Звуки "С-З"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Занятие по автоматизации и дифференциации в речи свистящих звуков, по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_s-z.docx | 45.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по дифференциация звуков [с] - [з]
(подготовительная к школе группа )
Цели:
- Различение звуков [с] — [з] на слух и в произношении в словах, фразах и сказке.
- Образование сложных прилагательных и согласование их с существительными и числительными.
- Закрепление навыков звукового анализа и синтеза при обучении детей чтению и письму по схемам и с помощью разгадывания кроссворда.
- Обучение связной речи при пересказе сказки «Как собака друга искала».
- Образование разноприставочных глаголов.
- Образование однокоренных слов.
- Развитие диалогической речи: умения слушать партнера, реагировать на высказывание сверстника, соблюдать в беседе очередность, быть доброжелательным, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста.
Раздаточный материал:
- эмблемы с изображением зайца и совы;
- дидактическая игра «Подари картинку»;
- лото «Сосчитай и назови птиц»;
- конверты с буквами для составления кроссворда.
Демонстрационный материал:
- мнемотаблица;
- звукослоговые схемы слова и предложений;
- письмо с загадками;
- магнитная доска;
- изображения совенка и зайчонка.
Помещение (группа), в котором проводится занятие, должно быть красиво оформлено с использованием в качестве декораций настенного панно и елок.
Ход занятия
Логопед. Ребята, сегодня у нас гости. Поприветствуем их. Здравствуйте!
Сюрпризный момент
Ворона приносит письмо. В письме загадки:
Днем спит, ночью летает,
Мышей в лесу ночью пугает. (Сова.)
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки,
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка, Кто же это?» (Зайка.)
Сравнение звуков [с] - [з]
Логопед. Какие первые звуки в словах-отгадках? ([с], [з])
Чем они похожи? (Согласные, твердые.)
Чем отличаются? ([с] — глухой, [з] — звонкий.)
Образование однокоренных слов
Дети делятся на две команды — «Совята» и «Зайчата», надевают на себя символы совы и зайца. Далее, во время занятия, команды соревнуются.
Логопед предлагает детям подобрать однокоренные слова к словам «сова» и «заяц» (совушка, совенок, совята, совиный, зайчик, зайчонок, зайчишка, заячий).
Дидактическая игра «Подари картинку зайчонку и совенку» (дифференциация звуков [с] - [з] в словах)
На доске изображены четыре схемы слов, а у детей на столах лежат подписанные картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звуки [с] — [з]. Детям дается задание поставить свои картинки к схемам в соответствии со звуковым наполнением слова.
Предметные картинки односложных слов со стечением согласных звуков в конце:
куст, мост, зонт.
Предметные картинки односложных слов со стечением ее гласных звуков в начале:
стол, слон, звон.
Предметные картинки двусложных слов из двух открытых слогов:
бусы, ваза, роза.
Предметные картинки трехсложных слов из трех открытых слогов:
мимоза, посуда, береза.
Дети находят свою схему и ставят под нее картинки, называя их и объясняя свой выбор.
Игра «Составь предложение» (дифференциация звуков [с] - [з] во фразах)
старый
Команде «Совята» предлагается исправить деформированное предложение:
(Сова спит в старом дупле) и нарисовать его схему на магнитной доске.
Команде «Зайчата» предлагается другое предложение:
|заяц[ | куст | |жить|
[под| |зеленый|
(Заяц живет под зеленым кустом)
Игра-лото «Сосчитай и назови птиц» (образование сложных прилагательных и их согласование с существительными и числительными)
На доске картинки, на которых изображено по одной птице: снегирь, сорока, голубь, синица, дятел. А у детей на картинках изображено по нескольку птиц.
Логопед. У меня на картинке изображен один красногрудый снегирь (белобокая сорока, сизокрылый голубь, желтогрудая синица, красноголовый дятел).
Ребенок, у которого на картинке снегири, должен посчитать, сколько их нарисовано, и ответить, например: «У меня на картинке пять красногрудых снегирей» и т.д.
Физкультурная пауза
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-поскок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул много раз.
Пересказ сказки «Как собака друга искала» с использованием мнемотаблиц (дифференциация звуков [с] - [з] в связной речи)
«Собака искала друга, который бы никого не боялся. Первым она встретила зайца и решила с ним подружиться. Ночью мимо пробежала мышка. Собака услышала и залаяла. А трусливый заяц испугался, подумал, что это пришел волк, и убежал в лес. Собака решила подружиться с волком: уж он, наверное, никого не боится. Ночью мимо пролетала сова. Собака опять залаяла. Волк подумал, что это медведь, испугался и убежал в лес. Собака позвала медведя, но тот и двух дней с собакой не прожил. Приползла змея. Медведь перепугался и убежал в лес. И вот наконец собака встречает верного друга — человека, который уж точно никого не боится».
Дети пересказывают сказку с использованием мнемотаблицы, стараясь правильно и четко произносить звуки [с] и [з] в словах.
Разгадывание кроссворда (подготовка к обучению грамоте)
На магнитной доске начерчен шестистрочный кроссворд. Дети берут конверты с буквами. Им дается задание составить из находящихся в конвертах букв слова и выложить их на магнитной доске. Вместе с логопедом дети выполняют задание, разгадывают кроссворд и читают ключевое слово, выделенное другим цветом (СКАЗКА)
СОВА
ВОЛК
СОБАКА
ЗМЕЯ
МЫШКА
ЗАЯЦ
Логопед. Сегодня вы слушали и пересказывали сказку, дома вы ее еще раз перескажите, придумайте продолжение и подумайте, кто кого защищает: человек собаку или собака человека.
Итог занятия. Сюрпризный момент
Логопед. Обе команды играли хорошо. Поэтому в награду вам дарю сундучок сказок.