Формирование правильного речевого дыхания в коррекционной работе
статья по логопедии (старшая группа)
Речевое дыхание человека отличается от естественного физиологического тем, что это процесс управляемый и осознанный. И это главное! Значит мы можем его формировать и корректировать. Ведь только научившись правильно дышать ребёнок может в полной мере овладеть своим голосом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование правильного речевого дыхания в коррекционной работе над звукопроизношением
Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание. В чем отличие речевого дыхания от обычного? Дыхание в жизни непроизвольно, то есть происходит неосознанно. Вдох и выдох совершаются через нос, они коротки и равны по времени. Последовательность физиологического дыхания – вдох, выдох, пауза.
Для речи, особенно монологической, обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большого количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления. Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от физиологического тем, что это управляемый, осознанный процесс. В речевом дыхании вдох и выдох не равны, выдох гораздо длиннее вдоха. Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха следует пауза, а затем – длинный выдох. Количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих.
Дыхательная система ребёнка-дошкольника еще не достигла полного развития. Дыхание у детей поверхностное, учащённое. При этом ослаблен вдох и укорочен выдох, и, как правило, имеются затруднения в произнесении длинных фраз. В результате неэкономного и неравномерного распределения выдыхаемого воздуха ребенок выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого происходит, так называемое, “заглатывание” конца слова или фразы.
Очень слабый вдох и выдох ведут к тихой, едва слышимой речи, что затрудняет общение с окружающими. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных. При неумелом распределении дыхания по словам, ребенок делает вдох в середине слова (мы с мамой пой – (вдох) – дем гулять).
Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно. Иногда укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
Только научившись правильно дышать (глубокий короткий вдох и плавный длинный выдох) ребенок сможет в полной мере овладеть своим голосом. Наиболее эффективными методами работы с дошкольниками являются дыхательные упражнения.
Развитие речевого дыхания у дошкольников позволяет:
- Ускорить процесс постановки и автоматизации звуков речи;
- Увеличить количество слов, которые малыш произносит на одном выдохе;
- Сформировать внятную связную речь;
- Скоординировать процессы речи, дыхания и движений.
Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи.
Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков.
Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.
Система логопедической работы на подготовительном этапе по формированию воздушной струи базируется на выработке у ребёнка следующих основных противопоставлений.
Известно, что звуки произносятся в фазе выдоха. Как правило, смычные взрывные и смычно- щелевые согласные звуки произносятся коротко, воздушная струя слабая. Сонорные звуки и щелевые требуют сильной длительной воздушной струи.
Произнесение большинства звуков позднего онтогенеза требует направленной воздушной струи.
Выработка воздушной струи может проводиться до артикуляционной гимнастики или одновременно с артикуляционной гимнастикой, поскольку в формировании воздушной струи активное участие принимают щёки, губы, язык.
Артикуляционные упражнения, выполняемые на выдохе:
- «Индюшата». На выдохе произносится «Бл-бл-бл»
- «Накажем непослушный язычок». На выдохе произносится «П - п - п».
- «Пулемёт». На выдохе произносится «Т - т - т».
- «Моторчик». На выдохе произносится « Р - р–р».
- «Жук». На выдохе произносится «Ж- ж- ж».
В системе логопедической работы по воспитанию воздушной струи можно выделить основные направления:
- Дутьё при сомкнутых губах.
- Дутьё сквозь губы, вытянутые трубочкой.
- Дутьё сквозь растянутые в улыбке губы.
Рассмотрим подробнее каждое направление.
- Дутьё при сомкнутых губах.
Для укрепления мышц щёк подготовительными могут считаться следующие упражнения:
- «Надуть два шарика». Надувать щёки и удержать в них воздух.
- « Перекатывание шаров». Щёки надуваются поочерёдно.
- «Худенький Петя». Втягивать щёки при сомкнутых губах и при открытом рте.
- Дутьё сквозь губы, вытянутые трубочкой.
- Не надувая щёк, дуть сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперёд губы, образующие посередине круглое «окошечко».
- Сдувать с поднесённой ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик, бумажную снежинку, и т. п.). Дуть на кусочки ваты, привязанные на нитке. Можно дуть снизу вверх на пушинки одуванчика, стараться, чтобы они дольше продержались в воздухе.
- Дутьё на парусник, салфетку, лист, флюгер и т.п.
- Дуть на карандаш, лежащий на столе так, чтобы тот покатился.
- Задувание свечи.
- Надувание воздушных шаров, резиновых игрушек.
- Дутьё с использованием свистков, гудков, дудочек, губной гармошки.
- Гонки по воде бумажных корабликов, целлулоидных игрушек, например, поддувание «рыбок». Детям предлагают поочерёдно дуть на лёгкие игрушки, находящиеся в тазу с водой.
- Сильно дуть на воду до образования брызг.
- Можно натянуть горизонтально нитку и к вертикально висящим на ней ниткам привязать лёгких бумажных птичек.
- Дутьё с катанием по желобку лёгких деревянных или целлулоидных шариков.
- Дутьё сквозь растянутые в улыбке губы.
- « Пропеллер». Образовать узкую щель между растянутыми в лёгкой улыбке сближенными губами. Углы рта прижаты к зубам. Струю воздуха, направленную в эту щель, ребёнок рассекает движениями указательного пальца из стороны в сторону. Если щель образована правильно и струя достаточно сильная, звук от рассекаемого пальцем воздуха хорошо слышен.
- Дутьё на язык.
