Памятка для родителей. Заикание.
статья по логопедии
ЗАИКАНИЕ
При заикании нарушается темп и ритм речи по причине судорог мышц речевого аппарата в процессе речи. Судороги могут возникать то в мышцах языка, то в мышцах губ, то в мышцах дыхательного аппарата, то в области голосовых связок. Это и приводит к «застреванию» речи на отдельных звуках.
Заикание чаще всего возникает в возрасте от 3 до 5 лет. Ребенку этого возраста уже многое хочется сказать, но его речевой аппарат «не успевает» за мыслью. Большинство детей проходят этот этап благополучно, но у некоторых может развиться заикание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichiny_simptomy_preodolenie.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАИКАНИЕ
При заикании нарушается темп и ритм речи по причине судорог мышц речевого аппарата в процессе речи. Судороги могут возникать то в мышцах языка, то в мышцах губ, то в мышцах дыхательного аппарата, то в области голосовых связок. Это и приводит к «застреванию» речи на отдельных звуках.
Заикание чаще всего возникает в возрасте от 3 до 5 лет. Ребенку этого возраста уже многое хочется сказать, но его речевой аппарат «не успевает» за мыслью. Большинство детей проходят этот этап благополучно, но у некоторых может развиться заикание.
Причины заикания:
1 группа – предрасполагающие:
- Наличие у родителей заикания, различных нервно-психических заболеваний;
- Осложненное протекание беременности и родов у матери;
- Тяжело протекающие и часто повторяющиеся соматические заболевания ребенка в раннем детстве;
- Отставание ребенка в речевом развитии;
- Перегрузка речевым материалом, слишком раннее разучивание стихов с демонстрацией «достижений» ребенка на публику;
- Нервная обстановка в семье, неправильные приемы воспитания.
2 группа – производящие:
- Действие сверхсильного раздражителя, что в повседневной жизни называют «испугом»;
- Перенапряжение тормозного процесса нервной системы, когда ребенок вынужден долгое время скрывать свои переживания от окружающих;
- Одновременное действие двух противоположных раздражителей, когда один из взрослых побуждает к какому-то действию, а другой – запрещает это же самое действие;
- Слишком резкое переучивание с левой руки на правую;
- Подражание заикающимся;
- Запугивание ребенка.
Общим правилом является то, что в каждом конкретном случае происхождения заикания обе группы причин взаимодействуют.
Симптомы заикания:
- Судороги речевых мышц;
- Сопутствующие движения: судорожное запрокидывание головы, непроизвольные движения рук, ног, туловища;
- Вегетативные расстройства: неустойчивость пульса, колебания артериального давления, повышенная потливость, побледнение или покраснении кожи, появление «гусиной кожи» и т. п.;
- Логофобии- навязчивые страхи перед речью;
- Навязчивые мысли о заикании;
- Двигательные и речевые уловки (защитные приемы);
- Избегание речевого общения, избегание контактов с окружающими, замыкание в себе, игра в одиночестве.
Преодоление заикания
Заикание является сложным речевым расстройством, поэтому преодоление его включает в себя ряд различных медико-педагогических воздействий и мероприятий:
- Оздоровление нервной системы и всего организма заикающегося :
- Лечение общего невроза и вегетативных проявлений у врача-невропатолога с использованием медикаментозных средств и физиотерапевтических процедур
- Правильный режим дня, предусматривающий чередование труда и отдыха
- Достаточный по количеству и полноценный по качеству сон
- Полноценное питание
- Увеличение времени для прогулок
- Занятия спокойными видами спорта
- Спокойная, бесконфликтная обстановка в семье
- Своевременное лечение соматических (телесных) заболеваний
- Психотерапия. Основная цель психотерапии заключается в том, чтобы под ее влиянием заикающийся изменил отношение к своему недостатку и окружающей действительности, чтобы он почувствовал себя полноценным человеком. Школьникам в доступной форме надо объяснить причину заикания, особенности проявления, оптимистично настроить заикающегося на активную работу по преодолению заикания. Важная роль отводится самовнушению. В этих условиях заикающийся произносит положительные формулы для внушения, например: «Я смел и уверен в себе. Я говорю хорошо и свободно. Моя речь плавная и спокойная».
