Формирование правильного речевого дыхания в коррекционной работе
статья по логопедии (старшая группа)

Воронова Наталья Николаевна

Речевое дыхание человека отличается от естественного физиологического тем, что это процесс управляемый и осознанный. И это главное! Значит мы можем его формировать и корректировать. Ведь только научившись правильно дышать ребёнок может в полной мере овладеть своим голосом. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование правильного речевого дыхания в коррекционной работе над звукопроизношением

Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание. В чем отличие речевого дыхания от обычного? Дыхание в жизни непроизвольно, то есть происходит неосознанно. Вдох и выдох совершаются через нос, они коротки и равны по времени. Последовательность физиологического дыхания – вдох, выдох, пауза.

Для речи, особенно монологической, обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большого количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления. Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от физиологического тем, что это управляемый, осознанный процесс. В речевом дыхании вдох и выдох не равны, выдох гораздо длиннее вдоха. Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха следует пауза, а затем – длинный выдох. Количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих.

Дыхательная система ребёнка-дошкольника еще не достигла полного развития. Дыхание у детей поверхностное, учащённое. При этом ослаблен вдох и укорочен выдох, и, как правило, имеются затруднения в произнесении длинных фраз. В результате неэкономного и неравномерного распределения выдыхаемого воздуха ребенок выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого происходит, так называемое, “заглатывание” конца слова или фразы.

Очень слабый вдох и выдох ведут к тихой, едва слышимой речи, что затрудняет общение с окружающими. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных. При неумелом распределении дыхания по словам, ребенок делает вдох в середине слова (мы с мамой пой – (вдох) – дем гулять).

Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно. Иногда укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

   Только научившись правильно дышать (глубокий короткий вдох и плавный длинный выдох) ребенок сможет в полной мере овладеть своим голосом. Наиболее эффективными методами работы с дошкольниками являются дыхательные упражнения. 

Развитие речевого дыхания у дошкольников позволяет:

  • Ускорить процесс постановки и автоматизации звуков речи;
  • Увеличить количество слов, которые малыш произносит на одном выдохе;
  • Сформировать внятную связную речь;
  • Скоординировать процессы речи, дыхания и движений.

Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи.

Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых  условий постановки звуков.

Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.

Система  логопедической работы на подготовительном этапе по формированию воздушной струи базируется на выработке у ребёнка следующих основных противопоставлений.

Известно, что звуки произносятся в фазе выдоха. Как правило, смычные  взрывные и смычно- щелевые согласные звуки произносятся коротко, воздушная струя слабая. Сонорные звуки и щелевые требуют сильной длительной воздушной струи.

Произнесение большинства звуков позднего онтогенеза требует направленной воздушной струи.

Выработка воздушной струи может проводиться до артикуляционной гимнастики или одновременно с артикуляционной гимнастикой, поскольку в формировании воздушной струи активное участие принимают щёки, губы, язык.

Артикуляционные упражнения, выполняемые на выдохе:

  • «Индюшата». На выдохе произносится «Бл-бл-бл»
  • «Накажем непослушный язычок». На выдохе произносится «П - п - п».
  • «Пулемёт». На выдохе произносится «Т - т - т».
  • «Моторчик». На выдохе произносится « Р - р–р».
  • «Жук». На выдохе произносится «Ж- ж- ж».

В системе логопедической работы по воспитанию воздушной струи можно выделить основные направления:

- Дутьё при сомкнутых губах.

- Дутьё сквозь губы, вытянутые трубочкой.

- Дутьё сквозь растянутые в улыбке губы.

Рассмотрим подробнее каждое направление.

  1. Дутьё при сомкнутых губах.

Для укрепления мышц щёк подготовительными могут считаться следующие упражнения:

  • «Надуть два шарика». Надувать щёки и удержать в них воздух.
  • « Перекатывание шаров». Щёки надуваются поочерёдно.
  • «Худенький Петя». Втягивать щёки при сомкнутых губах и при открытом рте.
  1. Дутьё сквозь губы, вытянутые трубочкой.
  • Не надувая щёк, дуть сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперёд губы, образующие посередине круглое «окошечко».
  • Сдувать с поднесённой ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик, бумажную снежинку, и т. п.). Дуть на кусочки ваты, привязанные на нитке. Можно дуть снизу вверх на пушинки одуванчика, стараться, чтобы они дольше продержались в воздухе.
  • Дутьё на парусник, салфетку, лист, флюгер и т.п.
  • Дуть на карандаш, лежащий на столе так, чтобы тот покатился.
  • Задувание свечи.
  • Надувание воздушных шаров, резиновых игрушек.
  • Дутьё с использованием свистков, гудков, дудочек, губной гармошки.
  • Гонки по воде бумажных корабликов, целлулоидных игрушек, например, поддувание  «рыбок». Детям предлагают поочерёдно дуть на лёгкие игрушки, находящиеся в тазу с водой.
  • Сильно дуть на воду до образования брызг.
  •  Можно натянуть горизонтально нитку и к вертикально висящим на ней ниткам привязать лёгких бумажных птичек.
  • Дутьё с катанием по желобку лёгких деревянных или целлулоидных шариков.
  1. Дутьё сквозь растянутые в улыбке губы.
  • « Пропеллер». Образовать узкую щель между растянутыми в лёгкой улыбке сближенными губами. Углы рта прижаты к зубам. Струю воздуха, направленную в эту щель, ребёнок рассекает движениями указательного пальца из стороны в сторону. Если щель образована правильно и струя достаточно сильная, звук от рассекаемого пальцем воздуха хорошо слышен.
  1. Дутьё на язык.
  • Посередине языка вдоль его переднего края « сделать дорожку»- положить спичку со срезанной головкой и пустить ветерок, сдувая бумажные листочки.
  • Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Инструкция: « Улыбнись. Покажи зубы. Держи язык широким наверху. Чувствуешь ветерок? Подуй так еще раз. Почувствуй, как подую я!» Можно использовать зеркало, чтобы ребёнок видел положение своего языка.
  • Широкий язык положить на нижнюю губу. Края языка свёрнуты так, чтобы образовался желобок. Легко подуть сквозь желобок.
  • « Сдуй снежинки с горки». Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Кончик языка удержи за нижними зубами. Приподними язык горкой. Подуй на язык.

