Характеристика детей экспериментальной группы
статья по логопедии

Ольшина Анна Сергеевна

Проанализировав медицинские карты детей, логопедические карты речевого развития, а также проведя беседу с логопедом группы и воспитателями, предоставляем сведения, которые характеризуют особенности речевого развития детей со стертой дизартрией экспериментальной группы.

У детей наблюдаются следующие недочеты в речи: наличие недостаточной четкости звуков, ошибки, связанные с нарушением слоговой структуры, неточность применения тех или иных слов в речевом контексте. Также встречаются ошибки, связанные с неверным употреблением синонимов и с отсутствием применения антонимов в речи. Из перечисленных выше признаков видно, что дети со стертой дизартрией, отнесенные к основной выборке, обладают типичными для своего диагноза ошибками и неточностями в речевой деятельности. Характеризуя речь детей экспериментальной группы, было отмечено, что в целом она достаточна понятна для окружающих. По медицинским заключениям видно, что интеллект и слух детей в норме.

Нарушения моторики артикуляционного аппарата проявляются: в снижении и ухудшении качества артикуляционного движения, в снижении времени фиксации артикуляционной позы, в снижении количества правильно выполненных движений, в трудностях переключения с одной артикуляции на другую. У детей с отмечается недоразвитие фонематического восприятия, проявляющееся в нарушении слуховой дифференциации звуков и фонематического анализа. Отклонения в развитии лексики и грамматического строя оказываются производными, и носят характер вторичных нарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Процесс поиска слова осуществляется не только на основе семантических признаков, но и на основе звукового образа слова. Выделив значение слова, ребенок соотносит это значение с определенным звуковым образом, перебирая в своем сознании всплывающие звуковые образы слов. В процессе поиска слова из-за недостаточной закрепленности связи его значения и звучания происходит выбор слова, сходного по звучанию, но другого значения. [25]

Таким образом, замены существительных свидетельствуют о несформированности семантических полей, о трудностях закрепления связи между образом слова и образом предмета. Наиболее часто дети со стертой дизартрией заменяют существительные, входящие в одно семантическое поле и обозначающие зрительно похожие предметы (оса — пчела, ворона — грач, цапля — аист).

Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. Распространенными являются такие, например, замены: высокий — длинный. Замены прилагательных осуществляются из-за недифференцированности признаков величины, высоты, ширины, толщины.

В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения, к выбору глаголов другого значения (ползет — идет, воркует — поет, чирикает — поет и т.д.). Наблюдались также замены глаголов воспроизведением звукоподражаний: гогочет — га-га-га, кукарекает — ку-ка-ре-ку, каркает — кар-кар. [25]

Итак, специфические трудности, связанные с формированием словаря дошкольников со стертой дизартрией таковы: название предметов, подбор слова, близкого по значению, определение порядка называния времен года, суток, дней недели, нарушение самостоятельной речи при наличии достаточного словарного запаса, легкая задержка в формировании обобщающей и регулирующей функции речи. Следует заметить, что нарушения становления лексики у детей с патологией речи отражаются в ограниченности лексикона, большом расхождении объема активного и пассивного словаря, неточностей в употреблении слов, разнообразных вербальных парафазиях, отсутствия сформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Особенности воспитания и обучения детей старшей группы. Характеристика возраста детей старшей группы»

Предлагаю вашему вниманию уважаемые педагоги и родители использовать данную консультацию   в обучении детей....

Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития. Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития.  Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней групп...

Характеристика детей контрольной группы

Среди детей старшего дошкольного возраста, входящих в контрольную выборку испытуемых, не имеется заключения об отклонении в развитии речевой сферы. В результате проведенного анализа медицинской и педа...

Пассивный словарь: у детей экспериментальной группы

Пассивный словарь: у детей экспериментальной группы при обследовании пассивного словаря- существительных возникали ошибки из-за того, что дети не понимали значение каждого слова. Дети так и говорили ...

Консультация для родителей "Общая характеристика детей возрастная группа 6-8 лет"

Данная консультация познакомит родителей с процессом развития ребенка старшего дошкольного возраста, поможет понять ребенка на данном этапе развития....