«Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников с ОВЗ посредством драматизации и последующей мультипликации»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
В практике рассмотрены актуальные вопросы создания условий, способствующих успешной адаптации ребенка к школе через развитие социальной и коммуникативной сфер деятельности посредством драматизации и мультипликации, как единого творческого процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_sotsialno-kommunikativnyh_navykov_doshkolnikov_s_ovz_dlya_sayta.docx | 71.45 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников с
ОВЗ посредством драматизации и последующей мультипликации».
Информация об авторах:
Пустохина Е.Ф. – учитель-логопед высшей квалификационной категории МКДОУ - д/с «Золотая рыбка», 630501 Новосибирская область, р.п. Краснообск 109-131, 89134571239, pustohina.e@mail.ru
Соколовская М.Е. педагог- психолог 1 квалификационной категории МКДОУ - д/с «Золотая рыбка», 630501 Новосибирская область , р.п. Краснообск 104-97, 89039325866, sokol-m77@inbox.ru
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,
мы украдем у наших детей завтра»
Джон Дьюи
Актуальность
Современное общество живет в постоянном изменяющемся мире в век информации и внедрение новейших технических средств информирования, постоянный дефицит времени изменяет привычные нормы и формы внутрисемейных и межличностных отношений. Многие родители считают интеллектуальное развитие ребенка наиболее актуально в современном мире информационных технологий. Обучение ребенка с раннего возраста новейшим техническим средствам и формирование определенных умений, соответствующих, на взгляд родителей, требованиям сегодняшнего дня, должны подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сделать его конкурентно способным. В погоне за новыми тенденциями родители забывают, что конкурентный способный человек – это не только интеллектуально развитый, способный решать интеллектуальные задачи современного мира, но и человек, успешно адаптированный в обществе, умеющий выстраивать межличностные отношения, имеющий навыки конструктивного общения. Но современные родители не уделяют должного внимания этим направлениям в развитии ребенка.
Поэтому одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками с ОВЗ и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации ребенка к социальной действительности через развитие социальной и коммуникативной сфер деятельности. Данное направление в работе нашло подтверждение в ФГОС.
Такое особое внимание социально-коммуникативному развитию современного дошкольника обусловлено тем, что данный период развития ребенка – один из важных этапов в развитии личности. Это начальный период социализации ребенка, приобщения его культурным и общечеловеческим ценностям, время, когда начинают выстраиваться внутри личностные и межличностные отношения с взрослыми и сверстниками. Так же это время характеризуется накоплением важного опыта познания, деятельности, творчества, постижение своих возможностей и самопознания с ОВЗ под непосредственным руководством взрослого. Поэтому, с одной стороны, им необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой стороны – игры, упражнения, которые помогают детям научиться управлять эмоциями, исправлять и их осознавать.
Конечно, педагоги заинтересованы в современных методиках, способных решить данные проблемы. Ответом в этой ситуации может стать драматизация и мультипликация, как единый творческий процесс.
Главная педагогическая ценность мультипликации и театрализации, как вид современного искусства, заключается, прежде всего, в возможности интегративного развития личности ребенка с ОВЗ.
В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. У ребенка появляется возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты. Реализация технологии позволит сделать жизнь детей с ОВЗ интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников. Положительное воздействие анимации может стать прекрасным развивающим пособием для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала ребёнка с ОВЗ. Дети очень дорожат своими рисунками, потому как в каждый из них они вложили частичку себя, проявив творчество. Можно сделать так, чтобы рисунки детей «ожили», начали двигаться и жить своей собственной жизнью. Многие психологи подтверждают, что мультипликация – это отличный способ открыть у юных дарований творческие задатки, развить коммуникативные способности и лидерские качества.
Новизна практики позволяет интегрировать разнообразные виды искусств (литературное, театральное, изобразительное творчество), соединять инновационные и оригинальные техники игры-драматизации, изобразительного и декоративно - прикладного творчества и техники анимационного мультфильма в реализации практики по развитию социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ.
В настоящее время в мировом сообществе остро встала проблема социализации детей с ОВЗ. Число детей с ограниченными возможностями неуклонно растет. По статистике количество детей со статусом «инвалид» за последние пять лет в России удвоилось. Зарубежная статистика подтверждает факт увеличения количества таких детей на западе.
