постановка, автоматизация л, дифференциация Л, ЛЬ
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

цикл занятий - конспекты логопедических занятий

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Сёйкинская СОШ» детский сад «Рябинка»

Каюкова Наталья Владимировна, учитель-логопед

Содержание

Содержание…………...……………………………………………………….……....1

Пояснительная записка……………………………………………………….............2

Звук [Л]. Постановка звука [Л]……………………………………………………….3

Постановка звука [Л]…………..………………………………...……………….…...5

Автоматизация изолированного звука [Л]….…………………………………….….7

Автоматизация звука [Л] в обратных слогах……………………………………….10

Автоматизация звука [Л] в прямых и обратных слогах……………………………12

Автоматизация звука [Л] в обратных слогах и словах……..………………………15

Автоматизация звука [Л] в прямых слогах и словах……………………………….17

Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, словосочетаниях……………………...19

Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях ………………………...22

Автоматизация звука [Л] в словах и предложениях..…...……………………..........25

Автоматизация звука [Л] в связной речи…………………………………………….28

Дифференциация звуков [Л], [Л'] в слогах, словах, предложениях…………..........31

Дифференциация звуков [Л], [Л'] в словах, словосочетаниях, предложениях….....33

Список использованной литературы…………………………………….…………...36

Пояснительная записка

Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, предупреждая и исправляя различные нарушения, в том числе и звукопроизношение. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для исправления дефектов речевого развития.

Для этого необходимо организовать специальные занятия по формированию правильного произношения звуков и развитию полноценных фонематических процессов. На индивидуальных занятиях, с учетом возможностей каждого ребенка, ведется коррекционная работа по развитию: общей, артикуляционной и мелкой моторик, постановка звуков, развитию фонематического восприятия, развитию дыхания.

Учитывая то, что дошкольный возраст предполагает основной вид деятельности детей – игру, в занятия включено множество дидактических игр и упражнений.

Данный материал предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими фонетические и фонетико-фонематические дефекты речи, и представляет методические разработки логопедических занятий по постановке, автоматизации и дифференциации звука [Л].

Постановка звука [Л]

Конспект индивидуального логопедического занятия для старшего дошкольного возраста

Цель: Постановка звука [Л].

Задачи:

1.Коррекционно – обучающие:

- поставить звук [Л] методом постепенного создания артикуляционного уклада;

- учить точно и полно отвечать на вопросы;

2. Коррекционно – развивающие:

- развитие логического мышления, внимания, памяти;

- развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;

3. Воспитательные:

- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, вежливость, культуру поведения.

Оборудование: зеркало, изображение Веселого язычка, карточки для артикуляционной гимнастики, игрушки: мышка, пароход.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед: - Сегодня мы с тобой научимся произносить один очень красивый, волшебный звук, это произойдет чуть позже, а сейчас ответь, ты любишь сказки? Ты хочешь, чтобы я рассказала тебе сказку о веселом язычке? Тогда смотри и слушай.

2. Основная часть

Подготовка к постановке звука [Л]

Логопед: - Жил-был на свете Язычок. Познакомься с ним. Он жил в своем домике. А ты знаешь, как называется домик у язычка?

Ребенок: -Рот.

Логопед: - Правильно, молодец.

Логопед: - Язычок был очень любопытный и часто выглядывал в окошко. Открыл окошко, закрыл, опять открыл, выглянул, посмотрел направо, затем посмотрел налево не идет ли кто? Посмотрел вверх, светит ли солнышко? Посмотрел вниз – нет ли луж? Побежал Язычок на кухню, а там мама месит тесто. “Давай я тебе помогу” - сказал Язычок. Упражнение “Месим тесто”. Замесили тесто, испекли блины. Упражнение “Блинчик”. Язычок поблагодарил маму за вкусный завтрак и побежал гулять. Во дворе возле дома стоит высокий забор. Упражнение “Забор”. Захотелось Язычку на качелях покачаться: вверх-вниз! Упражнение “Качели”. Весело качаться с Язычком на качелях! Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка. Индюк стоял посреди двора и страшно ругался. Давай покажем, как ругался Индюк. Упражнение “Индюк”. Испугался Язычок и убежал домой. Вдруг кто-то постучался. Кто там? Это я твой друг, мышонок. Давай играть. Догоняй меня. Упражнение “Поймай мышку”. Поиграли в догонялки, а теперь давай в другую игру “Повтори за мной”.

Игра “Повтори за мной”.

Логопед: - Ударяй барабанной палочкой в барабан также, как будет ударять мышонок (воспроизведение ритмического рисунка).

/-//; //-/; //-//; /-///; ///-/; //-///; ///-//.

Мышонок убежал к себе в норку. А язычку стало скучно, и он отправился на полянку. Затем он взял свою любимую игрушку пароход и стал с ней играть.

Развитие дыхания.

Упражнение “Пароходы”. (Развитие плавного длительного выдоха.)

Логопед: - А сейчас мы превратимся в пароходы. Мы отправляемся в путь. Дадим прощальный гудок. Улыбнись, набери носом воздух, и подуй на широкий кончик языка — ффф, щеки не раздувать.

Постановка звука [Л]

- Губы в улыбку, зубы заборчиком, кончик языка упирается в верхние зубы, произноси громко звук [Ы]. Получился новый звук, произнеси еще раз и послушай сам себя. Ты сегодня научился произносить новый звук. Скажи его еще раз.

Логопед: - Давай отдохнем, повторяй за мной движения.

Физминутка

Раз — присядка, два — прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться (потянуться)

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть. (движение бедрами в стороны)

Задание на логику

Игра “Четвертый лишний” 

Логопед: - На картинки посмотри, лишнее убери (работа по картинкам).

Пароход, лодка, самолет, парусник.

Автомобиль, трамвай, поезд, метро.

Самолет, вертолет, велосипед, воздушный шар (как вид транспорта).

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Логопед: - Обведи по точкам и раскрась.

-Что у тебя получилось?

Ребенок: - Пароход.

Логопед: - Вспомним, как гудит пароход? (Повторение артикуляции).

Ребенок: - Л-Л-Л

3. Итог занятия

Логопед: - Наша сказка подошла к концу. Она тебе понравилась?

Ребенок: - Понравилась.

Логопед: - Какой звук ты сегодня учился произносить?

Ребенок: - звук [Л].

Постановка звука [Л]

Конспект индивидуального логопедического занятия для старшего дошкольного возраста

Цель: Постановка звука [Л]

Задачи: 

1.Коррекционно – обучающие:

- учить выполнять артикуляционные упражнения в полном объёме; формировать

правильную воздушную струю;

- учить правильно произносить звук Л с опорой на зрительный и слуховой контроль;

- продолжать учить выделять звук –Л- из потока других звуков.

2. Коррекционно – развивающие:

- развивать логическое мышление, внимание, память;

- развивать речевую моторику, мелкую моторику пальцев рук;

3. Воспитательные:

- закреплять умение подбирать слова-антонимы и образовывать формы винительного падежа

существительных;

- развивать внимание, память, мелкую моторику руки.

Оборудование: аудиозапись «Снег скрипит», снежинки, игрушка Деда Мороза; мешок Деда Мороза, пунктирное изображение «Морозные узоры», разрезная картинка «Снеговик», набор игрушек (машина, мишка, пирамидка, пароход, вертолёт).

Ход занятия

1.Организационный момент.

Логопед: - Послушай, что это за звук? (включается аудиозапись «Снег скрипит»). 

Ребенок: - это скрипит снег.

Логопед: - Правильно, это снег скрипит и хочет тебе о чём- то рассказать.

2. Основная часть.

Артикуляционная гимнастика.

Логопед: – Посмотри, язычок тоже приготовился послушать. Он лёг на нижнюю губу, показывает, какой он внимательный и послушный (упражнение «Лопатка»). Очень хочется язычку послушать интересную историю и от нетерпения он то выглядывает, то снова прячется за зубы (упражнение «Вкусное варенье»). Бегает язычок, ищет местечко поудобнее (упражнение «Индюк»). Устроился на диване (ребёнок упирается широким язычком в верхние зубы) и от нетерпения пыхтит (упражнение «Бочки» - воздушная струя направляется в щёки).

