Занятие по развитию фонетико-фонематической стороны речи у обучающихся старшего дошкольного возраста с ТНР; " Буква В. Звуки [В] и [В']"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Новикова  Екатерина  Фёдоровна

Конспект  занятия  разработан  для  детей  логопатов  старшего  дошкольного  возраста  с  логопедическим  заключением:  тяжелое  нарушение  речи.

Материал  может  быть  использован  для  обучения  на  фронтальных,  подгрупповых,  индивидуальных  занятиях,  а  так  же  при  дистанционном  обучениии  детей.

Цель:  Различение  звуков  [В] - [В']  на  слух,  изучение  буквы  В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Буква В. Звуки [В]-[В']379.33 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

занятия  по  развитию  фонетико-фонематической  стороны  речи  

у  обучающихся  старшего  дошкольного  возраста  с  ТНР

тема:  «Буква  В.  Звуки  [В]  и  [В’]»

Конспект  разработан

учителем-логопедом:  Новиковой  Е.Ф.

ГБДОУ  № 22  Невского  района

Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург, 2022

Конспект  занятия  разработан  для  детей  логопатов  старшего  дошкольного  возраста (5 – 6 лет)  с  логопедическим  заключением:  тяжелое  нарушение  речи.

Материал  может  быть  использован  для  обучения  на  фронтальных  занятиях,  подгрупповых  и  индивидуальных  занятиях,  а  так  же  при  дистанционном  обучении  детей.

Цель:  Различение  звуков  [В] – [В’]  на  слух,  изучение  буквы  В.  

Задачи:  Образовательные:

  • Закрепить  знания  детей  о  понятиях  «звук»,  «буква»;  о  гласных  и  согласных  звуках,  

их  признаках;

  • Закрепить  представления  детей  о  твёрдости – мягкости  согласных  звуков.  Упражнять  

в  дифференциации  согласных  звуков  по  твёрдости – мягкости;

  • Закрепить  знания  детей  о  характеристике  звуков  [В],  [В’];
  • Закрепить  и  расширить  знания  детей  об  окружающем  мире;
  • Систематизировать  представления  детей.

Развивающие:

  • Формировать  фонематическое  восприятие;
  • Развивать  понятийный  аппарат;
  • Закрепить  умение  согласовывать  слова  в  предложении  в  роде,  числе  и  падеже;
  • Развивать  диалогическую  речь,  стимулируя  речевые  реакции,  отвечать  на  вопросы  предложениями;
  • Развивать  слуховое  и  зрительное  восприятие,  внимание,  память;
  • Развивать  тонкую  и  общую  моторику;
  • Продолжать  обучение  детей  решению  поставленных  задач;
  • Совершенствовать  у  детей  навыки  ориентирования.

Воспитательные:

  • Воспитывать  положительную  мотивацию  к  процессу  обучения;
  • Воспитывать  творческую  активность;
  • Воспитывать  умение  работать  в  коллективе  и  самостоятельно;  

Реализуемые  образовательные  области:

  • Познавательное  развитие;
  • Речевое  развитие;
  • Социально-коммуникативное  развитие;
  • Физическое  развитие.

Используемые  технологии:

  • Игровая  технология
  • ИКТ  технология
  • Здоровье-сберегающая  технология

Оборудование  и  используемые  материалы:

  • Магнитная  доска
  • Цветные  магниты (для  обозначения  звуков:  зелёный,  синий)
  • ПК,  проектор
  • Презентация  (демонстрационный  материал)
  • Практическое  задание (приложение 1),  цветные  карандаши.

Проектирование:

  • Знакомство  с  лексическими  темами:  «Органы  чувств»,  «Деревья»,  «Времена  года»,  «Ягоды»,  «Профессии»,  «Бытовая  техника»  и  т.д.
  • Беседы  по  данным  темам.
  • Обучение  сравнению,  дифференциации.
  • Просмотр  видеоматериалов,  презентаций  по  данным  темам  в  течение  учебного  года.  
  • Развитие  наблюдательности.
  • Восприятие  художественной  литературы,  разучивание  стихотворений.  Отгадывание  загадок,  составление  загадок-описаний (с  опорой  на  схемы),  составление  рассказов  описаний
  • Совместная  деятельность  родителей  с  детьми.
  • Обучение  грамоте,  развитие  фонетико-фонематической  стороны  речи  на  фронтальных,  подгрупповых  и  индивидуальных  занятиях (в  течение  года).

Ход  деятельности:

Игра  «Части  тела»;

Игра  «Бинокль» (ориентирование  в  пространстве);

Дыхательная  гимнастика;  

Кинезиологические  упражнения.

