Презентация по теме "Развитие речи в раннем возрасте"
материал по коррекционной педагогике (младшая группа)
Особенности развития речи в раннем возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_v_rannem_vozraste.pptx | 2.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Овладение речью является одним из главных событий в развитии ребёнка раннего возраста. Овладение речью происходит не сразу, а проходит ряд этапов. На первом году жизни речи ещё нет. Ребёнок понимает обращённую к нему речь, но его собственную речь заменяют другие, невербальные средства общения — эмоциональные выражения, мимика , затем жесты, позы, локомоции, вокализации . На третьем году жизни ребёнок в основном усваивает человеческий язык и начинает общаться с помощью речи. Между этими двумя периодами существует этап, когда ребёнок начинает говорить, но не на настоящем, а на своём, детском языке. Это так называемый этап «автономной детской речи ». « Детский язык» отличается от взрослого и звучанием слов (фонетикой), и смысловой стороной, т.е. значением слов. Звуковой состав первых слов ребёнка резко отличается от звукового состава слов взрослых. Иногда это совершенно не похожие на слова взрослых звукосочетания, иногда — сильно искажённые слова взрослых , но сохраняющие их ритмический рисунок, или отдельные слоги.
Детские слова отличаются от слов взрослых и своеобразным значением. Обозначение ребёнком предметов носит неустойчивый характер. Одним и тем же словом он называет разные предметы . ( Так , «кис-кис» может относиться и к кошке, и к меховой шапке, и к волосам, словом, обозначать всё мягкое и пушистое .) И наоборот — одному и тому же предмету ребёнок даёт разные названия . ( Например , игрушечную утку он один раз может назвать так же, как игрушечную собаку, а другой раз — как чайник только на том основании, что все эти предметы жёлтого цвета. Например, словом «папа» малыш может называть все аксессуары мужского туалета) Это свидетельствует о том, что первые обобщения ребёнка строятся не на основе существенных признаков предметов, а на случайных, ситуативных совпадениях их отдельных качеств. В своих первых обобщениях малыш руководствуется прежде всего непосредственным ощущением и своим собственным опытом . Слова ребёнка могут иметь смысл целого предложения, высказывания. И этот смысл может меняться в зависимости от ситуации. Обычно такие слова сопровождаются мимикой и жестами. ( Так , слово «мама» в ситуации, в которой ребёнок, произнося это слово , тянется рукой к мячику, обозначает: «Дай мне мячик », а в ситуации, когда он, ударившись, зовёт маму, за этим словом стоит жалоба: «Мне больно, пожалей меня ».)
Общение с детьми в этот период возможно только по поводу конкретной ситуации (поэтому такое общение и называется ситуативным). Слово может обозначать только тот предмет, который ребёнок непосредственно воспринимает . Если предмет находится перед глазами , то сразу понятно, о чём идёт речь. Но понять значение этих слов, когда они оторваны от ситуации, невозможно . Своеобразие автономной детской речи отражает особенности мышления ребёнка на данном этапе развития. Мыслить с помощью слов вне наглядной ситуации ребёнок ещё не может. Следующий этап развития речи ребёнка знаменуется появлением его первых настоящих слов. Долгое время принято было считать, что детская речь возникает из прямого подражания речевым звукам в зрослого. Умение подражать, воспринимать и воспроизводить чужие слова ещё не ведёт к появлению собственных слов ребёнка. Речепорождающая ситуация взаимодействия взрослого с ребёнком должна содержать их предметное сотрудничество. Слово — это прежде всего знак, т.е. заместитель другого предмета. Значит, за каждым словом должно стоять то, что оно обозначает, т.е. его значение. СЛОВО ПРЕДМЕТ
Первые слова могут не появиться если мать и ребёнок до полутора лет ограничиваются проявлениями взаимной любви, первые слова могут не появиться, как бы много мать ни разговаривала с ребёнком и как бы хорошо он ни воспроизводил её слова малыш постоянно играет с предметами в одиночестве
Потребность и необходимость говорить предполагают два главных условия: потребность в общении со взрослым и потребность в предмете, который нужно назвать. Ни то ни другое в отдельности к появлению слова ещё не ведёт. И только ситуация предметного сотрудничества со взрослым (т.е. ситуативно-делового общения) создаёт у ребёнка необходимость назвать предмет и, значит, произнести своё слово, т.е. использовать слово как средство общения. Инициативное самостоятельное использование ребёнком слов служит критерием появления у него активной речи . На протяжении второго года жизни активная речь ребёнка интенсивно развивается: быстро увеличивается словарный запас; слова, обозначающие предметы, становятся более устойчивыми и однозначными. Ребёнок начинает осваивать грамматическую структуру речи.
Третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой активностью ребёнка. Дети говорят много, сопровождая речью почти все свои действия. Речь становится особым объектом внимания малышей, они открывают в ней всё новые и новые стороны. Ребёнок в основном овладевает предлогами и наречиями. Малыш может выразить словами свои желания , поделиться переживаниями, ищет объяснения непонятного, просит показать, как надо что-то сделать, задаёт вопросы по поводу всего, что видит вокруг себя. Малыша пока ещё интересуют внешние свойства вещей, но этот интерес является ступенькой к следующему возрастному этапу — дошкольному, возрасту «почемучек». К концу второго года ребёнок образует предложения из нескольких слов, речь становится основным средством общения. Малыш обращается к окружающим взрослым по разным поводам: он просит, требует, указывает, называет, а в дальнейшем и сообщает.
Постепенно речь ребёнка всё более отделяется от наглядной ситуации. Малыш может развёрнуто рассказать о произошедших ранее событиях (где был, что видел, что делал, с кем играл), придумать собственную историю. Овладение речью позволяет ребёнку преодолеть ограниченность ситуативного общения и перейти к внеситуативно -познавательному общению. К трём годам ребёнок обладает большим словарным запасом, усложняется грамматическая структура его речи. Малыш использует почти все части речи. Он начинает пользоваться предложениями из трёх, четырёх и более слов, вопросительной и восклицательной формами. Речь ребёнка быстрыми темпами приближается к речи взрослого, открывая всё большие возможности для разностороннего общения малыша с окружающими людьми, в том числе и со сверстниками. Речь ребёнка начинает выполнять всё более разнообразные функции. Параллельно с развитием речи как средства общения происходит становление её регулятивной функции , обеспечивающей произвольное поведение ребёнка.
Первым шагом к произвольному поведению является выполнение речевых инструкций взрослого. Ребёнок охотно выполняет просьбы и поручения взрослого. Позже речь ребёнка становится средством контроля и управления своим собственным поведением. Развитие регулятивной функции речи в раннем возрасте можно рассматривать как первый этап в развитии произвольности ребёнка, на котором начинается преодоление ситуативности его поведения, зависимости от наглядной ситуации. Развитие коммуникативной и регулятивной функций речи тесно связаны: отставание в развитии коммуникативной речи сопровождается недоразвитием её регулятивной функции . Будьте внимательны к речи детей раннего возраста. Это залог успешности вашего ребенка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы по теме: " Дидактические возможности русского фольклора в развитии речи детей раннего возраста"
Данная презентация показывает как можно использовать народный фольклор в развитии речи детей раннего возраста...
Презентация. Особенности развития речи детей раннего возраста. Консультация для родителей.
В консультации предоставлен материал по развитию речи детей раннего и младшего возраста. Раскрыты особенности развития речи и приёмы, стимулирующие развитие речи ребёнка....
Презентация "Особенности развития речи детей раннего возраста"
Речь – могучее средство общения и взаимодействия людей....
Презентация "Развитие связной речи детей раннего возраста в семье"
Тесный контакт детского сада и семьи - необходимое условие правильного и своевременного развития речи ребенка....
Презентация "Особенности развития речи детей раннего возраста"
В материале раскрыты особенности речевого развития детей раннего возраста....
Презентация по развитию речи детей раннего возраста в зимний периуд
Развитие речи зимой детей раннего возраста...
Презентация "Развитие активной речи детей раннего возраста посредством инновационных и развивающих технологий"
Презентация по теме «Развития активной речи детей раннего возраста посредством инновационных и развивающих технологий» была выбранно не случайно, хотелось мне самой повысить собственный ур...