Постановка звука:

Логопед: - Ну, что ж, теперь можно послушать, о чём расскажет снег. Это было холодной зимой. Вьюга злилась, выла на дворе: Л-Л-Л (ребёнок упирается язычком в верхние зубы).

Пальчиковая гимнастика:

Логопед: - Собрался в это время Дед Мороз детей с праздником поздравить (выставляется игрушка Деда Мороза). Идёт Дед Мороз по сугробам, ребятишкам подарки в мешке несёт (выставляется мешок Деда Мороза). Послушай, какие подарки он приготовил, и посчитай их, загибая пальчики вместе со мной:

Дед Мороз несёт детишкам

В своём мешке юлу, машинку,

Пирамидку, пароход

И винтокрылый вертолёт.

- Сколько же игрушек приготовил Дед мороз?

Ребенок: - Пять игрушек.

Логопед: - Молодец, правильно.

Развитие фонематического слуха.

Логопед: - Идёт дед мороз, снегом всё вокруг засыпает. Налетел ветер, поднял, закружил в воздухе снежинки: -Л-Л-Л (ребёнок показывает, как гудит ветер).

Остановился Дед Мороз, стал ловить снежинки, но не все, а только те, которые подбрасывает ему ветер. Послушай, внимательно звуки, а когда услышишь звук -Л-, поймай для Деда Мороза снежинку.

(логопед предлагает ребёнку по одной снежинке и произносит звуки: А, У, Л, В, У, Н, Л, М, В, Л). Ребёнок берет снежинку только ту, на которой услышит звук Л и повторяет только звук Л.

Развитие мелкой моторики.

Логопед: - Пришёл Дед Мороз в город. Идёт и стёкла на окнах морозными узорами разрисовывает: -Л-Л-Л. Рисует узоры на окнах, старается. А на что же похожи его узоры? (ребёнок обводит нужное изображение по точкам и при этом произносит: -Л-Л-Л).

Логопед: - Подошёл Дед Мороз к детскому саду и остановился. Решил в мешок заглянуть. Но что это? Мешок- то пустой! Наверно, Дед Мороз забыл положить игрушки в мешок. Нужно вернуться в лес за подарками. Но устал Дед Мороз, тяжело ему. Кто же поможет ему исправить ошибки? Думал он, думал, да и слепил себе из снега помощника. Кто же помощник у деда Мороза?

Ребёнок собирает разрезную картинку «Снеговик».

Развитие памяти.

Логопед: - Побежал снеговик в лес. Быстро бежит, только ветер у него в ушах гудит: Л-Л-Л. Как гудит ветер?

Ребенок: -Л-Л-Л.

Логопед: - Прибежал и видит, что в ледяной избушке Деда мороза на столе лежат игрушки. Вспомни и выбери среди них только те, которые нужно отнести ребятишкам. Бери нужную игрушку, клади в мешок и называй, что положил.

Ребенок: - Машинка, юла, пирамидка, пароход и винтокрылый самолет.

Логопед: - Какой ты молодец, все игрушки запомнил.

- Взял снеговик нужные игрушки и принёс Деду Морозу забытые подарки.

Развитие словарного запаса.

Логопед: - Утром дети нашли подарки Деда Мороза. А когда вышли на прогулку, увидели снеговика:

- Снеговик не большой, а маленький.

- Он не злой, а …добрый.

- Ведро у него на голове не полное, а…пустое.

- Оно не тяжёлое, а…лёгкое.

- Нос-морковка у снеговика не короткий, а… длинный.

- Глаза-угольки у него не закрыты, а… открыты.

- Встрече с ребятишками он не сердится, а… радуется.

3. Итог занятия:

Логопед: - Вот и закончилась эта удивительная история. Ты непросто её слушал, но и помогал её рассказывать. А какой звук ты при этом учился красиво произносить?

Ребенок: - Звук Л.

Автоматизация изолированного звука [Л]

Конспект индивидуального логопедического занятия для старшего дошкольного возраста

Цель: Автоматизация изолированного звука [Л].

Задачи:

1.Коррекционно – обучающие:

- уточнить и закрепить артикуляцию звука [Л];

- автоматизировать звук [Л] в изолированном произношении;

- учить точно и полно отвечать на вопросы;

2. Коррекционно – развивающие:

- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

- развитие логического мышления, внимания, памяти;

- развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;

3. Воспитательные:

- воспитывать интерес к занятию через использование занимательных упражнений; активность, усидчивость, стремление к преодолению дефекта.

Оборудование: зеркало, фигурки, картинки для артикуляционной гимнастики, звуковая дорожка «Самолет летит», изображение Лунтика, картинки в стихах о весёлом Язычке, сигнальные карточки, буквы: Л, П, М, Н, разрезная картинка с изображением Лунтика, памятка артикуляционного уклада звука [Л].

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед: - Сегодня к нам в гости на занятие пришёл герой из мультфильма - Лунтик (логопед вывешивает изображение Лунтика на доску). Покажи мне букву с которой начинается имя Лунтик (Ребенок выбирает из предложенных букв букву Л (логопед вывешивает букву рядом с картинкой Лунтика).

Логопед: - Правильно, это буква Л. Буква Л обозначает звук [Л], который напоминает гул летящего самолёта Л-Л-Л.

- Сегодня мы будем учиться произносить звук [Л]. Заодно и Лунтика научим произносить данный звук. Для этого необходимо, чтобы губы и язычок хорошо работали. За каждое правильно выполненное задание Лунтик будет вручать разные фигурки, которые ты будешь по порядку складывать на этот картон.

2. Основная часть

Артикуляционная гимнастика

Логопед: - А сейчас мы с тобой вспомним сказку о Весёлом Язычке и покажем её Лунтику перед зеркалом (на каждое упражнение логопед показывает карточку с артикуляционным упражнением).

1. Открываем ротик-дом.

Кто хозяин в доме том?

В нём хозяин Язычок.

Он удобно в доме лёг.

2. Двери-губы гибкие.

Могут стать улыбкою.

Могут в трубочку собраться,

После снова улыбаться.

3. На качелях оказался.

Вверх взлетал и вниз спускался.

4. Надоели превращенья:

Лижет Язычок варенье.

5. А теперь наш Язычок

Красит нёбо-потолок.

Логопед: - Молодец, ты отлично выполнил упражнения. За эту работу Лунтик даёт тебе фигурку.

- А сейчас Язычок будет управлять самолетом, он будет кем? Машинистом? Водителем? Летчиком?

Ребенок: -  Язычок будет Летчиком.

Логопед: - Давай вместе полетим на самолете?

Звуковая дорожка “Самолет летит”. (Повторение артикуляции и развитие дыхания).

Логопед: - Поставим пальчик на линию, улыбнемся широко, чтобы зубки было видно, приоткроем ротик, кончик язычка поставим на бугорочки (за верхние резцы), сделаем глубокий вдох носиком и полетели Л-Л-Л (вести пальцем по линии и на выдохе произносить звук [Л]).

Логопед: - А теперь давай ещё раз посмотрим в зеркало и запомним, как работают губы и язык при правильном произношении звука [Л].

- губы улыбаются;

- рот приоткрыт;

- кончик языка поднимается вверх и прижимается к бугорочкам;

- средняя часть спинки языка опускается;

- бока языка опускаются;

- воздушная струя проходит по бокам языка.

Логопед: - Лунтику очень понравилась сказка о Весёлом Язычке, давай выполним следующее задание.

Развитие мелкой моторики

Логопед: - Давай букву Л выложим из фисташек на пластилиновой картонке.

- За эту работу Лунтик опять вручает тебе фигурку.

А сейчас я предлагаю тебе отдохнуть.

Физминутка

В небе плавает луна. (Плавные покачивания)

В облака она зашла.

1.2.3.4.5. (Хлопки.)

Можем мы луну достать. (Руки вверх.)

6.7.8.9.10 – (Хлопки над головой.)

И пониже перевесить. (Руки вниз.)

10.9.8.7. – (Ходьба на месте.)

Чтоб луна светила всем.

(За физминутку ребёнок получает фигурку).

Развитие фонематического восприятия

Логопед: - А теперь Лунтик будет тебе показывать разные картинки, а ты будешь хлопать в ладоши, если в названии картинки будет звук [Л].

