«Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ»
консультация по логопедии

Шестиалтынова Любовь Викторовна

Консультация для учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов и воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ»

           Здоровье человека – проблема   актуальная   для   всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Свидетельство тому и закон РФ «Об образовании» (ст. 2; 51), сообщающий, что государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете общечеловеческих   ценностей жизни и здоровья   человека, свободного развития личности.

           Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают и статистические показатели. По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы наметились следующие негативные тенденции — физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей, значительно снизилось число абсолютно здоровых детей (их остаётся не более 10-12%).

            Тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижение уровня коммуникативных умений и навыков — все это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей работы и развития речи детей.

           Логопедическая работа в группах для детей с ОВЗ  предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя:

  • мышечную релаксацию;
  • дыхательную гимнастику;
  • артикуляционную гимнастику;
  • пальчиковую гимнастику;
  • упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления);
  • физкультминутки;
  • упражнения для профилактики зрения;
  • логоритмику. 

          В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика, элементы которой можно внедрить в любой этап занятия.

  1. Психологический настрой «Цепочка дружбы»

(Встанем в круг! Настроимся на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи!)

  1. Занятие на основе сюжета, например, «Прогулка в лес» начинается с загадки: «Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает. Когда это бывает?» Затем следуют релаксационные упражнения: «представьте, что сейчас лето. Протяните руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло, приятно (расслабление). Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек, покажите, как вам холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление)». Релаксационные упражнения помогают снять повышенное напряжение у детей с дизартрией.
  2.  Использование психогимнастики можно рассмотреть на примере занятия «У нас в гостях звуки [г] и [г’]» :«Дети, вы помните сказку про Белоснежку? С кем она дружила? Сейчас мы станем изображать разных гномов. Покажите, каким был гном Ворчун. Каким вы представляете себе гнома Весельчака?» (Дети изображают ворчливого, грустного, доброго и злого гномов). Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата.
  3. Элементы психофизической гимнастики можно использовать на примере таких заданий как: «изобрази хитрых, голодных и жадных мышат»; «покажи, как они подкрадываются к спящему Леопольду»; «как уныло бредут после своих неудавшихся проделок». Психофизическая гимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего «Я», развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.
  4. Артикуляционная (логопедическая) гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. При отборе материала нужно соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным, и конечно же, в игровой форме, например, «Сказка о Веселом Язычке», «Храбрый комар».
  5. Дыхательные упражнения способствуют развитию речевого дыхания, что играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю, тренируют ситуативную фразовую речь. Мотивировать интерес детей к дыхательным упражнениям можно благодаря сочетания наглядности и весёлых стихотворных форм, вызывая тем самым положительные эмоции, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии детей.
  6. Биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Рука, пальцы, ладони — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы ребёнку. Владея своими руками, ребёнок может сделать много полезных и нужных вещей, и самое главное — развитая моторика рук способствует развитию речи. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развития речи ребёнка.
  7. Элементы Су-джок терапии в сочетании с логопедической и лечебно-оздоровительной работой. Су-джок терапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, является достаточно хорошей системой самооздоровления. Использование су-джок   массажеров, в комплекте с металлическими кольцами, в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной работы с ребёнком. Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность коррекционно-логопедических занятий, а также оптимизировать выполнение упражнений в домашних условиях.
  8. Физкультминутка:

·         снимает усталость и напряжение;

·         вносит эмоциональный заряд;

·         совершенствует общую моторику;

·         вырабатывает четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

          В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.

Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Применяемая методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.

  1. Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики.

 

Примерные упражнения для дошкольников:

1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
2. Кулак — ребро — ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак — ребро — ладонь).


3. Ухо — нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».
4. Расправьте пальцы левой руки, слегка нажав точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. Повторите это 5 раз. При нажатии сделайте выдох, а при ослаблении вдох. Потом сделайте то же самое для правой руки.

          В частности, применение данного метода мне позволило сделать выводы, что у ребенка улучшается память, внимание, речь, пространственные представления, мелкая и крупная моторика, снижается утомляемость, повышается способность к произвольному контролю. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями. Таким образом, кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.

         Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли   необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно–развивающие и формирующие программы!

Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!

             Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-логопедической работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка речевой среды способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно и в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребёнка в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях в ДОУ

В статье рассказывается, какие здоровьесберегающие технологии можно использовать на логопедических занятиях в ДОУ....

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

как использовать здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками...

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.

Проведение логопедических занятий связано с использованием   здоровьесберегающих технологий. В статье перечислены применяемые технологии....

Использование здоровьесберегающих технологий в логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста

Материал об испольтзовании физкультминуток в логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста...

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Описание используемых здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе со старшими дошкольниками в логопедических группах детского сада...

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ

Логопедическая работа в группах для детей с ОВЗ  предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок проце...