Формирование и развитие речевого дыхания по методике Беляковой Л.И. и Гончаровой Н.Н.
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)
В работе представленно краткое, но подробное описание методики по развитию правильного диафрагмального дыхания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирование речевого дыхания у детей с нарушениями речи: методика работы».
Основа произносительной речи – дыхание. От его правильности зависят чистота и красота голоса. Речевое (фонационное) дыхание – основной компонент звучащей речи, является источником образования звуков и голоса , т.е. голосообразования. Оно помогает правильно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость и делать речь выразительной.
Физиологическое дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох является более активной фазой дыхания, чем выдох. При вдохе мышцы диафрагмы сокращаются, оттесняя органы брюшной полости в живот, увеличивая тем самым объем грудной клетки, что способствует наполнению легких воздухом. При выдохе мышца диафрагмы расслабляется. Вместе с межреберными мышцами, которые поднимают и опускают грудную клетку, диафрагма поднимается кверху и сжимает легкие. Диафрагма участвует в дыхании, являясь главной движущей силой в его обеспечении.
Различают три типа дыхания: верхнереберный, грудной, грудобрюшной (он же диафрагмально-реберный). При любом типе дыхания диафрагма обязательно задействована, однако, доля ее участия разная. Наименее физиологически оптимальным является ключичное дыхание, так как нижние доли легких участвуют при этом не полностью.
У детей по мере физического развития постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания – грудобрюшной.
Детям с нарушениями речи, а также соматически ослабленным детям для развития грудобрюшного типа дыхания требуется обучение и активизация физиологической роли диафрагмальной мышцы с помощью специальных коррекционных физических упражнений.
Известно, что наряду с основной биологической функцией газообмена, органы дыхания осуществляют также и голосообразовательную функцию.
Дыхание в процессе речи, или так называемое речевое дыхание, по сравнению с физиологическим дыханием в спокойном состоянии имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи.
В норме перед началом речи делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Нормальный «речевой вдох» характеризуется наличием определенного количества воздуха, способного обеспечить поддержание подскладочного давления и правильного голосоведения. Большое значение для озвучивания связного высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно и логически завершенного отрезка высказывания (так называемый речевой выдох).
В ходе речевого развития вырабатывается специфический «речевой» механизм дыхания, следовательно, вырабатываются и специфические «речевые» движения диафрагмы. В процессе устной речи диафрагма многократно производит тонко дифференцированные колебательные движения, обеспечивающие речевое дыхание и звукопроизношение.
Таким образом, речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи. Характер речевого дыхания подчинен внутреннему речевому программированию, а значит – семантическому, лексико-грамматическому и интонационному наполнению высказывания.
Произнесение фразы детьми , как и взрослыми людьми, в спокойном эмоциональном состоянии всегда происходит в пределах одного речевого выдоха, т.е. речевой выдох растягивается во времени соответственно длине высказывания. К 10 годам происходит формирование речевого дыхания, которое начинает соответствовать синтагматическому делению текстов, т.е. становление речевого дыхания завершается.
Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы. Если речевое дыхание в онтогенезе формируется у детей без отклонений в развитии спонтанно, по мере становления речевой функции, то у детей с речевыми нарушениями оно развивается патологически. В процессе речевого высказывания у них отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи. Помимо возможности появления судорожной активности в мышцах дыхательного аппарата и нарушения речевого выдоха, у таких детей отмечается недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в разные фазы дыхания – как на вдохе, так и на выдохе. Таким образом, дошкольникам с речевой патологией прежде всего необходимо развивать объем легких, а в среднем и старшем дошкольном возрасте формировать грудобрюшной тип дыхания. Приближение этих показателей к норме позволит в дальнейшем перейти к развитию речевого дыхания, так как грудобрюшной тип дыхания является базой для формирования такой сложной психофизиологической функции, как речевое дыхание.
В основу нашей работы по развитию речевого дыхания легло методическое пособие Беляковой Л.И. и Гончаровой Н.Н. Работа включает пять этапов, которые должны проходить в строгой последовательности. Продолжительность каждого этапа регламентируется только результатами работы
Обучение проводится как с помощью известных методических приемов, так и с использованием разработанной методики, которая включает отдельные положения парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.
