Лето с пользой для ума
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Лето – благоприятный период не только для отдыха и укрепления здоровья детей, но и для их психического развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leto_s_polzoy_dlya_uma.docx | 25.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей
«Лето с пользой для ума»
Лето – благоприятный период не только для отдыха и укрепления здоровья детей, но и для их психического развития. В это время года дети с помощью взрослых могут расширить свои представления об окружающем мире, развить внимание, память, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, классифицировать, обогатить словарный запас, а также проявить творческие способности. Всё это очень важно для их эмоционального и нравственного благополучия и подготовки к школьному обучению. Во время совместного досуга советую:
1. Знакомить детей с природными явлениями, происходящими летом в неживой и живой природе. Учить видеть природные взаимосвязи. (Например: тучи на небе, значит, будет дождь. Цветы одуванчика закрыты в пасмурную погоду или вечером и т.п.)
2. Гуляя в парке и лесу, наблюдать за разными представителями животного мира, рассматривать деревья, кустарники, цветущие травы. И обязательно предлагать ребёнку рассказать о том, что он увидел. Что растёт в лесу (в поле, на лугу), кто там живёт? Воспитывать бережное отношение к природе.
3. Рассматривать растения, называть их части: ствол, ветка, лист, цветок, плод, корень, лепесток. Учить различать и называть несколько видов деревьев и кустарников. Сравнивать их, определяя сходство и отличие. Например, сравнить клён и берёзу, ель и сосну, сирень и рябину.
4. Проводить дидактические игры: «С какого дерева лист», «Найди такой же лист », «Узнай и назови» (дерево, куст, на картинке или в природе), «Что лишнее?».
5. Учить различать и называть несколько видов полевых и садовых цветов. Дидактическая игра на группировку цветов «На лугу – на клумбе».
6. Учить стихи о цветах и деревьях: Е. Благинина «По малину», «Рябина». Е.Серова «Колокольчик», «Ландыш», «Кашка», «Одуванчик». И.Токмакова «Ели», «Берёзы», «Сосны», «Дуб», З. Александрова «Букет».
Читать рассказы о растениях и беседовать по их содержанию: А. Онегов «На лесной поляне», М. Пришвин «Золотой луг» и другие.
7. Отдыхая на реке, озере, море тоже развивайте детскую наблюдательность и умение сравнивать. Чем похожи, чем отличаются эти водоёмы? Объясните, что такое течение, берега, волны, прибой. Наблюдайте с малышом за рыбками, чайками.
8. Летом создавайте детям условия для игр с природным материалом (шишками, камешками, листьями, веточками, песком, глиной и пр.) Дети учатся использовать предметы - заместители (например, палочку вместо ложечки для куклы, камешки, вместо конфет для неё). Это развивает фантазию и творческие способности.
9. Учите ребёнка различать и правильно называть величины предметов и объектов, а не только «большой – маленький». Например, ствол толстый и тонкий, дерево высокое и низкое, ветка длинная и короткая, река широкая, а ручей узкий и т.д.
10. Разнообразие летних красок, поможет учить с детьми названия цвета, в том числе и оттенков. Поиграйте с ними так: «Разные краски лета», «Цветные фоны», «Собери одинаковые по цвету».
11. Учите ориентироваться в пространстве. Этому поможет дидактическая игра «Спрячь игрушку» (под стул, на полку, за спину, т.д.) «Делай, как я скажу» (два шага вперёд, один шаг вправо, подними левую руку вверх, закрой правой рукой левый глаз и т.д.). Ориентироваться на плоскости листа научат задания типа: « Положи в центр листок клёна, в правый верхний угол - шишку ели, в левый верхний угол - шишку сосны, правый нижний угол - ромашку, в левый нижний угол - василёк».
12. Упражняйте детей в счёте до 10 и обратно, опять же используя природный материал (шишки, камешки, лепестки, листья и пр.).
13. Учите детей сравнивать. Например, дерево и бревно, птицу и самолёт, ромашку и колокольчик, яблоко и грушу, девочку и куклу. В чём их отличие и есть ли сходство? Почему? Учите ребёнка доказывать своё мнение.
14. Работая на огороде и во фруктовом саду, дайте детям на наглядном примере понять процесс выращивания растений из семян, расскажите о зависимости их роста от природных условий (света, влаги, тепла). Учите наблюдать за ростом и созреванием овощей, фруктов и ягод и привлекайте к посильной помощи.
15. Учить детей ежедневно рассказывать о погоде, о том, что они увидели, чем занимались. И если малыш допускает ошибки в построении предложений, исправьте его. Это способствует развитию грамматического строя и связной речи ребёнка.
