Конспект занятия по сказке "Дюймовочка" с элементами драматизации и при использовании методики развития речевого дыхания
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Занятие направлено на умение последовательно пересказывать текст сказки с опорой на серию сюжетных картин, закрепление навыков правильного речевого дыхания по традиционной методике и с элементами дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_skazke_dyuymovochka.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ Г.Х. АНДЕРСЕНА «ДЮЙМОВОЧКА» С ЭЛЕМЕНТАМИ ДРАМАТИЗАЦИИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ»
(подготовительная группа компенсирующей направленности)
Учитель-логопед Горбенко Н.В., МДОУ ЦРР – детский сад № 28 г.о. Жуковский
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- развитие умения последовательно пересказывать текст, соблюдая целостность, связность текста;
- развитие умения устанавливать последовательность пересказа с опорой на сюжетные картинки.
Коррекционно-развивающие:
- упражнять детей в координации речи с движениями в процессе выполнения дыхательной гимнастики;
- вырабатывать навыки правильного речевого дыхания при выполнении дыхательных упражнений (по методике развития речевого дыхания в 5 этапов);
- развитие короткого глубокого вдоха и плавного длительного выдоха;
-дифференциация носового и ротового вдоха и выдоха;
-закреплять у детей умение отвечать на вопросы педагога полным ответом.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей эстетическое восприятие литературных произведений;
- воспитывать чувство сопереживания героине сказки, эмоциональный отклик при пересказе.
Оборудование:
- опорные сюжетные картинки, магнитная доска, мольберт;
- «замок» сказки, картонный ключ;
- цветочный горшок с цветком, маски лягушек;
- детская ванночка, пластмассовое сердечко, маленькая куколка;
- осенние засушенные листочки, елочный «дождик»;
- схема предложения и стихотворения в виде слов-«вагончиков»;
- музыкальное сопровождение;
-мультимедийная доска.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент.
Логопед: Ребята, сегодня на занятии мы с вами отправляемся в гости к сказке. Сейчас я волшебным ключом открою Замок Сказки (открывает Замок), и мы с вами начнем наше путешествие.
Ребята, здесь лежат какие-то картинки… Может кто-нибудь из вас скажет мне, из какой сказки эти иллюстрации?
Дети: Это картинки из сказки «Дюймовочка»!
Логопед: А кто из вас, ребята, знает автора этой сказки?
Дети: Автор этой сказки Ганс Христиан Андерсен.
Логопед: Молодцы, ребята! Вы правильно ответили на все вопросы. Но на нашем занятии сегодня мы с вами не просто вспомним и расскажем эту сказку, а еще и разыграем некоторые отрывки с помощью дыхательной гимнастики. Поэтому вы будете не только рассказчиками, но и актерами! А рассказчиком станет из вас тот, кто для пересказа по цепочке правильно выставит картинки, которые я нашла в Замке Сказки.
Ну, что ж, пора в путь!
Итак, я начну рассказ, а вы продолжите.
Жила одна женщина, и не было у нее детей. А ей так хотелось маленького ребеночка.
А теперь, кто продолжит пересказ с помощью сюжетной картинки?
1-й ребенок выбирает картинку с изображением цветка, в котором сидит Дюймовочка и выставляет ее на магнитную доску, затем продолжает рассказ до слов по сказке «Скорлупка грецкого ореха была ее колыбелькой…» (каждая картинка крупным планом демонстрируется на мультимедийной доске).
Логопед: Прекрасно рассказал, спасибо. Ребята, посмотрите, вот этот цветочный горшочек. Давайте все вместе понюхаем цветок, сделав короткий носовой вдох, а на выдохе скажем длительно «Ах!», как женщина из нашей сказки.
Дети, собравшись вокруг цветочного горшочка, делают вдохи и выдохи под музыку вместе с логопедом.
Логопед: Молодцы! Ребята, посмотрите, кого я сейчас достану из цветка? Да, это Дюймовочка (маленькая куколка). Вот такая она маленькая девочка. Понравилась она вам? Очень хорошо. Продолжаем наше путешествие. Кто расскажет дальше?
2-й ребенок правильно выбирает картинку с изображением скорлупки со спящей Дюймовочкой (остальные дети следят за правильностью выбора картинки) и выставляет ее на магнитную доску, после этого ведет рассказ до слов по сказке «Однажды ночью, когда Дюймовочка спала…»
Логопед: А теперь я вам предлагаю покатать нашу Дюймовочку по озеру, только не забывайте правильно делать вдох через нос и выдыхать длительно через рот, не раздувая щеки.
Дети по двое выходят к ванночке с водой, где в пластмассовом сердечке лежит Дюймовочка (маленькая куколка), и силой выдыхаемой воздушной струи «катают» ее по воде от одного «берега» к «другому» под музыку.
Логопед: Я думаю, что Дюймовочке понравилось, как вы ее катали по озеру. Что же, ждем следующего рассказчика.