- Посередине языка вдоль его переднего края « сделать дорожку»- положить спичку со срезанной головкой и пустить ветерок, сдувая бумажные листочки.
- Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Инструкция: « Улыбнись. Покажи зубы. Держи язык широким наверху. Чувствуешь ветерок? Подуй так еще раз. Почувствуй, как подую я!» Можно использовать зеркало, чтобы ребёнок видел положение своего языка.
- Широкий язык положить на нижнюю губу. Края языка свёрнуты так, чтобы образовался желобок. Легко подуть сквозь желобок.
- « Сдуй снежинки с горки». Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Кончик языка удержи за нижними зубами. Приподними язык горкой. Подуй на язык.
«Снежинки».
Педагог даёт ребёнку кусочек ваты. « Это снежинка. Посмотри, как она летает». Кладёт ватку на ладонь и сдувает её с руки. Инструкция: « Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Попробуй так же подуть на снежинку». Ребёнок сдувает ватку- «снежинку» с руки. Упражнение повторяется несколько раз.
« Чей одуванчик раньше улетит?»
Проводится на воздухе во время прогулки (май – июнь). Педагог предлагает подуть на отцветший одуванчик. Инструкция: « Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на одуванчик».
«Ветерок»
- Небольшой тонкий листок бумаги зелёного цвета разрезают на узкие полоски и привязывают ниткой к карандашу. « Пусть это будет дерево с листочками. Когда ветер дует, то листочки колышутся вот так…» Дуют на листочки. Инструкция: « Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на листочки».
- Положить широкий передний край языка на нижнюю губу, как бы произнося длительно звук «Ф» , сдуть ватку на противоположный край стола. Инструкция: : « Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Положи широкий язык на нижнюю губу. Сдуй ватку со стола». Нижняя губа не должна натягиваться на зубы.
« Бегущий лыжник»
Из плотной бумаги вырезаются лыжи. Передняя часть лыж загибается. В центре лыж приклеивается силуэт человека. Ребёнку предлагается подуть на бегущего лыжника. Инструкция: : « Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на лыжника. Помоги ему покататься на лыжах».
« Накажем непослушный язычок»
Инструкция: « Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Положи широкий язык на нижнюю губу. Произнеси на выдохе слоги «пя- пя- пя», пошлёпывая язык губами».
«Желобок»
Инструкция: « Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Положи широкий язык на нижнюю губу. Приподними боковые края языка. Образуй желобок. Подуй на язык».
«Шторм в стакане»
Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Инструкция: « Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Захвати губами соломинку. Подуй через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила».
«Горка»
Упражнение выполняется аналогично. Инструкция: «Сдуй снежинки с горки»
( язык горочкой).
«Идёт охотник по болоту»
Инструкция: « улыбнись. Покажи зубы. Прикуси кончик языка. Подуй «. Воздушная струя будет проходить по боковым краям языка. Для контроля направления воздушной струи указательными пальцами легко постукивать по щекам. В результате чего будет слышаться звук, напоминающий хлюпанье воды под сапогами охотника. Щёки расслаблены.
«Чей пароход лучше гудит?»
Заготавливаются чистые стеклянные бутылочки высотой примерно 7 см., диаметром горлышка 1- 1,5 см.
«Послушайте, как гудит пузырёк, если я в него подую. Гудит. Загудел как пароход. А как у тебя загудит пароход?» Дети гудят по очереди, а затем гудят все вместе. Инструкция: « Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Дотронься кончиком языка до края горлышка пузырька. Подуй. Погуди». Чтобы погудеть в пузырёк, надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка. Пузырёк касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка.
«Фасолевые гонки»
(Выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка).
Коробка из- под конфет оборудована, как дорожки для бегунов- «фасолинок», а начинают они бег при помощи « ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего « бегуна» до финиша.
«Мыльные пузыри»
( формирование сильной целенаправленной воздушной струи)
Победителем конкурса становится тот, кто выдует самый большой пузырь или у кого больше всего пузырей получится. Необходимо точно дуть в колечко от мыльных пузырей.
«Новогодние трубочки- шутки»
( развитие длительного плавного и сильного выдоха)
Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумажный язычок.
«Пускание корабликов»
- Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики. Можно дуть, вытягивая губы трубочкой. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на кораблики».
- Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы трубочкой. Но вот подул прерывистый ветер. Ребёнок дует сильнее со звуком «Ф».
Введя в систему коррекционной работы выполнение дыхательных упражнений можно добиваться наиболее устойчивых результатов в постановке и автоматизации проблемных звуков ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для родителей по формированию правильного речевого дыхания.
Методические рекомендации для родителей по формированию правильного речевого дыхания....
Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей с речевой патологией.
Для поддержания и укрепления здоровья детей в нашем детском саду используются здоровьесберегающие технологии формирования речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста. Здоровьесберегаю...
Буклет для родителей "ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ"
В буклете Вы найдёте упражнения для развития речевого дыхания, а так же технику выполнения этих упражнений...
Значение обучения правильному речевому дыханию в коррекционной работе
Значение правильного речевого дыхания...
«Формирование правильного речевого дыхания у детей посредством коррекционных упражнений».
Данная консультация знакомит родителей детей логопатов с теоретическим аспектом речевого дыхания детей и с практическими упражнениями , собранными в картотеку....
«Формирование правильного речевого дыхания у детей посредством коррекционных упражнений»
Консультация для воспитателей...
Мастер-класс для педагогов «Формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи: «Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей»
Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания дошкольников.Задачи:1. Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания.2. Рассказать воспитателям о необходимо...