Коррекция нарушений слоговой структуры слова
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Олеся Николаевна Муравьева

Подсказки для логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_narusheniy_slogovoy_struktury_slova.docx33.07 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР детский сад № 168

Воронеж

Муравьева О.Н.

Коррекция нарушений слоговой структуры слова

Этапы

Задачи

Подготовительный

этап

  1. Работа над развитием моторных функций (общая моторика):
  • учить воспроизводить общие движения (руки на пояс - руки вверх);
  • учить воспроизводить последовательность одинаковых (разных) движений в заданном темпе (ритме);
  • учить изменять темп и ритм движений.

  1. Работа над статической и динамической координацией движений пальцев рук и органов артикуляции
  • учить подражать действиям взрослого с предметами и без предметов;
  • учить выполнять простые упражнения на формирование динамического праксиса рук («Покажи ладошки, спрячь ладошки: руки сжать в кулачки, разжать»);
  • развивать переключаемость движений пальцев рук;
  • развивать        ритмические        параметры движений пальцев рук;
  • формировать пространственную организацию движений пальцев рук;
  • учить соотносить статические артикуляционные движения с движениями пальцев рук (губы удерживают артикуляционную позу, пальцы рук под счет передвигаются по фишкам);
  • выполнять артикуляционные движения совместно с движениями пальцев рук;
  • учить выполнять серии артикуляционных упражнений совместно с чередующимися движениями пальцев рук (поочередное сгибание и разгибание пальцев, пересчет пальцев и т.д.);
  • учить выполнять движения одновременно двумя руками; учить выполнять графические упражнения на переключение (продолжи строчку);

  1. Работа по формированию ориентации в пространстве:
  • учить ориентироваться в схеме собственного тела и тела другого субъекта;
  • учить определять и словесно обозначать пространственные отношения между предметами и собственным телом / телом другого субъекта («Кукла позади меня, кошка позади Светы»);
  • учить определять степень удаленности предмета от собственного тела / тела другого субъекта («Мишка сидит далеко от меня»);
  • учить выполнять и удерживать серии движений;
  • учить выполнять серии манипулятивных действий с предметами по инструкциям («Поставь пирамидку, справа от нее поставь кубик»);

учить определять расстояние между предметами путем подбора «дорожек» разной длины («Собачка далеко от домика, нужна длинная дорожка»);

  • формировать понятия о пространственных отношениях элементов плоскостного предмета («Это рыбка. Овал - туловище. Большой треугольник — верхний плавник»).
  • учить располагать предметы или изображения на плоскости с учетом заданных ориентиров вертикально (вверху, внизу, выше, ниже, над, под) и горизонтально (перед, за, после, рядом, около, между) («Треугольник находится выше квадратика»);
  • формировать такие пространственно-временные представления, как начало, середина, конец, первый, последний;
  • учить выкладывать вертикальные и горизонтальные последовательности, состоящие из геометрических фигур с чередованием и без чередования количества и состава структурных элементов (треугольник, треугольник, круг, треугольник, треугольник, круг...);
  • учить выстраивать последовательности из фигур с учетом величины (с возрастанием, убыванием, чередованием).

  1. Работа над развитием слухового восприятия и слухового внимания:
  • формировать умение слушать речь взрослого, выполнять простые инструкции;
  • учить выполнять упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков;
  • формировать понятия «тихо», «громко» и учить дифференцировать звуки по силе;
  • учить производить звучание инструментом один раз, много раз.

  1. Работа над развитием слухового восприятия и слухового внимания:
  • формировать умение слушать речь взрослого, выполнять простые инструкции;
  • учить выполнять упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков;
  • формировать понятия «тихо», «громко» и учить дифференцировать звуки по силе;
  • учить производить звучание инструментом один раз, много раз.

  1. Работа над ритмом:
  • учить воспроизводить ритмы различной сложности по схеме, рисунку, по памяти;
  • учить соотносить ритм со схемой;
  • учить считать, сколько раз хлопнул, постучал взрослый;
  • учить сравнивать ритмы;
  • учить хлопать, стучать в заданном темпе
  • учить выполнять задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка;
  • учить воспроизводить долгие и короткие звуки и последовательности из них;
  • формировать общую координацию движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.

Коррекционный этап

  1. Работа над гласными.
  • учить повторять гласные звуки за логопедом;
  • учить произносить звук заданное количество раз (сколько точек на кубике, сколько раз хлопну);
  • учить пропевать серии звуков с чёткой артикуляцией;

учить производить запись буквенного ряда (для детей, знающих буквы), либо заменить символами звуков: А У И

О; АУ; ИА; ОА; АУИ; ИАУ; АУА; УАУ; АУИА;

  • учить выделять ударный звук: Ауа, ауА, аУа;
  • учить узнавать звук или серию звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;
  • учить произносить гласные звуки в соответствии с услышанным ритмом: А-АА; АА-А; ААА; ААА; ААА.
  1. Работа над слогами.

*Фонетическую базу этого этапа составляет овладение произношением всех гласных, а также согласных звуков раннего онтогенеза (М, Н, Б, П, В, Ф, Д, Т, Г, К, X и их мягких вариантов).

