Формирование звукопроизносительной стороны речи в онтогенезе
статья по логопедии

Знание закономерностей развития звукопроизносительной стороны речи в онтогенезе позволяет грамотно выстаивать коррекционно-развивающую работу с детьми раннего и дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование звукопроизносительной стороны речи в онтогенезе

Самыми распространенными недостатками речи у детей являются различные виды нарушения звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука.

 Г.А. Каше рассматривался термин «нарушение звукопроизношения» как изменение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

М.В. Фомичевой выделены в качестве основных компонентов звуковой культуры речи ее произносительная сторона - интонация (ритмико-мелодико-интонационный компонент) и система фонем (звуки речи).

Под интонацией рассматривается совокупность звуковых средств языка, фонетически организующих речь, устанавливающих смысловые отношения между частями фразы, придающих фразовой речи повествовательное, вопросительное или повелительное значение. С помощью интонации говорящий может выражать различные чувства. На письме интонация выражается посредством использования знаков препинания. Интонация состоит из следующих элементов: темпа, ритма, мелодики, тембра речи и логического ударения. Темп речи – это скорость её произнесения, ритм – это равномерное чередование ударных и безударных слогов, которые различаются по силе голоса. Различают ускоренный или замедленный темп речи. При ускоренном темпе речь мене отчетливая и внятная, при замедленном – не выразительная. Под мелодикой понимается повышение и понижение голоса для выражения утвердительной, вопросительной или восклицательной интонации. Эмоциональную окрашенность с выражением удивления, радости или грусти придает фразе тембральная окраска голоса. С помощью логического ударения можно выделить слова во фразе и придать им особый смысл.

Особая роль при формировании у детей ритмико-мелодико-интонационной основы речи отводится развитию речевого слуха, то есть восприятию соответствующего темпа, ритма речи, силы, высоты и тона голоса, а также развитию речевого дыхания – целенаправленного, длительного выдоха. Звуки приобретают значение и смысл только в структуре слова. С помощью них слова отличаются друг от друга по составу и по смыслу. Все звуки речи различаются по артикуляторным и акустическим признакам. Речевые звуки образуются в результате согласованной работы трёх отделов периферического речевого аппарата:

- дыхательного, в состав которого входят лёгкие, бронхи, диафрагма и трахея;

- голосообразующего, в состав которого входят гортань с голосовыми связками;

- артикуляционного, в состав которого входят полости глотки, носоглотки и другое.

Необходимо отметить, что вся деятельность переферического речевого аппарата регулируется действиями со стороны центральной нервной системы. Процесс формирования речевой деятельности проходит длительный и сложный путь развития. Речевая функция, как и остальные высшие психические функции, не является врожденной, развивается прижизненно, в процессе онтогенеза - индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни.

Таким образом, знание закономерностей развития звукопроизносительной стороны речи, а также ее ритмико-мелодико-интонационной основы, необходимо для правильной диагностики нарушений звукопроизношения, а также для правильного и адекватного построения коррекционно - развивающей работы по преодолению речевых патологий.

Уже в утробе матери у ребенка имеется потребность слышать речь. Ребенок прислушивается к интонациям человеческой речи, мимически реагирует на нее, особенно необходима ему интонация любви. Переход от молчания к речи осуществляется не одномоментно.

Исследователями выделяется разное количество этапов в становлении речи детей. Так, профессором Р.Е. Левиной, были выделены пять этапов, которые проходит ребенок в овладении речью.

Первый этап (дофонематический) – полное отсутствие у ребенка дифференциации звуков, понимания речи и собственной активной речи.

Второй этап характеризуется возможностью различения наиболее далеких между собой фонем и отсутствием дифференциации близких фонем.

Ребенок допускает ошибки при произношении звуков, искажает их, а также не различает правильного и неправильного произношения окружающих, не замечает ошибок в своём произношении. Так, дети на данном этапе развития одинаково реагируют как на правильно произносимые слова, так и на искажённые слова, которые окружающие произносят, подражая неправильному произношению ребенка.

Заметные сдвиги проявляются на третьем этапе развития. Ребенок начинает различать звуки по их фонематическим признакам, различает правильное и неправильное произношение, в произношении ещё допускает ошибки и искажения, однако на этом этапе начинают появляться промежуточные звуки между звуками, произносимыми ребенком и окружающими.

Четвертый этап характеризуется преобладанием новых образов восприятия звуков. Активная речь ребенка достигает высокой степени правильности звукопроизношения. Процесс фонематического развития и восприятия завершается на пятом этапе. Ребенок достаточно точно дифференцирует звуки и отдельные слова и говорит правильно.

