соответствии с ФГОС ДО
статья по логопедии
В данной статье освещаются цели и задачи создания ПМПК, состав и основные виды деятельности специалистов ПМПК, уделяется внимание подготовке ПМПК и этапам работы консилиума, представлены формы ПМПК, схема заседаний ПМПК, а также перечень документов ПМПК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_deyatelnost_pmpk.docx | 36.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад по теме:
«Деятельность ПМПК - средство
повышения качества образования в соответствии с ФГОС ДО»
Учитель-логопед Горбенко Н.В., МДОУ ЦРР – детский сад № 28
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) целью специального образования является формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, а также формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
При реализации задач развития инклюзивного образования важнейшим является система психолого–медико-педагогического сопровождения ребенка на протяжении всего времени нахождения в образовательном учреждении, которая может быть эффективно осуществлена только при наличии команды специалистов сопровождения.
А таким звеном в системе сопровождения является ПМПК образовательного учреждения.
Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК) организуется в ДОУ как форма взаимодействия специалистов учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.
ПМПК в своей работе руководствуется Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребенка, Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (№ 124-ФЗ от 24.07.1998 г.), ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» (№ 181-ФЗ от 24.11.1995 г.), Письмом Министерства образования и науки РФ «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» (№ АФ 150/06 от 18.04.2008 г.), рекомендациями региональных и муниципальных органов управления образования, уставом и локальными актами, регулирующими организацию образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) детей (воспитанников).
ПМПК дошкольного образовательного учреждения создается в соответствии с письмом Минобразования России от 27.03.2000 №27/901 -6 «О психолого – медико – педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»), разрабатывается Положение о ПМПк ДОУ.
Целью ПМПК является обеспечение диагностико-коррекционного и психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и состояниями декомпенсациия в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.
В основные задачи консилиума входит:
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей раннего и дошкольного возраста, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном, эмоциональном развитии, трудности в адаптации.
2. Обследование детей старшего дошкольного возраста с целью выявления их готовности к обучению и определение содержания, форм и методов их обучения и воспитания в соответствии с особенностями их физического и психического развития.
3. Выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций педагогам для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания.
4. Определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в ДОУ.
5. Организация взаимодействия между педагогическим составом ДОУ и специалистами, участвующим в деятельности консилиума. По необходимости, организация взаимодействия между консилиумом ДОУ и муниципальным ПМПК.
В состав ПМПК ДОУ могут входить: педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель, старшая медсестра (врач), инструктор по физкультуре, муз. руководитель. Председателем ПМПК ДОУ является старший воспитатель, обладающий административным ресурсом для реализации решений консилиума.
Основные области деятельности специалистов ПМПК:
Педагог-психолог: психологическая диагностика, выявление потенциальных возможностей ребенка и зоны его ближайшего развития, психологическое консультирование, психокоррекция, разработка и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребёнком с учётом данных психодиагностики.
Учитель-логопед: логопедическая диагностика, коррекция и развитие речи, разработка рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных логопедических приёмов в работе с ребёнком.
Воспитатель: определение уровня развития разных видов деятельности ребёнка в соответствии с программой воспитания и обучения, особенностей коммуникативной активности, уровня сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего, по данным оценки изобразительной и трудовой деятельности), навыков самообслуживания согласно возрастному этапу; реализация рекомендаций психолога, логопеда, врача (организация режима, развивающих и коррекционных игр и т. д.).
Старшая медицинская сестра (врач): информирование заинтересованных лиц о поступлении в ДОУ детей с отклонениями в развитии, контроль выполнения рекомендаций врачей, обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима, ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников, проведение фито- и физиотерапевтических процедур.
Инструктор по физкультуре: выполнение рекомендаций психолога, логопеда, врача, проведение занятий с учетом индивидуального подхода.
Музыкальный руководитель: реализация используемых программ музыкального воспитания с элементами танцевальной, театральной терапии с учётом рекомендаций учителя-логопеда, педагога-психолога.
Председатель ПМПК: ведение текущей документации, подготовка и проведение заседаний ПМПК, перспективное планирование деятельности ПМПК, координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль организации работы, анализ эффективности.
Подготовка ПМПК
Для повышения эффективности коррекционной деятельности, ребенку, проходящему консилиум, назначается ведущий специалист.
- Решением консилиума, ведущим специалистом, прежде всего, назначается педагог группы, которую посещает ребенок, или любой другой специалист, проводящий образовательную и коррекционную деятельность.