Законом о социальной защите в нашем государстве зарегистрировано право этой категории людей на различные льготы и социальные пособия. Но дети с отклонениями в развитии находятся в очень сложном положении эмоционально, морально и психологически. Детям нужно учиться функционировать в быту и общаться с другими людьми, но из-за своих ограниченных физиологических возможностей они не могут это делать полноценно.
В нашем детском саду мы провели диагностику коммуникативных способностей у дошкольников по методике наблюдения А.М. Щетининой, М.А. Никифоровой, в которой приняло участие 62 ребенка из 2-х подготовительных групп. Из них 15 детей со статусом ОВЗ.
Результаты представленной диагностики показали, что воспитанники старшего дошкольного возраста с речевыми проблемами имеют более низкий уровень коммуникативных навыков по сравнению с детьми нормой развития.
В связи с проведенным анализом, разработка и реализация технологии «Развитие социально-коммуникативных навыков детей с ОВЗ» в дошкольном учреждении является актуальной.
Цель и задачи практики:
Цель:
- Создание коррекционно-развивающей технологии, обеспечивающей оптимальные условия для развития социально-коммуникативных навыков воспитанников старшего дошкольного возраста с ОВЗ в драматизации и мультипликационной деятельности.
Задачи:
- Разработать и апробировать технологию коррекционно-образовательных мероприятий как единого интегрированного поля по развитию социально-коммуникативных навыков дошкольников с ОВЗ;
- Создать и реализовать систему средств диагностики уровня сформированности социально-коммуникативных навыков дошкольников с ОВЗ;
- Содействовать развитию творческой активности детей, выразительности в диалогической и монологической речи.
- Обучать детей осознанно воспринимать эмоции, чувства и переживания, осваивать этические формы, способы поведения и отношения с людьми, оказывать помощь ребенку в преодолении неуверенности в себе, поддерживать положительную самооценку посредством совместной деятельности педагогов, родителей и детей с ОВЗ в драматизации и анимации.
Ожидаемые результаты
Разработана и апробирована коррекционно-развивающая практика, обеспечивающая оптимальные условия для развития социально-коммуникативных навыков дошкольников с ОВЗ в драматизации и мультипликационной деятельности.
Создана и реализована система средств диагностики уровня сформированности социально-коммуникативных навыков дошкольников с ОВЗ.
Коллективный характер театрализованной и мультипликационной деятельности позволит расширить и обогатить опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях, что будет способствовать формированию положительных взаимоотношений между детьми и взрослыми в процессе совместной деятельности.
Технология позволит развить эмоциональную выразительность при построении монолога и диалога; появится инициативность и самостоятельность, повысится уровень творческой активности.
В процессе совместной деятельности (дети, родители, педагоги) будут поставлены спектакли и созданы мультфильмы.
Методическое обоснование
В своей работе опираемся на нормативные документы:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384 приказом Минобрнауки России от 29.12.2014г. № 1643 пункт 3 изложен в новой редакции).
3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования.
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р "Концепция развития дополнительного образования детей".
5.Закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
6. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26).
Наше дошкольное образовательное учреждение работает по утвержденным программам:
- АООП для дошкольников с ТНР МКДОУ Новосибирского района Новосибирской области – детский сад «Золотая рыбка»;
- Рабочая программа по развитию речи учителя-логопеда Пустохиной Е.Ф. для детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
-Парциальная программа по развитию социально - коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с ТНР посредством драматизации и мультипликации.
Психофизиологические особенности старших дошкольников с ОВЗ с ТНР, участвующих в практики
У детей с нарушением речи наблюдаются отклонения в эмоционально-личностной сфере. Им присущи пассивность, нестойкость интересов, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, сенситивная зависимость от окружающих. Для детей характерно дифференцированное представление о своих эмоциональных состояниях, однако им трудно мимическими средствами передать эмоции страха, гнева, удивления, они не всегда могут выразить эмоционально-смысловое содержание высказывания. Речевой дефект способствует формированию неадекватной самооценки, ощущения своей малоценности, робости, неуверенности в своих возможностях. В отдельных случаях можно наблюдать переоценку своих возможностей, неадекватно завышенный уровень притязаний.
Коммуникативные возможности отличаются ограниченностью: у детей снижена потребность в общении, не сформированы различные формы коммуникации; дети не заинтересованы в контактах с окружающими, не умеют ориентироваться в ситуации общения, проявляют негативизм и т.п. Сложности взаимодействия с окружающей социальной средой предрасполагают к дезадаптации, к переживанию состояний фрустрации.
