Автоматизация звука [Ш]
методическая разработка по логопедии

Темник Анастасия Игоревна

Автоматизация звука [Ш]

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sh.docx100.32 КБ

Предварительный просмотр:

Автоматизация звука [Ш] картотека по логопедии (старшая группа)

 Изолированно произносить звук [Ш]:

 Губы в форме «рупора» (округлены и слегка вытянуты, видны верхние и нижние резцы; зубы заборчиком, приближены друг к другу, но не смыкаются, язык в форме «чашечки», широкий кончик языка приподнят к передней части нёба, боковые края языка прижимаются к верхним коренным  зубам. Воздушная струя направлена по середине языка вверх, воздух теплый.

Подражание сдувающемуся колесу, шарику и т.п.

Песенка «Змейки» Ш-ш-ш-ш-ш…  

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2020/04/15/depositphotos_141790164-stock-illustration-happy-green-snake-cartoon.jpg?itok=x1bKHBRN

2. Повтори прямые слоги.

Ша — ша — ша
шо — шо — шо
шу — шу — шу
шэ — шэ — шэ
ши — ши — ши

3. Повтори обратные слоги.

Аш — аш — аш                             яш — яш — яш
ош — ош — ош                             ёш — ёш — ёш
уш — уш — уш                            юш — юш — юш
эш — эш — эш                              еш — еш — еш
иш — иш — иш

4. Повтори слоги, где звук Ш находится между гласными.

Аша — ашо — ашу — аши
уша — ушо — ушу — уши
оша — ошо — ошу — оши
иша — ишо — ишу — иши

5. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

Шта — што — шту- штэ — шты
шка — шко — шку — шкэ- шкы
шма — шмо — шму — шмэ — шмы
шва — шво — шву — швэ — швы
шпа — шпо — шпу — шпэ — шпы
шна — шно — шну — шнэ — шны

6. Повтори обратные слоги со стечением согласных.

Ашт — ошт — ушт — ышт — ишт — ешт — ёшт — юшт — яшт
ашк — ошк — ушк — ышк — ишк — ешк — ёшк — юшк — яшк

 

7. Проговаривать слова, выделяя звук [Ш]:

Ша: шаг, шайба, шахматы, шапка, шахта; шампунь, шампиньон.

Шо, Шё: шов, шёпот.

Шу: шум, шут, шуба, шутка; шутить, шумовка, шутник, шуметь.

Ши: шить, шип, шина; шипы, шитьё, шифон, шипеть, шиповник.

Ше: шея, шесть, шелест; шептать.

Штанга, штаб, штаны, штопка, штопать, штука, штык, шкаф, школа, швы, швед, швея, шпага, шпагат, шпатель, шпиль, шпинат, шпион, шмель, шницель, шлейф, шлем, шлюпка, шляпа.

 

8. Проговаривать слова, выделяя звук [Ш] :

Ша: ушанка, мышата, дышать; каша, Маша, Даша, Паша, Наташа, ваша, наша, Яша, Гоша, Антоша, Миша, кушать, вешать.

Шо, Шё: мышонок, мешок, пушок, капюшон, петушок, кукушонок, большой , тушёнка, нашёл, ушёл.

Шу: мишутка.

Ши: машина, пушинка, ошибка, ушиб; уши, вышивать, мыши, тишина.

Ше: мишень, ошейник; бушевать.

Пшено, пшённый, ковшик, кувшин, кувшинка.

 

9. Произносить слова со стечением согласных, выделяя звук [Ш]:

    Башня, букашка, пашня, кашка, пташка, башмак, каштан; кошка, окошко, мошка, Тимошка; пушка, подушка, избушка, мушка, кукушка, опушка, квакушка, катушка, бабушка, дедушка, ушки, кадушка; пышка, мышка, донышко, пятнышко; вишня, мишка.

 

10. Произносить слова, выделяя звук [Ш]:

   Ваш, наш, гуашь, душ, тушь, тишь, мякиш, финиш, мышь, камыш, детёныш, ешь, пьёшь, поёшь, идёшь, ландыш; ковш.

 

11. Заменить в словах первый звук на звук Ш:

тапки –

губы –

топот –

мыло –

(пар) –

(споры) –

 

12. Заменить в словах последний звук на звук Ш:

дуб –

идёт –

поёт –

едет –

дышит –

падает –

 

13. Образовать существительное с уменьшительно-ласкательным значением:

Назови ласково.