Картинки: лук – хлопок, бабочка, шапка, луна – хлопок, стол – хлопок, белка – хлопок, кукла – хлопок, шкаф, стул – хлопок, ручка. (Картинки, на которые хлопнул ребёнок, логопед кладёт перед ним).

Логопед: - Молодец, за эту работу ты ещё получаешь фигурку.

Развитие языкового анализа и синтеза

- Сейчас Лунтик даст тебе сигнальные карточки, надо будет поднять соответствующую каточку, если звук [Л], стоит в начале, середине, и в конце слова.

(Лук, луна – звук стоит вначале слова.

Белка, кукла – звук стоит в середине слова.

Стол, стул – звук стоит в конце слова).

Логопед: - Ты и это задание выполнил правильно, поэтому получаешь фигурку от Лунтика. Давай посмотрим, что же за картинка у нас получилась? Это фотография Лунтика. Скажи мне, с какого звука начинается его имя?

Ребенок: - Имя начинается со звука Л.

Логопед: - Где стоит звук [Л]?

Ребенок: - Звук Л стоит в начале слова.

3. Итог занятия

Логопед: - Наше занятие подошло к концу. Какой звук мы научились произносить?

 Ребенок: - Мы научились произносить звук Л.

Логопед: - А теперь Лунтик с тобой прощается, и на память дарит тебе памятку, как правильно произносить звук Л. На этом наше занятие окончено, до свидания!

Автоматизация звука [Л] в обратных слогах

Конспект индивидуального логопедического занятия для старшего дошкольного возраста

Цель: Автоматизация звука [Л] в обратных слогах.

Задачи:

1.Коррекционно – обучающие:

- учить детей точно и полно отвечать на вопросы;

- формировать лексико-грамматический строй;

- автоматизировать звук в обратных слогах;

2. Коррекционно – развивающие:

- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

- развитие логического мышления, внимания, памяти;

- развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;

3. Воспитательные:

- формирование положительной установки на участие в занятии;

- воспитание доброжелательных отношений, воспитание усидчивости.

Оборудование: зеркало, профиль артикуляции звука [Л], карточки для артикуляционной гимнастики, картинка “пароход”, предметные картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент

-Давай сядем удобно, выпрямим спину, ноги поставим ровно на пол, приготовились.

- Сегодня мы будем гудеть как пароход (картинка “пароход”), но сначала сделаем зарядку для языка.

2. Основная часть

Артикуляционная гимнастика

1.Упражнение “Лягушка”. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

2.Упражнение “Лопаточка”. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

3.Упражнение “Иголочка”. Широко открыть рот, улыбнуться. Вытянуть вперёд острый язычок.

4. Упражнение “Накажем непослушный язычок”. Улыбнуться пошлепать языком, между губами - “пя-пя-пя…”

5. “Почистим верхние зубки”. Рот приоткрыть. Кончиком языка провести между верхней губой и верхними зубами. Кончик языка поставить за верхние резцы, и почистить зубы.

Развитие дыхания и силы голоса

Упражнение "Ветер и ветерок".

Используем возможности жестов в дыхательной деятельности. Ребенок имитирует руками порывы ветра и сопровождает их звуками “ у-у-у”.

Логопед: - Покажи, как дует сильный ветер? (Произносит громко).

 Ребенок: - “У-У-У”.

Логопед: - Покажи, как дует слабый ветер? (Произносит тихо).

Ребенок: - “У-у-у”.

Упражнение “Пароход”

Логопед: - Послушай сначала, как гудит мой пароход. Посмотри, я улыбнулась, приоткрыла рот, а язык подняла и поставила его на бугорки за верхними зубами. На что похож мой язык?

Ребенок: - Язык похож на парус.

Логопед: - Давай, погудим вместе. Ллллл, Ллллл, …

- Как хорошо мы гудим, а пароход может петь песни.

Развитие мелкой моторики

Логопед: - Споем песню парохода?

Ребенок: Споем.

Логопед: Выполняй вместе со мной движения и пой песенку: (поочередно прижимаем пальцы к большому пальцу, сначала правой рукой, затем левой, и двумя руками вместе, и произносим слоги)

 аллл, оллл, уллл, ыллл.

Логопед: - А на какой звук похожа песенка парохода?

Ребенок: - Песенка парохода похожа на звук [Л].

Развитие фонематического восприятия.

Логопед: - Давай поиграем с этим звуком. Слушай меня внимательно, если услышишь звук [Л], хлопни в ладоши.

 Игра “Поймай звук”

л д ж л в у п р л т м л

ла па ри ил ит ин ен ел ул ув

лапа, доска, самосвал, пила, стол, стог, факел, крыло, книга, Золушка.

Физминутка

Логопед: - А сейчас мы отдохнём. И опять играть начнём.
Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.)

Произношение звука [Л] в слоговых рядах

Логопед: - Молодец. Теперь проговори за мной слоги.

Ал - ал – ал, ал - ол - ул - ыл

Ол - ол – ол, ол - ул - ыл - ал

Ул - ул – ул, ул - ыл - ал - ол

Ыл - ыл – ыл, ыл - ал - ол - ул

Ил - ил – ил, ел - ел – ел.

Дидактическая игра «Найди отличия»

Логопед: - На картинки ты смотри, все отличия найди.

3. Итог занятия

Логопед: - Наше занятие подошло к концу. Чью мы сегодня песенку научились петь?

Ребенок: - Песенку парохода.

Логопед: - Ты молодец, со всеми заданиями отлично справился. Я тебе приготовила геометрические фигуры, из них можно сделать аппликацию парохода.

Автоматизация звука [Л] в слогах

Конспект индивидуального логопедического занятия для старшего дошкольного возраста

Цель: Автоматизация звука Л в прямых и обратных слогах.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

- уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [л];

- упражнять в правильном произнесении звука [л] в слогах;

Коррекционно-развивающие:

- закрепить навык выделения звука [л] из ряда слов;

- продолжать учить образовывать относительные прилагательные и приставочные глаголы;

Воспитательные:

- развивать внимание, память, мелкую моторику, воспитывать трудолюбие.

Оборудование: картинки для артикуляционной гимнастики, зеркало, предметные картинки, картонажный театр, контуры, сюжетная картинка «Кошка», платок, коврик, конфета, ложка, подушка, кольцо, досточка с пластилином, горох, ноутбук.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Логопед: - Сегодня мы встретимся со сказкой. Только это не сказка о Веселом Язычке. Сегодня он сам хочет послушать сказку.

Артикуляционная гимнастика.

Логопед: - Язычок с нетерпением к этому готовится, весело улыбается. Подвинул поближе свой любимый диванчик (упражнение «Лопата»). Тянется к полке за любимой книжкой (упражнение «Качели»). Перелистывает странички в книжке (упражнение «Индюк»). Сдувает пылинки с книжки (упражнение на развитие направленной воздушной струи). Итак, начинаем.

  1. Основная часть.

Автоматизация в слогах.

Логопед: - А сказка называется «Репка».

Посадил дед репку, он её поливал утром и вечером: л-л-л.
Вокруг репки траву полол: ла-ла-ла, ло-ло-ло, лу-лу-лу, лы-лы-лы.

Землю рыхлил: ал-ал-ал, ол-ол-ол, ул-ул-ул, ыл-ыл-ыл.

А когда репка выросла, стал ее тянуть: лап-лоп-луп-лып, лоп-луп-лып-лап, луп-лып-лап-лоп, лып-лап-лоп-луп.

Тянет – потянет, а вытянуть не может.

Пальчиковая гимнастика.

Позвал дед (кого?) …бабку.

Ребенок зовет бабку от имени деда.

А бабка компот варит. Поможем ей?

Будем мы варить компот

Фруктов нужно много. Вот:   (показываем руками – разводим руки в стороны)

Будем яблоки крошить,     (ребром правой ладони постукиваем по ладони левой руки)

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок    (одну кисть руки сжимаем в кулачок, другой кистью обхватываем    

                                                               кулачок, сжимаем)

Слив положим, сахарный песок.   (правую руку сжимаем в кулачок, постукиваем кулачком о

                                                    ладошку левой руки)

Варим, варим мы компот.    (кулачком круговыми движениями водим по ладошке другой руки)

Угостим честной народ.      (протягиваем руки ладошками вверх вперед)

Логопед: - Тянут они репку, а вытянуть не могут.