- Председатель ПМПК ставит в известность родителей и специалистов консилиума о необходимости обсуждения проблемы, организует подготовку и проведение заседания ПМПК.
- Специалисты, ведущие работу с ребенком, обязаны за 3 дня до проведения ПМПК предоставить ведущему специалисту характеристику динамики развития ребенка за период с момента последнего консилиума.
- На ребенка, обсуждаемого на консилиуме, заводится карта психолого-медико-педагогического сопровождения, содержащая рекомендации индивидуального подхода к работе с ним.
Эффективность коррекционно-развивающей работы зависит от качественной диагностики детей. Сопровождение и диагностика отклонений развития детей проводится в семь этапов.
В работе консилиума можно выделить ряд последовательных этапов, закономерно вытекающих один из другого.
- Подготовительный этап сопровождения ребенка.
Описание проблем или жалоб, которое происходит при записи ребенка на консультацию с целью диагностики и обследования ребенка, если поступил запрос от родителей (лиц, их замещающих), либо с запроса воспитателя, по медицинским показаниям, по запросу участников образовательного процесса, администрации образовательного учреждения с согласия родителей. Последнее должно быть документально зарегистрировано (договор).
2. Индивидуальное обследование ребенка специалистами консилиума. Практика консультативно-диагностической деятельности показывает, что в отдельных трудных случаях целесообразно первичный прием проводить психологу с опытом работы. Психолог собирает анамнестические сведения о ребенке и его семье. В этом случае другие специалисты дополняют и уточняют эти анамнестические данные. Этот этап заканчивается составлением индивидуальных заключений всеми специалистами консилиума.
3.Коллегиальное обсуждение.
Это определение индивидуального образовательного маршрута и коррекционной помощи. Коллегиальное обсуждение результатов обследования позволяет выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка, определить общий прогноз его развития, определить комплекс коррекционно-развивающих мероприятий, выбрать образовательный маршрут.
Родителям сообщается заключение в понятной для них форме. Как правило, это делает председатель ПМПК. В то же время следует помнить, что каждый специалист обязан проконсультировать родителей и дать им ясные и понятные рекомендации.
4. Направление ребенка на муниципальную ПМПК.
Ребенок направляется на комиссию более высокого уровня в том случае, если:
- ПМПК ДОУ не приходит к общему мнению;
- Родители не принимают решений и рекомендаций ПМПК ДОУ.
Общее заключение ПМПК ДОУ передается в муниципальную ПМПК. После дополнительного обследования ребенка это заключение возвращается в образовательное учреждение с рекомендациями специалистов.
5. Согласование деятельности специалистов по коррекционно-развивающей работе.
Функция распределения и согласования воздействий специалистов на ребенка должна быть возложена на председателя ПМПК. Необходимость объединить усилия всех специалистов требует от председателя ПМПК особых навыков, умения создать деловую атмосферу в работе консилиума.
6. Реализация рекомендаций консилиума.
Составляется план коррекционных мероприятий. Наиболее важной задачей специалистов на этом этапе является разработка (или подбор) программ для ребенка или группы детей. На каждого ребенка заводятся соответствующие документы, в которых отражается ход коррекционной работы. В завершение этого этапа работы проводится динамическое обследование ребенка (оценка его состояния после окончания цикла коррекционно-развивающей работы) или итоговое обследование. По результатам промежуточного обследования заседание ПМПК проводится только в следующих случаях, если:
- отмечается явно недостаточная или отрицательная динамика развития;
- были получены значительные изменения состояния ребенка;
- произошли какие-то незапланированные события. В этом случае заседание комиссии будет внеплановым.
7. Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы. На этом этапе оценивается изменение состояния ребенка и необходимость дальнейшей работы с ним. Если работа продолжается, то она проходит по этой же схеме.
Формы организации ПМПК
Консилиумы подразделяются на плановые и внеплановые.
Плановые ПМПК проводятся не реже 3 раз в год по заранее составленному руководителем графику.
Внеплановые консилиумы собираются по запросам участников образовательного процесса (в первую очередь, воспитателя группы), ведущих с данным ребенком образовательную и коррекционную деятельность. Поводом для внепланового консилиума являются возникновение новых обстоятельств, влияющих на развитие ребенка, отрицательная динамика его развития.