3-й ребенок, определяя правильно следующую картинку по сюжету сказки с изображением двух жаб и спящей Дюймовочки и прикрепляя ее к магнитной доске, рассказывает сказку до слов « Маленькие рыбки, которые плавали под водой…»
Логопед: Замечательный рассказ, молодец! А теперь я вам предлагаю побыть артистами и изобразить, как безобразная жаба тихонечко пробралась в дом к Дюймовочке (дети надевают маски лягушек). Не забываем правильно дышать:
на счет 1 – два быстрых вдоха носом и шаг с поворотом головы влево с прикладыванием левой ладони к уху;
на счет 1(чередование) – два быстрых вдоха носом и шаг с поворотом головы вправо с прикладыванием правой ладони к уху;
на счет 2-3-4- возврат головы в исходное положение, продолжение ходьбы в такт музыки, свободный выдох через рот.
Дети, выстроившись цепочкой за логопедом под музыку изображают крадущуюся лягушку с выполнением дыхательного упражнения.
Логопед: Ребята, вы очень хорошо изобразили лягушек. Кто дальше продолжит наше путешествие по сказке?
4-й ребенок ставит картинку с изображением сидящей на кувшинке Дюймовочки на магнитную доску и продолжает повествование до слов по сказке «Вдруг мимо пролетел майский жук».
Логопед: Отлично, молодец! А теперь, ребята, давайте сядем на ковер и поплывем как Дюймовочка по реке. Не забываем правильно дышать:
на счет 1 – 2 - два быстрых вдоха носом с одновременным поднятием обеих рук вверх;
на счет 3-4-5- плавный выдох через полуоткрытый рот, медленное опускание рук вниз.
Дети садятся на ковер, подогнув ноги под себя, выполняют под музыку дыхательное упражнение.
Логопед: Вам понравилось кататься по реке? Но нас с вами дальше ждет сказка! И я жду следующего рассказчика!
5-й ребенок определяет правильно следующую сюжетную картинку с изображением майских жуков и Дюймовочки, выставляет ее на магнитную доску и рассказывает дальше до слов по сказке «Все лето прожила Дюймовочка…».
Логопед: Прекрасный рассказ! А теперь, артисты, давайте пожужжим как майский жук. Делаем вдох через полуоткрытый рот и, жужжа, «поднимаем» Дюймовочку вверх на дерево, затем делаем снова вдох через рот и «опускаем» Дюймовочку вниз на траву. Выполняем все по моей руке. Ребята, строимся в два полукруга.
Дети строятся в два полукруга. Под музыку 1-й полукруг «поднимает» Дюймовочку вверх на дерево, произнося длительно звук [ж] и повышая голос при этом; 2-й полукруг «опускает» Дюймовочку вниз, длительно произнося звук [ж] и понижая голос при этом.
Логопед: Ребята, молодцы! Жужжите вы как настоящие жуки. Что же, путешествуем дальше! Кто нам в этом поможет?
6-й ребенок берет картинку с изображением Дюймовочки у дома полевой мыши, выставляет ее на магнитную доску и ведет повествование дальше до слов по сказке «Вскоре крот и в самом деле пришел в гости…».
Логопед: Ребята, очень трудно пришлось Дюймовочке холодной осенью. Давайте и мы с вами вспомним, как начиналась осень и расскажем стихотворение об осени.
Дети вместе с логопедом выполняют физминутку под музыку, сопровождая рассказывание стихотворения движениями.
Осень
Дни становятся короче, Но зато длиннее ночи. | Прямые руки в стороны, перед собой. Руки в стороны. |
Листья желтые кружатся, Тихо на асфальт ложатся. | Руки вверх, медленно опускаются. Кисти двигаются, имитируя падающие листья. Дети приседают, кисти рук касаются пола. |
Птицы улетают в теплые края. «До свиданья, птицы», - говорю им я. | Стоя на носочках, машут прямыми руками, как крыльями. Машут правой поднятой рукой. |
Грустно стало очень, Потому что осень. | Руки опущены, голова наклонена. |
Логопед: А теперь давайте вспомним, как ветер обрывал листья с деревьев и шел дождь. Подуйте на листочки и на дождик (елочный). Не забывайте делать вдох и выдох через рот, не раздувая щеки!
Каждый ребенок по команде логопеда подходит к висящему листочку и елочному дождику, развешенных по залу и дует на них.
Логопед: Очень хорошо! Кто же продолжит дальше рассказ?
7-й ребенок правильно определяет следующую картинку по сюжету с изображением Дюймовочки, мыши и крота, ставит ее на магнитную доску и рассказывает сказку до слов по тексту «Крот взял в рот гнилушку…».
Логопед: Ребята, а сейчас я вам предлагаю побыть Дюймовочками, и как она хорошо пропеть слоговые цепочки под музыку, соблюдая правила дыхательного упражнения: вдох через полуоткрытый рот и на длительном выдохе «пропеваем» слоговые ряды по моей руке.
Дети по руке логопеда «пропевают» под музыку:
- ма-мо-му-мэ-мы
- па-по-пу-пэ-пы
- на-но-ну-нэ-ны
- да-до-ду-дэ-ды
- ла-ло-лу-лэ-лы
- ба-бо-бу-бэ-бы
- ва-во-ву-вэ-вы
Логопед: Что же, у вас прекрасно все получилось! Продолжаем наше путешествие.
