"Коррекция речевого развития у детей раннего возраста с ЗПР"
консультация по логопедии

Мороз Светлана Вячеславовна

"Коррекция речевого развития у детей раннего возраста с ЗПР"

 

Ранняя коррекция особенностей развития ребенка становится все более актуальной проблемой специальной психологии и педагогики. Важнейшей причиной роста ее актуальности является высокий процент новорожденных с неблагополучным состоянием здоровья. Данные специальной психологии свидетельствуют о том, что среди различных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время наиболее распространенными являются речевые нарушения. Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка, психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т.д.

Задержка психоречевого развития у ребенка - это отставание от возрастной нормы. Такие дети овладевают навыками речи также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты. Задержка психоречевого развития затрудняет общение ребенка с окружающими, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на эмоционально-волевую сферу. При задержке психоречевого развития имеют место все виды нарушений речи, наблюдающиеся и у детей с нормальным интеллектом. Характерным признаком клинической картины нарушений у большинства детей является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. У большинства детей с ЗПРР имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи.

Причинами возникновения задержки психоречевого развития могут быть:

- замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь (чаще обусловлено генетически);

- заболевания и поражения головного мозга (гипоксия, травмы и инфекционные заболевания, перенесенные внутриутробно, в период родов и в первый год жизни);

- нарушения слуха (речь формируется на основе услышанного, если у ребенка есть проблемы со слухом, то возникают проблемы с воспроизведением слов, то есть с речью);

- ранние заболевания в первые годы жизни;

- наследственные факторы (в этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью);

- неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, нарушениям эмоционально - волевой сферы и дефициту в развитии речи.

Все компоненты речевой деятельности у детей раннего возраста имеют свои особенности: ребенок в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мать; у ребёнка в 8-9 месяцев нет лепета (повторяющихся ба-ба-ба, па-па-та и т.п. сочетаний), а в год это на редкость тихий ребёнок, мало издающий звуки; ребёнку уже полтора года, а простых слов, например «мама» или «дай» он не говорит и не понимает простых слов - своего имени или названий окружающих предметов: не способен выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда», «сядь»; у ребёнка есть трудности с сосанием или жеванием; в два года ребёнок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова; в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний; трёхлетний малыш говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Он не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение), не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем; трёхлетний ребёнок «тарахтит», то есть говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, крайне медленно, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет; в три года ребёнок говорит в основном фразами из мультиков и книжек, но не строит собственные предложения; у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов); если ребенок имеет сохранный физический слух, к 3 годам владеет только десятком лепетных слов, то в этом случае процесс овладения речью не просто задерживается по времени, но принимает искаженный характер.

  Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно растет мозг ребенка и формируются его функции. «Для речи, — пишет проф. М. М. Кольцова, — таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное».

При психоречевом недоразвитии речи идет замедление темпа интеллектуального развития ребенка, и поэтому нарушаются психические процессы – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение. В связи с этим логопедические занятия с детьми раннего возраста с ЗПР имеют ряд особенностей:

•Занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.

•Элементы обучения вводятся в ходе организации специальных игр.

•Необходимо достижение эмоционального контакта между педагогом и ребенком, а также многократное повторение словесного материала.

Логопедическая работа с детьми раннего возраста с ЗПРР ведется по таким направлениям, как развитие импрессивной и экспрессивной речи, которая в свою очередь делится на два этапа. В ходе I этапа коррекционной работы решаются следующие задачи:

- создание коммуникативной среды – т.е. такие условия, при которых у ребенка появится желание общаться с педагогом

- воспитание неречевого и речевого внимания, развитие понимания речи, одно-двусложных инструкций

- преодоление неречевого и речевого негативизма

- вызывание потребности в речевом высказывании

- увеличение объема пассивного словарного запаса

- обучение родителей правильному общению с ребенком

Формируя на первом этапе когнитивные предпосылки появления речевого высказывания, уделяется особое внимание развитию различных видов ощущений и восприятия (зрительного, слухового, осязательного, вкусового и обонятельного). При рассматривании с детьми предметов, расширяются возможности зрительно-двигательной координации, устанавливается взаимосвязь между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его называнием. Развиваются представления о свойствах предметов (форма, цвет, величина), расширяются возможности фонематического восприятия.

Развитие вербальных средств общения происходит на фоне расширяющейся когнитивной компетенции. Ненавязчивая стимуляция речи у ребенка осуществляется в условиях предоставления ребенку возможности выбора средств общения (невербальных и вербальных). В конкретных ситуациях вызываются и поощряются первые однословные, а затем и двусловные высказывания ребенка. Работа проводится на материале лексических тем « Животные», «Игрушки» и др.

