Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Тарасекина Надежда Леонидовна

.  Разработала коррекционную адаптированную образовательную программу для 

                  детей с ТНР 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград»
МАДОУ ЦРР детский сад № 131 города Калининграда

«Утверждаю»

Заведующий МАДОУ д\с № 131

                                                                                          Филимоновой Е.А.

        Адаптированная образовательная программа

дошкольного образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей ребенка

                                                     Фамилия Имя ребёнка

в условиях ДОУ, логопедической группы для детей 6-7 лет

Срок реализации – 2020 -2021  уч. год.

                                                   Разработчики программы:

                           Тарасекина Н.Л. - учитель-логопед,

                                                     учитель-дефектолог

                                           Белова Е.В. – воспитатель

                                                                                                   Толмачёва Г.Ю. – воспитатель

                                                                                            Богачёва Е.И.– муз. руководитель

                                                                                 Бартош  С.Ю - инструктор  физ.культуре

Ответственный за реализацию программы:

                                                                                                      Учитель-логопед -   Тарасекина Н.Л.

С программой ознакомлен

_______________________  

ФИО и подпись родителя

Пояснительная записка

Сведения о ребёнке (характеристика):

       Девочка посещает группу с сентября 2019 года.                                                        

 Эмоциональные реакции достаточно адекватны и устойчивы.

Достаточно физически развита и координирована, движения выполняет практически в полном объеме и нормальном темпе. Ручная моторика развита, все движения выполняются; испытывает небольшие затруднения при переключении с одного движения на другое. Артикуляционные упражнения выполняются не в полном объеме и замедленном темпе, переключаемость несколько затруднена.

Объем пассивного словаря не соответствует возрасту. Ребенок показывает по просьбе логопеда отельные предметы, объекты, части предметов и объектов, допуская единичные ошибки. Показывает по несколько предметов, относящихся к понятиям: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, домашние птицы, дикие птицы, домашние животные, дикие звери, транспорт, допуская незначительные ошибки.

Объем активного словаря ребенка не соответствует возрастной норме.

Уровень развития грамматического строя речи не соответствует возрастной норме.

Уровень развития связной речи не соответствует возрастной норме. Затрудняется составить рассказ по серии картинок.

  Объем дыхания достаточный. Продолжительность выдоха короткая. Дыхание ключичное. Темп и ритм речи нормальные. Речь интонирована недостаточно. Фонетико-фонематический анализ и синтез сформированы недостаточно.

Особые образовательные потребности:

−        Совершенствование сенсомоторного развития:

(развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук, развитие навыков каллиграфии, развитие артикуляционной моторики, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации)

−        Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

(развитие зрительного восприятия и узнавания, развитие зрительной памяти и внимания, формирование обобщенных представлений о свойствах предметов, таких как цвет, форма, величина, развитие пространственных представлений ориентации, развитие представлений о времени, развитие слухового внимания и памяти, развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа)

        Развитие основных мыслительных операций:

навыков соотносительного анализа, навыков группировки и классификации, умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму, умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей.

−        Развитие различных видов мышления:

развитие наглядно-образного мышления, развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями)

−        Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям.

−        Развитие речи, овладение техникой речи.

−        Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

−        Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

   Ожидания родителей: социальная адаптация, подготовка к обучению в школе.

 

Содержание программы

Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы для детей с ТНР.

                        Речевое развитие

                      РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ

  • Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем.
  • Учить практическому овладению существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами, существительными суффиксами единичности; существительными, образованными от глаголов.
  • Обогащать экспрессивную речь сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами.
  • Расширять представления о переносном значении и многозначности слов. Учить использовать слова в переносном значении, многозначные слова.
  • Обогащать экспрессивную речь прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными; прилагательными, обозначающими моральные качества людей.
  • Способствовать дальнейшему овладению приставочными глаголами, глаголами с оттенками значений.
  • Способствовать практическому овладению всеми простыми и основными сложными предлогами.
  • Обогащать экспрессивную речь за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий.
  • Закрепить понятие слово и умение оперировать им.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