Развитие фонематического слуха.

Позвали (кого?) ...внучку.
Ребенок зовет от имени бабки внучку.

А внучка перед зеркалом сидит, прихорашивается, да у зеркала спрашивает:

«Я послушная?»

Зеркало ей отвечает «Послушная».

«Я милая?»

Зеркало в ответ (просим ребенка ответить)

Ребенок: - «Милая».

«Я смелая?»

Зеркало ей…

Ребенок: - «Смелая».

«Я ласковая?»

Зеркало отвечает…

Ребенок: - «Ласковая».

«Я ловкая?»

Зеркало в ответ…

Ребенок: - «Ловкая»

(ребенок отвечает с утвердительной интонацией).

Логопед: - Побежала внучка в огород, но по дороге на нее комары налетели. Хлопает она руками, да ловит комариков, в названии которых есть звук –л-: лодка-ложка-кошка; будка-булка; палка-банка; пила-тина-сила; лук-сук; стол-стул-стук.

(Ребенок хлопает в ладоши на слова, в которых есть звук Л, затем определяют позицию звука в слове).

Логопед: - Прибежала внучка в огород. Тянут репку, а вытянуть не могут.

Развитие воображения.

Логопед: - Позвали они (кого?)...Жучку.

Ребенок зовет жучку от имени внучки.

Логопед: - А Жучка в это время пытается найти спрятанные косточки. И тут без нашей помощи не обойтись.

Дидактическая игра «Найди по контуру»

 Ребенку предлагается найти по контуру косточку.

Логопед: - Прибежала Жучка, но репку вытянуть не получается.

Развитие словарного запаса.

Логопед: - Позвали они тогда (кого?)...

Ребенок: - Кошку.

Логопед: - А кошка в это время в доме хозяйничает, да прибирает все по местам.

Нашла платок из шелка. Какой он?

Ребенок: - Шелковый.

Логопед: - Нашла шляпку из соломы. Какая она?

Ребенок: - Соломенная.

Логопед: - Нашла конфету из шоколада. Какая она?

Ребенок: - Шоколадная.

Логопед: - Нашла ложку из олова. Какая она?

Ребенок: - Оловянная.

Логопед: - Подушку из поролона. Какая она?

Ребенок: - Поролоновая.

Логопед: - Кольцо из золота. Какое оно?

Ребенок: - Золотое.

Логопед: - Услыхала кошка, что ее зовут:

Из дома выбежала.

Через мостик речку перебежала.

К огороду прибежала.

В калитку забежала.

К кошке близко подбежала. Тянут репку, вытянуть не могут.

Развитие мелкой моторики.

Позвали они тогда (кого?)…

Ребенок: - Мышку.

Логопед: - А мышка в это время трудится. Мы ей тоже поможем, чтоб скорей вытянуть

репку. Нужно выложить букву –Л - из гороха на доске, смазанной пластилином. (включается музыка).

Логопед: -Молодец, отлично справился с заданием.

Логопед: - Прибежала мышка в огород, потянули они вместе и вытянули репку.

3. Итог:

Логопед: - Вот и закончилась сказка. Кому мы ее рассказывали?

Ребенок – Язычку.

Логопед: - Какой звук нам помогал рассказывать сказку?

Ребенок: - Звук Л.

Логопед: - Понравилось тебе помогать героям сказки?

Ребенок: - Понравилось.

Автоматизация звука [Л] в обратных слогах и словах

Конспект индивидуального логопедического занятия для старшего дошкольного возраста

Цель: Автоматизация звука [Л] в обратных слогах и словах.

Задачи:

1.Коррекционно – обучающие:

- учить точно и полно отвечать на вопросы;

- формировать лексико-грамматический строй;

- автоматизировать звук в обратных слогах, словах;

2. Коррекционно – развивающие:

- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

- развитие логического мышления, внимания, памяти;

- развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;

3. Воспитательные:

- воспитывать интерес к занятию через использование занимательных упражнений; активность, усидчивость, стремление к преодолению дефекта.

Оборудование: зеркало, профиль артикуляции звука [Л], карточки для артикуляционной гимнастики, картинка “пароход”, игрушки: слоненок и волчонок, предметные картинки.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Логопед: - Наши умные головки

Будут думать, ловко.

Ушки будут слушать,

Ротик четко говорить.

Ручки будут хлопать,

Ножки будут топать.

Спинки выпрямляются,

Друг другу улыбаемся.

Сообщение темы

Логопед: - Сегодня мы будем произносить звук [Л] в слогах и словах. Для этого необходимо, чтобы губы и язычок хорошо работали. Сделаем зарядку для языка.

2. Основной этап

Артикуляционная гимнастика

1. Упражнение “Лягушка”. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

2. Упражнение “Лопаточка”. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

3. Упражнение “Почистим верхние зубки”. Рот приоткрыть. Кончиком языка провести между верхней губой и верхними зубами. Кончик языка поставить за верхние резцы, и почистить зубы.

4. Упражнение “Катушка”. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык "выкатывается" вперёд и убирается вглубь рта.

5. Упражнение “Индюк”. Быстро двигать языком по верхней губе – “бл – бл – бл…”

Логопед: - Молодец, замечательно выполнил все упражнения.

Психогимнастика

Логопед: - Однажды Слоненок захотел побывать в гостях у Волчонка. Он поспешил на пароход. “Пароход гудит”. (Произношение звука [Л] низким голосом.) Слоненок опаздывает. (Выразить огорчение.) Успел к отходу парохода. (Выразить радость.)

Упражнение на развитие дыхания “По реке плывет кораблик”

В тазик с водой поместить бумажный кораблик.

Логопед: - Переправь Слоненка на противоположную сторону, дуй на кораблик.

Логопед: - Доплыл Слоненок на кораблике, и на берегу увидел Волчонка.

Игровое задание “Волчонок знакомится со Слоненком” (Произношение звука [Л] в слогах).

 Ыл-ыл-ыл. (робко) Ал-ал-ал. (смущенно).

Ол-ол-ул-ул. (огорченно) Ыл-ул-ул-ыл. (сердито).

Ал-ол-ил-ул. (уверенно) Ул-ал-ол-ил! (радостно).

Логопед: - Вот и подружились Слоненок с Волчонком.

Логопед: - А теперь скорей вставай, за мной движенья повторяй.

Физминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклоняйся, ну-ка, ну-ка. (наклоны вперед)

Выпрямляйся, потянись, (выпрямились, потянулись)

А теперь назад прогнись. (прогибаемся назад)

Поднимай-ка руки, плечи,  (руки поднимаем вверх)

Чтоб работать было легче.  

Присаживаемся на места.

Произношение звука [Л] в слогах и словах

Логопед: - Четко, не торопясь повтори за мной слоги и слова, на каждый слог нанизывай бусину на леску.

Ал - ал - ал бал – вал – мал – зал

Ол - ол - ол бол – вол – мол – зол

Ул - ул - ул бул – вул – мул – зул

Ыл - ыл - ыл был – выл – мыл – зыл

Ил - ил - ил бил – вил –мил – зил

Ел - ел - ел бел – вел – мел – зел

Ял - ял - ял бял – вял – мял – зял

Развитие фонематического восприятия

Логопед: - Покажем Слоненку и Волчонку, как мы умеем слушать звуки

Определение позиции звука [Л] в слогах 

Логопед: - Где находится звук [Л] в слоге ал?

Ребенок: - В слоге ал, звук [Л] находится в конце слога.

Логопед: - В слоге ол? 

Ребенок: - В слоге ол, звук [Л] находится в конце слога.

Логопед: - Повтори слоги: ыл-ол-ал. Послушай еще раз: ыл-ол. Какой слог исчез?

Ребенок: - Исчез слог ал.

Логопед: - Какой слог лишний ал-ол-ул-ив?

Ребенок: - Лишний слог ив.

Отработка произношения слов (перед зеркалом)

Логопед: - Произнеси слова.

Павел, стол, пенал, забыл, пол, стул, гол, футбол, вол, бокал, вокзал, канал, зал, кол, упал.