Формирование и развитие первых практических представлений детей о звуках и словах происходит в игровых ситуациях. Развивается фонационное и физиологическое дыхание у детей. Артикуляционная гимнастика проводится с использованием забавных рисунков-символов, что повышает интерес детей к ее выполнению.

Формируются и развиваются тонкие движения пальцев рук. Одновременно желательно проводить массаж кистей рук и пассивную пальчиковую гимнастику. Упражнения должны быть направлены на попеременное сжатие, растяжение и расслабление мышц кисти. Объем движений должен увеличиваться постепенно, не вызывая у ребенка неприятных и болевых ощущений. Вовлекать в процесс необходимо все пять пальцев руки, так как у каждого из них свой коэффициент полезного действия для развития двигательной области коры головного мозга и, соответственно, речевой деятельности. Используются изолированные движения каждого пальчика.

В процессе различных видов детской деятельности закрепляется речевой материал, который вызывает у детей наибольшие трудности. Приоритетное значение на данном этапе принадлежит предметной деятельности. Использование совместной со взрослым практической деятельности для стимулирования возникновения и развития его потребности в вербальном высказывании составляет ведущее направление занятий на данном этапе.

Занятия на II этапе обучения стимулируют дальнейшее развитие речевых возможностей детей. Данный этап предполагает решение следующих задач:

- учить ребенка повторять за взрослым и самостоятельно называть предложения

- формировать грамматические формы (число, род, падеж).

-учить употреблять предлоги.

Средствами для решения данных задач являются все виды деятельности, свойственные детям от 1 года до 3 лет (игра, конструирование, рисование, ритмика и т.п.). На этом этапе расширяются возможности использования вербальных средств общения в процессе совместного со взрослым комплексного обследования предметов. Продолжается работа по развитию наглядно-действенных форм мышления. Приоритетное направление - развитие диалогической речи. Используются разнообразные приемы: образцы диалогов (взрослый-игрушка), разнообразные типы вопросов. Планируется усвоение существительных в форме Д.п., Т.п. в ед. и мн. числе, овладение категорией числа глаголов, глаголами настоящего и прошедшего времени, личных местоимений, некоторых наречий (больше, меньше), предлогов (в, на). В логопедической работе на данном этапе используется лексико-семантический материал следующих тем: «Фрукты», «Овощи», «Одежда», «Посуда», «Домашние животные», «Дикие животные» и др.

Логопедические занятия включают индивидуальные и групповые занятия продолжительностью от 10 до 25 минут в зависимости от этапа работы и состояния детей. Группы комплектуются с учетом моторного, познавательного и речевого развития (до 5 человек).

    В период работы над развитием импрессивной и экспрессивной речи используются различные методы и приемы коррекционной работы. Это традиционные логопедические методы, такие как подражание, стимулирование речи, вслушивание, рассматривание, манипуляции с предметами, картинками, предметно-игровые действия с игрушками, рисование, конструирование, пальчиковые, подвижные специальные и другие виды игр, массаж, гимнастика. В настоящее время в коррекционной логопедической работе наряду с традиционными коррекционными методами широко используются нетрадиционные методы терапии. В работе с детьми с ЗПРР используется арттерапия, музыкотерапия, хромотерапия. Но какие бы методы не использовались очень важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.

Таким образом, успехи в речевом развитии возможны при выполнении ряда условий: эмоционального контакта с ребенком, определенного уровня понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной деятельности со стороны ребенка. Многое будет зависеть от того, насколько будет грамотно и интересно организованно занятие с детьми.

Предлагаемые направления коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой психоречевого развития стимулируют моторное, сенсорное, перцептивное речевое развитие ребенка, позволяют постепенно, естественно пройти ступени речевого развития, сообразуясь с закономерностями формирования речи в онтогенезе.  И.П.Павлов сказал: «Ничто не остается неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Коррекция речевого развития у детей раннего возраста с ЗПР"

Ранняя коррекция особенностей развития ребенка становится все более актуальной проблемой специальной психологии и педагогики. Важнейшей причиной роста ее актуальности является высокий процент новорожденных с неблагополучным состоянием здоровья. Данные специальной психологии свидетельствуют о том, что среди различных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время наиболее распространенными являются речевые нарушения. Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка, психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т.д.