Механизм реализации практики
1.Этап подготовительный:
Составление плана технологии:
- Разработка положения студии «Актерского мастерства и мультипликации» и алгоритма действий постановки спектаклей и созданию мультфильмов, взаимодействия через все направления работы.
- Освоение педагогами новых информационных (ИКТ) и здоровьесберегающих технологий, изучение мультимедийной программы «Я творю мир».
- Подготовка методической базы технологии: подобрать список художественной литературы с точки зрения реализации сюжета в драматизации и мультипликационной деятельности; систематизировать и подобрать дидактические и настольные игры (речевые, на эмоции); подготовить оснащение для речевого уголка «Звуки и голоса живой и неживой природы» и видеотеку мультфильмов (пластилиновые, рисованные, кукольные, песочные).
- Составление календарного планирования по теме практики.
- Разработка системы средств диагностики социально-коммуникативных навыков для детей с ТНР.
2. Содержательный этап:
Постановка спектакля и создание мультипликационного продукта, как единый творческий процесс, представляет собой совместную деятельность детей, педагогов и родителей. Данная деятельность включает в себя сотрудничество детей с ОВЗ с педагогами ДОУ: с педагогами творческой группы для создания сюжета спектакля и изготовления базовой основы мультфильма, с учителем-логопедом - для речевого сопровождения, с педагогом-психологом - для передачи эмоциональной выразительности героев, с воспитателями групп - для поддержания творческой инициативы детей и информационной, взаимодействие с родителями. Современные педагогические технологии, такие как, обучение в сотрудничестве, проектная методика, технология ТРИЗ, использование новых информационных и здоровьесберегающих технологий помогают реализовать личностно - ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса.
В начале учебного года была проведена диагностика социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, имеющих статус ОВЗ, посещавших МКДОУ-детский сад «Золотая рыбка» в период 2019-2020 учебный год.
Комбинированную подготовительную группу в период 2019-2020 год посещали 15 детей, имеющих статус ОВЗ (дети с ОНР III уровня речевого развития, дизартрией). Наблюдая за детьми в процессе игровой деятельности в начале учебного года, можно отметить, что у детей с ТНР существовали проблемы в общении:
- снижение потребности в общении, большинство детей с трудом вступали в контакт со сверстниками и взрослыми;
- трудности понимания обращенной речи;
- часто ребенок не знал, как подойти попросить, что сказать;
- трудности в употреблении невербальных средств общения - выразительных движений, мимики, жестов;
- некоторые дети были неактивны в ходе диалога, ограничивались невербальным или односложным ответом, демонстрировали замкнутость, застенчивость;
- другие наоборот импульсивны, многословны, невнимательны к словам собеседника.
1. Опросник «Характер проявления эмпатических реакций и поведения у детей» Щетинина А.М.
Согласно результатам анкетирования воспитателей и родителей, который проводился в начале учебного года, у детей с ОВЗ прослеживаются проблемы в эмоциональной отзывчивости, в умении сопереживать окружающим людям, в лабильности настроения, в способности переживать значимые для них события.
- Методика «Лесенка» В.Г. Щур
Из 15 дошкольников с ОВЗ (согласно проведенной методики «Лесенка») 86 % детей страдают заниженной и низкой самооценкой, 7% завышенной, и только 7% имеют адекватную самооценку.
- Диагностика коммуникативных способностей у дошкольников по методике наблюдения А.М. Щетининой, М.А. Никифоровой
В диагностике коммуникативных способностей у дошкольников по методике наблюдения А.М. Щетининой, М.А. Никифоровой приняло участие 15 детей подготовительной группы, имеющих статус ОВЗ.
На основании результатов диагностики, можно достоверно сказать, что у детей с речевыми проблемами наблюдаются нарушения в развитии социально-коммуникативных компетенций, таких как эмпатийность, доброжелательность и открытость в общении, конфронтация, инициативность, организационные качества, перцептивные навыки.
Внедрение практики по формированию и развитию драматизации и мультипликационной деятельности, как средства развития социально-коммуникативных навыков дошкольников с ОВЗ способствует интеграции и координации деятельности педагогов ДОУ. Предоставляет воспитанникам и их родителям возможность реализовывать право на современное и качественное образование.
Алгоритм действий драматизации и последующей мультипликации
1. Поиск замысла будущего сюжета.
