Персонифицированная программа учителя-логопеда.
методическая разработка по логопедии
Персонифицированная программа учителя-логопеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
personifitsirovannaya_programma_uchitelya-logopeda.docx | 45.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное учреждение
«детский сад №41»
Копейского городского округа
Персонифицированная программа
Повышения квалификации
Учителя-логопеда Кузнецовой Елены Сергеевны
(срок реализации программы: 2021-2024)
Копейск 2021
Пояснительная записка
На смену традиционной модели образования пришла установка на непрерывное образование в течение жизни, необходимость которого стала общепризнанной. Основными постулатами непрерывного образования, сформулированными Международной комиссией ЮНЕСКО по образованию для XXI века и выражающими суть этого процесса, стали: научиться познавать; научиться делать; научиться жить вместе; научиться жить. По данным ЮНЕСКО в странах Европы дополнительным образованием охвачено 30-40% населения в возрасте 25-64 года. В среднем по странам ЕС соответствующая доля населения составляет 17%, в России - всего лишь 8%. Это и объясняет повышенный интерес в России к вопросам непрерывного образования, в том числе и к разработке и исполнению персонифицированных программ повышения квалификации педагогических работников.
Под персонифицированной программой следует понимать, с одной стороны, систему мероприятий, направленных на реализацию повышения квалификации и переподготовки педагогов дошкольного образовательного учреждения, с другой стороны, – стратегический инструмент профессионального образования взрослых, позволяющий активизировать творческую инициативу сотрудников, направить интеллектуальную и духовную энергию человеческих ресурсов на эффективную реализацию миссии образовательного учреждения.
Основными принципами построения и совершенствования системы повышения квалификации в настоящее время являются: государственный характер системы повышения квалификации; детерминированность социально-политическим и экономическим развитием общества; взаимосвязь системы повышения квалификации и систем педагогического образования; непрерывность процесса повышения квалификации на протяжении всего периода педагогической деятельности; целостность содержания повышения квалификации.
Одной из форм развития профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образовательного учреждения является разработка и исполнение персонифицированных программ повышения квалификации.
Персонификация – это многосмысловое понятие. Это понятие права раз в три года (согласно Закону «Об образовании в РФ») повысить свою квалификацию в той области, в которой осознаются дефициты. С другой стороны, это и ответственность перед работодателем за реализацию тех задач, которые руководитель дошкольного образовательного учреждения ставит перед педагогом, ответственность за предоставление по результатам ожидаемого продукта.
Персонифицированная – это значит адресная, ориентированная на конкретного педагога, его потребности и осознанные дефициты профессиональных компетентностей.
Данная персонифицированная программа разработана в соответствии со структурой, требованиями к содержанию персонифицированных программ педагогических работников в сфере образования.
Персонифицированная программа содержит как систему внешнего повышения квалификации (в образовательных организациях дополнительного профессионального образования), так и внутрифирменное повышение квалификации через систему методической работы ДОУ.
Срок реализации персонифицированной программы – 3 года.