Психотерапия в отношении детей дошкольного возраста предусматривает создание спокойных отношений к ребенку дома и в детском саду, использование психологом игровой психотерапии, сказкотерапии, психотерапии посредством рисунка.
- Работа над речью:
- Постановка правильного речевого дыхания
- Воспитание мягкой, ненапряженной голосоподачи
- Воспитание спокойного, неторопливого артикулирования звуков
- Постановка плавного произнесения слов и небольших фраз
- Воспитание неторопливого темпа речи
- Обеспечение благоприятного социального окружения:
- Не допускать насмешек над заикающимся
- На первых порах исключить устные ответы ученика на уроках
- Приучить ребенка говорить в несколько замедленном темпе
- Исключить конфликтные отношения с ребенком
- Выполнять все рекомендации врача-невропатолога
- В присутствии ребенка взрослым соблюдать неторопливый темп речи
- Отмечать любое улучшение в речи ребенка, радоваться вместе с ним, внушая уверенность в скором преодолении заикания
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой А.Н.
Правила проведения гимнастики:
- Вдох производится через нос, шумный, короткий. Губы вовремя вдоха слегка сомкнуты.
- Выдох через рот, неслышный, производится сам собой.
- Во время упражнений думать только о вдохе «на все помещение», о выдохе забыть.
- Плечи во время гимнастики не поднимать.
- Гимнастику проводить 2 раза в день: утро, вечер.
- Гимнастика проводится до еды или через 1,5 часа после еды.
- После 4 вдохов-выдохов делать паузу от 5 до 10 секунд.
- Увеличение количества упражнений-«четверок» делать по формуле +2, т.е. 2, 4, 6,8,10,12,14,16,1,20,22,24 в зависимости от самочувствия и качества освоения упражнения.
УПРАЖНЕНИЯ:
- «Ладошки». И.п. стоя, ноги слегка расставлены. Кисти рук на уровне плеч, развернуты вперед. Шумный вдох - сжать ладони в кулачки, выдох – кулаки разжать. 4 вдоха, пауза, 4 вдоха, пауза. До 24 раз.
- «Погончики». И.п. стоя, ноги слегка расставлены. Руки сжаты в кулаки и прижаты к туловищу на уровне пояса. При вдохе резко толкнуть к полу, плечи не напрягать, руки выпрямить до конца, выдох – руки в исходное положение. . 4 вдоха, пауза, 4 вдоха, пауза. До 24 раз.
- «Насос». И.п. стоя, ноги слегка расставлены, руки внизу. Сделать легкий наклон, руки тянем к полу, во второй половине наклона сделать короткий шумный вдох, немного выпрямиться – выдох. 4 вдоха, пауза, 4 вдоха, пауза. До 24 раз. Наклоны делать легко, ритмично, спину округлить, голову наклонить.
- «Обними плечи». И.п. стоя, ноги слегка расставлены, руки согнуть и поднять до уровня плеч. Сильно обнять себя за плечи – вдох, руки развести – выдох. Во время объятия руки расположены параллельно дуг друга. 4 вдоха, пауза, 4 вдоха, пауза. До 24 раз.
Школьникам в доступной форме надо объяснить причину заикания, особенности проявления, оптимистично настроить ребенка на активную работу по преодолению заикания.
Важная роль отводится самовнушению. Дома школьник утром и вечером произносит положительные формулы для внушения, например: «Я смел и уверен в себе. Я говорю хорошо и свободно. Моя речь плавная и спокойная».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей детей, страдающих заиканием
Стендовая информация для родителей.Заикание...
Памятка для родителей "Предупреждаем заикание"
Чаще всего заикание возникает в дошкольном возрасте и родителям нужно быть начаку, чтобы иметь мозможность предупредить развитие даноо заболевания. Памятка полезна родителям дошкольников...
Памятка для родителей детей, страдающих заиканием
Рекомендации при инициальном (начальном) заикании...
Памятка для родителей и педагогов Заикание у детей
Памятка для родителей и педагогов Заикание у детей...
Памятка для родителей ребенка с заиканием
Советы и рекомендации...
Заикание (памятка для родителей)
Что может вызвать заикание у ребенка: Советы логопеда....
Памятка для родителей "Как предупредить заикание у детей"
quot;Как предупредить заикание у детей"...