Приветствие.

Повторение  ранее  пройденного  материала:

Что  такое  «звук»  и  «буква».

Какие  бывают  звуки? (Звуки  бывают  гласные  и  согласные).

Почему  гласные  звуки  называются  «гласными» (Потому,  что  их  можно  пропеть,  они  не  встречают  на  пути  никаких  преград).

Игра  «Включите  звук»  Взрослый  показывает  артикуляцию  гласных  звуков,  без  голосового  сопровождения.  Дети  поют  гласный  звук.  

При  усложнении:  последовательный  показ  взрослым  до  пяти  артикуляционных  поз,  упражнение  «Ниточка».  Дети (ребенок)  пропевает  получившийся  ряд  гласных:  АУИОЭ.

Почему  согласные  звуки  называются  «согласными» (Потому,  что  их  нельзя  пропеть,  так  как  они  встречают  на  своем  пути  преграду:  губы,  зубы,  язык).

Какие  бывают  согласные  звуки? (Согласные  звуки  бывают  твердые  и  мягкие).

На  доске  появляется  изображение  буквы  В.

Что  изображено  на  экране?  Это  буква  В.  

Она  разделена  пополам,  а  это  значит,  что  в  данной  букве  живут  два  звука:  звук  [В]  

и  звук  [В’].

Звуки  [В]  и  [В’]  «живут»  в  букве В (на  доске  буква  В  разделенная  линией  пополам).  С  левой  и  правой  стороны  от  буквы  расположены  схемы  слов.

G:\Картинки\images\Новая папка\Буквы конструктор\В.png

G:\Картинки\images\Новая папка\схема-слова.gif

G:\Картинки\images\Новая папка\схема-слова.gif

Сейчас  буква  пустая,  в  ней  нет  звуков.  Для  того,  чтобы  заселить  звуки,  нужно  определить  с  какой  стороны  какой  звук  живёт,  и  нам  нужны  слова  подсказки.  Появляется  изображение  ствола  и  ветки.

G:\Картинки\images\Новая папка\ствол-2.png

G:\Картинки\images\Новая папка\Буквы конструктор\В.png

85905784_3422645_ChoubinetteDesigns_MagicalAutumnNight_El_12

G:\Картинки\images\Новая папка\схема-слова.gifG:\Картинки\images\Новая папка\схема-слова.gif

Что  такое  ствол  и  ветка?  Это  части  дерева.

Воспользуемся  подсказкой,  которая  находится  с  левой  стороны. Это  ствол.

Послушайте  слово  и  определите,  какой  в  нём  слышится  звук  и  где  он  спрятался?

Определение  положения  звука  в  слове,  характеристика  звука. (В  слове  ствол,  звук  [В] спрятался  в  середине  слова,  он  согласный  и  твёрдый).

Вывод:  С  левой  стороны  в  букве  В  живёт  твёрдый  звук  [В],  половинку  буквы  раскрашиваем  синим  цветом.

G:\Картинки\images\Новая папка\ствол-2.png

G:\Картинки\images\Новая папка\Буквы конструктор\В.pngG:\Картинки\images\Новая папка\Буквы конструктор\В-02-1.png

85905784_3422645_ChoubinetteDesigns_MagicalAutumnNight_El_12

G:\Картинки\images\Новая папка\схема-слова.gifG:\Картинки\images\Новая папка\схема-слова.gif

А  теперь  попросим  помощи  у  подсказки,  которая  расположена  с  правой  стороны.  Это  ветка.

Послушайте  слово  и  определите,  какой  в  нём  слышится  звук  и  где  он  спрятался?

Определение  положения  звука  в  слове,  характеристика  звука. (В  слове  ветка,  звук  [В’] спрятался  в  начале  слова,  он  согласный  и  мягкий).

Вывод:  С  правой  стороны  в  букве  В  живёт  мягкий  звук  [В’],  половинку  буквы  раскрашиваем  зелёным  цветом.

G:\Картинки\images\Новая папка\ствол-2.png

G:\Картинки\images\Новая папка\Буквы конструктор\В.pngE:\Картинки\images\Новая папка\Буквы конструктор\В-Вь.png

85905784_3422645_ChoubinetteDesigns_MagicalAutumnNight_El_12

G:\Картинки\images\Новая папка\схема-слова.gifG:\Картинки\images\Новая папка\схема-слова.gif

Мы  заселили  звуки  в  букву  В  и  можем  про  них  рассказать. (В  букве  В  живут  звуки  [В]  и  [В’],  они  согласные.  Звук  [В] – твёрдый,  звук  [В’] – мягкий).

