Занятие по развитию фонетико-фонематической стороны речи у обучающихся старшего дошкольного возраста с ТНР "Буква Х. Звуки [Х] и [Х']"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Конспект занятия разработан для детей логопатов старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением: тяжелое нарушение речи. Материал может быть использован для обучения на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях, а так же при дистанционном обучении детей.
Цель: Различение звуков [Х] и [Х'] на слух, изучение буквы Х.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Буква Х. Звуки [Х] и [Х'] | 627.65 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи
у обучающихся старшего дошкольного возраста с ТНР
тема: «Буква Х. Звуки [Х] и [Х’]»
Конспект разработан
учителем-логопедом: Новиковой Е.Ф.
ГБДОУ № 22 Невского района
Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург, 2022
Конспект занятия разработан для детей логопатов старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) с логопедическим заключением: тяжелое нарушение речи.
Материал может быть использован для обучения на фронтальных занятиях, подгрупповых и индивидуальных занятиях, а так же при дистанционном обучении детей.
Цель: Различение звуков [Х] – [Х’] на слух, изучение буквы Х.
Задачи: Образовательные:
- Закрепить знания детей о понятиях «звук», «буква»; о гласных и согласных звуках,
их признаках;
- Закрепить представления детей о твёрдости – мягкости согласных звуков. Упражнять в дифференциации согласных звуков по твёрдости – мягкости;
- Закрепить знания детей о характеристике звуков [Х], [Х’];
- Закрепить и расширить знания детей об окружающем мире;
Систематизировать представления детей.
Развивающие:
- Формировать фонематическое восприятие;
- Развивать понятийный аппарат;
- Закрепить умение согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже;
- Развивать диалогическую речь, стимулируя речевые реакции, отвечать на вопросы предложениями;
- Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память;
- Развивать тонкую и общую моторику;
- Продолжать обучение детей решению поставленных задач;
- Совершенствовать у детей навыки ориентирования.
Воспитательные:
- Воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения;
- Воспитывать творческую активность;
- Воспитывать умение работать в коллективе и самостоятельно;
Реализуемые образовательные области:
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Социально-коммуникативное развитие;
- Физическое развитие.
Используемые технологии:
- Игровая технология
- ИКТ технология
- Здоровье-сберегающая технология
Оборудование и используемые материалы:
- Магнитная доска
- Цветные магниты (для обозначения звуков: зелёный, синий)
- ПК, проектор
- Презентация (демонстрационный материал)
- Практическое задание (приложение 1), цветные карандаши.
- Игровое поле «Клетка», муха.
Проектирование:
- Знакомство с лексическими темами: «Органы чувств», «Домашние животные», «Дикие животные», «Животные жарких стран», «Насекомые», «Профессии» и т.д.
- Беседы по данным темам.
- Обучение сравнению, дифференциации.
- Просмотр видеоматериалов, презентаций по данным темам в течение учебного года.
- Развитие наблюдательности.
- Восприятие художественной литературы, разучивание стихотворений. Отгадывание загадок, составление загадок-описаний (с опорой на схемы), составление рассказов описаний
- Совместная деятельность родителей с детьми.
- Обучение грамоте, развитие фонетико-фонематической стороны речи на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях (в течение года).
Ход деятельности:
Игра «Части тела»;
Игра «Бинокль» (ориентирование в пространстве);
Дыхательная гимнастика;
Кинезиологические упражнения.
Приветствие.
Повторение ранее пройденного материала:
Что такое «звук» и «буква»
Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)
Почему гласные звуки называются «гласными» (Потому, что их можно пропеть, они не встречают на пути никаких преград)
Игра «Включите звук» Взрослый показывает артикуляцию гласных звуков, без голосового сопровождения. Дети поют гласный звук.
При усложнении: показ двух – трёх артикуляционных поз (слоги) Дети (ребенок) пропевает получившийся слог (Пример: АУ, ИО и т.д.); упражнение «Ниточка»
Почему согласные звуки называются «согласными» (Потому, что их нельзя пропеть, так как они встречают на своем пути преграду в виде: зубов, языка, или губ)
Какие бывают согласные звуки? (Согласные звуки бывают твердые и мягкие).
На доске появляется изображение буквы Х.
Что изображено на экране? Это буква Х.
Она разделена пополам, а это значит, что в данной букве живут два звука: звук [Х] и звук [Х’]
Взрослый произносит звуки и предлагает, тоже самое сделать детям.
Как вы думаете, какие это звуки? (Эти звуки согласные. Они встречают на своем пути преграду – язык. Звук [ф] – твёрдый, звук [Ф’] – мягкий).
Звуки [Х] и [Х’] «живут» в букве Х (на доске буква Х разделенная линией пополам).
Сейчас буква пустая, в ней нет звуков. Нам предстоит их «заселить» в нашу букву (раскрасить).