2. Написание сценария. (Сценарий должен состоять из следующих частей: Завязка. Развитие действия. Кульминация. Развязка.)
3.Распределение ролей. Зарядка для актеров.
4. Изготовление декораций и костюмов.
5.Подготовка и проведение самого спектакля
6. Выступление на сцене
7. Разработка и изготовление персонажей для мультипликации
8. Анимация фильма.
9. Звуковое оформление фильма.
10. Монтаж фильма.
11. Совместный просмотр фильма, его обсуждение и анализ.
Процесс драматизации и создания мультипликационного фильма по одному сюжету является совместным творчеством всех участников образовательного процесса: воспитателей, детей, родителей и других специалистов дошкольного учреждения, который включает в себя несколько этапов:
- Создание школы «Актерского мастерства».
- Разработка сюжета. Знакомство с сценарием.
Главными генераторами идей являются дети. Тематика сюжетов будущих спектаклей и мультфильмов берется из чтения произведений художественной литературы, просмотра художественных и мультипликационных фильмов.
Педагог заинтересовывает детей содержанием произведения, которое будет использоваться для инсценировки, выразительно исполняет его.
- Распределение ролей
Вначале фрагменты из сказок могут использоваться как упражнения.
Например, детям предлагается произнести фразу, как Дюймовока или Принц, пообщаться с Дюймовочкой, как жаба, как крот, как ласточка или как мышка и т.д. После чего ведущий спрашивает, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей. В другой раз можно усложнить задание, предложив одному ребёнку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей, проговаривая слова и действуя за каждого и т.д.
После распределения и принятия ролей педагог побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и подвести к тому, что каждый образ должен быть неповторимым.
- Зарядка для актеров
- Психогимнастика
Психогимнастика — это практическая коррекция сознания у ребенка при общении без слов, направленная на развитие его коммуникативности и умения найти свое место в социуме. Проводится она в четыре этапа, чтобы в итоге добиться максимального результата от занятий.
Первый из них должен быть направлен на развитие искусства пантомимы, мимики, а также памяти и внимания. Второй этап подразумевает проработку отдельных качеств человека. Третья часть занятия включает в себя работу с образами, а также перевоплощение в них. Заключительный этап психогимнастики для дошкольников — это блокировка эмоционального напряжения у детей.
- Йога-театр
Йога-театр — уникальное сочетание древнейшей практики-йоги, увлекательной сказки, драматургии и импровизации.
Каждое занятие по йоге-театру — это не обучение, а увлекательное путешествие в мир природы; каждое движение — веселая игра.
- Дыхательная гимнастика
Всем известно, что дыхание — это жизнь! Чтобы дети были здоровыми, активными и энергичными, нужно с детства привить им привычку правильно дышать!
Для того чтобы ребенку было интересно выполнять упражнения, предлагаем превратить их выполнение в веселую игру! И тогда дыхательная гимнастика станет для ребенка приятным времяпровождением, к которому он сам будет стремиться!
- Артикуляционная гимнастика
Человек не рождается с умением говорить, тем более делать это правильно и четко. Если ребенок испытывает проблемы с произношением отдельных звуков, ему может помочь артикуляционная гимнастика. Это комплекс упражнений, направленный на коррекцию этих трудностей.
- Упражнения для голосовых связок и для дикции
- Композиционные и пантомимические этюды
- Логоритмика
Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слов и метода логопедической работы по развитию речи ребенка. Ее цель — решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
Популярность и эффективность логоритмики связана с тем, что занятия проходят в игровой форме.
- Нейродинамическая гимнастика
На основании научно-практических исследований нейропсихологами (А.В. Семенович, Б.А. Архипов) был сделан вывод о прямой взаимосвязи незрелости развития мозговых структур и таких явлений, как гиперактивность, соматические заболевания (астма, аллергии, некоторые виды сердечных аритмий и т.д.), общее снижение иммунитета, дефицит внимания, сложности в адаптации, агрессивность, неустойчивость психики и склонность к различного рода зависимостям.
Специалисты задумались: симптомов много, но причина, по сути, одна – нарушения в работе мозга. Значит, надо найти способ комплексно решать все эти проблемы, помогая мозгу развиваться правильно. Известно, что активизацию в развитии всех высших психических функций вызывает воздействие на сенсомоторный уровень. Поэтому была разработана методика на основе применения телесно-ориентированных практик, помогающая «разбудить» те отделы мозга, которые не работают в полную силу. Методика оказалась очень эффективной. Сегодня мы называем её нейрогимнастикой.
