Пальчиковые игры и упражнения.
материал по логопедии

"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"

В.А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry_i_uprazhneniya.docx16.86 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие внимания, воображения, мышления, памяти, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной.

 «Грибы»

Самомассаж подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку – разминание подушечки одного пальца).

Вылезли на кочке                                     мизинец

Мелкие грибочки:                                   безымянный

Грузди и горькушки,                               средний                                правая рука

Рыжики, волнушки,                                указательный

Даже маленький пенек                        большой

Удивленья скрыть не мог.                   большой

Выросли опята,                                       указательный

Скользкие маслята,                               средний                                 левая рука

Бледные поганки                                  безымянный

Встали на полянке.                              Мизинец

«Овощи»

Массаж (или самомассаж) фаланг пальцев ( на каждый ударный слог – разминание фаланги одного пальца; направление массажных линий – от ногтевой фаланги к основанию пальца).

Вырос у нас чесночок,                              указательный                                

Перец, томат, кабачок,                             средний                             левая рука

Тыква, капуста, картошка,                        безымянный

Лук и немного горошка.                            мизинец

Овощи мы собирали,                                 мизинец

Ими друзей угощали,                                 безымянный                   правая рука

Квасили, ели, солили,                                 средний

С дачи домой увозили.                               указательный

Прощай же на год,                                       большой палец левой руки

Наш друг – огород.                                      большой палец правой руки

«Фрукты»

Игра с пальчиками (соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются дуг друга).

На базар ходили мы,                                             мизинцы

Много груш там и хурмы,                                    безымянные

Есть лимоны, апельсины,                                     средние

Дыни, сливы, мандарины,                                   указательные

Но купили мы арбуз -                                            большие

Это самый вкусный груз!                                     пальцы сжимаются в кулак, а большой                                  .                                                                                отводится вверх

«Ягоды»

Раз, два, три, четыре, пять,

(Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших.)

В лес пойдём мы погулять.

(Обе руки идут пальчиками по коленкам.)

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдём

И братишке отнесём.

(Загибают пальчики, начиная с больших.)

"Осень"

Ветер северный подул: "С-с-с-с", (дуем)

Все листочки с веток сдул. (пошевелить пальчиками и подуть на них)

Полетели, закружились и на землю опустились (помахать ручками в воздухе)

Дождик стал по ним стучать

Кап-кап-кап, кап-кап-кап!" (постучать пальцами правой руки по ладошке левой руки)

Град по ним заколотил, (щепотью правой руки постучать по левой ладошке)

Листья все насквозь пробил. (постучать кулачком правой руки по левой ладошке)

Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд- назад)

Одеялом их накрыл. (положить правую ладонь на левую)

«Деревья»

Даем ребенку колючий мяч. Ребенок катает мяч между ладонями, приговаривая:

У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильнее, чем ельник,

Вас уколет можжевельник!

«Дикие животные»

Для выполнения данного упражнения нужно расчертить в клетку 2*2 см лист бумаги.

Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, на каждый ударный слог стиха делая по шагу. Он может поворачивать в любом направлении, «ходить» одной, другой, обеими руками.

В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд –

Медвежат, волчат, бобрят.

«Перелетные птицы»

Тили-тели, тили-тели –

С юга птицы прилетели!                           Скрестить большие пальцы, помахать ладошками.

Прилетел к нам скворушка –                Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная

Серенькое перышко.                                                      с мизинца левой руки.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели,              Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками.

Песни звонкие запели!                   Указательным и большим пальцами изобразить, как поет                                                          птица.

«Машина»

У машины есть мотор                             Дети вращают руками со сжатыми кулаками на  уровне груди.

  Есть колёса.                                              Соединяют большие и указательные пальцы.

  В ней шофер.                                          «Крутят руль».

  Только я в машину сяду -                       Делают ритмические хлопки.

Вмиг домчит куда мне надо.                 вращают руками со сжатыми кулаками на уровне груди.

«Насекомые»

Прилетела к нам вчера,

полосатая пчела,

А за нею шмель-шмелёк

И весёлый мотылек,

Два жука и стрекоза –

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетели,

От усталости упали.

Машут скрещенными ладонями, как крыльями.

На каждое название насекомого загибают по одному пальцу, начиная с большого пальца.

Складывают колечки из пальцев и подносят к глазам.

Вновь машут ладонями.

Роняют ладони на стол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Авторские пальчиковые игры и упражнения в коррекции фонематических компонентов речи у старших дошкольников"

Данный вид авторских пальчиковых игр и упражнений заинтересовывает детей, побуждает их проявлять такие качества как: самостоятельность, активность, упорство, творчество. Благодаря этим играм и у...

доклад на тему: "пальчиковые игры и упражнения-как средство развития речи"

наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадают со степенью развития речи детей.дети с плохо развитой ручной моторикой не могут держать ложку, застёгивать пуговицы,шнуровать и т.д...

Пальчиковые игры и упражнения. Массаж карандашами

Здесь представлены эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа. Но это не совсем обычный массаж. Массажные движения выполняются с помощью хорошо знакомого детям предмета – кар...

Пальчиковые игры и упражнения по развитию мелкой моторики.

Пальчиковые игры - "учение и развлечение". Они не только увлекательны, но и очень полезны: помогают развивать мелкую моторику - точность и ловкость движений, а также способствуют развитию памяти и вни...

Конспект развлечения «Игротека» 2023 с использованием инновационных образовательных технологий (пальчиковые игры и упражнения, дыхательные игры и упражненияритмизация, элементарное музицирование К.Орф, танец с ложками, с бубнами,сказка про капусту,Иннов

Конспект развлечения  «Игротека» 2023 с использованием инновационных образовательных технологий(пальчиковые игры и упражнения, дыхательные игры и упражненияритмизация, элементарное му...