Подготовительный этап | - Работа над развитием моторных функций (общая моторика):
- учить воспроизводить общие движения (руки на пояс - руки вверх);
- учить воспроизводить последовательность одинаковых (разных) движений в заданном темпе (ритме);
- учить изменять темп и ритм движений.
- Работа над статической и динамической координацией движений пальцев рук и органов артикуляции
- учить подражать действиям взрослого с предметами и без предметов;
- учить выполнять простые упражнения на формирование динамического праксиса рук («Покажи ладошки, спрячь ладошки: руки сжать в кулачки, разжать»);
- развивать переключаемость движений пальцев рук;
- развивать ритмические параметры движений пальцев рук;
- формировать пространственную организацию движений пальцев рук;
- учить соотносить статические артикуляционные движения с движениями пальцев рук (губы удерживают артикуляционную позу, пальцы рук под счет передвигаются по фишкам);
- выполнять артикуляционные движения совместно с движениями пальцев рук;
- учить выполнять серии артикуляционных упражнений совместно с чередующимися движениями пальцев рук (поочередное сгибание и разгибание пальцев, пересчет пальцев и т.д.);
- учить выполнять движения одновременно двумя руками; учить выполнять графические упражнения на переключение (продолжи строчку);
- Работа по формированию ориентации в пространстве:
- учить ориентироваться в схеме собственного тела и тела другого субъекта;
- учить определять и словесно обозначать пространственные отношения между предметами и собственным телом / телом другого субъекта («Кукла позади меня, кошка позади Светы»);
- учить определять степень удаленности предмета от собственного тела / тела другого субъекта («Мишка сидит далеко от меня»);
- учить выполнять и удерживать серии движений;
- учить выполнять серии манипулятивных действий с предметами по инструкциям («Поставь пирамидку, справа от нее поставь кубик»);
учить определять расстояние между предметами путем подбора «дорожек» разной длины («Собачка далеко от домика, нужна длинная дорожка»); - формировать понятия о пространственных отношениях элементов плоскостного предмета («Это рыбка. Овал - туловище. Большой треугольник — верхний плавник»).
- учить располагать предметы или изображения на плоскости с учетом заданных ориентиров вертикально (вверху, внизу, выше, ниже, над, под) и горизонтально (перед, за, после, рядом, около, между) («Треугольник находится выше квадратика»);
- формировать такие пространственно-временные представления, как начало, середина, конец, первый, последний;
- учить выкладывать вертикальные и горизонтальные последовательности, состоящие из геометрических фигур с чередованием и без чередования количества и состава структурных элементов (треугольник, треугольник, круг, треугольник, треугольник, круг...);
- учить выстраивать последовательности из фигур с учетом величины (с возрастанием, убыванием, чередованием).
- Работа над развитием слухового восприятия и слухового внимания:
- формировать умение слушать речь взрослого, выполнять простые инструкции;
- учить выполнять упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков;
- формировать понятия «тихо», «громко» и учить дифференцировать звуки по силе;
- учить производить звучание инструментом один раз, много раз.
- Работа над развитием слухового восприятия и слухового внимания:
- формировать умение слушать речь взрослого, выполнять простые инструкции;
- учить выполнять упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков;
- формировать понятия «тихо», «громко» и учить дифференцировать звуки по силе;
- учить производить звучание инструментом один раз, много раз.
- Работа над ритмом:
- учить воспроизводить ритмы различной сложности по схеме, рисунку, по памяти;
- учить соотносить ритм со схемой;
- учить считать, сколько раз хлопнул, постучал взрослый;
- учить сравнивать ритмы;
- учить хлопать, стучать в заданном темпе
- учить выполнять задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка;
- учить воспроизводить долгие и короткие звуки и последовательности из них;
- формировать общую координацию движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.
|
Коррекционный этап | - Работа над гласными.
- учить повторять гласные звуки за логопедом;
- учить произносить звук заданное количество раз (сколько точек на кубике, сколько раз хлопну);
- учить пропевать серии звуков с чёткой артикуляцией;
учить производить запись буквенного ряда (для детей, знающих буквы), либо заменить символами звуков: А У И О; АУ; ИА; ОА; АУИ; ИАУ; АУА; УАУ; АУИА; - учить выделять ударный звук: Ауа, ауА, аУа;
- учить узнавать звук или серию звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;
- учить произносить гласные звуки в соответствии с услышанным ритмом: А-АА; АА-А; ААА; ААА; ААА.