16. Развивайте речевое дыхание ребёнка, предлагая подуть в соломинку или на одуванчики, надувая шарики или мыльные пузыри.
Всё это сформирует у детей целостное представление о лете как о времени года, расширит их кругозор, разовьёт интеллект и любознательность, приобщит к удивительному миру природы. И, что особенно важно, совместный досуг, общие дела и игры сближают детей и родителей, улучшают домашний микроклимат и способствуют укреплению семьи.
ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЛЕТО ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ
Летнюю работу с детьми принято называть оздоровительной. Этим определяется ее цель и направление. Важно своевременно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиться того, чтобы каждый ребенок поправился и закалился.
Здоровый образ жизни – это основа, позволяющая быть активными в любых сферах деятельности: на работе, дома, на отдыхе. Здоровьем важно заниматься с самого раннего возраста.
Вырастить детей здоровыми, крепкими, сильными – долг педагогов детских садов, родителей – всех, кто участвует в воспитании. Нормальное духовное развитие ребенка невозможно, если он растет болезненным и хилым. Известно, что здоровье ребенка в значительной мере зависит от наследственности. Каждый, кто имеет дело с детьми, знает, что на одинаковые условия внешней среды они реагируют по – разному. У одного легкий сквозняк вызывает насморк, который может продолжаться несколько недель или осложниться воспалением легких. Другой в холодный весенний день будет долго ходить в промокшей обуви и не почувствует ни малейшего недомогания. Различная реакция на внешние факторы во многом объясняется врожденными особенностями организма. Однако даже у болезненных и ослабленных детей можно уменьшить чувствительность к вредным воздействиям среды. Систему мероприятий, направленных на повышение общей сопротивляемости организма, называют закаливанием. В отличие от закаливания медицинская профилактика позволяет предупредить только какую либо одну (реже две – три) определенную инфекцию. Но заболеваний много. Есть и такие, против которых пока не применяют профилактических прививок. К тому же известно, что даже дети, которым сделаны прививки против некоторых инфекций, иногда все же заболевают. Закаленные, крепкие дети заболевают реже и переносят болезнь легче, чем ослабленные.
Таким образом, без сомнения, закаливание детей – одна из важнейших задач родителей и воспитателей.
Задача эта не так проста, как может показаться на первый взгляд. Несвоевременно начатое и неправильное организованное закаливание детей может быть причиной ухудшения здоровья. Наиболее целесообразно начинать закаливание в теплое время года, лучше всего – в разгар лета. В этот период после закаливающих процедур, большинство из которых связано с охлаждением, ребенок может быстро согреться, что позволяет предупредить возникновение простудных заболеваний.
В своей работе по закаливанию детского организма необходимо придерживаться следующих принципов:
1. Регулярность;
2. Постепенность (постепенное увеличение нагрузки, пусть медленнее, но зато увереннее достигать желаемого результата).
3. Интенсивность, т.е. увеличение времени воздействия.
4. Сочетаемость общих и местных охлаждений (например: при босоножье, одежда также должна быть облегчённой).
5. Комплексность, т.е. процедуры закаливания должны восприниматься шире, чем просто ходить босиком. Это и прогулки, и бег, и сон при хорошем доступе воздуха.
6. Положительный эмоциональный настрой ребёнка.
Закаливающее действие солнечных лучей в большой мере связано с тем, что под их влиянием в коже вырабатываются витамины группы Д. Эти витамины способствуют росту ребенка и укреплению его костяка, под их влиянием повышается сопротивляемость к заразным и простудным заболеваниям. Эти витамины содержатся во многих пищевых продуктах. Однако известно, что эти витамины, вырабатываемые непосредственно в коже человека, более активны, чем те, которые поступают с пищей. Рекомендуется проводить закаливание пищей. Не плохой профилактический эффект оказывают тонизирующие напитки с добавлением адаптогенов.
Рекомендуется применение настоя шиповника. Для этого цельные плоды (30-40шт) заливают стаканом кипящей воды и кипятят 7-10минут. После охлаждения и процеживания ребенок в зависимости от возраста может пить отвар от четверти до половины стакана в день.
Ослабленным не закаленным детям рекомендуем пить натощак свежий морковный сок: от одной столовой ложки до половины стакана два раза в зависимости от возраста.
