Памятка для родителей. Заикание.
статья по логопедии

Вьюнова Ольга Николаевна

ЗАИКАНИЕ

 

При заикании нарушается темп и ритм речи по причине судорог мышц речевого аппарата в процессе речи. Судороги могут возникать то в мышцах языка, то в мышцах губ, то в мышцах дыхательного аппарата, то в области голосовых связок. Это и приводит к «застреванию»  речи на отдельных звуках.

Заикание чаще всего возникает в возрасте от 3 до 5 лет. Ребенку этого возраста уже многое хочется сказать, но его речевой аппарат «не успевает» за мыслью. Большинство детей проходят этот этап благополучно, но у некоторых может развиться заикание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prichiny_simptomy_preodolenie.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      ЗАИКАНИЕ

При заикании нарушается темп и ритм речи по причине судорог мышц речевого аппарата в процессе речи. Судороги могут возникать то в мышцах языка, то в мышцах губ, то в мышцах дыхательного аппарата, то в области голосовых связок. Это и приводит к «застреванию»  речи на отдельных звуках.

Заикание чаще всего возникает в возрасте от 3 до 5 лет. Ребенку этого возраста уже многое хочется сказать, но его речевой аппарат «не успевает» за мыслью. Большинство детей проходят этот этап благополучно, но у некоторых может развиться заикание.

Причины  заикания:

1 группа – предрасполагающие:

  • Наличие у родителей заикания, различных нервно-психических заболеваний;
  • Осложненное протекание беременности и родов у матери;
  • Тяжело протекающие и часто повторяющиеся соматические заболевания ребенка в раннем детстве;
  • Отставание ребенка в речевом развитии;
  • Перегрузка речевым материалом, слишком раннее разучивание стихов с демонстрацией «достижений» ребенка на публику;
  • Нервная обстановка в семье, неправильные приемы воспитания.

2 группа – производящие:

  • Действие сверхсильного раздражителя, что в повседневной жизни называют «испугом»;
  • Перенапряжение тормозного процесса нервной системы, когда ребенок вынужден долгое время скрывать свои переживания от окружающих;
  • Одновременное действие двух противоположных раздражителей, когда один из взрослых побуждает к какому-то действию, а другой – запрещает это же самое действие;
  • Слишком резкое переучивание с левой руки на правую;
  • Подражание заикающимся;
  • Запугивание ребенка.

Общим правилом является то, что в каждом конкретном случае происхождения заикания обе группы причин  взаимодействуют.

        

Симптомы  заикания:

  • Судороги речевых мышц;
  • Сопутствующие движения: судорожное запрокидывание головы, непроизвольные движения рук, ног, туловища;
  • Вегетативные расстройства: неустойчивость пульса, колебания артериального давления, повышенная потливость, побледнение или покраснении кожи, появление «гусиной кожи» и т. п.;
  • Логофобии- навязчивые страхи перед речью;
  • Навязчивые мысли о заикании;
  • Двигательные и речевые уловки (защитные приемы);
  • Избегание речевого общения,  избегание контактов с окружающими, замыкание в себе, игра в одиночестве.

                                       Преодоление  заикания

Заикание является сложным речевым расстройством, поэтому преодоление его включает в себя ряд различных медико-педагогических воздействий и мероприятий:

  1. Оздоровление нервной системы и всего организма заикающегося :
  • Лечение общего невроза и вегетативных проявлений у врача-невропатолога с  использованием медикаментозных средств и физиотерапевтических процедур
  • Правильный режим дня, предусматривающий чередование труда и отдыха
  • Достаточный по количеству и полноценный по качеству сон
  • Полноценное питание
  • Увеличение времени для прогулок
  • Занятия спокойными видами спорта
  • Спокойная, бесконфликтная обстановка в семье
  • Своевременное лечение соматических (телесных) заболеваний
  1. Психотерапия. Основная цель психотерапии заключается в том, чтобы под ее влиянием заикающийся изменил отношение к своему недостатку и окружающей действительности, чтобы он почувствовал себя полноценным человеком.  Школьникам  в доступной форме надо объяснить  причину заикания, особенности проявления, оптимистично настроить заикающегося на активную работу по преодолению заикания. Важная роль отводится самовнушению. В этих условиях заикающийся произносит положительные формулы для внушения, например: «Я смел и уверен в себе. Я говорю хорошо и свободно. Моя речь плавная и спокойная».

