Инновационные технологии в дошкольном образовании по речевому развитию детей
учебно-методическое пособие по логопедии

Габдуллина Альфина Рифкатовна

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. В связи с этим, все чаще стал подниматься вопрос о внедрении и применении инновационных технологий в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_tehnologii.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский

  сад «Журавушка» села Бижбуляк муниципального района  

  Бижбулякский район Республики Башкортостан

       Инновационные технологии

     в дошкольном образовании по    

         речевому развитию детей

 

                                                 

                                     

Выполнила учитель-логопед высшей

квалификационной категории

Габдуллина Альфина Рифкатовна

                                           

                                                         2022

Инновационные технологии в дошкольном образовании по речевому развитию детей.

Говорить умеет каждый, но говорить правильно умеют единицы из нас. Разговаривая друг с другом, мы используем речь, как средство передачи информации. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет область речевого развития. Таким образом, перед педагогами становится задача организовать воспитательно-образовательный процесс в ДОУ таким образом, чтобы требования стандарта нашли отражение в содержании деятельности с дошкольниками. Формирование речи детей дошкольного возраста является важной и трудной задачей для педагогов в ДОУ. В настоящее время становится все более и более востребованным поиск эффективных методов и приемов, направленных на развитие речи.

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. В связи с этим, все чаще стал подниматься вопрос о внедрении и применении инновационных технологий в ДОУ.

Рассмотрим основные инновационные технологии, которые на настоящий момент используются в ходе воспитательно-образовательного процесса ДОУ по речевому развитию.

Инновационные технологии:

- Технология исследовательской деятельности, коллекционирование.

- Технология проблемного обучения.

- Технология обучения детей составлению сравнений.

- Технология обучения детей составлению метафор.

- Моделирование.

- ТРИЗ.

- Синквейн.

- Игровые.

- Конструкторы LEGO.

- Логоритмика.

- Сказкотерапия.

Хочу немного рассказать о технологии биоэнергопластики, которую успешно использую в своей практике последние несколько лет.

Биоэнергопластика в коррекции звукопроизношения.

Всем известно, что в настоящее время растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей, имеющих тяжелые нарушения речи (ТНР). Поэтому особую актуальность приобретает создание оптимальной системы комплексной помощи детям с ТНР в освоении программы дошкольного образования и положительной социальной адаптации к следующей возрастной ступени-школе.

Организация деятельности детей с речевыми нарушениями требует особого подхода. Известно, что применение в работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов поддерживает у ребенка познавательную активность, предотвращает утомление и повышает эффективность логопедической работы в целом. Одним из таких методов является биоэнергопластика.

В коррекционной работе существенную роль играет воспитание у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха. Их четкость обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах постановки звуков, когда еще не сформирована слуховая дифференциация. Для достижения лучших результатов в работе над звукопроизношением можно использовать инновационный метод – биоэнергопластику.

Термин состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощенные движения тела, рук. Биоэнергетика – это соединение движений артикуляционного аппарата и движения кистей рук.

Артикуляционная гимнастика позволяет нам укрепить мышцы артикуляционного аппарата, развивать силу подвижности и точности движений органов артикуляции, объединить простые движения в сложные артикуляционные уклады. Биоэнергопластика способствует развитию координации движений, мелкой моторики пальцев рук; активизации интеллектуальной деятельности ребенка; развитию памяти, произвольности внимания, межполушарной взаимосвязи; формированию умения действовать по словесной инструкции.

Таким образом, совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движения и мелкую моторику.

В работе с детьми можно использовать упражнения: «Забор», «Окно», «Мост», «Трубочка», «Лопата», «Лошадка цокает», «Маляр», «Качели» и т.д.

Статистические упражнения, такие как «Заборчик», «Мост» и другие, даются ребятам легче. Однако дети с трудом выполняют динамические упражнения, требующие большей концентрации внимания. Поэтому перед выполнением упражнений «Цокает лошадь», «Молоток», «Дятел» с ребенком можно отстукивать ритм по столу, а только потом подключать артикуляционный аппарат. Чтобы было ребенку интереснее заниматься, можно использовать сказки.

Таким образом, систематическая работа с применением биоэнергоплатсики с использованием сказки оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, способствует развитию воображения, расширению активного и пассивного словаря, что позволяет достичь определенных положительных результатов в коррекционном процессе.

Предлагаем вашему вниманию фрагмент занятия с элементами биоэнергопластики.

И еще один вид технологии, которую мы начали внедрять в свою практику недавно – это мульттерапия.