Со  звуками  мы  познакомились,  а  теперь  давайте  знакомиться  с  буквой.

На  занятиях,  мы  учимся  печатать  буквы  и  знаем  правила  печатания:

Буквы  печатаем  сверху-вниз,  слева-направо.

Давайте  рассмотрим  печатную  букву  В.  Из  скольких  элементов  она  состоит? (Из  трёх).

Последовательность  печатания  буквы  В (сверху-вниз,  сверху  в  середину,  из  середины  вниз)

G:\Картинки\images\Слайды к занятию Буква В Звуки [В] и [В']\05.gif

Дети (ребёнок)  печатают  букву  В  простым  карандашом  в  листе с заданием (практическое  задание)

Предлагаю  вам,  отправится  на  поиски  спрятавшихся  звуков.

Где  могут  прятаться  звуки? (Звуки  прячутся  в  словах.  Они  могут  прятаться  в  начале  слова,  в  середине  слова  или  в  конце  слова).

Посмотрите  в  лист  с  заданием,  какая  первая  картинка  у  вас  нарисована?  (вода)

Что  такое  вода? (Вода – это  жидкость).

Определение  положения  звука  в  слове,  характеристика  звука. (В  слове  вода,  звук  [В]  спрятался  в  начале  слова,  он  согласный  и  твёрдый).

А  знаете  ли  вы,  что  в  нашем  городе  Санкт-Петербурге  есть  музей  воды (фото).  Он  очень  интересный.

К  сожалению,  мы  сейчас  не  можем  там  оказаться,  но  у  нас  есть  возможность  побывать  в  своём  музее  воды  с  помощью  нашего  экрана.

В  музеях  есть  большие  залы,  и  я  предлагаю  вам  пройти  в  первый  зал.

Первый  зал.

Изображение  картин  с  вопросами.

Какие  необычные  картины.  

Нужно  ответить  на  вопросы,  чтобы  пройти  дальше.

Первая  картина  спрашивает:  КАКАЯ  БЫВАЕТ  ВОДА? (ответы  детей:  вода  бывает  прозрачная,  холодная,  горячая,  чистая  и  т.д.)

После  ответов  детей  на  картине  меняется  изображение  вопроса,  на  восклицательный  знак.

С  первым  картиной (заданием)  мы  справились,  переходим  ко  второй  картине.

Вторая  картина  спрашивает:  ДЛЯ  ЧЕГО  НУЖНА  ВОДА?  ЧТО  С  НЕЙ  МОЖНО  ДЕЛАТЬ?  (ответы  детей:  вода  нужна  для  того,  чтобы  мыться,  пить,  плавать,  поливать  и  т.д.)

После  ответов  детей  на  картине  меняется  изображение  вопроса,  на  восклицательный  знак.

Мы  справились  с  заданием  и  переходим  в  следующий  зал.

Второй  зал.

В  этом  зале  представлены  картины  художников,  связанные  с  водой.  Нам  предстоит  узнать,  название  этих  картин.  

Мы  будем  слушать  звуки  воды,  и  они  нам  подскажут.

Слуховые  загадки:  шум  моря (волны), дождь (гроза),  ручей,  капающий  кран,  воду  наливают  в  чашку.

Дети (ребёнок)  слушают  звуки,  и  определяют,  к  какой  картине  звук  относиться,  дают  название  картине.

Третий  зал.

Какие  необычные  картины  в  этом  зале.  На  всех  картинах  вода.

А  для  того,  чтобы  узнать,  название  этих  картин,  нужно  ответить  на  вопрос  КОМУ  НУЖНА  ВОДА?

На  картине  появляется  силуэтное  изображение (обобщающее  понятие).

Ответы  детей:  Вода  нужна  людям,  вода  нужна  животным,  вода  нужна  птицам,  вода  нужна  рыбам,  вода  нужна  насекомым,  вода  нужна  растениям.

Вам  понравился  наш  музей  воды?  Обязательно  посетите  музей  нашего  города,  где  вы  узнаете  о  воде  очень  много  интересного.

А  мы  переходим  с  вами  к  следующему  слову. (Это  дерево).

Что  такое  дерево? (Дерево  это  растение).

Назовите,  какие  вы  знаете  деревья? (ответы  детей).

Определение  положения  звука  в  слове,  характеристика  звука. (В  слове  дерево,  звук  [В]  спрятался  в  середине  слова,  он  согласный  и  твёрдый).

Откуда  появляются  деревья? (Они  вырастают).