Задержка психоречевого развития у ребенка - это отставание от возрастной нормы. Такие дети овладевают навыками речи также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты. Задержка психоречевого развития затрудняет общение ребенка с окружающими, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на эмоционально-волевую сферу. При задержке психоречевого развития имеют место все виды нарушений речи, наблюдающиеся и у детей с нормальным интеллектом. Характерным признаком клинической картины нарушений у большинства детей является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. У большинства детей с ЗПРР имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи.

Причинами возникновения задержки психоречевого развития могут быть:

- замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь (чаще обусловлено генетически);

- заболевания и поражения головного мозга (гипоксия, травмы и инфекционные заболевания, перенесенные внутриутробно, в период родов и в первый год жизни);

- нарушения слуха (речь формируется на основе услышанного, если у ребенка есть проблемы со слухом, то возникают проблемы с воспроизведением слов, то есть с речью);

- ранние заболевания в первые годы жизни;

- наследственные факторы (в этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью);

- неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, нарушениям эмоционально - волевой сферы и дефициту в развитии речи.

Все компоненты речевой деятельности у детей раннего возраста имеют свои особенности: ребенок в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мать; у ребёнка в 8-9 месяцев нет лепета (повторяющихся ба-ба-ба, па-па-та и т.п. сочетаний), а в год это на редкость тихий ребёнок, мало издающий звуки; ребёнку уже полтора года, а простых слов, например «мама» или «дай» он не говорит и не понимает простых слов - своего имени или названий окружающих предметов: не способен выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда», «сядь»; у ребёнка есть трудности с сосанием или жеванием; в два года ребёнок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова; в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний; трёхлетний малыш говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Он не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение), не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем; трёхлетний ребёнок «тарахтит», то есть говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, крайне медленно, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет; в три года ребёнок говорит в основном фразами из мультиков и книжек, но не строит собственные предложения; у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов); если ребенок имеет сохранный физический слух, к 3 годам владеет только десятком лепетных слов, то в этом случае процесс овладения речью не просто задерживается по времени, но принимает искаженный характер.

  Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно растет мозг ребенка и формируются его функции. «Для речи, — пишет проф. М. М. Кольцова, — таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное».

При психоречевом недоразвитии речи идет замедление темпа интеллектуального развития ребенка, и поэтому нарушаются психические процессы – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение. В связи с этим логопедические занятия с детьми раннего возраста с ЗПР имеют ряд особенностей:

•Занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.

•Элементы обучения вводятся в ходе организации специальных игр.

•Необходимо достижение эмоционального контакта между педагогом и ребенком, а также многократное повторение словесного материала.

Логопедическая работа с детьми раннего возраста с ЗПРР ведется по таким направлениям, как развитие импрессивной и экспрессивной речи, которая в свою очередь делится на два этапа. В ходе I этапа коррекционной работы решаются следующие задачи:

- создание коммуникативной среды – т.е. такие условия, при которых у ребенка появится желание общаться с педагогом

- воспитание неречевого и речевого внимания, развитие понимания речи, одно-двусложных инструкций

- преодоление неречевого и речевого негативизма

- вызывание потребности в речевом высказывании

- увеличение объема пассивного словарного запаса

- обучение родителей правильному общению с ребенком

Формируя на первом этапе когнитивные предпосылки появления речевого высказывания, уделяется особое внимание развитию различных видов ощущений и восприятия (зрительного, слухового, осязательного, вкусового и обонятельного). При рассматривании с детьми предметов, расширяются возможности зрительно-двигательной координации, устанавливается взаимосвязь между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его называнием. Развиваются представления о свойствах предметов (форма, цвет, величина), расширяются возможности фонематического восприятия.

Развитие вербальных средств общения происходит на фоне расширяющейся когнитивной компетенции. Ненавязчивая стимуляция речи у ребенка осуществляется в условиях предоставления ребенку возможности выбора средств общения (невербальных и вербальных). В конкретных ситуациях вызываются и поощряются первые однословные, а затем и двусловные высказывания ребенка. Работа проводится на материале лексических тем « Животные», «Игрушки» и др.

Формирование и развитие первых практических представлений детей о звуках и словах происходит в игровых ситуациях. Развивается фонационное и физиологическое дыхание у детей. Артикуляционная гимнастика проводится с использованием забавных рисунков-символов, что повышает интерес детей к ее выполнению.

Формируются и развиваются тонкие движения пальцев рук. Одновременно желательно проводить массаж кистей рук и пассивную пальчиковую гимнастику. Упражнения должны быть направлены на попеременное сжатие, растяжение и расслабление мышц кисти. Объем движений должен увеличиваться постепенно, не вызывая у ребенка неприятных и болевых ощущений. Вовлекать в процесс необходимо все пять пальцев руки, так как у каждого из них свой коэффициент полезного действия для развития двигательной области коры головного мозга и, соответственно, речевой деятельности. Используются изолированные движения каждого пальчика.