Р.Е. Левиной было выделено главное условие правильного развития речи ребенка – способность различать в своей речи и в речи окружающих звуковой состав слова. Кроме того, условиями назывались уровень развития фонематического восприятия и произносительной стороны речи.

Исследования Р.Е. Левиной поддерживал и исследователь детской речи А.Н. Гвоздев, который писал, что «общий ход усвоения звуковой речи определяется совместным действием слуховой и моторной сфер». Слуховая сфера, при этом, является ведущей, поскольку благодаря раннему развитию слуха ребенок впервые на слух учится различать разнообразные фонематические элементы, их точные слуховые представления и становятся регулятором для выработки их в его собственном произношении. Но для появления фонематических элементов в самостоятельной речи ребенка необходимы и артикуляционные навыки, которые вырабатываются позднее.

Таким образом, у нормально развивающегося ребенка специфический слух на восприятие звуков речи (фонематический слух) развивается значительно раньше и развивается интенсивнее, чем способность артикулировать. При этом речедвигательная способность играет не менее важную роль.

А. Н. Леонтьевым были установлены четыре этапа становления речевой функции у детей: подготовительный (до одного года), преддошкольный (от года до 3 лет), дошкольный (до 7 лет) и школьный этапы.

Так, во время подготовительного этапа происходит подготовка к овладению речью. С момента рождения у ребенка появляются рефлекторные голосовые реакции: крик и плач. Крики как целостная реакция выражают дискомфортные функциональные состояния. Начиная с третьего месяца, по характеру крика мать может определить состояние своего ребенка: мокрый, голодный, болит живот. Поэтому принято подразделять крики детей на три вида: крики «боли», крики «удовольствия» и крики «голода». Эти определения криков чисто условны. Крик и плач еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. На 3-4 месяце жизни ребенка появляется гуление (нерасчлененные звуковые комплексы). Гуление проявляется в непроизвольном воспроизведении нараспев гласных звуков. В гулении преобладают гласные звуки, которые имеют звучания, напоминающие А и У. Наряду с этим у него имеются попутно возникающие призвуки, сходные с мягким «г», похожим на «х». Дети гулят независимо от того, находятся они в речевой среде, т.е. слышат ли они человеческую речь, или нет, поскольку это врожденный рефлекс. Таким образом, можно говорить о гулении как о явлении биологическом, а не социальном.

Н.Х. Швачкиным была установлена следующая последовательность развития процесса понимания речи: различение в потоке воспринимаемой речи гласных звуков, различение шумных и сонорных согласных звуков, различение на слух твердых мягких согласных, далее взрывных – щелевых звуков, затем глухих – звонких и шипящих – свистящих согласных звуков.

К концу первого года жизни ребенка появляются первые слова. С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается второй (преддошкольный) этап становления активной речи. На этом этапе у ребенка проявляется повышенное внимание к артикуляции окружающих его взрослых, он очень много и с удовольствием повторяет за взрослыми. В данный период ребенок может путать звуки, переставлять их местами, искажать или опускать их в речи. Также, этот период характеризуется увеличением пассивного словаря и появлением слов в собственной речи. Ребенок учится различать слова по звучанию, соотносить звучание с конкретным предметом или его качеством. Такое усвоение значений слов связано с определенным уровнем развития слухоречевого, двигательного, зрительного анализаторов. В игровых ситуациях ребенок 1,5-2 лет подражает социально-ролевому поведению взрослого.

В период второго и третьего года жизни у ребенка происходит значительное накопление активного словаря. Так, к 1 г. 6 мес. - 10 -15 слов; к концу 2-го года - 300 слов; к концу 3-го года - около 1000 слов. Значения слов становятся все более определенными. В этот период начинается формирование грамматического строя речи. Как правило, к двум годам детям доступны употребления форм единственного и множественного числа имени существительного, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В норме примерно к 3 годам у детей формируются все основные грамматические категории. Однако нужно отметить, что в данный период ребенку более доступно понимание речи, чем ее произношение.

Третий (дошкольный) этап развития характеризуется еще неправильным звукопроизношением у большинства детей. Выделяются дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков, а также дефекты палатализации (смягчения), озвончения парных глухих – звонких согласных и йотации. При этом, на протяжении всего дошкольного периода у детей совершенствуется навык слухового контроля за собственным произношением, вырабатывается умение самостоятельно исправлять неточности в произношении, формируется фонематический слух. Период характеризуется увеличением словарного запаса. Так, активный словарь ребенка к четырем – шести годам может достигать трёх тысяч и более слов. Ещё больше уточняется и осознаются значения слов. При этом, достаточно часто слова используют не по назначению, поскольку путают их смысл со смыслом других слов. Такое явление говорит о развитии у ребенка «чувстве языка», что очень важно для накопления опыта речевого общения и словотворчества.