- Работа над слогами.
*Фонетическую базу этого этапа составляет овладение произношением всех гласных, а также согласных звуков раннего онтогенеза (М, Н, Б, П, В, Ф, Д, Т, Г, К, X и их мягких вариантов). Этапы работы: - учить воспроизводить слоговые сочетания с общим гласным и согласным звуками: ПА-ПА-ПА;
- учить воспроизводить слоговые сочетания с общим согласным и разными гласными звуками: ТА-ТО-ТУ, ПЫ- ПУ-ПА;
- учить воспроизводить слоговые сочетания с общим гласным и разными согласными звуками: ПА-КА-ТА, ДО-БО-ГО (После освоения можно брать слова 1,2 классов слоговой структуры);
- учить воспроизводить обратные слоги с одинаковыми гласными и согласными: АМ-АМ-АМ;
- учить воспроизводить обратные слоги с разными гласными: АМ-ОМ (После освоения можно брать слова 3 класса слоговой структуры, затем 4);
- учить воспроизводить интервокальные слоги: АМА-ОПО;
- учить воспроизводить интервокальные слоги со сменой гласных: АПО-УПА.
- учить воспроизводить слоги со стечением согласных типа согласный+согласный+гласный (сначала один и тот же, затем разные): КМА-КМО;
- учить воспроизводить слоги со стечением согласных типа гласный (сначала один и тот же, затем
разные)+согласный+согласный: АКТ, ОФТ (После освоения можно брать слова 5 класса слоговой структуры); - учить воспроизводить слоги типа
гласный+согласный+согласный+гласный: АКМА, АДНА(После освоения можно брать слова 6 класса слоговой структуры и далее).
*Следующие виды работ относятся не только к формированию слоговой структуры, но и к работе над фонематическим восприятием, можно внести их в план работы над ФВ: - учить называть ударный слог в цепочке услышанных слогов;
- учить воспроизводить слоговые сочетания с согласными звуками, оппозиционными по звонкости – глухости (ДА-ТА, ПА-БА);
учить воспроизводить слоговые сочетания с согласными звуками, оппозиционными по твердости – мягкости (ТА-ТЯ, ПА-ПЯ); *Работу над слогами можно проводить в процессе автоматизации звуков, а также совмещать с работой над словами, например, работа над закрытым слогом предшествует формированию 3 кл. слоговой структуры (ОМ, ОТ, ДОМ, КОТ).
- Работа над словами.
Этапы отработки слов различных классов слоговой структуры по А.К. Марковой: - 1 класс: двухсложные слова из двух открытых слогов: мама, папа, баба, Тата, муха, вата;
- 2 класс: трехсложные слова из открытых слогов: панама, канава, минута;
- 3 класс: односложные слова: мак, пух, кот, мох, ком, лев, Ким.
- 4 класс: двухсложные слова с одним закрытым слогом: каток, ее ник, петух;
- 5 класс: двухсложные слова со стечением согласных в середине слова: тыква, кофта, кепка;
- 6 класс: двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных: компот, Павлик;
- 7 класс: трехсложные слова с закрытым слогом: котенок, пуле мет, теленок;
- 8 класс: трехсложные слова со стечением согласных: конфеты, котлеты, комната, калитка;
- 9 класс: трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: памятник;
- 10 класс: трехсложные слова с двумя стечениями согласных: винтовка;
- 11 класс: односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова: кнут, танк, клей, хлеб (иногда разделяют на два класса слоговой);
- 12 класс: двухсложные слова с двумя стечениями согласных: кнопка, клетка;
- 13 класс: четырехсложные слова из открытых слогов:
паутина. |
Этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова | *К этому этапу должны быть поставлены и автоматизированы все звуки. отраженно проговаривать и заучивать: слова, словосочетания и предложения, рифмовки и стихи, скороговорки, рассказы различной сложности. учить пересказывать тексты, содержащие слова, различной слоговой структуры; учить составлять рассказы, содержащие различные по сложности слова. |