Логопед: Молодец, ты четко произносил все слова.

3. Итог занятия

Логопед: - Что мы делали сегодня на занятии?

Ребенок: - Помогали Слоненку попасть в гости к Волчонку. Учились произносить слоги и слова со звуком [Л].

 Логопед: - Я тебе приготовила раскраску, нужно по точкам нарисовать контур слоненка и раскрасить.

Автоматизация звука [Л] в прямых слогах и словах

Конспект индивидуального логопедического занятия для старшего дошкольного возраста

Цель: Автоматизация звука [Л] в прямых слогах и словах.

Задачи:

1.Коррекционно – обучающие:

- учить точно и полно отвечать на вопросы;

- формировать лексико-грамматический строй;

- автоматизировать звук [Л] в прямых слогах и словах;

2. Коррекционно – развивающие:

- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

- развитие логического мышления, внимания, памяти;

- развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;

3. Воспитательные:

- формирование положительной установки на участие в занятии;

Оборудование: зеркало, профиль артикуляции звука [Л], карточки для артикуляционной гимнастики, картинка “пароход”, предметные картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент

Психологический настрой на занятие (логопед читает стихотворение перед занятием).

Логопед: - Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Сообщение темы

Логопед: - Сегодня мы будем произносить звук [Л] в слогах и словах.

2. Основной этап

Артикуляционная гимнастика

1.Упражнение “Заборчик”. Улыбнуться, обнажив сомкнутые зубы.

2.Упражнение “Качели”. Широко открой рот, улыбнись. Напряжённым языком тянись к носу и подбородку или к верхним и нижним резцам.

3.Упражнение “Катушка”. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык “выкатывается” вперёд и убирается вглубь рта.

4. Упражнение “Маляр”. Широко открой рот, улыбнись. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба и обратно.

5. Упражнение “Вкусное варенье”. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Развитие дыхания

Упражнение “Дождь и дождик”

(При выполнении упражнения используем рисование. Ребенку даются лист бумаги и карандаш).

Логопед: - Сверху вниз проводи длинные и короткие полосы, проводя длинную полосу -  произноси “каап-каап” (дождь), а короткую линию, произноси - “кап-кап” (дождик).

Упражнение “Пароход”

Логопед: - Покажи, как гудит большой пароход? (Многократное произнесение).

Ребенок: - Л-л-л, л-л-л, л-л-л.

Логопед: - Поиграем в игру «Кубик-рубик»

Логопед: - Кубик ты кидай – слоги повторяй: сколько выпадет точек на кубике, столько раз произнеси слог: ла; ло; лу; лы. (Ребенок кидает кубик, считает сколько выпало точек на кубике, затем столько раз повторяет слоги).

Логопед: - А теперь повтори за мной слова, четко произнеся звук [Л]: лама, лось, лампа, лошадь, пила, лото, школа, мыло, лыко, луна, полы, лупа, столы, тулуп, скалы, шалун.

Игра “Послушай и не ошибись”

Логопед: - Послушай внимательно слова: пила, юла, зола. А теперь послушай еще раз и скажи, какое слово появилось? Пила, пчела, юла, зола.

Ребенок: Появилось слово пчела.

Физминутка

Мы садимся в самолет (Присесть)

Отправляемся в полет! («Завести самолет, встать произносить Л-л-л)

Мы летим над облаками. (Руки в стороны)

Машем папе, машем маме. (По очереди махать обеими руками)

Видим, как течет река, (Показывать руками волны)

Видим в лодке рыбака (Пальцы соединить в кольца - «Смотрим в бинокль»)

Осторожнее, гора! (Наклоняться влево, вправо, произнося Л-Л-Л)

Приземляться нам пора! (Присесть).

Фонематический анализ и синтез слов

Классификация слов по расположению звука [Л] в слове.

Логопед: - Посмотри на картинки, в которых звук [Л], находится в начале, середине и в конце слова, и проведи от них стрелочки к схемам (колобок, болото, ложка, ласточка, стул, бокал). 

Игра “ Будь внимательным”

Логопед: - Собери звуки в слово [п'], [и], [л], [а]; [л], [у], [ж], [а].

Ребенок: - Пила, лужа.

Логопед: - Собери слоги па-ла, па-лам в слово.

Ребенок: - Лапа, лампа.

3. Итог занятия

Логопед: - Ты, молодец, справился со всеми заданиями. Какой звук мы произносили на занятии?

Ребенок: Мы произносили звук Л.

На столе разложены картинки: солнышко, солнышко с тучкой, тучка, тучка с дождиком, тучка с молнией.

Логопед: - Выбери картинку, которая соответствует твоему настроению в данный момент. Почему ты выбрал солнышко?

Ребенок: - Я справился со всеми заданиями, поэтому у меня хорошее настроение.

Автоматизация звука Л в слогах, словах, словосочетаниях

Конспект индивидуального логопедического занятия для старшего дошкольного возраста

Цель: Автоматизация звука Л в слогах, словах, словосочетаниях.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

- закреплять правильное произношение звука -л- в слогах, словах, словосочетаниях;

- формировать грамматический строй речи в словосочетаниях;

- упражнять в образовании новых слов;

- учить определять позицию звука в слове;

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух;

- развивать мелкую моторику пальцев рук;

- развивать воображение, мыслительную деятельность: обобщение, сравнение, внимание, память;

Воспитательные:

- воспитывать взаимопомощь, доброту.

Оборудование: герой Чиполлино, колокольчик, предметные картинки, мяч, пальчиковый театр «Репка», игрушка – лягушка, геометрические фигуры разных цветов из цветной бумаги.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Логопед: - У меня такое хорошее настроение, а у тебя? Покажите с помощью вот этого колокольчика. (Ребенок звонит в колокольчик, выражая свое настроение).

Логопед: - Молодец! Сегодня к нам в гости пришёл очень весёлый герой, а кто ты сам попробуй отгадать.

Логопед читает загадку:

В десять одёжек плотно одет,

Часто приходит к нам на обед.

Но лишь за стол ты его позовёшь,

Сам не заметишь, как слёзы прольёшь.

- Что это?

Ребенок: - Лук.

Логопед: - Правильно, это лук или луковица. Так что это за гость такой?

Ребенок: - Чиполлино.

Логопед: - Да, это Чиполлино. Найди в слове лук звук –Л.

Ребенок: - В слове лук звук Л находится в начале слова.

Логопед: - Молодец, правильно. Я тебе прочитаю стихотворение про звук Л:

Узкий кончик языка вверх, в зубы упирается.

По бокам от языка воздух пробирается.

-Л получится певучий, плавный, ласковый и звучный.

Артикуляционная гимнастика.

«Лошадка»

Скачут лошади по кругу, вот так, вот так,

Не догнать никак друг друга, вот так, вот так!

«Чищу зубы»

Чищу зубы, чищу зубы,

И снаружи, и внутри.

Не болели, чтоб они.

«Ветерок»

Небо хмурится, темнеет,

Ветер тучи гонит.

Надо прятаться скорее,

А то дождь промочит.

Развитие фонематического слуха.

Логопед: - А Чиполлино принёс в корзинке загадки – отгадки, нужно найти звук –Л и определить место звука в слове:

На четырёх ногах стою, ходить я вовсе не могу.

Когда устанешь ты гулять – ты можешь сесть и отдохнуть.

(стул)

Ускользает, как живое, но не выпущу его я.

Дело ясное вполне, что это такое?

(мыло)

На овчарку он похож, что ни зуб, то острый нож.

Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть.

(волк)

Очень много силы в нём, ростом он почти, что с дом.

У него огромный нос, будто нос лет 100 рос.

(слон).

Белые горошки на зелёной ножке.

(ландыши)

Игра с мячом «Один – много»

(Логопед кидает мяч ребенку и называет существительное в единственном числе, ребенок возвращает мяч логопеду и называет существительное во множественном числе).

Один стул – много стульев,

Одно мыло – много мыла,

Один волк - много волков,

Один слон – много слонов,

Один ландыш – много ландышей,

Одна луковица – много луковиц.

Логопед: - А ты умеешь прыгать?

Ребенок: - Умею.