Карта для диагностики профессиональной теоретической подготовленности к педагогической деятельности учителя-логопеда
Кузнецовой Елены Сергеевны
Признаки | Показатели оценивания | Баллы | |
Научная подготовленность учителя-логопеда ДОУ | |||
1. Информированность о теоретических основах дошкольной педагогики и методики коррекционной работы с детьми дошкольного возраста | 1. Ориентация в целях и задачах современного дошкольного образования. 2.Владение основными закономерностями и принципами дошкольной педагогики и методики коррекционной работы. 3.Оперирование научной терминологией. 4. Ориентация в отборе содержания дошкольного образования на основе современной образовательной парадигмы, научных данных, фактов, понятий. 5. Понимание логики педагогической науки. | 2 3 3 2 3 | |
2.Информированность о методах коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста | 1.Понимание сущности методов дошкольной педагогики. 2.Ориентация в многообразии методов коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ. 3.Представление о возможности эффективного использования методов в процессе коррекции речевого развития детей. | 3 2 3 | |
3.Информированность о современных разработках в области теории и методики коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста | 1.Ориентация в истории научных открытий в сфере коррекции речевых нарушений. 2.Понимание необходимости использования современных разработок в процессе коррекции речевого развития. | 2 3 | |
Методическая подготовленность учителя-логопеда ДОУ | |||
1. Знание содержания коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи | 1. Представление о значимости коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи. 2. Понимание целей и задач коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи. 3. Ориентация в содержании ФГОС и примерных образовательных программ дошкольного образования. 4. Определение форм и методов коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи. | 3 2 2 3 | |
2.Информированность о методах и приемах коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста. | 1.Понимание адекватности методов коррекционной работы целям. 2.Ориентация в разнообразии и целевой направленности различных методов и приемов коррекции речевых нарушений детей. 3.Понимание сущности различных методов обучения и специфики их использования в процессе работы с детьми разных возрастных групп. 4.Ориентация в современных педагогических технологиях в области коррекции речевого развития детей дошкольного возраста. | 2 2 3 2 | |
3.Информированность о формах организации дошкольного образования | 1.Понимание взаимной связи содержания, форм и методов коррекции речевого развития детей. 2.Ориентация в разнообразии и специфике различных форм организации детей дошкольного возраста. 3.Ориентация в современных и нетрадиционных формах организации обучения детей, в их сущности и условиях успешного использования в практической работе. | 2 2 3 | |
4.Информированность о средствах обучения детей дошкольного возраста | 1.Ориентация в разнообразии, специфике и условиях использования различных средств обучения. | 2 | |
2.Понимание роли и функций средств обучения в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи. | 3 | ||
3.Понимание необходимости формирования речевой деятельности детей и месте педагога в этом процессе | 3 | ||
4.Владение приемами планирования и организации образовательной деятельности | 2 | ||
5.Ориентация в содержании контрольно-аналитической деятельности педагога в процессе коррекции речевого развития детей дошкольного возраста | 2 | ||
6.Владение приемами педагогической техники | 2 | ||
Психологическая подготовленность | |||
1.Информированность о психологических особенностях детей дошкольного возраста с нарушениями речи, основных этапах развития речевой деятельности | 1. Ориентация в психологических особенностях дошкольников и необходимости их учета при отборе содержания, форм и методов обучения. 2. Понимание роли диагностики речевого развития детей в построении индивидуальных образовательных маршрутов. 3. Ориентация в диагностических методах оценки речевого развития дошкольников. | 2 3 2 | |
2.Информированность о психологических закономерностях обучения, речевого развития детей дошкольного возраста, специфики речевых нарушений | 1.Понимание закономерностей познания. 2.Ориентация в компонентах обучения, их сущности и логической взаимосвязи. 3.Понимание психологических основ коррекции речевого развития дошкольника в разных возрастных группах. | 2 2 3 |
Коэффициент по каждому показателю и общий коэффициент профессиональной подготовки.
К1 – теоретическая подготовленность = S:(12*3)=26:36=0,7
К2 – методическая подготовленность = S:(13*3)=40:39=1
К3 – психологическая подготовленность = S:(14*3)=14:42=0,3
S – сумма баллов.
К – профессиональная подготовленность К =(К1+К2 +К3):3= (0,7+1+0,3):3=0,7
На основании полученных данных определяется уровень профессиональной подготовленности педагога: достаточный.