  • Совершенствовать умение употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже и в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами.
  • Совершенствовать умение образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами.
  • Формировать умение образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности.
  • Закрепить умение согласовывать прилагательные и числительные с
  • существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным.
  • Сформировать умение образовывать и использовать в активной речи сравнительную степень имен прилагательных.
  • Закрепить умение образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах, в том числе в форме будущего простого и будущего сложного времени.
  • Совершенствовать навыки составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.
  • Совершенствовать навыки составления и использования сложносочиненных предложений с противопоставлением и сложноподчиненных предложений с придаточными времени, следствия, причины.
  • Закрепить навыки анализа простых двусоставных распространенных предложений без предлогов. Сформировать навыки анализа предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем таких предложений.
  • Закрепить знание некоторых правил правописания, с которыми дети были ознакомлены в предыдущей группе.

РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА

Развитие просодической стороны речи

  • Продолжить работу по развитию речевого дыхания, формированию правильной подачи голоса и плавности речи. Учить соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса, крика.
  • Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, умеренно громко, тихо, шепотом.
  • Развивать тембровую окраску голоса, совершенствовать умение изменять высоту тона в играх.
  • Учить говорить в спокойном темпе.
  • Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.
  • Коррекция произносительной стороны речи
  • Активизировать и совершенствовать движения речевого аппарата.
  • Формирование навыков речевого дыхания.
  • Завершить автоматизацию правильного произношения звуков всех групп в свободной речевой деятельности.
  • Работа над слоговой структурой и звуко-наполняемостью слов.

        Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза

  • Продолжить работу над трехсложными словами со стечением согласных и закрытыми слогами (абрикос, апельсин) и введением их в предложения. Работать над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слов (слон, мост) и над двусложными словами с двумя стечениями согласных (планка) и введением их в предложения.
  • Работать над трех-, четырех-, и пятисложными словами со сложной звуко-слоговой структурой (динозавр, градусник, перекресток, температура) и введением их в предложения.
  • Закрепить навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.
  • Совершенствование фонематических представлений, навыков звукового и слогового анализа и синтеза
  • Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
  • Закрепить представления о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков. Упражнять в дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и по месту образования.
  • Познакомить с новыми звуками [j], [ц], [ч], [щ], [л], [л’], [р], [р’]. Сформировать умение выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками.
  • Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов из трех-пяти звуков.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

  • Развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.
  • Стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения.
  • Совершенствовать навыки ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать на них полно или кратко.
  • Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.
  • Совершенствовать навыки пересказа знакомых сказок и небольших рассказов.
  • Сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика.
  • Совершенствовать навык составления рассказов по серии картин и по картине, в том числе с описанием событий, предшествующих изображенному или последующих за изображенным событием.

ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ

  • Познакомить с буквами Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ.
  • Сформировать умение правильно называть буквы русского алфавита.
  • Развивать навыки выкладывания букв из палочек, кубиков, мозаики; «печатания»; лепки их из пластилина.
  • Закрепить умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, «допечатывать» незаконченные буквы.
  • Совершенствовать навык осознанного чтения слов, предложений, небольших текстов.
  • Закрепить знание уже известных детям правил правописания.
  • Познакомить детей с некоторыми правилами правописания (написание ча-ща с буквой А, чу—щу с буквой У).
  • Научить разгадывать ребусы, решать кроссворды, читать изографы.

В результате освоения раздела программы “ Речевое   развитие» планируемый результат:

        Развитие импрессивной речи, состояние фонематического восприятия

  • Ребенок показывает по просьбе логопеда отельные предметы, объекты, части предметов и объектов.
  • Ребенок показывает по несколько предметов, относящихся к понятиям: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, домашние птицы, дикие птицы, домашние животные, дикие звери, транспорт.
  • Ребенок показывает по просьбе логопеда предметы, обладающие определенными признаками.
  • Ребенок понимает различные формы словоизменения, предложно-падежные конструкции с предлогами; понимает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, формы единственного и множественного числа глаголов, дифференцирует глаголы с различными приставками.
  • Ребенок понимает смысл отдельных предложений и связных текстов.
  • Ребенок безошибочно дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении.