Логопед: - Отгадай, где мы будем прыгать:

Все обходят это место, здесь земля, как будто тесто.

Здесь осока, кочки, мхи – нет опоры для ноги.

Ребенок: - Болото.

Логопед: -Правильно, а кто живёт на болоте?

Ребенок: - Лягушка.

Логопед: - Да, наша знакомая Лягушка-квакушка. Давайте попрыгаем через кочки: ла-ла-ла, ло-ло-ло, лу-лу-лу, лы-лы-лы, лэ-лэ-лэ.

Развитие словарного запаса.

Логопед: -А вот и наша Лягушка-квакушка, поиграем с ней?

Ребенок: - Поиграем.

Логопед: - У неё какой- то волшебный конверт, с заданиями.

Логопед достает из конверта задания.

Игра «Где живёт звук?»

Ребенок определяет место звука Л в словах: лодка, лотос, колос, полоса, мел, вол.

Игра «Новое слово»

Логопед называет слово, а ребенок заменяет один звук на звук Л так, чтобы получилось другое слово.

 (жук – лук, ком – лом, рай – лай, рак – лак, коробок – колобок, будка – булка).

Игра «Подбери нужное слово»

Логопед говорит существительное, а ребенок проговаривает существительное и подбирает к нему прилагательное).

(Лиса - рыжая, лось - могучий, волк - злой, лошадь - трудолюбивая, белка - шустрая, слон - большой, дятел - пестрый, лев - сильный).

Физминутка «Чиполлино» (имитация движений)

Чиполлино – мальчик ловкий,

Может быстро убегать.    (бег на месте)

Руки в стороны расставит.   (руки расставляем в стороны)

И с небес луну достанет,     (поднимаем руки вверх)

Может он летать и плавать, (машем руками, как будто летим, махи руками – как будто

                                                      плывем)

Прыгать, весело скакать.      (прыжки на месте)

И друзьям всем помогать.       (вытягиваем руки вперед, ладошками вверх и немного разводим

                                                    руки в стороны)

Развитие мелкой моторики.

Пальчиковый театр «Репка»

Логопед вместе с ребенком проводят пальчиковую игру-театр.

Логопед: - Давай мы сами с тобой вырастим репку, хочешь?

Ребенок: - Хочу.

Логопед: - Но мы будем выращивать репку необычную, из геометрических фигур. (Логопед предлагает ребенку геометрические фигуры (полукруги, треугольники, прямоугольники небольших размеров) из цветной бумаги, на цветном картоне делают аппликацию «Репка».

3. Итог:

- Чем мы сегодня занимались?

Ребенок:  - Отгадывали загадки. Выращивали репку.

Логопед: - Ты молодец, у тебя очень красивая выросла репка.  А кто приходил в гости?

Ребенок: - Чиполлино.

Логопед: - Слова и словосочетания с каким звуком мы сегодня учились произносить?

Ребенок: - Со звуком Л.

Логопед: - Давай попрощаемся с Чиполлино.

Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях

Конспект индивидуального логопедического занятия для старшего дошкольного возраста

Цель: Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

1.Коррекционно – обучающие:

- учить точно и полно отвечать на вопросы;

- формировать лексико-грамматический строй;

- автоматизировать звук в слогах, словах и предложениях;

2. Коррекционно – развивающие:

- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

- развитие логического мышления, внимания, памяти;

- развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;

3. Воспитательные:

- воспитывать интерес к занятию через использование занимательных упражнений; активность, усидчивость.

Оборудование: зеркало, профиль артикуляции звука [Л], карточки для артикуляционной гимнастики, картинка “самолет”, флажок, предметные картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент

- Назови профессию человека, который летает на самолете?

Ребенок: - Пилот

Логопед: - Молодец.

Сообщение темы

- Сегодня мы будем произносить звук [Л] в слогах, словах и предложениях.

2. Основной этап

 Артикуляционная гимнастика

А теперь давай расскажем стишок про наш весёлый язычок.

Жил весёлый язычок (губы в улыбке)

Запирался на крючок (язык загнуть вверх)

Хоть один он проживал, никогда не унывал. (губы в улыбке)

Утром рано просыпался, (открыть рот, закрыть рот)

За зарядку принимался.

Поднялся вверх, опустился вниз (“Качели”)

И еще раз повтори.

Спинку он свою загнул (прикоснуться к верхней губе)

А затем он начал бег

Тут совсем не до утех (по нёбу вперед-назад водить языком).

Притомился язычок,

Даже заколол бочок (лёг отдохнуть “Лопаточка”)

Умываться он пошел,

Щетку в ванной он нашел,

Зубы чистил (“Почистим зубы”)

Губы мыл (гладить губы из стороны в сторону)

Рот полоскал (имитация полоскания ротовой полости),

А умылся – засверкал.

Упражнение на развитие дыхания и общей моторики

Вышел язычок на улицу, а там ветер (Дуть – сильная струя)

Ветер дует нам в лицо, (быстрые махи руками в лицо)

Закачалось деревцо (наклоны туловища вправо- влево)

Ветер тише, тише, тише (дуть - слабая струя, медленные махи руками в лицо)

Деревце все выше, выше (потянуться, руки вверх).

Изолированное произнесение звука [Л]

Упражнение на развитие силы голоса (по карточке).

Логопед: - И в небе увидел язычок самолет. Самолет летит от одного облака к другому.

- Давай вспомним, как правильно нужно гудеть:

Кончик языка вверх, за зубы упирается, губы улыбаются.

По бокам от языка воздух пробирается.

[Л] получится певучий, плавный, ласковый и звучный.

Самолет приближается – (сначала тихо гудим, потом громче) л-л-л-Л-Л-Л.

Самолет удаляется – (сначала громко гудим, потом тихо) Л-Л-Л-л-л-л.

(одновременно указательным пальцем проводить по облакам на карточке)

Логопед: - Какой звук сейчас мы произносили? Давай вспомним, какой он:

- гласный или согласный?

Ребенок: - Согласный, потому что воздух встречает преграду на своем пути – зубы и язык.

Логопед: - глухой или звонкий?

Ребенок: -Звонкий, потому что говорим его голосом.

Упражнение на повторение звука Л в слогах и на развитие мелкой моторики

Логопед: - Пошел язычок дальше. Стало ему весело, и он запел песенку, а ты шагай пальчиками по дорожке и повторяй слоги:

Ла –ла –ла - ла ал –ал –ал - ал

Ло –ло –ло - ло ул –ул –ул - ул

Лу –лу - лу- лу ол - ол - ол - ол

Ала-ала-ала-ала

Оло-оло-оло-оло

Логопед: - Давай сделаем физминутку, повторяй движения за мной.

 Физминутка

Руки в стороны – в полет (Бег на носочках по кругу, расставив руки в стороны).

Отправляем самолет.                                                      

 Правое крыло вперед, (Поворот через правое плечо).

Левое крыло вперед, (Поворот через левое плечо).

Полетел наш самолет. (Бег по кругу, расставив руки в стороны).

Психогимнастика

Логопед: - Идет язычок дальше и встретил: (выкладываются картинки) медведя, лошадь, слона и удивился (мимика – удивление), собаку, волка и испугался (испуг), кошку, белку и обрадовался (радость).

Развитие фонематического слуха 

Логопед: - Слушай внимательно, если услышишь звук [Л], подними флажок.

Стол, кровать, мыло, нога, шкаф, школа, полка, подушка, ракета, слон, ласточка, диван, сумка, лампа, лошадь, рука, рубашка, плащ.

Звук [Л] в предложениях 

Упражнение на согласование местоимения с существительным. 

Выставляются игрушки и предметы.

Логопед: - Нужно выбрать только те игрушки и предметы, в которых есть звук “л”. (Лампа, лошадка, велосипед, стол, слон, белочка).

Нужно сказать: Я нашла твою…

твоего…

твой…

Произношение предложений

Логопед: - Слушай внимательно и повтори предложения.

У лайки была белая лапа.

Мила поставила лампу на стол

Алла дала Володе пилу и молоток.

Клава пила молоко и ела булку.

Клубок упал со стула на пол.

Павел плыл в лодке по волнам.

3. Итог занятия

Логопед: - Молодец, ты очень старался, четко произносил звук Л. Понравилось тебе наше занятие сегодня?

