рекомендации логопеда на лето
консультация по логопедии (старшая группа)

Епифанова Марина Вячеславовна

Рекомендации логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_logopeda.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации логопеда родителям на летний период.

Родителям детей, имеющих остаточные речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.

Вот и лето – пора каникул, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах.

Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения. Также обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители должны решать ежедневно. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога – малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).   

Выполняйте артикуляционную гимнастику

Тренируйте силу и длительность выдоха. Можно:

    Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;

  Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь);

   Надувать воздушные шарики;

 Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;

 Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;

Играть на музыкальных игрушках: дудках, трубах, флейтах, губных гармошках;

Дуть на детские флюгера.

Упражнения для автоматизации звуков

  1. Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения, иначе проделанная работа за год может пойти насмарку: “недоавтоматизированные” звуки могут “потеряться” (исчезнуть из громкой речи), тогда необходимо будет работу с логопедом начинать заново.
  2. 2. Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова.  Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово, верно, не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!

Упражнения для развития фонематических процессов

  1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1, 2, 3, 4?)
  2. Придумывание слов с определённым количеством звуков.
  3. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое слово получится из этих звуков: «к-о-ш-к-а).
  4. Образование новых слов с помощью «наращивания звуков. (Какой звук надо добавить к лову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля – Коля, Толя, Поля).
  5. Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом-ком.)
  6. Отобрать картинки или назвать слова, в названиях которых 4-5 звуков.
  7. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на  3-ем месте. (Шуба, уши, кошка.)
  8. Составление слов различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, стол, волк.  и т.д.

Упражнения для развития слоговой структуры слова

(слогового анализа и синтеза)

  1. Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1?2?3?)
  2. Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов
  3. Составление слов из слогов, данных в разбивку. (Слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум).
  4. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).
  5. Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия которых из 2, 3, 4-сложных слов – в другое).
  6. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
  7. Выделять гласные звуки. (Столько слогов в слове, сколько гласных) и т. д.

Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи

  1. Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много сады, гулял где за садом, много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и т.д.)
  2. Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы и т. д.):
  3. – Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …,     маленькая куколка, а большая …,
  4. – Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …
  5. – Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у   коровы – …, у слонихи – …, у овцы – … и т.д.
  6. – Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.
  7. – У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.
  8. – Если днём жара, то день жаркий, а если мороз – …, ветер – …, дождь -… и т.д.
  9. Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)
  10. Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.

Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка

  1. Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.
  2. Сочиняйте стихи, рифмы.
  3. Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.
  4. Игра в слова: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»
  5. Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.

Упражнения на развитие связной речи

  1. Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.
  2. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.
  3. Расспрашивайте о важных для него событиях.
  4. Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.
  5. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
  6. Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем.
  7. Читайте книги, журналы; учите стихи, отгадывайте и заучивайте загадки; читайте рассказы и сказки, пересказывайте их; составляйте рассказы по картине, о предмете, о явлении природы, о животном и т.д.

Упражнения для развития общей и мелкой моторики рук:

  1.       Делать гимнастику, прыгать, бегать, маршировать, стоять и прыгать на одной, двух    ногах;

  2.       выполнять массаж пальчиков, упражнения для пальчиков;

  3.лепить из пластилина, глины, раскрашивать, штриховать, обводить по контуру;

  4.         вырезать ножницами геометрические фигуры, выполнять аппликации;

  5.       расстегивать, застегивать пуговицы, застежки-молнии, шнуровать, завязывать бантики.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации логопеда на лето

Рекомендации учителя-логопеда родителям на лето...

Рекомендации логопеда на лето

Рекомендованы родителям упражнения  на развитие дыхания, мелкой моторики, артикуляционная гимнастика...

Как не утратить речевые навыки ребёнка? Рекомендации логопеда на лето

Лето для детей – это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и...

Консультация для родителей "Рекомендации логопеда на лето"

Прошел год труда над речью детей. Приближается лето – время совместного отдыха детей с родными. Летом ребенок получает много ярких впечатлений, больше находится на свежем воздухе, много двигаетс...

Рекомендации логопеда на лето

Рекомендации для родитетей на летний период по закреплению пройденного материала за учебный год...

Консультация для родителей Рекомендации логопеда на лето

Лето для детей – это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатле...