Мастер-класс на тему "От слова к слову!"
материал по логопедии

Хурматова Елена Васильевна

Мастер-класс на тему "От слова к слову!" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass-_ot_slova_k_slovu_pechatnyy_variant.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 4» г. Аши Челябинской области

Мастер-класс

«От слова к слову!»

                                                                                                     Учитель-логопед

                                                                                                      Хурматова Е.В.

Аша, 2022

Здравствуйте, коллеги.

Посмотрите на экран, что это?

- Солнце!

Правильно. Скажите, какие ассоциации оно у вас вызывает?

- тепло, жарко, уютно, лето, весна и т.д.

Коллеги, может кто знает, что такое ассоциации?

Ассоциация – это закрепленная в памяти связь между словами, возникает в сознании одного явления и влечет появление в сознании другого явления. Обратите внимание, сколько слов вызвано ассоциацией этой картинки! Иначе говоря, ассоциация вызывает слово.

 Мой мастер-класс называется  «От слова к слову!»

Цель моего мастер-класса показать приемы обогащения словаря дошкольников через расширение семантического поля слова.

В основе этих приемов лежат исследования психологов Выготского Л.С. и Лурия А.Р., которые показывают, что слово не только указывает на определенный предмет, действие, качество, но и слово вызывает к жизни целый комплекс ассоциаций. Ассоциации связываются с какими либо ситуациями. Комплекс ассоциаций, возникающий вокруг одного слова, называется «семантическим полем». Наличие «семантического поля» позволяет человеку быстро производить отбор слов.

   На основе этих исследований Репина З.А. разработала методику развития словаря через расширение семантического поля слов. Сначала дети учатся моделировать небольшое «поле», связанное с определенной ситуацией, а затем постепенно его расширяют. При этом идет систематизация значений слов: глаголов, прилагательных, наречий, антонимов, синонимов, существительных более абстрактного значения, которыми так бедна речь детей.

Сегодня я вам покажу и расскажу как можно обогатить словарь через расширение семантического поля слова.

 Коллеги, предлагаю вам отгадать загадку:

Комочек пуха, Длинное ухо, Прыгает ловко, Любит морковку.

Ответ: заяц

(Достаю игрушку заяц).

Это заяц и будет нашим центральным, ядерным словом. А теперь мы будем строить семантические поля в виде кругов, основанные на ассоциации:

1) первое поле, подбираем слова признаки Какой он? (дикий, маленький, белый, серый, трусливый, пугливый, осторожный, длинноухий, короткохвостый, пушистый, травоядный  и т.д.)

2) Теперь подбираем антонимы к подобранным словам:

Дикий -домашний, маленький –большой, белый –черный, трусливый – смелый, пушистый – гладкий, длинноухий- короткоухий и т.д.

3) Далее предлагается подобрать слова действия что он делает?  (прыгает, огляделся, прищурился, прислушался, увидел, услышал, подскакал, грызет, осматривается, испугался, лег, уснул, устал, линяет, убежал и т.д.)

4) Теперь подбираем слова, отвечающие на вопрос «Как?» А как это делает заяц? (внимательно, высоко, тщательно, сильно, крепко и т.д.)

Эту работу можно продолжать и продолжать, расширяя семантические поля.

Посмотрите, сколько это слово вызвало ассоциаций и пополнило словарный запас.

Попрошу двух самых активных пройти в фокус-группу…. Вас и вас….

Пока работает фокус-группа, предлагаю продолжить работу с нашим зайчиком и подобрать:

 - однокоренные слова: заяц, зайчиха, зайчонок, заячьи уши, заюшкина избушка, Зайцев-фамилия и т.д.

- А теперь, вспомнив, что заяц дикое животное, скажем, каких мы еще знаем диких животных? (волк, медведь, лиса и т.д.)

- Части тела с уменьшительно-ласкательным значением (ушки, лапки, тельце, хвостик, носик, глазки и т.д.)

Коллеги, из фокус-группы готовы? Давайте посмотрим, что у вас получилось?

1) на рисунке изображен «ШКАФ», нужно было составить семантические поля

1 Слова признаки  (какой? Большой, деревянный, вместительный и т.д.

2 Антонимы к подобранным словам (большой-маленький и т.д.)

3 Какую еще знаем мебель?

2) на рисунке изображена «МАШИНА» нужно было составить семантические поля:

1 Слова признаки Какая? (большая, красивая, железная и т.д.)

2 Синонимы к подобранным словам (огромная, прекрасная, стальная и т.д.)

3 Какую еще технику вы знаете?

Молодцы. Спасибо. Можете пройти на свои места.

Коллеги, хочу заметить, что центральное, ядерное слово можно подобрать на все имеющиеся лексические темы, вы согласны со мной?

Коллеги, скажите, данная методика актуальна в работе с детьми?

Кто может использовать эту методику?

Итог мастер- класса  

Вывод:

Работая по теме «технологии семантических полей» эффективность логопедических занятий заметно увеличилась. Систематическое использование дидактических игр и игровых упражнений по данной технологии оказали положительное воздействие на образовательный процесс, повышение количественного и качественного состава словаря, развитие логического и творческого мышления, познавательную активность детей.

Благодарю Вас за внимание и работу. 
Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы!

Спасибо за внимание!

Если вам понравился мой мастер-класс показываем «Класс», если не понравился «хмуримся».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей по звуковому анализу слова "В интересном мире звуков".

Презентация содержит теоретический и практический  материал по звуковому анализу. слова.Игры могут быть использованы для работы с детьми как воспитателями, так и логопедами....

Мастер-класс для родителей "Обучение звуковому анализу слова"

У детей с нарушениями речи в силу объективных причин к 6 годам оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому  коррекционная работа по перемещению вниман...

Мастер-класс для воспитателей: "Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста"

Мастер-класс для воспитателей: "Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста"Познакомить педагогов с системой приёмов и методов коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей ...

Мастер -класс для родителей: Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста

Уважаемые родители!  Сегодня мы с вами поговорим о речевом нарушении, которое допускают дети.   1.   Прочтите предложения, которые б...

Мастер- класс на тему: "Путешествие в страну слов"

Мастер- класс на тему " Путешествие в страну слов" способствует повышению профессионального мастерства воспитателей- участников данной деятельности в процессе общения  по освоению опыта...

Мастер-класс по обучению детей звуковому анализу слова.

Мастер-класс по обучению детей звуковому анализу слова...