- Работа над постановкой
- Взаимодействие в диалогах и массовых сценах
Взаимодействие со звуковым фоном, декорациями, атрибутикой
- Объединение композиции
- Репетиция в костюмах
- Показ спектакля детям
- Показ спектакля гостям
- Создание школы «Юный мультипликатор».
- Работа по изучению процесса мультипликации.
Когда было принято решение создавать мультфильм по сюжету поставленного спектакля, мы вместе с детьми изучили саму профессию мультипликатора. На этом этапе проявился познавательный интерес детей, они самостоятельно и при помощи взрослого изучали профессии мультипликатора, сценариста, художника-постановщика, а также узнали много нового о создании самого мультфильма.
- Подбор музыки для будущего мультфильма
Музыка позволяет создавать более яркие образы, поддерживать положительный эмоциональный настрой детей во время работы, концентрацию внимания. Важно было подобрать совместно с детьми такую музыку, чтобы она создавала определенное настроение, эмоциональное видение героев сказки. Не отвлекала будущих зрителей от сюжета самого мультфильма, а поддерживала определенный эмоциональный настрой. Благодаря музыке стимулируется эмоциональное и эстетическое восприятие материала.
- Зарядка для художников-мультипликаторов.
Использование игрового набора «Дары Фребеля» для художественно-эстетического развития.
Композиция «Фантастические сюжеты из геометрических фигур».
- Использование метода Sand-Art для художественно-творческого и эмоционального развития ребенка в изобразительной деятельности.
- Развитие тактильных ощущений. Использования игры «Лотошка».
-Использование ТРИЗ-технологий для развития творческого потенциала.
Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки педагогам инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Упражнение «Сочиняем Сказку».
- Рисование персонажей мультфильма.
Каждый ребенок принял решение, какого персонажа он будет рисовать. Мы с детьми обсуждали каждого сказочного героя, персонажа. Рисуем персонажей мультфильма «Дюймовочка»
- Изготовление самого мультфильма.
Действие разворачивалось на горизонтальной плоскости, штатив с фотоаппаратом устанавливали объективом вниз, состоялась съемка статичных картинок - фотографий.
Съемка мультфильма «Дюймовочка».
- Монтаж мультфильма.
Это, конечно, работа взрослого. Отснятые фотографии переносили на компьютер. После того как все персонажи были введены в компьютер, началось озвучивание самого мультфильма (творческая подготовка которого осуществлялась во время театрализованной деятельности), мы размещали снимки, музыкальное сопровождение, голосовые записи в программе для верстки, монтировали сам мультфильм.
- Просмотр мультфильма.
Огромную роль играет просмотр самого мультфильма. Важно сразу показать готовый мультфильм детям. Тогда технологическая цепочка создания фильма будет им понятней, при съемке нового мультфильма они более осознанно подойдут к процессу. Когда дети смотрят самодельные мультики, видят своих нарисованных героев, которые говорят их голосами, они радуются результату и гордятся своим участием в создании фильма, с удовольствием показывают его своим родителям, проговаривая, как они делали его.
В дальнейшем мы планируем делать не только рисованные мультфильмы, но также и другие их виды: мультфильм на основе пластилина, мультфильм из природного и бросового материала. Можно использовать все, на что способна фантазия!
Стратегии и механизмы достижения
Творческие беседы, работа по методу проекта «Какие бывают спектакли, мультфильмы». Просмотр спектаклей и мультфильмов разного вида. Сюжетно – ролевые игры по игровым модулям: «Литературный центр сценариев» - для создание сюжета спектакля и анимации; «Художественная мастерская» - создание образа героев и фоновых декораций и атрибутов; «Съемочная площадка»- работа свето-оператора, режиссера; «Студия звукозаписи» - озвучивание героев, музыкальное сопровождение; «Монтажная мастерская» - монтаж фотокадров по сюжету анимации; «Агентство по рекламе» анонс спектакля и мультфильмов, готовящихся к показу, разработка проекта афиши, билетов на просмотр; «Студия кастинга» подбор актеров. Свободные игры в уголках «Театрализации», «Звуки и шумы мультипликации», «Рисуем комиксы». Составление сценариев по технологии ТРИЗ. Совместная деятельность по созданию образов героев, декораций и атрибутов. Чтение художественной литературы и анализ с точки зрения во производимости в театральной и мультипликационной деятельности. Репетиции отдельных сюжетов и диалогов спектакля, постановка танцев, исполнение песен, а затем прогоны спектакля. Анимация, монтаж и озвучивание мультфильмов. НОД по речевой и продуктивной деятельности. Дидактические и настольные игры, направленные на развитие и формирование связной речи, эмоционального отклика и вербального проявления чувств и отношений. Фото и видео выставки кадров мультипликации. Совместная деятельность с педагогом- психологом по работе над эмоциями. Кастинг на озвучивание героев. Совместный просмотр и анализ готового (отснятого) материала. Просмотр спектакля и мультипликационного продукта и презентация в ДОУ.