Ориентирование в пространстве.
Послушайте, как звуки расположились в букве. С левой стороны в букве Х живёт мягкий звук [Х’], с правой стороны в букве Х, живёт твёрдый звук [Х].
Дети раскрашивают букву.
На экране появляется раскрашенная буква. Проверяем правильность выполнения задания.
Мы заселили звуки в букву Х и можем про них рассказать. (В букве Х живут звуки [Х’] и [Х], они согласные. Звук [Х’] – мягкий, звук [Х] – твёрдый).
Зрительное внимание. Нади и поймай все буквы Х.
Дети выполняют задание на листе, затем на доске.
На экране появляются буквы, и начинается дождь (зашумление изображения).
А теперь давайте сосчитаем, сколько букв Х мы поймали.
Чтение слогов с буквой Х.
Индивидуально, можно предложить ребёнку найти слог ХА, найди слог УХ и т.д.
Предлагаю вам, отправится на поиски спрятавшихся звуков.
Где могут прятаться звуки? (Звуки прячутся в словах. Они могут прятаться в начале слова, в середине слова или в конце слова).
Посмотрите в лист с заданием, какая первая картинка у вас нарисована? (слон)
Кто такой слон? (Слон – это дикое животное, которое живёт в жарких странах).
Послушайте слово, есть ли в нем нужный нам звук. Что же делать? (Нужно назвать часть целого).
Часть слона – это ХОБОТ.
Определение положения звука в слове, характеристика звука.
Давайте посмотрим, для чего слону нужен хобот:
Фото: Хобот нужен, чтобы проявлять свои чувства, гладить друг друга, обнимать, набирать в рот воду, поливать себя если жарко, класть еду в рот, рвать траву, срывать листочки с веток деревьев, держать маму слониху за хвост, хоботом можно и поиграть, а так же с помощью хобота слон издаёт звуки.
Слово: ПАСТУХ
Кто такой пастух? (Пастух – это профессия человека, который пасёт животных)
Определение положения звука в слове, характеристика звука.
Давайте посмотрим, кого пасёт пастух:
Фото: Пастух пасёт овец, пастух пасёт коз, пастух пасёт лошадей, пастух пасёт коров, пастух пасёт верблюдов.
Слово: УХО
Что такое ухо? (Ухо – это орган слуха, который помогает нам слышать звуки).
Определение положения звука в слове, характеристика звука.
Игра «Уши – нос »
Слово – загадка.
Для того, чтобы узнать слово, послушаем с вами слуховые загадки.
Гимнастика для глаз «Цветные рамки».
Звуки животных: волк, медведь, тигр, лиса.
Посмотрите, кто это? (Это дикие животные)
А что у них общего? (Это хищники)
Кто такие ХИЩНИКИ? (Это животные, птицы, или насекомые, которые охотятся на других животных, птиц, насекомых).
Определение положения звука в слове, характеристика звука.
Слово: МУХИ.
Кто такие мухи? (Мухи – это насекомые).
Определение положения звука в слове, характеристика звука.
Игра «Клетка»
Ориентирование в пространстве, на плоскости.
Физминутка. «Гимнастика»
Цель: выполнение гимнастических упражнений в соответствии с ритмом и темпом.
Задание. Придумать и нарисовать, кто или что бывает ХОРОШЕЕ
Проговорить получившиеся словосочетания.
Пример: Хорошая дорога, хорошие игрушки, хорошие дети и т.д.
Подведение итогов:
Рефлексия
С какими звуками мы работали на занятии?
Характеристика звуков.
Практическое задание (Приложение 1)
Пояснение к выполнению задания (Приложение 2)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие в страну звуков и букв. Звуки З и С.
Конспект занятия...
«Можно ли писать без букв. Звук и буква –В-». Занятие по речевому развитию с использованием мнемотехники.
использование мнемотехники на занятии...
конспект по развитию речи с использованием коллажа на тему "Звуки и буквы", "Звук Н"
Закрепление звука "Н"...
Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".
Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...
«Информационно-коммуникационные технологии дистанционного образования детей логопедической группы. План-конспект занятия «В стране звуков и букв. Звук и буква - В».
laquo;Информационно-коммуникационные технологии дистанционного образования детей логопедической группы.План-конспект занятия «В стране звуков и букв. Звук и буква - В»....
Учим буквы. Звук и Буква М. Старшая группа
Учим буквы. Звук и Буква М. Старшая группа...
Конспект НОД открытого фронтального логопедического занятия для педагогов: "Мастерская букв. Звук и буква Э".
Цель: Познакомить детей с гласным звуком Э и буквой Э, закрепить пройденные буквы А, У, И. Изготовить буквы из различных материалов.Задачи:Обучающие:познакомить детей со звуком и буквой Э;учить д...