Давайте  посмотрим,  как  растёт  дерево.

А  знаете  ли  вы,  что  деревья  могут  нам  подсказать  время  года.

Посмотрите,  какое  время  года  изображено  на  экране? (Лето).  Объяснение.

Какое  время  года  сейчас? (Осень). Объяснение.

(Зима) Объяснение.

(Весна) Объяснение.

А  знаете  ли  вы,  что  если  на  деревьях  есть  цветы,  то  значит,  будут  и  плоды.

Давайте  посмотрим,  какое  у  нас  дерево,  как  оно  называется.

Изображение  вишневого  дерева (появились  ягоды  вишни).

Переходим  к  следующему  слову. (Это  вишня).

Что  такое  вишня? (Вишня – это  ягода).

Расскажите,  вишня,  какая  ягода? (Красивая,  красная,  круглая,  кислая,  сладкая  и  т.д.)

Определение  положения  звука  в  слове,  характеристика  звука. (В  слове  вишня  звук  [В’]  спрятался  в  начале  слова,  он  согласный  и  мягкий).

Посмотрим  на  настоящее  вишневое  дерево (фото),  оно  действительно  очень  красиво  цветёт  белыми  или  бледно-розовыми  цветами (фото).

Подойдем  поближе  к  ветке (фото),  а  на  ней  не  одна  ягодка,  а  сразу  гроздь (много)  ягод.  Мы  быстро  соберем  урожай  вишни.

И  вот  у  нас  полная  корзина  вишни (фото).

Куда  же  мы  с  ней  отправимся? (на  кухню  к  повару).

Изображение  кухни,  на  столе  корзина  с  вишней.  Приходит  повар.

Дети  говорят  слова:  Уважаемый  повар,  приготовьте  нам,  пожалуйста,  что-нибудь  из  вишни.

Повар  отправляется  готовить.

Фотографии  с  изображением  блюд  из  вишни (Дети  называют:  вишнёвый  компот,  вишнёвый  сок,  вишнёвое  варенье,  вишнёвое  мороженое,  вишнёвый  пирог,  вишнёвый  мармелад,  вишня  в  шоколаде (десерт),  вишнёвый  торт,  сушеная  вишня).

Скажем  спасибо  повару  за  эти  прекрасные  блюда.

Переходим  к  следующему  слову. (Это  телевизор).

Что  такое  телевизор? (Телевизор – это  устройство,  которое  нам  что-то  показывает).

Определение  положения  звука  в  слове,  характеристика  звука. (В  слове  телевизор  звук  [В’]  спрятался  в  середине  слова,  он  согласный  и  мягкий).

У  вас  дома  есть  телевизор?  Где  он  находится? (в  комнате)

И  мы  с  вами  пройдем  в  комнату,  где  есть  телевизор.

Изображение  комнаты.

Включаем  телевизор.

Игровой  момент:  Физминутка  «Капитан  краб.  Разминка».

На  экране  телевизора  появляется  изображение  рисующего  карандаша.

Практическое  задание  «Подумай  и  нарисуй»

И  так,  нам  предстоит  выполнить  последнее  задание.  А  звучит  оно  так:  Подумай  и  нарисуй,  кто  или  что  бывает  КРАСИВОЕ?

Дети (ребёнок)  выполняют  задание  и  проговаривают  получившиеся  словосочетания (Красивая  мама,  красивый  букет,  красивая  машина  и  т.д.)

Подведение  итогов:

Рефлексия

С  какими  звуками  мы  работали  на  занятии?

Характеристика  звуков.

Практическое  задание (Приложение 1)

G:\Картинки\images\Слайды к занятию Буква В Звуки [В] и [В']\06.gif

Пояснение  к  выполнению  задания (Приложение 2)

G:\Картинки\images\Слайды к занятию Буква В Звуки [В] и [В']\07.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...

«Информационно-коммуникационные технологии дистанционного образования детей логопедической группы. План-конспект занятия «В стране звуков и букв. Звук и буква - В».

laquo;Информационно-коммуникационные технологии дистанционного образования детей логопедической группы.План-конспект занятия «В стране звуков и букв. Звук и буква - В»....

Учим буквы. Звук и Буква М. Старшая группа

Учим буквы. Звук и Буква М. Старшая группа...

Конспект НОД открытого фронтального логопедического занятия для педагогов: "Мастерская букв. Звук и буква Э".

Цель: Познакомить детей с гласным звуком Э и буквой Э, закрепить пройденные буквы А, У, И. Изготовить буквы из различных материалов.Задачи:Обучающие:познакомить детей со звуком и буквой Э;учить д...