Деятельность планового консилиума ориентирована на решение следующих задач:
- определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии;
- выработка согласованных решений по определению образовательного коррекционно-развивающего маршрута ребенка;
- динамическая оценка состояния ребенка и изменение ранее намеченной программы, при необходимости подготовка документации и сопровождение ребенка на муниципальную ПМПК. Плановые консилиумы в этом случае проводятся один раз в полугодие на каждого проблемного ребенка.
На одном заседании возможно рассмотрение кандидатуры как одного ребенка, так и списка детей.
Основной задачей внепланового консилиума является решение вопроса о принятии каких-либо необходимых экстренных мер по выявленным обстоятельствам. Задачами внепланового консилиума являются:
- решение вопроса о принятии каких-либо необходимых экстренных мер по выявленным обстоятельствам (в том числе – каким специалистом должен быть проконсультирован ребенок в первую очередь);
- изменение ранее проводимой коррекционно-развивающей программы в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности;
- решение вопроса об изменении образовательного маршрута ребенка либо в рамках деятельности данного образовательного учреждения, либо иного типа учебного заведения (повторное прохождение ПМПК).
Схема заседаний ПМПК:
- Организационный момент.
- Заслушивание характеристик, представлений специалистов, их дополнение со стороны других членов консилиума.
- Постановка педагогического заключения.
- Обмен мнениями и предложениями по коррекции развития ребенка.
- Выбор оптимальных для ребенка образовательных программ.
- Выработка рекомендаций.
- Разработка индивидуального образовательного маршрута ребенка.
Перечень документов ПМПК;
- Приказ руководителя дошкольного образовательного учреждения о создании ПМПК.
- Положение о ПМПК дошкольного образовательного учреждения.
- Годовой план и график плановых заседаний ПМПК ДОУ.
- Договор между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанников ДОУ.
- Заявление от родителей на согласие обследования ребенка.
- Представления специалистов.
- Журнал записи детей на ПМПК.
- Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов ПМПК.
- Протоколы заседаний ПМПК.
- Коллегиальное заключение ПМПК.
- Карта психолого-медико-педагогического сопровождения детей.
- Карты развития детей.
- Индивидуальная программа развития воспитанников ДОУ.
- Журнал сведений о динамике развития воспитанников ДОУ.
- Архив консилиума, состоящий из журналов, протоколов заседаний, характеристик, карт развития детей, медицинских справок, договоров. Архив консилиума хранится в течение 10 лет в специально оборудованном помещении и выдается только членам консилиума или по запросу специалистов ТПМПК.
Таким образом, результатом деятельности ПМПК ДОУ является разработка тактических задач сопровождения, конкретизация последовательности подключения того или иного специалиста или условий обучения, подбор конкретных коррекционных программ, тактик, технологий сопровождения, наиболее адекватных особенностям ребенка и всей ситуации его включения в среду обычных сверстников, что способствует повышению качества образования в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМА: Театрализованная деятельность как средство повышения качества образования детей
ТЕМА: Театрализованная деятельность как средство повышения качества образования детей Тип: краткосрочный. Возраст: подготовительная группа. ПРОБЛЕМА: Удаленность дошкольного учреждения от го...
Опыт управленческой деятельности по теме: «Управление инновационной деятельностью в ДОУ как средство повышения качества образования»
Общая направленность представленного управленческого опыта состоит в практической организации инновационного образовательного художественно-эстетического пространства в ДОУ, ориентированного на освоен...
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДОУ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (Консультация для педагогов)
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДОУ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯЕкатерина Андреевна Шпилёва, старший воспитатель МДОУ – детского сада № 30 «Родничок» г.СерпуховаСовременное дош...
Проектная деятельность как одно из средств повышения качества образования
Проект "Эколята", как средство формирования экологической культуры дошкольников....
«Технология исследовательской деятельности, как условие повышения качества образования современных детей в условиях реализации ФГОС в ДО»
Современная действительность требует воспитания и развития у подрастающего поколения качеств инициативного, самостоятельного субъекта, способного творчески и активно строить свои отношения с окру...
Методическая разработка для Педагогов ДОУ «Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях ФГОС ДО через использование информационно - образовательных технологий как средство повышения качества образования в ДОУ»
Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь педагогам ДОУ....
Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования. Методика «модель письма» как метод планирования деятельности детей дошкольного возраста в центрах активности.
Для обеспечения индивидуализации дошкольного образования в Программе «ПРОдетей» используются методы и основанные на них методики. Одной из таких методик является методика...