В процессе различных видов детской деятельности закрепляется речевой материал, который вызывает у детей наибольшие трудности. Приоритетное значение на данном этапе принадлежит предметной деятельности. Использование совместной со взрослым практической деятельности для стимулирования возникновения и развития его потребности в вербальном высказывании составляет ведущее направление занятий на данном этапе.

Занятия на II этапе обучения стимулируют дальнейшее развитие речевых возможностей детей. Данный этап предполагает решение следующих задач:

- учить ребенка повторять за взрослым и самостоятельно называть предложения

- формировать грамматические формы (число, род, падеж).

-учить употреблять предлоги.

Средствами для решения данных задач являются все виды деятельности, свойственные детям от 1 года до 3 лет (игра, конструирование, рисование, ритмика и т.п.). На этом этапе расширяются возможности использования вербальных средств общения в процессе совместного со взрослым комплексного обследования предметов. Продолжается работа по развитию наглядно-действенных форм мышления. Приоритетное направление - развитие диалогической речи. Используются разнообразные приемы: образцы диалогов (взрослый-игрушка), разнообразные типы вопросов. Планируется усвоение существительных в форме Д.п., Т.п. в ед. и мн. числе, овладение категорией числа глаголов, глаголами настоящего и прошедшего времени, личных местоимений, некоторых наречий (больше, меньше), предлогов (в, на). В логопедической работе на данном этапе используется лексико-семантический материал следующих тем: «Фрукты», «Овощи», «Одежда», «Посуда», «Домашние животные», «Дикие животные» и др.

Логопедические занятия включают индивидуальные и групповые занятия продолжительностью от 10 до 25 минут в зависимости от этапа работы и состояния детей. Группы комплектуются с учетом моторного, познавательного и речевого развития (до 5 человек).

    В период работы над развитием импрессивной и экспрессивной речи используются различные методы и приемы коррекционной работы. Это традиционные логопедические методы, такие как подражание, стимулирование речи, вслушивание, рассматривание, манипуляции с предметами, картинками, предметно-игровые действия с игрушками, рисование, конструирование, пальчиковые, подвижные специальные и другие виды игр, массаж, гимнастика. В настоящее время в коррекционной логопедической работе наряду с традиционными коррекционными методами широко используются нетрадиционные методы терапии. В работе с детьми с ЗПРР используется арттерапия, музыкотерапия, хромотерапия. Но какие бы методы не использовались очень важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.

Таким образом, успехи в речевом развитии возможны при выполнении ряда условий: эмоционального контакта с ребенком, определенного уровня понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной деятельности со стороны ребенка. Многое будет зависеть от того, насколько будет грамотно и интересно организованно занятие с детьми.

Предлагаемые направления коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой психоречевого развития стимулируют моторное, сенсорное, перцептивное речевое развитие ребенка, позволяют постепенно, естественно пройти ступени речевого развития, сообразуясь с закономерностями формирования речи в онтогенезе.  И.П.Павлов сказал: «Ничто не остается неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по речевому развитию для детей раннего возраста

В последние годы акцент исследований сместился в сторону раннего выявления отклонений в речевом развитии и раннего начала комплексной коррекционной работы, что позволяет существенно снизить соци...

Коррекция речевого развития у детей дошкольного возраста

В настоящее время отмечается увеличение числа детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии речи. Наблюдаются отклонения как в развитии только звуковой стороны речи, так и в нарушении формирован...

Развитие мелкой моторики рук,как средство речевого развития у детей раннего возраста"

На начальном этапе жизни именно мелкая мотори­ка отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять св...

«Развитие младенческого возраста» Основные этапы предречевого и речевого развития у детей раннего возраста.

СБОРНИК   ИГР    И    УПРАЖНЕНИЙ (РЕКОМЕНДАЦИИ   ДЛЯ   РОДИТЕЛЕЙ)  &laq...

Коррекция речевого развития у детей дошкольного возраста - основа их полноценного психического развития

Своевременное овладение речью перестраивает всю психику ребёнка, позволяет ему осознанно воспринимать действительность.Поэтому необходимо  вовремя заботится о развитии речи детей в дошкольном воз...

«Задержка речевого развития и примеры речевого развития у детей раннего возраста»

laquo;Задержка языкового развития (по другой терминологии — «временная»,«простая» задержка развития речи) — это отставание в сроках усвоения языковы...