Дети дошкольного возраста чаще используют в речи как простые, так и сложные предложения, чаще используют простое распространенное предложение (например, «Я вырасту и стану доктором»). Активно развивается грамматический строй речи, дети овладевают связной речью, усложняется содержание речи, в связи с чем усложняются структуры предложений. Детям пятилетнего возраста становится доступным использование в речи сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. В беседе с окружающими ребенок в своей речи использует большое количество предложений, может пересказать сказку или рассказ, причем такой пересказ достигает пятидесяти предложений. Таким образом, можно говорить об овладении в этом возрасте монологической речью.

Также в этот период в значительной степени развивается фонематическое восприятие: ребенок не только отличает речевые звуки от неречевых, но и начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее - мягкие и твердые согласные, позднее сонорные, шипящие и свистящие звуки. В этот же период, как правило, формируется правильное звукопроизношения. Так, по наблюдениям многочисленных исследований, к концу дошкольного возраста, дети четко и правильно произносят все звуки родного языка, овладевают достаточно объёмным запасом активного словаря и практически полностью овладевают грамматическим строем речи.

В зависимости от факторов риска причины нарушения звукопроизношения у дошкольников можно разделить на две группы: биологические и социальные. К биологическим причинами можно отнести врожденные или приобретенные дефекты костного и мышечного строения периферического речевого аппарата:

1) недостатки строения челюстно-зубной системы: а) дефекты в строении зубного ряда, такие как отсутствие передних зубов, редкие передние зубы и т.д.; б) дефекты в строении челюстей: прогнатия (верхняя челюсть резко выдвинута вперед), прогения (нижняя челюсть резко выдвинута вперед), передний открытый прикус, боковой или двусторонний прикус, укороченная уздечка языка;

2) патологические изменения величины и формы языка, такие как слишком маленький или слишком большой язык;

3) неправильное строение твердого и мягкого нёба (узкое, высокое, плоское, укороченное);

4) нетипичное строение губ и слабость мышечной мускулатуры, а именно толстые, массивные или малоподвижные губы;

5) недостаточная подвижность органов периферического артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти.

При этом необходимо отметить, что не всегда при наличии врожденных или приобретенных дефектов костного и мышечного строения периферического речевого аппарата может быть нарушено звукопроизношение. Необходимо учитывать компенсаторные возможности организма, которые, как правило, сугубо индивидуальны, а следовательно и наличие бездефектного звукопроизношения. В качестве социальных причин нарушений звукопроизношения рассматривается неправильное воспитание речи ребенка в условиях семьи. Зачастую взрослые, подражая речи ребенка, умиляясь его забавному лепету, «сюсюкают» с малышом, что серьезно задерживает развитие правильного звукопроизношения.

Известно, что дети очень любят подражать окружающим. Так, нарушение звукопроизношения может возникнуть у ребенка и по этой причине. Особенно вредными в этом плане может являться постоянное общение с малолетними детьми, у которых ещё не сформировано правильное звукопроизношение, подражание искаженному звукопроизношению окружающих взрослых, постоянное общение с людьми, речь которых неясная, нечеткая, косноязычная, торопливая, отличающаяся диалектными оборотами.

Таким образом, формирование звукопроизносительной стороны речи в онтогенезе проходит длительный и многоступенчатый процесс, который будет протекать благоприятно, при отсутствии неблагоприятного ряда факторов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование звукопроизносительной стороны речи у детей дошкольного возраста в онтогенезе

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых...

Конспект занятия по формированию звукопроизносительной стороны речи в старшей логопедической группе. Тема: "Звук (п)".

Этот конспект будет полезен тем логопедам, которые используют в своей работе символы звуков Т. А. Ткаченко....

статья " Использование ИКТ по формированию звукопроизносительной стороны речи у детей 5-7 лет с ОНР"

Данная статья содержит опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР  по формированию звукорпоизносительной стороны речи с использованием ИКТ.Может быть полезна учителям-логопедам и пе...

Использование пиктограмм в работе по формированию звукопроизносительной стороны речи на этапе текстовой автоматизации звуков речи у детей с ОНР.

рассказ-пиктограмма для автоматизации звука "Л" в тексте.  Логопед читает текст справа, направляя взгляд ребенка на картинки -пиктограммы по тексту. Ребенок слушает  и запоминает, привязывая...

Развитие звукопроизносительной стороны речи в онтогенезе.

В данной статье содержится теоретический материал об особенностях развития звукопроизношения у детей в процессе их роста и развития; об особенностях артикуляционного аппарата, о том, какое положения з...

Развитие звукопроизносительной стороны речи в онтогенезе

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четко...