Ребенок: - Понравилось.

Логопед: Какой звук мы произносили?

Ребенок: - Звук Л.

Автоматизация звука [Л] в словах и предложениях

Конспект индивидуального логопедического занятия для старшего дошкольного возраста

Цель: Автоматизация звука [Л] в словах и предложениях.

Задачи:

1.Коррекционно – обучающие:

- учить точно и полно отвечать на вопросы;

- формировать лексико-грамматический строй;

- автоматизировать звук в словах и предложениях;

2. Коррекционно – развивающие:

- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

- развитие логического мышления, внимания, памяти;

- развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;

3. Воспитательные:

- формирование положительной установки на участие в занятии;

Оборудование: зеркало, профиль артикуляции звука [Л], карточки для артикуляционной гимнастики, картинка “пароход”, предметные картинки.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Логопед: - Сегодня, когда ты шел в детский сад замерз? На улице было холодно или жарко?

- Покажи, как ты замерз – (съежится, напрячься). Отогрелся в саду – (расслабился).

Сообщение темы занятия

Логопед: - Сегодня мы продолжаем учиться правильно и четко произносить звук [Л] в словах и предложениях.

  1. Основная часть

Логопед: - Спой песенку пароходика: Л-Л-Л сначала тихо, потом громко.

Ребенок: - Л-л-л (тихо), л-л-л (громко).

Артикуляционная гимнастика

Логопед: - Для начала настроим язычок на работу.

1. Упражнение “Заборчик”. Улыбнуться, обнажив сомкнутые зубы.

2. Упражнение “Лопаточка”. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

3.Упражнение “Качели”. Улыбнись, широко открой рот. Напряжённым языком тянись к носу и подбородку или к верхним и нижним резцам.

4.Упражнение “Катушка”. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык “выкатывается” вперёд и убирается вглубь рта.

5. Упражнение “Почистим верхние зубки”. Рот приоткрыть. Кончиком языка провести между верхней губой и верхними зубами. Кончик языка поставить за верхние резцы, и почистить зубы.

6. Упражнение “Индюк”. Быстро двигать языком по губе – “бл – бл – бл…”

Пальчиковая гимнастика

Наши пальцы сжались тесно.

Что такое? Интересно!

Видно, им прохладно стало,

Их укроем одеялом.

(Ребенок сжимает левую руку в кулачок, а правой обхватывает его и сильно сжимает; затем меняет руки. Далее ребенок опускает руки и слегка трясет ими).

Логопед: - Четко, не торопясь повтори слоги и слова.

Ла-ла-ла – лак, ла-ла-ла – лавка

Ло-ло-ло – лоб, ло-ло-ло – лодка

Лы-лы-лы – лыжи, лу-лу-лу – лупа

Логопед: - Повтори слова.

Лужок Лото Лыко Ладонь

Луна Лопух Лыжи Лава

Лук Локоть Лысина Ласты

 Логопед: - А сейчас предлагаю тебе встать и немного подвигаться.

Физминутка

За тучку солнышко зашло, (Съежится, обнимая себя за плечи.)

Стало зябко и свежо.

 Солнце вышло из-за тучки, (Расправить плечи, расслабиться.)

Мы теперь расслабим ручки.

К нам весна шагает (шагать на месте.)

Быстрыми шагами, (Ускорять шаги.)

И сугробы тают (шагать, высоко поднимая ноги, затем все ниже - ниже поднимать ноги)

Под её ногами.

Прямой счет от 1 до 10 со словами

Логопед: - Посчитай от 1 до 10 со словом лампа, голубь.

Ребенок: - Одна лампа, две…

Произношение предложений

Логопед: - Слушай внимательно и повтори предложения.

Не жалела мама мыла,

Мама Милу мылом мыла.

Мила мыло не любила.

Миле в глаз попало мыло.

- Что ты плачешь, наша Мила?

- Я выплакиваю мыло.

Ла-ла, ла-ла, ла-ла-ла,

Мила в лодочке плыла.

Ло-ло, ло-ло, ло-ло-ло,

Светит солнышко тепло.

Лу-лу, лу-лу, лу-лу-лу,

Рада Милочка теплу.

Лы-лы, лы-лы, лы-лы-лы,

Песни Милочки слышны.

Клава в лодочке сидела,

Вместе с Милой песни ела.

Звуко-слоговой анализ слова с графической записью

Логопед: - Найди схему к слову стол.

Ребенок находит соответствующую схему.

Логопед: - Посчитай сколько слогов в слове?

Ребенок: - В слове стол один слог

Логопед: - Найди место звука [Л] в слове.

Заучивание стихотворения

Логопед: - Сейчас мы будем учить стихотворение про звук [Л]. 

Долго я звук Л учил

И словечки заучил:

Лапа, лапы, лапочки,
Лампа, лампы, лампочки,

Палка, палки, палочки,

Галка, галки, галочки.

Итог занятия

Логопед:

- С каким звуком мы сегодня работали?

Ребенок: Мы работали со звуком Л.

Логопед: - Чем занимались на занятии?

Ребенок: - Пели песенку парохода, играли пальчиками.

Логопед: - Понравилось тебе занятие?

Ребенок: - Понравилось.

Автоматизация звука [Л] в связной речи

Конспект индивидуального логопедического занятия для старшего дошкольного возраста

Цель: Автоматизация звука [Л] в связной речи.

Задачи:

1.Коррекционно – обучающие:

- учить детей точно и полно отвечать на вопросы;

- формировать лексико-грамматический строй;

- автоматизировать звук в связной речи;

2. Коррекционно – развивающие:

- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

- развитие логического мышления, внимания, памяти;

- развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;

3. Воспитательные:

- формирование положительной установки на участие в занятии;

Оборудование: зеркало, профиль артикуляции звука [Л], карточки для артикуляционной гимнастики, картинка “пароход”, предметные картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед: - Разгадай загадку.

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла …

Ребенок: - Весна.

Сообщение темы занятия

Логопед: - Звукознайка и Словознайка долгое время наблюдали как ты учился красиво говорить, правильно строить предложения и сегодня они приглашают тебя в гости. Они приготовили игры и упражнения. Но сначала, давай сделаем гимнастику для язычка.

2. Основная часть

Артикуляционная гимнастика

1.Упражнение “Лягушка”. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

2.Упражнение “Лопаточка”. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

3. Упражнение “Часики”. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта.

4.Упражнение “Змейка”. Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать вглубь рта.

5. Упражнение “Качели”. Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку или к верхним и нижним резцам.

Развитие мелкой моторики

Логопед: - Первое упражнение от Звукознайки и Словознайки называется «Осенние листья». Повторяй движения.

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.

(«шагают» по столу средними и указательными пальчиками)

Развитие фонематического восприятия

Логопед: - Слушай внимательно, если услышишь звук [Л], подними флажок.

Ма, на, ла, за, ра, лу, жу, лы, мы, ры, ло, зо, лу, кра, кла, про, пла, плу.

Произношение чистоговорки

Логопед: - Словознайка и Звукознайка любят проговаривать чистоговорки, и тебе дали задание четко проговорить чистоговорки:
Ла-ла-ла - вот стоит скала.
Лу-лу-лу - заберемся на скалу.
Ло-ло-ло - ой, куда нас занесло!
Лы-лы-лы - как мы слезем со скалы?

Физминутка

Солнышко, солнышко, золотое донышко. (Ходьба на месте, руки подняты вверх).

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, (Бег на месте).

Прилетели сто грачей, (Взмахи руками - “Лететь”).

А сугробы тают, тают, (Медленно приседать).

А цветочки подрастают. (Подняться на цыпочках, руки тянутся вверх).

Произношение стихотворений

Логопед: - Следующее задание: повтори стихотворение.

Лена искала булавку,

А булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень,

Искала булавку весь день.

Мышка весело жила,

На пуху в углу спала,

Ела мышка хлеб и сало,

Но все мышке было мало.

Веник пол подметал

Веник очень устал,

Он чихнул,

Он зевнул

И тихо лег на стул.

Фонематический анализ и синтез

Слова: лак, лапа, лом.

Логопед: - Сколько звуков в слове лак?

Ребенок: - В слове лак три звука.