Занятие проводится одновременно с 3-5 детьми, что бы логопед мог отследить правильность выполнения детьми дыхательных упражнений. Важно отметить, что дети с ОРЗ от занятий по развитию речевого дыхания, временно отстраняются.
1 ЭТАП является подготовкой к развитию грудобрюшного типа дыхания по традиционной методике. Цель: развитие ощущений движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота, что соответствует грудобрюшному типу дыхания.
Этап включает 4 упражнения. Длительность каждого упражнения 4-5 минут. Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока ребёнок его не усвоит. Только после этого переходим к следующему упражнению.
Первый этап длится столько времени, сколько необходимо для развития грудобрюшного типа дыхания (примерная продолжительность этапа – четыре недели). В течение этого времени ребенок последовательно выполняет упражнения вначале в положении лежа, затем сидя и стоя.
УПРАЖНЕНИЕ 1. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Работа диафрагмы по опусканию и подниманию игрушки, лежащей на животе, воспринимается ребенком зрительно. Инструкция: «Положим игрушку на живот и посмотрим, как она поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох». Упражнение можно выполнять под счёт логопеда (Слайд 8).
УПРАЖНЕНИЕ 2. Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Работа диафрагмы воспринимается ребенком не только зрительно, но и тактильно (ощущается ладонью). (Слайд 9).
УПРАЖНЕНИЕ 3. Ребенок, находящийся в положении сидя, кладет ладонь на область диафрагмы. Работа диафрагмы продолжает контролироваться зрительно и тактильно.(Слайд 10).
УПРАЖНЕНИЕ 4. Ребенок, находящийся в положении стоя, кладет ладонь на область диафрагмы (Слайд 10).
! При выполнении упражнений логопед следит за тем, чтобы вдох ребенка не был форсированным и его плечи не поднимались!
2 ЭТАП направлен на развитие грудобрюшного типа дыхания с включением элементов дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Целью этапа является дальнейшее развитие сократительной активности диафрагмальной мышцы, а также развитие координаторных отношений между двумя функциями: дыханием и движениями туловища или конечностей.
Этап состоит из 3 комплексов упражнений, в которых осуществляется последовательное усложнение двигательных задач.
Примерная продолжительность этапа – 12-14 недель.
Первый комплекс упражнений.
Задача: обучение детей выполнению двойных «быстрых вдохов» через нос в положении стоя, а также в сочетании с движениями головы и рук. В комплекс входит 5 упражнений. На обучение каждому упражнению отводится неделя. Перед разучиванием нового упражнения повторяются все ранее усвоенные упражнения. Таким образом, к концу обучения дети могут последовательно выполнить комплекс, состоящий из шести упражнений.
В первые дни упражнение выполняются 4 раза подряд. Постепенно их количество увеличивается до 12 раз. На овладение комплексом отводится шесть недель.
УПРАЖНЕНИЕ 1. Выполнение пары «быстрых вдохов». Исходное положение: стоя перед логопедом, подбородок слегка приподнят, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч.
Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «Нюхаем воздух шумно, быстро, как собачки. Нюхаем по два раза: "нюх-нюх" и отдыхаем. Смотрите на меня и слушайте, как я буду нюхать воздух». (Слайд 11).
Первое упражнение является базовым для усвоения последующих дыхательных упражнений, поэтому отрабатывать его следует тщательно.
УПРАЖНЕНИЕ 2 выполняется так же, только по команде логопеда.
УПРАЖНЕНИЕ 3. Выполнение пары «быстрых вдохов» при повороте головы то вправо, то влево. Исходное положение: стоя, подбородок приподнят, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч. (Слайд 13).
УПРАЖНЕНИЕ 4. Выполнение пары «быстрых вдохов» при поднесении ладони то к правому, то к левому уху и легком повороте головы в противоположную сторону («прислушиваемся и нюхаем»). Исходное положение: стоя, голова прямо, плечи расправлены, руки на поясе или опущены, ноги на ширине плеч. (Слайд 14).
УПРАЖНЕНИЕ 5. Выполнение пары «быстрых вдохов» при поднятии подбородка .Исходное положение: стоя, голова прямо, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч. (Слайд 15)
Второй комплекс упражнений.
Задача: развитие грудобрюшного типа дыхания в процессе ходьбы. На изучение второго комплекса отводится шесть недель, в течение которых детям предлагается выполнять усвоенные ранее дыхательные упражнения при увеличении физической нагрузки. В первые дни упражнения выполняются 4-5 минут, постепенно время увеличивается до 8-10 минут. Для регуляции темпа и ритма движений логопед использует хлопки в ладони. Вначале каждое упражнение выполняется в замедленном темпе. По мере усвоения упражнения скорость движений увеличивается до тех пор, пока не будет найден оптимальный для всей группы темп.
УПРАЖНЕНИЕ 1. На первый шаг выполняется пара «быстрых вдохов», далее следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох . Исходное положение: стоя в колонну по одному. Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «На первый шаг нюхаем воздух: "нюх-нюх" – раз, затем делаем три шага – два, три, четыре. Шагать будем под мои хлопки в ладони. Вам хлопать не надо. (Слайд 16).
УПРАЖНЕНИЕ 2. На первый шаг выполняется поворот головы (то вправо, то влево) и пара « быстрых вдохов », далее голова возвращается в исходное положение и следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох. (Слайд 17).
УПРАЖНЕНИЕ 3. На первый шаг ладонь подносится то к правому, то к левому уху и выполняется пара «быстрых вдохов», далее рука опускается и следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох .
УПРАЖНЕНИЕ 4. На первый шаг подбородок поднимается вверх и выполняется пара « быстрых вдохов», далее голова возвращается в исходное положение и следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох. (Слайд 18).
Третий комплекс упражнений.
Задача: дальнейшая тренировка грудобрюшного дыхания и увеличение объема легких. Третий комплекс, состоящий из 2 упражнений, заключается в использовании приемов парадоксальной дыхательной гимнастики в процессе усложнения двигательной нагрузки. Первые дни упражнения выполняются не более четырех раз. Постепенно их количество увеличивается до 8-10 раз за одно занятие. Длительность обучения третьему комплексу примерно три недели.
УПРАЖНЕНИЕ 1. Выполнение встречных движений рук, направленных на сжатие грудной клетки. При максимальном сведении рук ребенок обхватывает свои плечи ладонями. Обхват плеч повторяется два раза без паузы, далее руки возвращаются в исходное положение. (Слайд 19).
УПРАЖНЕНИЕ 2. Выполнение «быстрых вдохов» при наклонах туловища и движениях рук (имитация накачивания шины) . Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, кисти сведены, ладони сжимают палочку («рукоятку насоса»). (Слайд 20).
3 ЭТАП Развитие фонационного выдоха.
Цель: развитие фонационного (озвученного) выдоха. Этап включает 5 упражнений, в ходе выполнения которых внимание детей направляется не на « быстрый вдох», а на звучание голоса в процессе выдоха. Примерная продолжительность этапа – восемь недель.
УПРАЖНЕНИЕ 1. Выполнение пары «быстрых вдохов» и пропевание на выдохе гласного звука. Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки на поясе, ноги почти на ширине плеч. Делаем два вдоха: "нюх-нюх" и поем: "А-А-А..." (Логопед делает пару «быстрых вдохов» и на мягкой атаке поет звук А).
Теперь вы будете петь, а я послушаю, кто поет красиво и дольше всех. Упражнение повторяется 3-5 раз в день на протяжении недели.
УПРАЖНЕНИЕ 2. Выполнение ротового вдоха (замена пары «быстрых вдохов» одним быстрым вдохом через рот). Упражнению обучают на протяжении недели. Предыдущее упражнение больше не выполняется.
УПРАЖНЕНИЕ 3. Выполнение ротового вдоха при поднятии рук вверх и пропевание на выдохе гласного звука А (О, У, И, Э) при медленном возвращении рук в исходное положение.
УПРАЖНЕНИЕ 4. Выполнение ротового вдоха и пение на выдохе звука У с изменением силы голоса. Далее пение звука И.