        Развития экспрессивной речи, состояние активного словаря

  • Ребенок может назвать по 4—5 существительных по всем предложенным логопедом темам; может назвать части тела и части указанных предметов; может обобщить (назвать одним словом) предметы или объекты, изображенные на картинке; использует в речи антонимы.
  • Объем глагольного словаря достаточный. Ребенок может назвать действия по указанным картинкам.
  • Объем словаря прилагательных достаточный. Ребенок может назвать признаки предметов по указанным картинкам.
  • Развитие экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи
  • Уровень развития грамматического строя речи соответствует возрастной норме. Ребенок правильно образует формы существительных в именительном падеже единственного и множественного числа; формы существительных в косвенных падежах; существительные множественного числа в родительном падеже.
  • Ребенок правильно согласовывает прилагательные с существительными единственного числа; правильно употребляет предложно-падежные конструкции.
  • Ребенок умеет образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительные с суффиксами -онок-, -енок-, -ат-, -ят-; умеет образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных; умеет образовывать приставочные глаголы, глаголы совершенного вида.

        Развитие экспрессивной речи, состояние связной речи

  • Уровень развития связной речи соответствует возрастной норме.
  • Ребенок без помощи взрослого может составить рассказ по серии картинок.

        Развитие экспрессивной речи, состояние фонетической стороны речи

  • Ребенок не нарушает звуко-слоговую структуру сложных слов.
  • Звукопроизношение соответствует возрастной норме.
  • Объем дыхания достаточный. Продолжительность выдоха достаточная. Дыхание диафрагмальное. Сила и модуляция голоса нормальные.
  • Темп и ритм речи нормальные. Паузация нормальная. Речь богато интонирована.
  • Ребенок безошибочно повторяет цепочки слогов с оппозиционными звуками, умеет выделять конечный и начальный согласный из слов, определять количество и последовательность звуков в слове.

Познавательное развитие

Критерии оценивания достижений для детей с ОНР

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА.

ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • Имеет представления о родной стране как многонациональном государстве, государственных праздниках, родном городе и его достопримечательностях.
  • Сформировано представление о Российской армии и профессиях военных, о почетной обязанности защищать Родину.
  • Ориентируется в детском саду и на участке детского сада.
  • Недостаточно сформированы представления о предметах ближайшего окружения, их назначении, деталях и частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны.
  • Не может самостоятельно характеризовать свойства и качества предметов, определять цвет, величину, форму.
  • Слабо сформированы представления об инструментах, орудиях труда, нужных представителям разных профессий; о бытовой технике.                                    
  • Сформированы первичные экологические знания. Наблюдает сезонные изменения в природе и устанавливает причинно-следственные связи между природными явлениями имеет представления о растениях и животных.                    
  • Путается во временах года и частях суток.
  • Имеет частичные представления о космосе, звездах, планетах.
  • Использует в качестве эталонов при сравнении предметов плоскостные и объемные фигуры.

«ФЭМП»

  • Сформированы навыки количественного и порядкового счета в пределах 10 с участием слухового, зрительного и двигательного анализаторов.
  • Отвечает на вопросы: Сколько всего? Который по счету?
  • Не достаточно сформирован навык сравнения групп множеств и их уравнивания разными способами.          
  • Знает состав числа из единиц в пределах 10.
  • Сформировано представление о том, что предмет можно делить на равные части, что целое больше части, но не может называть части, сравнивать целое и часть.
  • Не сформировано представление о том, что результат счета не зависит от расположения предметов и направления счета.
  • Имеет навык сравнения двух предметов по величине (высоте, ширине, длине) с помощью условной меры; определять величину предмета на глаз, пользоваться сравнительными прилагательными (выше, ниже, шире, уже, длиннее, короче).
  • Умеет раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке в пределах 10.
  • Не умеет измерять объем условными мерками.
  • Умеет узнавать и различать плоские и объемные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, цилиндр), узнавать их форму в предметах ближайшего окружения.
  • Сформировано представление о четырехугольнике; о квадрате и прямоугольнике как его разновидностях.  
  • Ориентируется в пространстве и на плоскости, но недостаточно сформированы навыки ориентировки по простейшей схеме, плану.
  • Понимает и обозначает в речи положение одного предмета по отношению к другому.
  • Имеет представления о смене времен года и их очередности, о смене частей суток и их очередности. Сформировано представление о таком временном отрезке, как неделя, об очередности дней недели.