Оценивание профессиональной компетентности учителя-логопеда Кузнецовой Елены Сергеевны
№ п/п | Компетенции | Показатели (индикаторы) оценивания | |
1 | Получение информации о результатах речевого развития дошкольников на основе результатов педагогической диагностики | 1.Анализ психофизических особенностей и динамики развития детей; 2.Анализ необходимости применения инновационной стратегии в коррекции речевого развития детей; 3.Проектирование ожидаемого результата в применении инновационных технологий; 4.Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к коррекции речевого развития ребенка; 5.Анализ данных мониторинга, рефлексия образовательной деятельности педагога. | 9 9 8 9 9 |
Итого: баллов 44 (88%) | |||
2 | Демонстрация учителем-логопедом знаний дошкольной педагогики и методик; современных инновационных педагогических технологий в области коррекции нарушений речевого развития детей дошкольного возраста | 1) Владение основами дошкольной педагогики и методики коррекции и развития речевой деятельности, инновационными технологиями в области коррекции речевого развития детей а)Знание и применение в педагогической деятельности принципов дошкольной педагогики и методики; б) Использование современных форм организации детей; в) Использование современных педагогических технологий по коррекции речевого развития детей; г) Использование нетрадиционных форм дошкольного образования (кружковая, индивидуальная работа с детьми). | 9 9 8 7 |
Итого: баллов 33 (82%) | |||
3 | Организация времени на педагогическую и инновационную деятельность, использование пространства группы, развивающих пособий для реализации задач коррекционно-развивающей работы с детьми; ТСО и информационных технологий (компьютерных) | 1) Решение задач мотивации: а) привлекает внимание детей перед объяснением нового материала, б) дает ясные, четкие, полные указания по ходу деятельности, в) наглядные пособия и материалы находятся в доступном для самостоятельной познавательной детской деятельности месте, открыты для их использования, г) эффективность детской деятельности стимулируется чередованием заданий, способов, видов деятельности, д) педагог умело показывает детям значимость результата их деятельности, используя оценивание умений и самостоятельности. 2) Эффективное использование времени на образовательную деятельность: а)использование проблемных ситуаций в окружающей жизни для повышения познавательной активности детей, б) осуществление индивидуального и дифференцированного подходов в ходе образовательного процесса, в) умение видеть всех детей, держать на контроле их деятельность, г) использование развивающей предметно – пространственной среды группы в процессе образовательной работы, д) наполнение развивающей предметно – пространственной среды материалами для активизации речевой деятельности е) использование ТСО в ходе образовательной работы с детьми, ж) использование компьютера в образовательной работе с детьми, создание и адаптация развивающих образовательных программ для дошкольников по коррекции речевого развития; з) внесение музыкального фона в процесс образования (режимные моменты, прием детей, занятия, самостоятельная деятельность детей). | 9 9 8 9 10 9 8 8 8 8 10 9 8 |
Итого: баллов 113 (87%) | |||
4 | Общение, взаимодействие педагога с детьми | 1) Удовлетворение детей в эмоциональных контактах: а)доброжелательное отношение к детям, осуществление тактильного контакта; б) общение с позиции «глаза в глаза»; в) обеспечение эмоциональной поддержки и психологической защиты детей; г) адекватное реагирование на состояние ребенка (физическое и психическое). 2) Удовлетворение потребности детей в деловых контактах: а) организует совместные игры; б) терпимо относится к затруднениям детей; в) дает образцы деятельности, не настаивая на точном их воспроизведении; г) не навязывает замысел детям, предоставляя им право выбора; д) отмечает достижения и продвижения каждого ребенка; е) намеренно создает ситуацию успеха детей, учитывая точку зрения ребенка при обсуждении и планировании деятельности. 3) Удовлетворение потребности детей в информационно-познавательных контактах: а)поощряет детские вопросы; б) создает ситуации, вызывающие интеллектуальную активность детей; в) внимательно относится к детским фантазиям, рассказам, сообщениям; г) вызывает положительные эмоции в процессе «познавательного общения». 4) Удовлетворение потребностей детей в интимно-личностных контактах: а)педагог относится к детям со вниманием и уважением; б) откликается на желание детей обсудить их проблемы; в) устанавливает с детьми доверительные отношения; г) делится с детьми своими переживаниями, рассказывает детям о событиях своего прошлого; д) подчеркивает достоинства каждого ребенка; е) пользуется поощрением, поддержкой чаще, чем порицанием и запрещением; ж) не прибегает к физическому наказанию или другим негативным методам; | 9 10 9 10 8 8 8 8 10 8 9 8 8 8 9 9 10 9 10 9 9 |