Этапы работы:

  • учить воспроизводить слоговые сочетания с общим гласным и согласным звуками: ПА-ПА-ПА;
  • учить воспроизводить слоговые сочетания с общим согласным и разными гласными звуками: ТА-ТО-ТУ, ПЫ- ПУ-ПА;
  • учить воспроизводить слоговые сочетания с общим гласным и разными согласными звуками: ПА-КА-ТА, ДО-БО-ГО (После освоения можно брать слова 1,2 классов слоговой структуры);
  • учить воспроизводить обратные слоги с одинаковыми гласными и согласными: АМ-АМ-АМ;
  • учить воспроизводить обратные слоги с разными гласными: АМ-ОМ (После освоения можно брать слова 3 класса слоговой структуры, затем 4);
  • учить воспроизводить интервокальные слоги: АМА-ОПО;
  • учить воспроизводить интервокальные слоги со сменой гласных: АПО-УПА.
  • учить воспроизводить слоги со стечением согласных типа согласный+согласный+гласный (сначала один и тот же, затем разные): КМА-КМО;
  • учить воспроизводить слоги со стечением согласных типа гласный (сначала один и тот же, затем

разные)+согласный+согласный: АКТ, ОФТ (После освоения можно брать слова 5 класса слоговой структуры);

  • учить воспроизводить слоги типа

гласный+согласный+согласный+гласный: АКМА, АДНА(После освоения можно брать слова 6 класса слоговой структуры и далее).

*Следующие виды работ относятся не только к формированию слоговой структуры, но и к работе над фонематическим восприятием, можно внести их в план работы над ФВ:

  • учить называть ударный слог в цепочке услышанных слогов;
  • учить воспроизводить слоговые сочетания с согласными звуками, оппозиционными по звонкости – глухости (ДА-ТА, ПА-БА);

учить воспроизводить слоговые сочетания с согласными звуками, оппозиционными по твердости – мягкости (ТА-ТЯ, ПА-ПЯ);

*Работу над слогами можно проводить в процессе автоматизации звуков, а также совмещать с работой над словами, например, работа над закрытым слогом предшествует формированию 3 кл. слоговой структуры (ОМ, ОТ, ДОМ, КОТ).

  1. Работа над словами.

Этапы отработки слов различных классов слоговой структуры по А.К. Марковой:

  • 1 класс: двухсложные слова из двух открытых слогов: мама, папа, баба, Тата, муха, вата;
  • 2 класс: трехсложные слова из открытых слогов: панама, канава, минута;
  • 3 класс: односложные слова: мак, пух, кот, мох, ком, лев, Ким.
  • 4 класс: двухсложные слова с одним закрытым слогом: каток, ее ник, петух;
  • 5 класс: двухсложные слова со стечением согласных в середине слова: тыква, кофта, кепка;
  • 6 класс: двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных: компот, Павлик;
  • 7 класс: трехсложные слова с закрытым слогом: котенок, пуле мет, теленок;
  • 8 класс: трехсложные слова со стечением согласных: конфеты, котлеты, комната, калитка;
  • 9 класс: трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: памятник;
  • 10 класс: трехсложные слова с двумя стечениями согласных: винтовка;
  • 11 класс: односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова: кнут, танк, клей, хлеб (иногда разделяют на два класса слоговой);
  • 12 класс: двухсложные слова с двумя стечениями согласных: кнопка, клетка;
  • 13 класс: четырехсложные слова из открытых слогов:

паутина.

Этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова

*К этому этапу должны быть поставлены и автоматизированы все звуки.

отраженно проговаривать и заучивать: слова, словосочетания и предложения, рифмовки и стихи, скороговорки, рассказы различной сложности.

учить пересказывать тексты, содержащие слова, различной слоговой структуры;

учить составлять рассказы, содержащие различные по сложности слова.

Заключительный этап

Закреплять использование полученных навыков точного

воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР."

Система работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР....

Коррекция нарушений слоговой структуры слова.

Ребенок «глотает» и не выговаривает слова — как помочь ребенку? Консультация для родителей....

Коррекция нарушений слоговой структуры слова (для детей 6-ти лет)

Упражнения для коррекции нарушений слоговой структуры слова (для детей 6-ти лет)....

Коррекция нарушений слоговой структуры слова.

упражнения по формированию и закреплению  слоговой структуры слова.1. Согласование числительных с существительными.2. согласование прилагательных с существительными.3. Предложения без труднопроиз...

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ (система Н.С. Четверушкиной по коррекции нарушений слоговой структуры слова) - иллюстративный материал.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХДля каждого предложения создана отдельная картинка в таблице. Очередность картинок в таблице соответствует очередности предложений в пособии...

Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

В презентации представленл содержание перспективного планирования по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи на различных этапах коррекционной работы....

«Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с нарушениями речи посредством игровой мотивации»

Мастер-класс на семинаре – практикуме учителей-логопедов ДОУ «Работа учителя - логопеда с детьми в условиях логопедического пункта ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»...