По окончании освоения области программы «Познавательное развитие» планируемый результат:

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА.

ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • Имеет чувство гордости за свой родной город-Калининград. Сформировано представление о Москве, как столице России; о Российской Федерации, как о Родине, многонациональном государстве. Приобщается к истокам народной культуры.
  • Обобщает знания о членах семьи, профессиях родителей, бабушек и дедушек. Умеет называть свое имя и отчество, имена и отчества родителей, бабушек и дедушек; свою дату рождения, домашний адрес и телефон.                                                                                                                            
  • Имеет представления о школе, об учебе. Сформирован интерес к учебе, желания учиться в школе.                                                    
  • Имеет представления о бытовой технике; о технических приспособлениях, орудиях труда и инструментах, используемых представителями разных профессий.                                                                                                          
  • Знает правила техники безопасности, правила дорожного движения и поведения на улице.                                      
  • Знаком с адресом детского сада, умеет находить детский сад и свой дом на плане (схеме) микрорайона.
  • Ориентируется в помещении детского сада и на участке.
  • Имеет представления о родном городе и его достопримечательностях.
  • Испытывает чувство любви к Родине и интерес к событиям, происходящим в ней. Имеет представления о государственных праздниках. Учится находить Россию на глобусе и карте.                                        
  • Имеет элементарные знания о космосе, звездах, планетах, освоении космоса людьми, полетах наших соотечественников в космос.                                                                                                                          
  • Имеет знания о Российской армии, защитниках Родины, уважение к ним.                                                                                                                  
  • Систематизирует знания о смене времен года, сезонных изменениях в природе; о жизнедеятельности растений и животных.
  • Воспитывается любовь и бережное отношение ко всему живому.
  • Познакомился с растениями и животными, занесенными в Красную книгу.
  • Имеет основы экологических знаний, экологической культуры, экологического поведения.

 «ФЭМП»

Количество и счет.

  • Уточняет и расширяет представления о количественных отношениях в натуральном ряду чисел в пределах 10.                                                                                
  • в слогах, словах и предложениях...    
  • Знаком с цифрами от 0 до 9. Введен в речь термин «соседние числа». Закреплен навык называния последующего и предыдущего чисел. Умеет увеличивать и уменьшать каждое число на 1.                                                                              
  • Сформировано умение раскладывать число на два меньших.                                
  • Упражняется в решении и придумывании задач, головоломок. При решении задач учится пользоваться математическими знаками: +, –, =.                                          
  • Знаком с монетами достоинством 1, 5, 10, 50 копеек, 1 рубль, 5 рублей.

Величина.  

  • Упражняется в измерениях с помощью условной меры и сравнении предметов по длине, ширине, высоте, толщине, в классификации и объединении их в множество по трем – четырем признакам.                                                                  
  • Совершенствует навык измерения объема жидких и сыпучих тел с помощью условной меры.                                                                                                                    
  • Развивает глазомер. Совершенствует навык деления целого на 2, 4, 8 равных частей, правильно называть части целого; понимает, что часть меньше целого, а целое больше части.

Форма.                                                                                                                          

  • Совершенствует навыки распознавания и преобразования геометрических фигур, воссоздания их по представлению, описанию.                                        
  • Называет геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал; названия объемных геометрических форм: куб, шар, цилиндр.                                                                                                                                       Сформировано представление о многоугольнике. Делит квадрат и круг на равные части.

