РОЛЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ И ТРУДА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ
консультация по логопедии (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для воспитателей | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
РОЛЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ И ТРУДА
В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ
Идея связи обучения с трудом волновала прогрессивных мыслителей с давних пор. Поэтому основная задача дошкольных учреждений, наравне с учебной, состоит в воспитании нравственных качеств: трудолюбия, уважения к людям труда, бережного отношения к тому, что создал человек, во что он вложил свой труд.
Известно, что для детей-дошкольников с общим недоразвитием речи, кроме нарушения произношения, бедности словаря, несформированности грамматической стороны речи, характерны существенные нарушения в развитии познавательных процессов, слабое абстрактное мышление и значительное нарушение координации движений.
У нормально развивающегося ребенка к трем годам формируются двигательные навыки, приобретается умение самому познавать окружающий мир путем разглядывания объекта, действия с ним, совершенствуется грамматический строй речи.
Развитию мелких мышц рук в научной литературе всегда уделялось большое внимание. И сейчас все чаще и чаще появляются статьи о пользе этой работы. Специальным исследованием М. М. Кольцовой установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основании проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Исходя из этого, рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
Одной из важных сторон развития познавательной деятельности ребенка является возможность использовать его практические действия для ознакомления с окружающим и развития речи.
Поиски путей обучения убедили в том, что коррекция речевых нарушений идет тем успешнее, чем больше в занятия включается практических действий детей (конструирование, лепка, рисование, работа с природным материалом и др.), а затем и труд (стирка одежды кукол, мытье посуды, поливка комнатных цветов, сервировка стола).
Работу надо начинать с укрепления мелких мышц рук, для того чтобы ребенок в последующей работе с предметами, игрушками, бумагой, пластилином, с различным природным материалом не испытывал моторной неловкости и с удовольствием выполнял эти действия, а в дальнейшем и различные трудовые операции. С этой целью в каждое логопедическое занятие, кроме артикуляционной гимнастики, включаются упражнения по коррекции недостатков общей моторики. Это различные движения с проговариванием стихотворных текстов.
Эти упражнения можно включать в занятия и логопеда, и воспитателя в часы, отведенные для игр, и во время прогулок. Если ребенок затрудняется в самостоятельном выполнении движений, то эти упражнения можно повторить на индивидуальных занятиях логопеда и воспитателя.
Использование игр с пальчиками, сопровождаемых чтением народных стихов-потешек, создает благоприятный эмоциональный фон, обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учит улавливать ритм стиха. Кроме того, народные потешки являются прекрасным материалом для обучения разговорной речи, так как большинство из них построено на диалоге («Ну-ка, братцы, за работу», «Пальчик-мальчик», «Сорока-белобока», «Сидит белка на тележке» и др.).
Наряду с играми для тренировки тонких движений пальцев рук, используются и разнообразные упражнения, которые готовят руку ребенка к письму. Ребенок, систематически выполняющий упражнения, легко овладевает графическими навыками, рисованием, аппликацией, лепкой, а также и другими практическими действиями по ознакомлению с объектом, его признаками, с окружающими явлениями.
Известно, что простое рассматривание предмета, когда в работу включается только один анализатор — зрение или два — зрение и слух, не дает желаемого результата в обучении детей, особенно тех, у которых крайне обеднены словарь и представления. Необходимы еще практические действия.
Практические действия с предметом позволяют ребенку познать предмет, изучить его со всех сторон, обогатить словарь.
Посмотрел ребенок на мяч и увидел только его цвет и форму. Подержал в руках, покатил, бросил, помял и узнал, что мяч мягкий, его можно покатить, что он подпрыгивает, если ударить его о землю. Если ребенок затрудняется определить признаки предмета, то нужно помочь ему: логопед или воспитатель называет признаки предмета, показывает действия с ним, называет сам предмет.
Изучение свойств предмета является важным фактором в подготовке детей к общественно полезному труду, когда будет необходимо знать все о материале, с которым надо трудиться.
Действия с предметами можно использовать и для развития речи. Например, знакомясь с названиями и назначением чайной посуды, дети накрывают на стол, разливают чай, доливают молоко из молочника, насыпают сахар, мешают чай чайной ложечкой. Все действия в этом случае и во всех остальных сопровождаются речью. После такого занятия у детей появляется интерес к самостоятельным действиям в игрушечном уголке. Они учатся сами и учат своих товарищей.
Для практических действий можно использовать следующий природный материал: песок, камешки, ракушки, листья деревьев, сосновые шишки, соломку, овощи, фрукты, зелень и др. Так, знакомя детей с понятиями «мокрый—сухой», можно принести на занятие мокрый песок и сухой. Дети трогают песок, насыпают в фор-мочки, убеждаются, что фигурки и пирожки получаются только из мокрого песка, он не рассыпается, а сухой песок не годится, когда из него не сделаешь фигурки, не «испечешь пирожок». На прогулке с воспитателем дети закрепляют эти понятия во время игры. Понятия «сыпучий», «блестящий», «холодный», «теплый» дети улавливают, играя с песком на пляже.