Условие удачно организованной деятельности - заинтересованность не только педагога, но и воспитанников. В связи с этим целесообразно использовать методы создания положительной мотивации дошкольников в коммуникативной и творческой среде.
3.Результативный этап:
Проведение анализа качества реализации технологии.
Итоговая диагностика социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, имеющих статус ОВЗ, посещавших МКДОУ-детский сад «Золотая рыбка» в период 2019-2020 учебный год.
МКДОУ-детский сад «Золотая рыбка» в период 2019-2020 год посещали 15 детей, имеющих статус ОВЗ (дети с ОНР III ур.р.р., дизартрией). После реализации технологии дети стали более социализированными, у них появились друзья, они научились легче переживать неудачи.
Согласно результатам мониторинга-анкетирования воспитателей и родителей (Опросник «Характер проявления эмпатических реакций и поведения у детей», Щетинина А.М.) который проводился в начале и конце учебного года, у детей с ОВЗ прослеживается положительная динамика в эмоциональной отзывчивости, в умении сопереживать окружающим людям, в лабильности настроения, в способности переживать значимые для них события, эгоцентризме.
В результате реализации проекта у детей повысилась самооценка (Методика «Лесенка» В.Г.Щур), наблюдалась положительная динамика развития навыков коммуникации (методике наблюдения А.М.Щетининой, М.А.Никифоровой)
Средства контроля и обеспечения достоверности результатов
• результаты анкетирования родителей по вопросу удовлетворѐнности качеством работы ДОУ в рамках проекта;
• эмпирические методы педагогического анализа (диагностика, контроль и наблюдение, анкетирование, интервьюирование.)
Информация об эффективности практики
Воспитанники с ОВЗ МКДОУ-детского сада «Золотая рыбка» участвуют в различных конкурсах, в том числе:
- Всероссийский творческий конкурс детских проектов «Рисуем комикс – весело и интересно о том, что вкусно и полезно» - Диплом победителя II степени.
- Региональный конкурс «Прошу слова!» Кругозор, номинация «Художественное слово» - Диплом победителя II степени
- Конкурс чтецов ДОУ «День победы» - Диплом победителя I степени.
Распространение педагогического опыта и профессиональные достижения.
Педагоги постоянно участвуют в конкурсах различного уровня. Результаты показывают, что работа с данной категорией детей ведется в системе и приносит хорошие результаты.
- Международный конкурс проектов «Образовательная среда для всех. Образовательная среда для каждого». – Диплом I степени
- Всероссийский конкурс методик «Литературные произведения как воспитательный и образовательный ресурс реализации программы «Разговор о правильном питании» - Диплом II степени.
- Всероссийский конкурс статей электронной газеты «Интерактивное образование» - Диплом победителя III степени.
- Областной конкурс «Неделя психологии» Методическая разработка для педагогов детского сада «Йога-театр, как метод целостного психологического и физического развития ребенка дошкольного возраста» - Диплом II степени.
Перспектива дальнейшего развития:
В результате реализации технологии «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ посредством драматизации и мультипликации» качественно изменилась работа педагогов, которые смогут эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста во взаимодействии детского сада и семьи.
В дальнейшем будет продолжена работа по внедрению драматизации с последующей мультипликационной деятельностью, как инновационная составляющая образовательного процесса для детей среднего возраста с ОВЗ.
Практическая значимость состоит в том, что технологию можно повторять на разных возрастных группа ежегодно, улучшая качество и тематику драматизации и мультипликации, используя неповторимость жанра.