Ориентировка в пространстве.                                                                                                                

  • Активно использует слова: вверху, внизу, слева, справа, выше, ниже, левее, правее.
  • Формируется умение создавать простейшие чертежи, планы, схемы.  Ориентировка во времени.
  • Расширены представления о временных отношениях. Введены в активный словарь слова: месяц, неделя. Умеет называть дни недели и месяцы года. Закреплены представления об отношениях во времени (минута – час, неделя – месяц, месяц – год).                                                                    
  • Учится определять время по часам. Развивается чувство времени.                       Сформировано умение устанавливать возрастные различия между людьми.

    Художественно-эстетическое развитие.

                     МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Основные направления и задачи коррекцинно - педагогической работы:

−        Слушание музыки

−        Пение

−        Музыкально - ритмические движения и танцы

−        Игра на элементарных музыкальных инструментах

−        Театрализованная деятельность.

Задачи обучения и воспитания:

−        Формировать эмоционально-ассоциативное и предметно-образное восприятие музыкальных произведений;

−        Учит различать голоса сверстников и узнавать их;

−        Учит петь несложные песенки в приманном диапазоне, соблюдая одновременность звучания;

−        Формировать элементарные представления о разных видах искусства и художественно практической деятельности.

Основное содержание работы:

−        Развивать музыкальные способности, тембровый и мелодический слух,

−        Развивать чувство темпа (быстрый, медленный и средний);

−        Учить выполнять плясовые движения под музыку (стучать каблучком, кружится на носочках, выполнять пружинку с небольшим поворотом корпуса вправо-влево);

−        Закреплять представления о свойствах звуков (музыкально - дидактические игры «Птички-птенчики», «Кукла шагает, бегает», «Угадай инструмент»).

−        Стимулировать участие в играх, хороводах под пение взрослого («Маленький хоровод» муз. Раухвергера, муз. Г. Вихаревой «Сапожок», «Золотые листики», «Березка», муз. Е. Тиличеевой «Цок, цок, лошадка»).

−        Учить сочетать движения с литературным текстом песни, передавать имитационными движениями музыкально-игровые образы.

−        Учить выполнять танцевальные движения в парах: «Пружинка», «Пляска парами», «Пляска с султанчиками» (русские, латвийские, украинские народные мелодии).

−        Формировать дифференцированное восприятие свойств музыкального звука: высоты, громкости, длительности, тембра, окраски – в процессе ознакомления с музыкально-дидактическими играми («Летчики», «Жмурки»).

К концу года ребенок овладевает умениями:

−        Воспроизводить не сложный ритмический рисунок;

−        Различать голоса сверстников и узнавать их;

  • Участвовать в хоровом пении, петь одну, две песни под музыкальное сопровождение;

−        Участвовать в коллективной игре на музыкальных инструментах;

  • Следить за развитием событий в спектакле, сопереживать героям, рассказывать о наиболее ярком эпизоде или герои.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Рисование

  • Сформированы изобразительные навыки, умение передавать в рисунке образы предметов и явлений окружающей действительности на основе собственных наблюдений.
  • Умеет передавать пространственное расположение предметов и явлений на листе бумаги, движение фигур и объектов.
  • Рисует разными изобразительными материалами: гуашью, акварелью, цветными карандашами, цветными мелками, пастелью, угольным карандашом.
  • Не достаточно сформировано умение смешивать краски для получения новых цветов и оттенков, передавать оттенки цвета при работе карандашом, изменяя нажим.
  • Различает некоторые виды народного декоративно-прикладного искусства (Полхов-Майдан, Городец, Гжель)
  • Имеет слабые представления о разных видах и жанрах изобразительного искусства: графике, живописи.  

      Аппликация                                                                                                                                     

Не достаточно сформирован навык работы с ножницами, умеет разрезать бумагу на полоски, но не умеет вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников; преобразовывать одни фигуры в другие (квадраты и прямоугольники – в полоски и т.п.).

  • Умеет создавать изображения предметов, декоративные и сюжетные композиции из геометрических фигур.