Слова круглый, овальный, маленький, большой, гладкий, шершавый, белый, коричневый, серый, черный закрепляются с детьми на прогулке, когда они собирают камешки на берегу моря. А потом, на подгрупповых и индивидуальных занятиях, из камешков выкладываются различные фигурки: большой и маленький круги, квадраты, овалы, треугольники, домики, цветочки разных размеров. Цель этой работы не только усвоение слов и понятий, но и развитие мелких мышц рук.
Для этой же цели можно использовать соломку. Из соломинок разных размеров выкладываются заборчики, елочки, лесенки, ска-
меечки, стулья, домики. И сама соломка является объектом наблюдений. Она гладкая, блестящая, желтенькая, беленькая, хрупкая, ломкая. Соломинки — длинные, короткие, средние.
При изучении понятия твердый—мягкий используется пластилин. Его можно помять и убедиться, что он мягкий, его можно мять. Затем детям дается камешек: подержали и помяли. Камешек мять нельзя. Постучали камешком о камешек и пластилином. Стук от камня звонкий, от пластилина приглушенный. От камня с пластилином можно перейти к практическим действиям с шариком и мячом, деревянной и плюшевой игрушками. Ребята без труда определяют, твердая игрушка или мягкая. Потрогали, помяли ватку и решили, что она не просто мягкая, а мягонькая. Обогащая словарь детей названиями цветов, нужно не просто назвать цвет и повторить это слово или узнать цвет, а тоже произвести действия с различными по цвету предметами: кубиками, шариками, карандашами, красками.
Насколько важны практические действия в усвоении учебного
материала, говорит тот факт, что в первый год работы много времени, чтобы научить ребят называть правильно овощи, которые растут в земле и на земле. Эта же тема осваивается детьми без особого труда во время практических действий на огороде. Они сажают овощи, выращивают их. Выдергивают, выкапывают, срезают, срывают. Они видят, что огурец и помидор растут на земле, а морковь, редис — в земле.
С большим интересом и очень результативно дети занимались при изучении темы «Растения». Рассмотрели одуванчики: желтый и белый. Рассмотрели семенное соцветие, подули, видели, как разлетаются пушинки-стрелочки. И все это с радостью, удивлением. И никакой трудности в запоминании новых слов. Легко рождались фразы, сравнительно легко запоминалось стихотворение:
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик,
Подрастет, нарядится
В беленькое платьице,
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
Проведение занятий весной на участке приходится в наших краях на март—апрель, когда дети уже имеют определенные ручные умения, навыки поведения, устойчивое внимание, значительный словарный запас, начатки фразовой речи.
Во время работы ребят на участке (с логопедом или воспитателем) их внимание обращается на величину ростков, цвет, форму. Во время сбора урожая логопед ведет занятия с подгруппами, фиксирует внимание детей на форме, цвете, вкусе, величине редиса, огурца, помидора и др. А воспитатель во время обеда или ужина повторяет материал, закрепляет понятия, усвоенные на занятиях.
Практические действия с природным материалом и на огороде подготавливают ребят к более сложным практическим действиям материалом, который используется для усвоения грамматических форм, анализа и синтеза предложений, звукового анализа и синтеза слов.
Для работы по устранению аграмматизмов и совершенствованию грамматического строя речи мы создали специальные пособия, в которых на ту или иную грамматическую форму имеется большой наглядный, дидактический материал.
Развивая речь в процессе практических действий, доступного труда, мы прививаем любовь к труду. Воспитывая в детях любовь к труду, мы стараемся делать его радостным, привлекательным. Орудия труда выбираем обязательно по росту детей (лопатки, носилки, лейки, метелки, щетки и др.), удобные, красивой расцветки. Всегда обращаем внимание ребят на результаты их труда. Вскопали грядки, вырвали сорняки, полили, обязательно обратим внимание ребят на то, какими красивыми стали наши грядки и теперь наши овощи будут лучше и быстрее расти. У детей и во время труда, и во время наблюдений за результатами работы обязательно рождается потребность высказаться.
Наблюдая за растениями, ребята отмечают, что они выросли, появились листочки, цветы расцвели, осыпались, огурчик был маленьким, а теперь подрос. Так появляется потребность поделиться впечатлениями с товарищами.
Развивая трудолюбие, мы стараемся воспитывать уважение к людям труда, к различным профессиям.
Совершенствуется речь, развивается память, а главное, мы решаем жизненно важную задачу: воспитываем у детей любовь к труду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...
«Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и упражнения для развития речи детей 2-3 лет».
В статье даны рекомендации для развития речи детей младшего дошкольного возраста....
Консультация-практикум для родителей средней группы по теме: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
В процессе консультации-практикума родители познакомятся с речевыми нормами присущими данному возрастному периоду. Ознакомятся с играми по развитию речи путем включения в практическую деятельность....
Консультация для родителей "Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома"
Для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи. Развитию грамотной речи способствуют словесные игры...
Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
Памятка для родителей...
Памятка для родителей: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
Памятка для родителей: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»....
Памятка для родителей "Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома."
Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, состоялся как личность, чувствовал себя свободно и уверенно....