Речевая пятиминутка по лексической теме: «Овощи». Практический речевой материал для детей среднего дошкольного возраста.
картотека по логопедии (средняя группа)
Практический речевой материал для детей среднего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimosvyaz_vospitatelya_i_logopeda.docx | 25.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевая пятиминутка по лексической теме: «Овощи».
Практический речевой материал для детей среднего дошкольного возраста.
Физминутка
В огород пойдем, (шаги на месте)
Урожай соберем.
Мы моркови натаскаем ( «таскают»)
И картошки накопаем. («копают»)
Срежем мы кочан капусты, («срезают»)
Круглый, сочный, очень вкусный, (показывают круг руками три раза)
Щавеля нарвем немножко («рвут»)
И вернемся по дорожке. (шаги на месте)
Пальчиковая гимнастика «Репка».
Тянут, тянут бабка с дедкой, (Дети вытягивают большие пальцы).
Из земли большую репку.(Указательные.)
К ним пришла тут внучка, (Средние.)
Подбежала Жучка, (Безымянные.)
Кошка тоже потянула. (Мизинцы.)
Хоть держалась крепко,(Берут репку.)
Вытянута репка! (Поднимают руки вместе с репкой.)
Дыхательная гимнастика
Овощи-толстушки и овощи-худышки
- На вдохе втянуть щёки (овощи-худышки).
- На выдохе надуть щёки (овощи-толстушки). Повторить 3-4 раза.
Капуста растёт. Сидя на корточках. Медленно подниматься (вдох).
На выдохе произносить : «ооох!». Повторить 3-4 раза.
Артикуляционная гимнастика (каждый день)
- Лопата. «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.
- Копаем картошку. Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.
- Кабачок, кабачок, покажи-ка свои бочок. Широко открыть рот, закрыть «широким» языком верхние зубы. Опустить язык за нижние зубы.
- Ровная дорожка (или грядка) в огороде. Широко открыть рот, опустить язык за нижние зубы.
- Толстячки — худышки. Изобразить овощи на грядке. Арбузы, тыквы, кочаны капусты — «толстячки»; лук, чеснок, стручок гороха и другие — «худышки».
Игры и упражнения по формированию
лексико-грамматического строя речи.
Познакомить детей с овощами, их названиями. Поговорить о месте произрастания, об этапах роста ( посадка, полив, прополка, созревание, сбор урожая), о способах уборки урожая ( картофель выкапывают, капусту срезают), о способах употребления овощей в пищу ( сырыми, вареными, жареными, солеными), о необходимости употребления овощей в пищу.
- Образование множественного числа существительных в Им. п, Р.п.,
( огурец-огурцы - много огурцов). Использовать предметные картинки.
- Это огурец.
- Это огурцы.
- Много огурцов.
- Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных (огурец-огурчик). Использовать предметные картинки, муляжи.
- Игра «Жадина». Употребление местоимений «мой»,»моя», «мое» с существительным (моя морковь, мой огурец). Использовать предметные картинки, муляжи.
- Предложить детям внимательно прослушать стихотворение и назвать, какие овощи услышали.
Вырос у нас чесночок, перец, томат, кабачок,
Свекла, капуста, картошка,
Лук и немножко горошка,
Овощи мы собирали, ими друзей угощали.
Квасили, ели, солили,
С дачи домой увозили.
Прощай же на год наш друг огород!
- «Подбери слово». Согласование названия овоща с прилагательным Помидор какой? Огурец какой? (красный помидор, зелёный огурец, круглая репка). И т.д.
- Согласование названия овоща с числительными 1-5 (один огурец, два огурца… пять огурцов). И т.д.
- Узнай по описанию.
Длинная, сладкая, хрустящая, оранжевая… (морковь).
Сладкий, зелёный, овальный, хрустящий… (огурец). И т.д.
- Игра «Топни ножкой» (Е. Молчанова).
Развитие слухового внимания. Топнуть ножкой, если услышишь название овоща.
Фрукты в вазу мы положим.
Отличить, конечно, сможем.
Их от всех других растений
Без проблем и без сомнений.
Но если тебе овощ вдруг попадётся,
Ножкою топнуть громко придётся.
Слушай же внимательно,
Отвечай старательно.
Яблоки, груши, горох, горох, мандарины,
Киви, огурчики и апельсины,
Капуста, картошка, банан, круглый персик,
Лимон, виноград, манго и перчик.
- Подбор антонимов.
Огурец овальный, а помидор…
Помидор красный, а морковь…
Помидор мягкий, а морковь…
Лук горький, а огурец…
У огурца внутри семечки, а у моркови?
Помидор растёт на земле, а морковь?
Кабачок большой, а огурец — маленький
- Беседа по тексту.