8-й ребенок выставляет на магнитную доску картинку с изображением Дюймовочки, мыши, крота и лежащей в подземном проходе ласточки и рассказывает дальше до слов по сказке «Ночью Дюймовочке не спалось…».
Логопед: Ребята, это очень грустный отрывок из нашей сказки. А сейчас давайте вы ляжете на ковер, а Дюймовочка послушает, как стучит ваше сердечко и как вы дышите. Дышим правильно: на вдох носом животик надувается, на выдох носом – сдувается.
Дети выполняют упражнение под музыку, в то время как логопед ставит маленькую куколку на живот каждому ребенку, проверяя правильность выполнения упражнения.
Логопед: Ребята – вы все молодцы! Очень хорошо усвоили правила правильного вдоха и выдоха. Наших картинок из Замка Сказки становится все меньше и меньше… Кто же правильно определит следующую картинку и расскажет дальше сказку?
9-й ребенок выбирает картинку с изображением Дюймовочки, сидящей на спинке у ласточки, улетающих в теплые края, выставляет ее на магнитную доску и ведет повествование до слов по сказке «Ну вот и теплые края!»
Логопед: Прекрасный пересказ, молодец! А теперь, ребята, давайте вспомним слова ласточки, которые она сказала перед их отлетом и произнесем их по схеме. Смотрим на мою руку! Не забываем делать вдох ртом!
Дети по руке логопеда произносят слова ласточки: «Уже наступает холодная зима и я улетаю далеко-далеко, в теплые края. Хочешь лететь со мной?», ориентируясь на схему предложения в виде слов-«вагончиков».
Логопед: Очень хорошо! Ну вот мы с вами и дошли до самого конца сказки. Кто еще не рассказывал отрывок?
10-й ребенок выставляет на магнитную доску картинку с изображением Дюймовочки и короля эльфов, стоящих на цветке, и заканчивает пересказ сказки.
Логопед: Да, ребята, ласточка вернулась обратно домой и свила себе гнездышко над окном человека, который умел рассказывать сказки. Ласточка рассказала ему про Дюймовочку, а от него и мы узнали всю эту историю. Вот такой конец этой сказки. А сейчас я вам хочу предложить рассказать стихотворение о ласточке по схеме. Не забываем делать вдох ртом по моей руке!
Дети рассказывают стихотворение А.А. Фета «Ласточки пропали…», ориентируясь на схему предложений в виде слов-«вагончиков».
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи мелькали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу,
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.
Логопед: Молодцы, ребята! Прекрасно справились с заданием! А скажите, пожалуйста, какие моменты занятия вам запомнились больше всего?
Ответы детей.
Логопед: Я очень рада, что вам было интересно. А кто из вас мне скажет, как нужно правильно делать вдох и выдох во время произнесения слов и предложений?
Ответы детей.
Логопед: Ну что же, ребята! Вы все прекрасно работали и заслужили приз! Поэтому все получают в подарок мыльные пузыри, и я объявляю Парад мыльных пузырей! Посмотрим, кто из вас сможет надуть самый большой мыльный пузырь? Но не забудьте правильно выдыхать воздух через рот, не раздувая щеки.
Дети под музыку соревнуются в надувании самого большого мыльного пузыря.
Логопед: Ребята, вы очень постарались сегодня на занятии, молодцы! Я думаю, что и нашим гостям понравилось, как вы сегодня работали! Большое вам спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика развития речевого дыхания.
Методика развития речевого дыхания авторыЛ.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова«Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи»Методическое пособие является итогом сов...
Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., ШИШКОВА Т.Г. Б 43 Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи
Методическое пособие является итогом совместной научно-практической работы преподавателей кафедры логопедии МПГУ и педагогов ГДОУ № 2246 (заведующая Н.А.Трохина) Северного окружного управления Московс...
Здоровьесберегающая методика: Развитие речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями
Цель дыхательных упражнений – увеличить объем дыхания,нормализовать его ритм, выработать плавный, цельный, экономный выдох.Возраст: с 3-х летВариативность1) Начинать занятия сл...
Конспект занятия для дошкольников «Письмо зеленому другу» с использованием методик по развитию эмоционально-личностного отношения к природе
Конспект занятия «Письмо зеленому другу» разработано в рамках работы эколого-биологического отдела по развитию эмоционально- личностного отношения к природе. Занятие рассчитано на проведен...
Л. И. Белякова "Методика развития речевого дыхания"
Данная книга разработана для детей с нарушениями речи...
Методика развития речевого дыхания.
Данный материал подробно раскрывает методику работы по развитию дыхательной функции и речевого дыхания у детей с нарушениями речи....
Конспект занятия для работы с детьми ЗПР 5-6 дет. Развитее речевого восприятия.
Закреплять правильное произношение изученных звуков; совершенствовать навыки дифференциации гласных и согласных фонем, умение выделять звуки в словах; формировать навык звуко-буквенного синтеза - прям...