 

«Снежинки».

Педагог даёт ребёнку кусочек ваты. « Это снежинка. Посмотри, как она летает». Кладёт ватку на ладонь и сдувает её с руки. Инструкция: « Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Попробуй так же подуть на снежинку». Ребёнок сдувает ватку- «снежинку» с руки. Упражнение повторяется несколько раз.

« Чей одуванчик раньше улетит?»

Проводится на воздухе во время прогулки (май – июнь). Педагог предлагает подуть на отцветший одуванчик. Инструкция: « Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на одуванчик».

«Ветерок»

  • Небольшой тонкий листок бумаги зелёного цвета разрезают на узкие полоски и привязывают ниткой к карандашу. « Пусть это будет дерево с листочками. Когда ветер дует, то листочки колышутся вот так…» Дуют на листочки. Инструкция: « Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на листочки».
  • Положить широкий передний край языка на нижнюю губу, как бы произнося длительно звук «Ф» , сдуть ватку на противоположный край стола.  Инструкция: : « Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Положи широкий язык на нижнюю губу. Сдуй ватку со стола». Нижняя губа не должна натягиваться на зубы.

« Бегущий лыжник»

Из плотной бумаги вырезаются лыжи. Передняя часть лыж загибается.  В центре лыж приклеивается силуэт человека. Ребёнку предлагается подуть на бегущего лыжника.  Инструкция: : « Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на лыжника. Помоги ему покататься на лыжах».

« Накажем непослушный язычок»

Инструкция:  « Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Положи широкий язык на нижнюю губу. Произнеси на выдохе слоги «пя- пя- пя», пошлёпывая язык губами».

«Желобок»

 Инструкция:  « Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Положи широкий язык на нижнюю губу. Приподними боковые края языка. Образуй желобок. Подуй на язык».

«Шторм в стакане»

Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Инструкция:  « Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Захвати губами соломинку. Подуй через соломинку,  чтобы вода в стакане забурлила».

«Горка»

Упражнение выполняется аналогично. Инструкция:  «Сдуй снежинки с горки»

( язык горочкой).

«Идёт охотник по болоту»

Инструкция: « улыбнись. Покажи зубы. Прикуси кончик языка. Подуй «. Воздушная струя будет проходить по боковым краям языка. Для контроля направления воздушной струи указательными пальцами легко постукивать по щекам. В результате чего будет слышаться звук, напоминающий хлюпанье воды под сапогами охотника. Щёки расслаблены.

«Чей пароход лучше гудит?»

Заготавливаются чистые стеклянные бутылочки высотой примерно 7 см., диаметром горлышка 1- 1,5 см.

«Послушайте, как гудит пузырёк, если я в него подую. Гудит. Загудел как пароход. А как у тебя загудит пароход?» Дети гудят по очереди, а затем гудят все вместе. Инструкция: « Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Дотронься кончиком языка до края горлышка пузырька. Подуй. Погуди». Чтобы погудеть в пузырёк, надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка. Пузырёк касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка.

«Фасолевые гонки»

(Выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка).

Коробка из- под конфет оборудована, как дорожки для бегунов- «фасолинок», а начинают они бег при помощи « ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего « бегуна» до финиша.

«Мыльные пузыри»

( формирование сильной целенаправленной воздушной струи)

Победителем конкурса становится тот, кто выдует самый большой пузырь или у кого больше всего пузырей получится. Необходимо точно дуть в колечко от мыльных пузырей.

«Новогодние трубочки- шутки»

( развитие длительного плавного и сильного выдоха)

Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумажный язычок.

«Пускание корабликов»

  • Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики. Можно дуть, вытягивая губы трубочкой. Инструкция:   «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на кораблики».
  • Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы трубочкой. Но вот подул прерывистый ветер. Ребёнок дует сильнее со звуком «Ф».

Введя в систему коррекционной работы выполнение дыхательных упражнений можно добиваться наиболее устойчивых результатов в постановке и автоматизации проблемных звуков ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей по формированию правильного речевого дыхания.

Методические рекомендации для родителей по формированию правильного речевого дыхания....

Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей с речевой патологией.

Для поддержания и укрепления здоровья детей в нашем детском саду используются  здоровьесберегающие технологии формирования речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста. Здоровьесберегаю...

Буклет для родителей "ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ"

В буклете Вы найдёте упражнения для развития речевого дыхания, а так же технику выполнения этих упражнений...

«Формирование правильного речевого дыхания у детей посредством коррекционных упражнений».

Данная консультация знакомит родителей детей  логопатов с теоретическим аспектом речевого дыхания детей и с практическими упражнениями , собранными в картотеку....

Мастер-класс для педагогов «Формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи: «Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей»

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания дошкольников.Задачи:1. Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания.2. Рассказать воспитателям о необходимо...