Сегодня мы хотели поделится своим небольшим опытом работы по созданию мультфильмов с детьми дошкольного возраста. Почему выбрали создание мультфильмов с дошкольниками? Создавая мультфильмы с дошколятами, мы поддерживаем любое стремление детей к творчеству, оказываем максимально возможное влияние на формирование в каждом из них свободной творческой личности. Создание мультфильмов носит образовательный и воспитательный характер, он формирует у него первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Развиваются психические процессы: восприятие, память, мышление. Развивается эмоциональная сфера, творческое воображение, фантазия.

Мультипликация – это отличный способ открыть у детей творческие задатки, развить коммуникативные способности и лидерские качества. Создание мультфильмов можно отнести к мульттерапии (это один из видов здоровьесберегающих технологий). Увлекательный мир анимации развивает речевое и слуховое внимание, активизирует словарь, тренирует дикцию и артикуляцию. Создание мультфильмов - это многогранный процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды детской деятельности: коммуникативную, игровую, познавательную, двигательную, музыкальную, продуктивную.

Поэтому мы решили научить детей создавать собственные мультфильмы и озвучивать их.

Мы беседовали с детьми об их любимых мультфильмах. Посмотрели различные мультфильмы, как старых добрых мультфильмов, так и современных российских мультфильмов. Затем мы побеседовали о тайных мультипликации, выяснили, что мультипликационных героев оживляют люди. Узнали название профессий этих людей: продюсер, сценарист, режиссер-мультипликатор (аниматор), художник, оператор, актер, композитор. Мы с детьми подобрали стих З. Александровой «Котята» (для дифференциации звуков ч и ш) и стих В. Лунина «Кот копеек накопил» (для дифференциации звуков к и кь) для будущего мультфильма, вместе с детьми обсудили героев.

Совместно с детьми продумали сюжет, обговорили место, где происходят все события, кто является главными героями, обсудили:

- как выглядят герои;

- где происходят действия;

- как двигаются герои;

- какие эмоции и качества проявляют и что нам нужно для того, чтобы обыграть сказку. Героев и декорации для мультфильма решили сделать из пластилина.

Декорации приготовили вместе с детьми. Вылепили персонажей.

Из технического оснащения нам понадобился только фотоаппарат на телефоне (сейчас это удобно, т.к. у всех есть телефоны с функцией фотоаппарат, и к тому же современные дети неплохо разбираются в этих устройствах), штатив и ноутбук или с программой видеоредактора.

Так, создав всех персонажей, зафиксировав декорации на столе – у нас получилась мультипликационная студия. Работа велась малыми подгруппами детей, при этом использовалась достаточно простая и доступная техника передвижения фигур. При всей простоте этой техники, детям необходимо было постоянно контролировать свои действия: переставлять фигурки животных, убирать руки из кадра.

Монтаж мультфильма осуществляется при помощи любого видеоредактора. Все части мультфильма монтировали с использованием специальной программы. Данный этап был проведен без участия детей, однако они могли наблюдать загрузку сделанных ими фотографий в специальную программу. Было использовано музыкальное сопровождение.

На этапе озвучивания с детьми, посещающими логопункт, был разучен стих на дифференциацию звуков -ш- и -ж-. Во время просмотра мультфильма ребенок проговаривал стих. Затем голосовое сопровождение было наложено на мультфильм.

Созданные вместе с детьми мультфильмы можно использовать как без звукового сопровождения, так и с голосовым сопровождением. Просматривая созданные мультфильмы, дети видят итог своей работы. Такой прием создает стимул для речевого развития каждого ребенка.

Процесс создания мультфильма – это интересная и увлекательная деятельность для любого ребенка, т.к. он становится не только главным художником и скульптором этого произведения, но и видит полученный результат в форме законченного видеопродукта.

Таким образом, для нас важен не только продукт деятельности - мультфильм, но и динамика развития психической деятельности, речевого развития детей.

Конечно, данная технология сложна тем, что педагог, решивший использовать ее в своей педагогической деятельности, должен быть не просто уверенным пользователем компьютера, но и освоить специальные программы. Однако это необходимо, поскольку мы должны идти в ногу со временем, быть современными, чтобы без труда создавать такие условия для развития ребенка, которые бы открывали возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития его творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста"

Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста...

Педсовет «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО».

педсовет в форме деловой игры позволит активизировать работу педагогов по повышению профессионализма в развитии речи дошкольников. План проведения педсоветаТеоретическая часть:1.Выступление завед...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Инновационные технологии в работе педагогов по речевому развитию детей дошкольного возраста.

       Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Усп...