УПРАЖНЕНИЕ 5. Выполнение ротового вдоха и пение на выдохе ряда гласных звуков с разной интонацией.
4 ЭТАП Развитие речевого дыхания.
Цель: развитие собственного речевого дыхания. Данный этап является базовым. Он тесно сопряжен с логопедической работой по формированию планирования речевого высказывания. Дети обучаются в процессе выдоха произносить сначала слоги и отдельные слова, затем фразы из двух, а далее из трех-четырех слов, короткие стихотворные тексты.
На первых занятиях активно используется невербальная инструкция: быстрое движение руки с раскрытой ладонью вверх, означающее начало быстрого вдоха через рот. По мере того как дети начинают самостоятельно выполнять вдох перед речью, количество таких инструкций сокращается.
Каждое упражнение длится не более пяти минут и повторяется 3-4 раза в день.Примерная продолжительность этапа пять недель.
УПРАЖНЕНИЕ 1. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев слога.
Используются слоги, состоящие из звуков, хорошо произносимых детьми: МА, МО, МУ, МЫ, МИ; НА, НО, НУ, НЫ, НИ; ТА, ТО, ТУ, ТЫ; ДА, ДО, ДУ, ДЫ; БА, БО, БУ, БЫ, БИ и т.д.
УПРАЖНЕНИЕ 2. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев двусложного слова (по слогам). Используются слова: МАМА, МИЛА, МЫЛА, НОТЫ, КОНИ, ДЕТИ и т.д.
УПРАЖНЕНИЕ 3. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев трехсложного слова (по слогам). Используются слова: МАЛИНА, КАЛИНА, МАШИНА, КУБИКИ, ЗАПЕЛИ и т.д.
УПРАЖНЕНИЕ 4. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из двух слов. Используются фразы, включающие двусложные и трехсложные слова, например: «МАМА МЫЛА», «МИЛА ШИЛА», «МАША ЕЛА», «ДЕТИ ЗАПЕЛИ» и т.д.
УПРАЖНЕНИЕ 5. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из четырех слов. Используются фразы, включающие двусложные слова, например: «МАМА МЫЛА МИЛУ МЫЛОМ», «МАМА МЫЛА МАШУ МЫЛОМ», «МАМА ШИЛА МАШЕ ШУБУ» и т.д
УПРАЖНЕНИЕ 6. Произнесение нараспев двух стихотворных фраз по схеме.
Используются строфы известных детям стихотворений А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова и др. Исходное положение: произвольное. Логопед проговаривает фразы, например: «Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик» и зарисовывает на доске их схемы (место каждого слова в схеме указывается):
5 ЭТАП Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста.
Цель этапа: тренировка речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста.Примерная продолжительность этапа – четыре недели.
УПРАЖНЕНИЕ . Произнесение двух фраз прозаического текста по схеме.
Исходное положение: произвольное. Логопед проговаривает фразы, например: «Это яблоко. Яблоко большое и красное.» (место каждого слова указывается в схеме). Далее тексты увеличиваются, по мере возможности детей, тексты увеличиваются. Добавляются стихотворения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"
Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...
Методика развития речевого дыхания.
Методика развития речевого дыхания авторыЛ.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова«Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи»Методическое пособие является итогом сов...
Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., ШИШКОВА Т.Г. Б 43 Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи
Методическое пособие является итогом совместной научно-практической работы преподавателей кафедры логопедии МПГУ и педагогов ГДОУ № 2246 (заведующая Н.А.Трохина) Северного окружного управления Московс...
Здоровьесберегающая методика: Развитие речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями
Цель дыхательных упражнений – увеличить объем дыхания,нормализовать его ритм, выработать плавный, цельный, экономный выдох.Возраст: с 3-х летВариативность1) Начинать занятия сл...
ПОСОБИЕ "Развитие речевого дыхания по методике Гуськовой"
Пособие Гуськовой А.А. по развитию речевого дыхания детей 3 - 7 лет....
ПОСОБИЕ "Развитие речевого дыхания по методике Бурлакиной"
Пособие Бурлакиной О.В. по развитию речевого дыхания детей....
Л. И. Белякова "Методика развития речевого дыхания"
Данная книга разработана для детей с нарушениями речи...