Психотерапия в отношении детей дошкольного возраста предусматривает создание спокойных отношений к ребенку дома и в детском саду, использование психологом  игровой психотерапии, сказкотерапии, психотерапии посредством рисунка.

  1. Работа над речью:
  • Постановка правильного речевого дыхания
  • Воспитание мягкой, ненапряженной голосоподачи
  • Воспитание спокойного, неторопливого артикулирования звуков
  • Постановка плавного произнесения слов и небольших фраз
  • Воспитание неторопливого темпа речи

  1. Обеспечение благоприятного социального окружения:                                                                    
  • Не допускать насмешек над заикающимся
  • На первых порах исключить устные ответы ученика на уроках
  • Приучить ребенка говорить в несколько замедленном темпе
  • Исключить конфликтные отношения с ребенком
  • Выполнять все рекомендации врача-невропатолога
  • В присутствии ребенка взрослым соблюдать неторопливый темп речи
  • Отмечать любое улучшение в речи ребенка, радоваться вместе с ним, внушая уверенность в скором преодолении заикания

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой А.Н.

Правила проведения гимнастики:

  1. Вдох производится через нос, шумный, короткий. Губы вовремя вдоха слегка сомкнуты.
  2. Выдох через рот, неслышный, производится сам собой.
  3. Во время упражнений думать только о вдохе «на все помещение», о выдохе забыть.
  4. Плечи во время гимнастики не поднимать.
  5. Гимнастику проводить 2 раза в день: утро, вечер.
  6. Гимнастика проводится до еды или через 1,5 часа после еды.
  7. После 4 вдохов-выдохов делать паузу от 5 до 10 секунд.
  8. Увеличение количества упражнений-«четверок» делать по формуле +2,  т.е. 2, 4, 6,8,10,12,14,16,1,20,22,24 в зависимости от самочувствия и качества освоения упражнения.

УПРАЖНЕНИЯ:

  1. «Ладошки». И.п. стоя, ноги слегка расставлены. Кисти рук на уровне плеч, развернуты вперед. Шумный вдох - сжать ладони в кулачки, выдох – кулаки разжать.  4 вдоха, пауза, 4 вдоха, пауза.  До 24 раз.
  2. «Погончики».  И.п. стоя, ноги слегка расставлены. Руки сжаты в кулаки и прижаты к туловищу на уровне пояса. При вдохе резко толкнуть к полу, плечи не напрягать, руки выпрямить до конца, выдох – руки в исходное положение. .  4 вдоха, пауза, 4 вдоха, пауза. До 24 раз.
  3. «Насос».   И.п. стоя, ноги слегка расставлены, руки внизу. Сделать легкий наклон, руки тянем к полу, во второй половине наклона сделать короткий шумный вдох, немного выпрямиться – выдох. 4 вдоха, пауза, 4 вдоха, пауза. До 24 раз. Наклоны делать легко, ритмично, спину округлить, голову наклонить.
  4. «Обними плечи».    И.п. стоя, ноги слегка расставлены, руки  согнуть и поднять до уровня плеч. Сильно обнять себя за плечи – вдох, руки развести – выдох. Во время объятия руки расположены параллельно дуг друга. 4 вдоха, пауза, 4 вдоха, пауза. До 24 раз.

Школьникам  в доступной форме надо объяснить  причину заикания, особенности проявления, оптимистично настроить ребенка на активную работу по преодолению заикания.

Важная роль отводится самовнушению.  Дома  школьник утром и вечером произносит положительные формулы для внушения, например: «Я смел и уверен в себе. Я говорю хорошо и свободно. Моя речь плавная и спокойная».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей детей, страдающих заиканием

Стендовая информация для родителей.Заикание...

Памятка для родителей "Предупреждаем заикание"

Чаще всего заикание возникает в дошкольном возрасте и родителям нужно быть начаку, чтобы иметь мозможность предупредить развитие даноо заболевания. Памятка полезна родителям дошкольников...

Памятка для родителей детей, страдающих заиканием

Рекомендации при инициальном (начальном) заикании...

Памятка для родителей и педагогов Заикание у детей

Памятка для родителей и педагогов Заикание у детей...

Заикание (памятка для родителей)

Что может вызвать заикание у ребенка:         Советы логопеда....

Памятка для родителей "Как предупредить заикание у детей"

quot;Как предупредить заикание у детей"...