Прочитать детям рассказ.
Заспорили как-то между собой овощи. Помидор говорит: «Я самый главный овощ. Я круглый, красный, вкусный». Отвечает ему капуста: «Нет, я самая главная, я круглая, зелёная, хрустящая». С ними спорит картошка: «Где вам со мной тягаться. Я и вареная, и жареная, и тушеная хороша». Услышала их спор хозяйка и сказала: «Не спорьте, вы все очень полезные и вкусные. Покрошила хозяйка овощи в кастрюлю и сварила из них вкусный борщ».
Разбор содержания текста:
- О чём этот рассказ?
- Что случилось между овощами?
- О чём спорили овощи?
- Кто первым вступил в спор?
- Что сказал помидор?
- Кто спорил с помидором?
- Почему она считала, что она главнее всех?
- Кто из овощей ещё вступил в спор?
- Что сказала картошка
- А что же случилось дальше? Кто услышал спор овощей?
- Что сказала хозяйка
- Что же в результате произошло с овощами?
- «Из чего блюдо?». Введение в пассивный словарь относительных прилагательных.
Картофельное пюре готовим из чего?
Свекольный салат готовим из…
Морковный сок готовим из…
Гороховый суп готовим из…
Капустный пирог готовим из…
Огуречный салат готовим из…
- Игра «Огород»
На столе муляжи овощей (или картинки на доске).
Педагог просит детей рассказать, какой овощ:
- белый
- сладкий
- горький
- зелёный
- красный
- круглый
- овальный
- фиолетовый
- оранжевый
- длинный
- Разучивание попевки.
Едет, едет паровоз, (слово «паровоз»
па-ро-воз, па-ро-воз. отхлопывается по слогам
Он вагончики повез, (слово «повез»
он по-вез, он по-вез. отхлопывается по слогам
Паровоз гудит: «УУУУУ, (пение гласного громко
я и-ду, я и-ду!» и тихо, отхлопывание
слова «иду» по слогам)
- Чистоговорки.
Ох-ох-ох – зелёный горох.
Оп-оп-оп – душистый укроп
Ой-ой-ой - огород большой
Ай-ай-ай - собирай урожай
Ук-ук-ук - вырос лук
Чок-чок-чок – длинный кабачок
Ец-ец-ец- зеленый огурец
Цы-цы-цы – мы солили огурцы.
Ан-ан-ан - большой баклажан
Ат-ат-ат- наш салат
- Беседа по тексту.
Щипал Телёнок травку возле забора. Подошёл к нему Петушок и принялся рядом зёрнышки в траве искать. Вдруг он увидел капустный листок.
Ко! — удивился Петушок и клюнул его.
Не понравился ему листок. Решил он Телёнку предложить попробовать и говорит:
— Ко!
А Телёнок не понял, в чём дело, и спрашивает:
Му-у?
Ко! — говорит Петушок и снова показывает клювом на капустный листок.
Му-у? — не понимает Телёнок.
Так стоят они около капустного листка и разговаривают:
Ко! Му-у? Ко-му? Услышала это Коза и как заблеет:
Ме-е-е! Мне-е!
Вопросы: Что нашёл Петушок в траве? Понравился ли ему капустный листок? Кому Петушок предложил листок капусты? Попробовал ли его Телёнок? Почему? Что сказала Коза?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника к «Дню матери» для детей среднего дошкольного возраста.
«Самая любимая мама дорогая!»...
Конспект развлечения с участием родителей ко Дню матери для детей среднего дошкольного возраста «Хорошо рядом с мамочкой"
Цель: Создать условия для укрепления детско-родительских отношений, формирования положительных взаимоотношений между коллективом детского сада и родителями.Задачи: формирование у детей сре...
Сценарий праздника "День Матери" для детей среднего дошкольного возраста
Задачи: 1. Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного празднования мероприятия.2. Развивать умение выразительно исполнять стихотворения, песн...
Конспект досуга ко Дню матери для детей среднего дошкольного возраста «Мы рядом с мамочкой»
Конспект Досуга, посвященный Дню матери...
Сценарий праздника «День матери» (для детей среднего дошкольного возраста)
Цель: знакомство дошкольников с праздником – День МатериЗадачи: - развивать творческие способности детей в продуктивной и в музыкальной деятельности; - способствовать формированию положите...
Речевая пятиминутка по лексической теме: «Одежда. Головные уборы». Практический речевой материал для детей среднего дошкольного возраста.
Практический речевой материал для детей среднего дошкольного возраста....
Конспект ООД «Речевое развитие» на тему: «Домашние животные и их детёныши» для детей среднего дошкольного возраста
Конспект занятия по развитию речи...