Итого: баллов 186 (89%) | |||
5 | Демонстрация педагогом современных методов коррекции речевого развития детей | 1) Актуализация образовательной информации (подготовка к восприятию учебной информации): а) мотивация деятельности; б) проблемно - поисковые методы в образовательной деятельности; в) использование экспериментирования и детского проектирования при организации разных видов речевой деятельности; г) использование схем, моделей для создания устойчивого познавательного интереса детей к речевой деятельности; д) использование разнообразных проектов по направлениям инновационной деятельности в дошкольном образовании. 2) Предъявление образовательной информации: а)доступность преподнесения познавательной информации; б) последовательность изложения материала; в) использование методов развивающего обучения; г) использование современных педагогических технологий по коррекции речевого развития детей; д) сменяемость видов детской деятельности в ходе предъявления образовательной информации; е) поддержание интереса детей к содержанию информации; ж) стимулирование самостоятельной познавательной активности. 3) Выявление освоенности содержания образования: а)оценивание активности детей; б) анализ уровня освоенности каждым ребенком содержания образования; в) анализ эффективности применяемых методов и приемов; г) анализ результативности образовательного мероприятия; д) установление «обратных связей» (реакция детей); е) анализ результативности применения инновационных технологий в дошкольном образовании; | 8 7 9 7 9 9 9 9 9 10 9 8 10 10 9 8 8 9 |
Итого: баллов 157 (87%) | |||
6 | Поддержание положительного микроклимата в коллективе (эмоционально-положительной атмосферы) | 1) Передача положительного отношения к детям: а) посредством зрительного контакта, мимики; б) посредством голосовых интонаций и модуляций; в) тактильным контактом; г) жестами. 2) Стимуляция интереса ребенка к жизни в группе: а)мотивация всех видов детской деятельности; б) обыгрывание интересных аспектов каждого вида деятельности; в) использование юмора, шуток; г) поддержание положительных нравственных проявлений детей в определенных видах деятельности. 3) Демонстрация тепла и дружелюбия: а) приятный тон голоса, зрительного контакта; б) использование имен детей в теплой, дружественной манере; в) теплота, дружелюбие демонстрируются путем тактильного контакта, проявлением внимания; г) теплота, дружелюбие демонстрируются посредством улыбок, юмора. 4) Помощь детям в выработке позитивной самооценки:
б) педагог ведет себя с детьми учтиво, вежливо, уважительно; в) персонализированное поощрение за выполненную работу, проявленную доброту к другим детям; г) персонализированная поддержка и одобрение при трудностях. | 10 10 8 9 9 8 8 8 10 10 10 10 10 10 10 9 |
Итого: баллов 149 (93%) | |||
7 | Поддержание организованного поведения | Поддержание включенности ребенка в разные виды деятельности: а) мотивация разных видов деятельности поддержание интереса; б) поиск методов активного включения в работу пассивных, замкнутых, робких детей; в) поощрение проявления речевого творчества и самостоятельности; г) использование невербальных средств воздействия в целях вовлечения ребенка в деятельность; д) высказывание личного отношения к проявлению негативного поведения ребенка. | 10 10 9 9 8 |
Итого: баллов 46 (92%) |
Профессиональный уровень компетентности – 618:7= 88% домтаточный
Оценивание состояния профессиональной компетентности
как основание построения личностно ориентированного
повышения квалификации
Четвертый уровень профессионально-педагогической квалификации
Имеется широкий багаж профессионально-полезных знаний. Их размерность характеризуется полезностью всех составляющих и соблюдением необходимых пропорций. Освоенные знания осознанно используются и в традиционных, и в проблемных ситуациях. Педагогическая направленность ярко выражена. Нравственные качества обеспечивают стабильно нравственное поведение в отношениях с учащимися и с коллегами.
Педагогическая техника сформирована хорошо, что касается выполнения привычных функциональных обязанностей. Однако потребность и способность к росту образованности утрачена или снижена. С трудом ориентируется в изменившихся условиях. В таких случаях наблюдается неадекватность квалификационных характеристик потребностям субъектов образовательных систем и свойствам самих систем.