Также рекомендуется добавлять в пищу ослабленным детям проросшие зерна пшеницы, овса, ржи – концентрат витаминов. Вырастить их совсем не сложно. Для этого зерна злаков разложить между двумя слоями хлопчатобумажной ткани, обильно намоченными в теплой воде, и оставит до поры до времени при температуре 22-24 градуса. Верхнюю ткань время от времени увлажняйте. Вскоре появятся ростки. Для пшеницы ростки не должны быть более 5 миллиметров, у остальных могут быть длиннее. При необходимости после подсушивания проростков их можно перемолоть на кофемолке. Такая солодовая мука хороша как добавка к салатам. Если порошок засыпать в стакан со свежекипящим молоком, а то и просто кипятком, получается каша или кисель. Хорошо добавить к ним чайную ложку меда (если у ребенка нет аллергии к нему) и сливочного масла.
Известно значение общей сопротивляемости организма ребенка. Для ее повышения наиболее важны водные процедуры: обтирание, обливание и купание. Простудные заболевания в большинстве случаев связаны с местным охлаждением (сквозняки, мокрая обувь). Охлаждение ослабляет защитные способности организма, и те микробы, которые постоянно присутствуют в полости носоглотки, проявляют свое болезнетворное действие.
Однако такую реакцию можно изменить. Сделать это помогает закаливание водой. Самая мягкая из водных процедур – обтирание влажной тканью или губкой. Обтирание начинают, используя воду, температурой, близкой к температуре тела. Постепенно температуру воды понижают с таким расчетом, чтобы через полтора – два месяца она была равна комнатной. В теплую погоду лучше делать обтирание на открытом воздухе. Более действенно обливание, а также местные ванны. Обширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста. Его можно проводить и после сна. Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий. При этом можно использовать стихотворный текст (приложение 1).
После закаливающих водных процедур кожу ребенка растирают докрасна сухим полотенцем. Это способствует возникновению более правильной и быстрой реакции сосудов и позволяет избежать вредного влияния охлаждения, связанного с водными процедурами. Нельзя допускать, чтобы дети обсыхали на солнце, а особенно на ветру.
Воздушные ванны действуют сходно с водными процедурами; кроме того, они обеспечивают гигиеническое состояние кожи (кожное дыхание). Вообще же пребывание детей на свежем воздухе совершенно необходимо и в отличие от других закаливающих процедур, не ограничивается каким – то временем.
Еще недавно главной ошибкой родителей и воспитателей было стремление кутать детей. Теперь их, как правило, не кутают, но иногда впадают в противоположную крайность – одевают слишком легко даже в холодную погоду, ошибочно считая, что это тоже является закаливанием. Но закаливание холодом предусматривает его непродолжительное воздействие, не ведущее к общему охлаждению организма. Температура тела человека постоянна, и кратковременное действие холода не приводит к ее понижению.
Ходьба босиком на прогулке в летний период тоже оказывает закаливающее воздействие на организм ребенка. Но прежде чем начать босохождение на участке необходимо проверить территорию на наличие предметов, которые могут нанести вред здоровью и познакомить детей с правилами ходьбы босиком (приложение 2).
Закаливание детей, укрепление их здоровья в летний период – задача сложная, требующая знания особенностей детского организма.
Приложение 1
«Умывайка»
«Раз» - обмывает правой рукой левую кисть.
«Два» - обмывает левой рукой правую кисть.
«Три» - мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя.
Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.
Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.
Заключительный этап.
Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.
Упражнение можно сопровождать стихами:
Эй, ребята, все ко мне.
Кто стоит там в стороне?
А ну быстрей лови кураж
И начинай игру – массаж.
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми,
Никого не обойду.
С ноготками поиграю,
Друг о друга их потру.
Потом руки «помочалю»,
Плечи мягко разомну.
Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Вытяну я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
Раз – два, раз – два,
Вот и кончилась игра.
Вот и кончилась игра,
Отдыхает детвора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Проводим лето с пользой "
Консультация для родителей "Проводим лето с пользой\'.Консультация поможет родителям эффективно организовать досуг детей в летний период. В материале представлены игры, упражнен...
Консультация для родителей "Проведем лето с пользой"
Вот и наступило лето. Это прекрасная пора для игр и развлечений, но когда отдых несет в себе и развитие – он становится еще полезнее. Лето – это масса времени для непринужденных бесед и заня...
Лето с пользой для ума.
Даны советы как с пользой провести лето с ребенком....
Проведем лето с пользой .Памятка для родителей.
Проведем лето с пользой....
проводим лето с пользой.
Рекомендации простых игра для развития ребенка летом...
Консультация для родителей. "Проведем лето с пользой. Игры на прогулке, в поездке, на даче"
Материал консультации поможет молодым родителям правильно построить речевое общение с ребенком в летний период. Родителям предлагаются игры для развития мышления, связной речи, фонематического слуха, ...
«Проводим лето с пользой»
«Проводим лето с пользой»...