Лепка

  • Имеет интерес к лепке, навыки аккуратной лепки, навыки лепки предметов и объектов (пластическим, конструктивным и комбинированным способами) с натуры и по представлению из различных материалов (глина, пластилин, соленое тесто), передавая при этом характерные особенности и соблюдая пропорции.
  • Не сформировано умение лепить мелкие детали.
  • Украшает поделки рисунком с помощью стеки.
  • Создает сюжетные композиции, объединяя фигуры и предметы в небольшие группы, но не передает движения животных и людей.
  • Знаком с особенностями декоративной лепки, умеет лепить людей, животных, птиц по типу народных игрушек.

По окончании освоения области программы «Познавательное развитие» планируемый результат:

Рисование

  • Совершенствует умение рисовать предметы с натуры и по памяти, передавать форму, величину, цвет в рисунке.
  • Формирует умение изображать линию горизонта, линейную перспективу в сюжетном рисовании. Совершенствует умение передавать движения людей и животных.
  • Совершенствует технические навыки и умения в создании новых цветовых тонов и оттенков.
  • Расширяет представления о декоративном рисовании. Учится применять полученные знания при украшении предметов с помощью узоров и орнаментов.
  • Имеет навык работы карандашом при выполнении линейного рисунка.
  • Совершенствует навыки сюжетного рисования. Сформирован навык создания коллективных сюжетных рисунков.

Аппликация

  • Совершенствует умение использовать разные приемы вырезывания и наклеивания, умение составлять узоры и композиции из растительных элементов и геометрических фигур. Обучен технике обрывания в сюжетной аппликации. Учится создавать аппликацию по мотивам народного искусства.
  • Развивает композиционные навыки, чувство цвета, чувство ритма.
  • Формирует умение создавать мозаичные изображения.

Лепка

  • Учится создавать объемные и рельефные изображения, используя освоенные ранее разнообразные материалы и разные приемы лепки. Развивать пластичность в лепке. Совершенствует умение передавать в лепке движения изображаемых объектов. Формирует умение создавать композиции и скульптурные группы из нескольких фигурок.

Физическое развитие

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

  • Совершенствовать жизненно необходимые виды двигательных действий (ходьбу, бег, лазание, прыжки, ползание и лазание, бросание, ловлю и метание) с учетом этапности развития нервной системы, психики и моторики. Добиваться развития физических качеств (быстроты, ловкости, гибкости, координации движений, хорошей ориентировки в пространстве, чувства равновесия, умения проявлять силу и выносливость).
  • Воспитывать выдержку, смелость, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативность, фантазию, творческие способности, интерес к активной двигательной деятельности и потребности в ней.
  • Способствовать формированию широкого круга игровых действий.
  • Учить детей выполнять упражнения по показу, по подражанию и отдельные задания по речевой инструкции (руки вверх - вперед - в стороны - за голову - на плечи).
  • Учить детей ловить и бросать мяч большого и среднего размера.
  • Учить детей передавать друг другу один большой мяч, стоя в кругу.
  • Учить детей метать в цель предмет (мешочек с песком).
  • Учить детей ползать по гимнастической скамейке на четвереньках.
  • Учить детей подлезать под скамейкой, воротами, различными конструкциями и перелезать через них.
  • Формировать у детей умение удерживаться на гимнастической стенке и лазать вверх и вниз по ней.
  • Учить детей ходить по доске и скамейке, вытянув руки в разные стороны (вперед).
  • Учить детей ходить на носках с перешагиванием через палки:
  • Учить детей ходить, наступая на кубы, «кирпичики»; ходить, высоко поднимая колени, как цапля.
  • Формировать у детей желание участвовать в коллективных подвижных играх, самостоятельно принимать участие в них, проявлять инициативу при выборе игры.
  • Учить детей бегать змейкой, прыгать лягушкой.
  • Учить детей передвигаться прыжками вперед.
  • Учить детей выполнять скрестные движения руками.