Итоги мониторинга профессиональной деятельности
Направления профессиональной деятельности | Уровень выраженности | рекомендации |
Трудовые действия | четвертый уровень | Обобщение позитивного опыта планирования и корректировки образовательных задач (совместно с другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка дошкольного возраста с нарушениями речи |
Необходимые умения | четвертый уровень | Овладение умением выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста с нарушениями речи для решения образовательных и коррекционных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения |
Необходимые знания
| четвертый уровень | Изучить современные нормативно-правовые документы в сфере дошкольного образования (ФЗ-273. ФГОС ДО) |
График повышения квалификации в образовательных организациях дополнительного профессионального образования
№ п/п | Наименование организации | Образовательная программа | сроки | Подтверждающий документ |
1 | АНО ДПО «Институт повышения квалификации и переподготовки «Дефектология Проф» | Подготовка детей дошкольного возраста с ТНР к школьному обучению в условиях ФГОС ДО | 2021г | документ установленного образца (удостоверение) на 72 часа |
2 | Институт непрерывного и дополнительного образования ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» | Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста. 7 шагов к успеху. | 2021г | документ установленного образца (удостоверение) на 72 часа |
План самообразовательной деятельности учителя-логопеда Кузнецовой Елены Сергеевны.
№ | Срок | Проблема/тема | Этап самообразования | Рекомендации |
1 | 2021-2022 | Изучение особенности формирования устной речи у детей с общим недоразвитием речи | Изучить актуальность обучения детей с ОНР связной речи. Изучить особенности формирования устной речи у детей с ОНР. | Изучение литературы по данной теме. Составление плана работы по теме самообразования. |
2 | 2022-2023 | Изучение и подбор методики обследования связной речи у детей с ОНР. | Углубленно изучить методику обследования связной речи. | Разработать картотеку картинок для рассказов цепной структуры. |
3 | 2023-2024 | Обучение детей с общим недоразвитием речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи по методике В.К. Воробьевой | Познакомиться с методикой В.К. Воробьевой. | Проведение мастер-класс для педагогов и родителей компенсирующих групп |
План-проект карьерного роста учителя-логопеда
Кузнецовой Елены Сергеевны
Первый год работы:
- Изучение актуальности и особенности формирования устной связной речи у детей с ОНР
- Изучение литературы по данной теме.
- Составление плана работы по теме самообразования.
Второй год работы:
- Изучение и подбор методики обследования связной речи у детей с ОНР.
- Разработать картотеку картинок для рассказов цепной структуры.
- Прохождение курсов по теме самообразования.
Третий год работы:
- Обучение детей с общим недоразвитием речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи по методике В.К. Воробьевой.
- Проведение мастер-класс для педагогов и родителей компенсирующих групп.
- Публикация статей по теме самообразования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный конструктор рабочей программы учителя-логопеда, учителя -дефектолога
Данный материал, был предоставлен слушателям курсов АППО для написания рабочей программы учителя-логопеда(дефектолога)...
Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.
Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...
Рабочая программа учителя – логопеда по реализации адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области по реализации образ
Коррекционно - развивающая работа с детьми с ОНР подготовительной к школе группы компенсирующей направленности....
Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)
Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда «Логопедический клуб для родителей «ЛОГОПЕДиЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучителя-логопеда«Логопедический клуб для родителей«ЛОГОПЕДиЯ»...
Персонифицированная программа учителя-логопеда Иванова И.В.
Под персонифицированной программой следует понимать, с одной стороны, систему мероприятий, направленных на реализацию повышения квалификации и переподготовки педагогов дошкольного образовательного учр...
Персонифицированная программа учителя-логопеда Кискиной Г.Ю.
Под персонифицированной программой следует понимать, с одной стороны, систему мероприятий, направленных на реализацию повышения квалификации и переподготовки педагогов дошкольного образовательного учр...