Изба – избушка

кума –

зима –

штаны –

тётя –

дядя –

хозяйка –

солнце –

хлеб –

камень –

пятно –

дно –

окно –

дед –

 

14. Ответить на вопросы, отчетливо произнося звук Ш:

Каша из пшена какая?

Сок из вишни какой?

Слон не маленький, а какой?

Компот из груш какой?

Конфеты из шоколада какие?

Шоссе не узкое, а какое?

Шапка из шерсти какая?

 

 

15. Проговаривать слова с двумя звуками [Ш]:

   Шишки, штанишки, шашки, шипишь, шутишь, пишешь, шьёшь, шумишь.

 

16. Образовать родственные слова:

мышь – (мышонок, мышата, мышиный, мышка…)

лягушка – (лягушонок, лягушата, лягушиный, лягушатник…)

 

17. Проговаривать словосочетания, выделяя звук [Ш]:

Дедушкины шахматы                              вишнёвый компот

новая подушка                                          тихий шаг

швейная машинка                                    пшённая каша

шумные пташки                                       двойной шов

дубовый шкаф                                          бабушкина шуба

пуховая шапка                                          новая ушанка

 

18. Игра «Сосчитай до 5»:

плюшевый мишка –

плюшевый капюшон –

плюшевая шапка –

 

19. Повтори предложения.

Три слова: У Маши шуба. У Яши машина. У Даши шахматы. Бабушка вышивает петушка. Маша кушает тушёнку. Камыши шумят тихо. Наташа пишет тушью.

Четыре слова: У Яти пшённая каша. Бабушка шьёт штанишки Яше. Маша пьёт вишнёвый компот. У Яшиной машины шины. Мишутка дует на пушинки. Наташа вешает шубу в

шкаф. На опушке кукует кукушка. Пшённая каша из пшена.

Пять слов: У кошки ушки на макушке. Дома у Яши мешок каштанов. На опушке мушки и квакушки. Шапка да шубка вот и Мишутка. Паша катает мишку на машине. Мама шьёт на швейной машинке.

Шесть слов: Мама мышь и мышата едят шпинат. У Паши и Даши мышонок Пушок. У мышки — мышата, у кошки  котята.

 

20. Послушать предложение, найти и исправить ошибки:

Письмо пишет дедушку.

Наша мышка поймала кошку.

Катушка ниток купила бабушку.

Камешек нашел Пашу.

На шубу вешают вешалку.

Камыши сидят в лягушке.

Ландыши нашли Наташу.

В картошку положили мешок.

 

21. Проговаривать тексты:

Ландыши.

Ландыши любят тень под дубками. Подойдешь к месту, где ландыши. Ландышей видимо-невидимо. А на некошеном лугу ромашки и мышиный горошек. Рядом, у речушки, камыши. Колышет ветер камышинки. Шуршат они, нарушая тишину. Нарвешь ландышей - и домой. Хороши ландыши.

 

22. Проговаривать чистоговорки:

Кот Шалун сидит на шторе,

Потому что Маша в школе.

Будет Маша после школы

Штопать шелковые шторы.

 

Петя, Петя, петушок,

Дам тебе пшена мешок,

Дам воды немножко,

Подойди к окошку.

 

Мышонку шепчет мышь:

- Ты все шумишь, шумишь!

Мышонок шепчет мыши:

- Шуметь я буду тише.

 

Кукушка кукушонку шьет капюшон,

Наденет кукушонок капюшон –

Как  в капюшоне он смешон!

 

Кошка с кошелкой по улице шла.

Что же в кошелке кошка несла?

Кашне и калоши

           котятам шкодливым,

Чтоб бегать по лужам

           денечком дождливым.

 

23. Проговаривать скороговорки:

У нашего Мишки в мешке шишки.

Кукушка кукушонку купит капюшон.

Пышная подушка у Мишки под ушком.

У окошка мошка,

На окошке кот Тимошка.   

 

ЛИТЕРАТУРА

Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. – М., 1999.

Анищенкова Е.С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей. – М., 2007.

Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация шипящих звуков у детей. – М., 2006.

Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. – М., 2008.

Куликовская Т.А. Забавные чистоговорки. – М., 1999.

Нищева Н.В. Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. – СПб., 2010.

Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. – М., 2011.

Спивак Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. – М., 2007.

Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. – М., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...

Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.

Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение  пересказыванию  на материале  рассказа "Открытые ворота"....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....