Практическая значимость для Новосибирского района – возможность получения стажировочной площадки для воспитателей комбинированных групп по работе с детьми с ОВЗ по развитию социально-коммуникативных навыков через разные виды творческой деятельности.
Положительное воздействие драматизации и анимации может стать прекрасным пособием для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала ребёнка с ОВЗ.
Список литературы
- Артемова JI. В. Театрализованные игры в детском саду [Текст]: Пособие для работников дошкольных учреждений. / Л. В. Артемова. — М, 1998 -185с
- Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. Москва: Академия, 1996. 208 с.
- Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст]: Методические рекомендации, конспекты занятий, Сценарии игр и спектаклей / Н. Ф. Губанова. - М, ВАКО, 2007 - 256с
- Граф Я. И. Использование мультипликации в развитии коммуникации дошкольников с недоразвитием речи // Интернаука. 2020. № 32 (161). С. 21-23.
- Гюлова С. И., Егорова М.Ю., Каверина К.А. Мультипликация как одно из средств развития детей дошкольного возраста // Вопросы педагогики. 2020. № 7-1. С. 51-55.
- Ефимова Е. С. Развитие навыков общения у детей / Е. С. Ефимова // Психология, социология и педагогика. 2016. № 2 (53). С. 76-80.
- Ельцова О. М. Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета: ФГОС / О. М. Ельцова. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2016. 192 с.
- Мохова М. В. Стимуляция речевого развития младших дошкольников с ТНР / М. В. Мохова // Совершенствование дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: поиски и достижения: сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых (26–27 марта 2018 года) / под общ. ред. Л.А. Головчиц, А.В. Кротковой Н. В. Микляевой. Москва: Директ-Медиа, 2018. С. 232-235.
- Строкова А. А., Якубович В. В. Технология логопедической работы по развитию речи у детей с ТНР в условиях логопункта детского сада посредством мультипликации // Преемственность в образовании. 2019. № 23(10). С. 508-515.
АНКЕТА АВТОРА | |
Дата отправки рукописи в редакцию | 17.12.2020 |
ФИО (полностью) | Пустохина Екатерина Федоровна, Соколовская Мария Евгеньевна |
Название статьи | "Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников с ОВЗ посредством драматизации и последующей мультипликацией". |
Домашний индекс, адрес и телефон | 630501 Новосибирская обл., Новосибирский район, р.п. Краснообск 109-131, р.п. Краснообск 104-97 |
Личный мобильный телефон | 89134571239, 89039325866 |
Электронный адрес | pustohina.e@mail.ru, sokol-m77@inbox.ru |
Официальное название организации (места работы с расшифровкой абривиатур) | Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад - "Золотая рыбка" |
Адрес организации (почтовый) | 630501 Краснообск, 117 |
Должность | учитель-логопед, педагог-психолог |
Ученая степень |
|
Ученое звание |
|
Паспорт (серия, номер, выдан) | паспорт №5004 серия 593435 выдан УВД Новосибирского района, Новосибирской области |
Дата рождения | 16.01.1980, 04.04.1977 |
Страховое свидетельство (СНИЛС) | 068-766-792 39, |
Название журнала в который отправлена статья |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие социально-коммуникативной компетенции у дошкольников через социоигровые технологии в контексте ФГОС ДОО
Статья об использовании социоигровых технологий в развитии коммуникативных умений детей дошкольного воэраста....
Проектная деятельность в развитии социально -коммуникативных умений у дошкольников.
В современном ДОУ проектная деятельность – это новый виток развития коммуникативных умений детей. В условиях более высоких технологий, так как участникам проектной...
Сборник дидактических игр и упражнений на развитие социально-коммуникативных способностей у дошкольников (3-7 лет)
В методическом пособии предоставлен сборник дидактических игр и упражнений, сценарий семинара практикума для педагогов...
Современные подходы развития социально-коммуникативной компетентности у дошкольников
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Сегодня оно приобретает особую актуальность, поскольку в современных условиях возникли особенности социального ...
Игры на развитие социально-коммуникативной сферы старших дошкольников
Задачи игр на развитие социально-коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста очень широки: создание положительного настроя и внимательного отношение друг к другу; развитие внимания, прои...
План работы по самообразованию на тему: «Развитие социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности»
План работы по самообразованию с детьми средней группы, целью которого является повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности воспитателя....
Отчет по теме самообразования «Развитие социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности»
Отчет воспитателя по теме самообразования «Развитие социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности»...