В результате освоения раздела программы “ Физическое   развитие” планируемый результат:

  • Выполнять упражнения по показу, по подражанию и отдельные задания по речевой инструкции;
  • Ловить и бросать мячи большого и среднего размера;
  • Передавать друг другу один большой мяч, стоя в кругу;
  • Метать в цель мешочек с песком;
  • Ползать по гимнастической скамейке на четвереньках;
  • Подлезать под скамейкой, воротами, различными конструкциями и перелезать через них;
  • Удерживаться на гимнастической стенке и лазать по ней вверх и вниз;
  • Ходить по доске и скамейке, вытянув руки в разные стороны, вперед;
  • Ходить на носках с перешагиванием через палки;
  • Ходить, наступая на кубы, «кирпичики»; ходить, высоко поднимая колени, как цапля;
  • Бегать змейкой;
  • Прыгать лягушкой;
  • Передвигаться прыжками вперед;
  • Выполнять скрестные движения руками;
  • Выполнять некоторые движения по речевой инструкции (руки вверх, вперед, в стороны, за голову, на плечи);
  • Ездить на велосипеде;

                                             Воспитательный компонент

Условия взаимодействия специалистов ДОУ и ребенка:

  • Специалисты действуют согласно договору с родителями (законного представителя) ребенка.
  • Специалисты ДОУ проводят НОД в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий согласно плану АОП.
  • Специалисты ДОУ используют методы, приемы, средства с учетом индивидуальных психических и физических особенностей ребенка и специальной коррекционной программы для детей с ТНР.
  • Создание условий для коррекции и воспитания ребенка в ДОУ.
  • использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности;
  • обеспечение здоровье сберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья

Условия взаимодействия ДОУ и родители:

  • Проведение бесед, консультаций, родительских собраний и пр.
  • Просвещение родителей по вопросам воспитания и развития ребенка через статьи, сайта ДОУ, сети интернет.
  • Формирование милосердного отношения к этому ребенку через проведение    

         различных мероприятий.

  • Создание условий, для коррекции и воспитания ребенка в ДОУ.

Условия взаимодействия воспитанников ДОУ и ребенка:

  • Посещение групповых занятий и мероприятий ДОУ.
  • Формирование милосердного отношения к этому ребенку через чтение художественных произведений, создание проблемных игровых ситуаций, анализ ситуаций из жизни.

Заключение и рекомендации специалистов

  • Проведение 3-х ступенчатой диагностики уровня познавательного и речевого развития с целью успешной реализации АОП и внесения корректив.
  • Взаимодействие между воспитателями и специалистами ДОУ с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ.
  • Взаимодействие родителей с медицинскими учреждениями (посещение невролога и других специалистов) выполнение медицинских рекомендаций.
  •  Прохождение повторного осмотра областной ПМПК через рекомендуемый период.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ эффективности реализации адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ «Оптимизация коррекционной работы в группе для детей с нарушением речи»

    В логопедической группе для детей с нарушениями речи коррекционное направление работы приоритетно, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития дет...

Адаптированная образовательная программа (для детей с нарушением речи) группы №5 Кузнечики для детей второй группы раннего возраста (2-3 года) на 2019-2020 уч.год

Адаптированная образовательная программа (для детей с нарушением речи) группы №5 Кузнечики для детей второй группы  раннего возраста (2-3 года) на 2019-2020 уч.год...

Адаптированная образовательная программа (для детей с нарушениями речи) ГРУППЫ №5 «КУЗНЕЧИКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТ (2-3 ГОДА)

Адаптированная основная образовательная программа для детей с нарушениями речи (далее – Программа) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станда...

Адаптированная образовательная программа (для детей с задержкой психического развития) на 2019-2020учебный год для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет

Адаптированная образовательная программа для детей с расстройствами психологическогоразвития (далее ЗПР) представляет собой целостную систематизированную модель для организациипедагогического процесса...

Рабочая программа по реализации адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья .

Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе со...

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута и адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи

В презентации представлены основные направления работы и нормативно-правовая база при создании ИОМ и АОП для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....

Рабочая программа по реализации адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья

Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе со...