ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Фонематический слух – основа правильной речи»
консультация по логопедии
Определение. Возрастные нормы развития фонематического слуха. Этапы работы по развитию фонематического слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Памятка "Фонематический слух" | 16.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Фонематический слух это способность правильно слышать и узнавать звуки. Благодаря фонематическому слуху ребёнок может распознать и различить звуки.
Возрастные нормы развития фонематического слуха. Первый год жизни - уже на третьей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто произносимые слова. На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует. | Самое важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением. На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза. На пятом-шестом году жизни формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо. Этапы работы по развитию фонематического слуха 1-Й УРОВЕНЬ – узнавание неречевых звуков. 2-Й УРОВЕНЬ – различение звуков речи по тембру, силе и высоте. 3-Й УРОВЕНЬ – различение сходных между собой по звучанию слов. 4-Й УРОВЕНЬ – различение слогов. 5-Й УРОВЕНЬ – различение звуков 6Й УРОВЕНЬ – освоение ребенком навыков анализа и синтеза. | 1.Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка. 2.Игра «Громко–тихо». Договоритесь, что малыш будет выполнять определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо. 3.Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку. 4.Игра «Что лишнее?» Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа» и т. п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог. 5. Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему. 6.Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагают слова с пропущенным звуком – их нужно отгадать. Например, из слов убежал звук «л» (...ампа, мы...о, ...ук, кук...а). |
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Фонематический слух – основа правильной речи» | Список литературы. 1.Волкова Л.С. Логопедия : Учебник./Волкова Л.С.- М.: Владос, 2008. 2.Казанская В.Л. Шматко Н.Д. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия, Дефектология,- 2002г,- №5 3.ТкаченкоТ.А. Развитие фонематического восприятия: учебное пособие- М.,2001г. Составитель: учитель-логопед Котова Е. В. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов "Фонематический слух - основа правильной речи"
Игровые упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха....
Мастер-класс для педагогов "Фонематический слух- основа правильной речи"
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, и...
Консультация для педагогов «Фонематический слух - основа правильной речи »
Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш про...
Памятка для родителей "Фонематический слух - основа правильной речи"
памятка для родителей о значимости развития фонематического слуха у детей; подборка игр и упражнений в данном направлении...
Лекция для педагогов "Фонематический слух -основа правильной речи"
Лекция для педагогов ДОО...
Памятка для родителей . "Фонематический слух - основа правильной речи".
Игры для развития фонематического слуха...