Логопед: - Сколько звуков в слове лапа?

Ребенок: - В слове лапа четыре звука.

Логопед: - Составь слово из звуков Л-О-М. Какое слово получится?

Ребенок: - Получится слово лом.

Логопед: - Повтори выразительно стихи о весне

Тает снег, сосульки плачут,

Ручейки бегут звеня,

Ветер теплый – это значит,

Что уже пришла весна?

Логопед: - Какие признаки весны ты знаешь?

Ребенок: - Тает снег, тают сосульки, бегут ручьи, на улице становится тепло, появляются первые весенние цветы – подснежники, прилетают перелетные птицы.

3. Итог занятия

Логопед: - С каким звуком мы сегодня работали?

Ребенок: - Мы сегодня работали со звуком Л.

Словознайка и Звукознайка дарят тебе кораблик (игра с корабликом на воде).

Дифференциация звуков Л и Л'

Конспект индивидуального логопедического занятия для старшего дошкольного возраста

Цель: Дифференциация звуков Л и Л' в слогах, в словах и в предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

- уточнить особенности артикуляции звуков Л и Л';

- закреплять правильное произношение звуков Л и Л;

- закреплять навыки дифференциации звуков Л и Л' на слух и в произношении;

- совершенствовать навык определения наличия звуков Л, Л' в словах;

Коррекционно-развивающие задачи:

- активизировать речевую деятельность;

- развитие внимания, мышления, зрительной и слуховой памяти, фонематического слуха;

- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- формировать положительную установку на занятие;

- воспитывать самоконтроль за речью.

Оборудование: куклы Луша и Лена, картинный материал, мяч.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Логопед: - Здравствуй! К тебе в гости пришли куклы Луша и Лена. Поздоровайся с ними.

Ребенок: - Здравствуйте.

Логопед: - Какие первые звуки ты слышишь в этих именах?

Ребенок: - Звуки Л и Л'.

Логопед: - Правильно. Сегодня на занятии мы будем учиться различать на слух звуки Л и Л' и правильно произносить их. Давай вспомним, как правильно произносить звуки Л и Л'.

Л – твердо, язычок узкий, за верхними зубами,

Л' – мягко, язычок широкий, за верхними зубами.

Дается сравнительная характеристика звуков Л и Л' вместе с ребенком. Звук Л – согласный, звонкий, твердый. Звук Л' – согласный, звонкий, мягкий.

  1. Основная часть.

Игра «Поймай звук»

Логопед: - Луша и Лена хотят с тобой поиграть в игру «Поймай звук». Я буду говорить слова, а ты хлопать в ладоши, если услышишь в слове звук Л, топать ногой, если услышишь звук Л'. Будь внимателен.

Лапа, липа, лев, лыжи, клоун, слон, клен, плюс, люк, клумба, салют, олень, мел, шляпа, клубок, стул, коляска, улыбка, болото…

Логопед: Молодец! А сейчас послушай внимательно и повтори слоги.

Лу – лю – лу; лю – лю – лу; лу – лу – лю;

Ла – ля – ла; ля – ла – ла; ля – ля – ла;

Лы – лы – ли; ли – ли – лы; лы – ли – лы.

Игра «Разложи картинки».

Логопед: - Помоги, пожалуйста, Луше и Лене разобрать картинки. Со звуком Л – Луше, со звуком Л' – Лене.

Луна, слон, пальто, колесо, самолет, игла, лист, мыло, коляска, волк.

Физкультминутка «Паучок»

(Пальцы каждой руки "бегут" по столу)

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)

Дождик с неба вдруг полил,

(Хлопок ладонями по коленям.)

Паучков на землю смыл.

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены.)

Солнце стало пригревать,

(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

Игра «Закончи слово».

Логопед: - Добавь последний звук в слова (Л или Л').

Сто…, сту…, по…, уго…, пена…, бо…, со…, мо…, ро….

Игра «Скажи наоборот» (с мячом).

Логопед: - Я буду говорить про большие предметы, а ты про маленькие.

Светлый – светленький; белый – беленький; теплый - …; голый - …; целый - … .

Игра «Подскажи словечко».

Логопед: - Подскажи Луше и Лене слова, начинающиеся на тот слог, что я назову.

Ла, ла, ла - ? (лама, лапа…); Ли, ли, ли - ?...(липа, Лиза);

Ло, ло, ло - ? (ложка, лодка…); Ле, ле, ле - ?...(лес, лето);

Лу, лу, лу - ? (луна, лужа); Лю, лю, лю - ?....(люстра, люк).

  1. Заключительная часть.

Логопед: - Кто к нам сегодня приходил в гости?

Ребенок: - Луша и Лена.

Логопед: Сегодня на занятии с Лушой и Леной ты какие различал звуки?

Ребенок: Звуки Л и Л'.

Логопед: Правильно, звуки Л и Л'. Ты очень старался их правильно произносить, молодец! Ты хорошо сегодня позанимался.

"Дифференциация звуков [Л]-[Л’]"

Конспект индивидуального логопедического занятия для старшего дошкольного возраста

Цель: Дифференциация звуков [Л]- [Л'].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-закреплять умение дифференцировать звуки [Л]- [Л'] в словах, словосочетаниях, предложениях;

-продолжать учить определять место звука в слове;

Коррекционно-развивающие:

-развивать навыки согласования числительных с существительными;

-развивать фонематический слух;

-развивать мелкую моторику;

-развивать слуховое внимание, память.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать интерес к логопедическим занятиям;

-создать у ребенка положительное эмоциональное настроение.

Оборудование: игрушка Фея; карточки для проведения

артикуляционной гимнастики; наклейка с изображением Феи; словарный

материал: пчела, волк, лось, голубь, лошадь, белка, дятел, осел, слон,

ласточка, лиса, олень, кролик, лебедь, цапля, филин, шмель, клест, лев,

улитка; мяч.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед: - Здравствуй, сегодня у нас на занятии новый гость. Внимательно послушай загадку и догадайся кто это?

Кто волшебницу узнает?

Над землей она летает.

Чудеса творит умея,

Всем в беде поможет…

Ребенок: - Фея.

Логопед: - Правильно, это добрая лесная Фея, а зовут ее Лейла. Она хочет послушать,

как ты учишься правильно произносить звуки, и поиграть с тобой в разные

игры. Но сначала давай покажем Фее, какие ты упражнения для язычка знаешь. А

в этом тебе помогут карточки.

Артикуляционная гимнастика.

«Почистим зубки»

Открывай рот, детвора,

Чистить зубы нам пора.

(Рот закрыт, круговым движением языка провести между губами и зубами.)

«Иголочка»

Острый кончик потяну,

До пяти считать начну:

Раз, два, три, четыре, пять!

Иголку я могу держать…

(Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать

узким и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.)

«Улыбка»

Вот улыбка до ушей,

Улыбайся веселей.

(Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.)

«Лошадка»

К нам лошадка прискакала

Стук копыт мы услыхали.

Вверх поднимем язычок

И поскачем на лужок.

(Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.)

«Часики»

Язык, как маятник часов,

Качаться вновь и вновь готов.

Котенок улыбается,

Он, как и ты, старается.

(Улыбаться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10 раз.)

«Вкусное варенье»

Знает это весь народ:

Любит мишка вкусный мед.

Язычком губу оближет

И подсядет к меду ближе.

(Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.)

Игра «Половинки».

Логопед: - Лейла загадала слово и назовет его половину (начало). А ты добавь

недостающую часть слова и проговори его целиком (слогом ЛА или ЛЯ).

Пи (ла), Ю (ля), Ю (ла), Га (ля), Мет (ла), Ва (ля), Ска (ла), О (ля), Иг (ла), пет (ля), Шко (ла), кег (ля), ваф (ля), Аку (ла), туф (ля).

 Игра «Посчитай до 5».

Логопед: - У Лейлы много друзей и они все пришли на лесную лужайку к Фее. Посчитай их, не забывай четко и правильно произносить звуки [Л]- [Л'] в словах. (Белка, дятел, олень, волк, лиса).

Ребенок: - Одна белка, две белки…

Один олень, два оленя…

Игра «Игрушки для друзей».

Логопед: -Лейла и ее подруга Стелла решили поиграть. Как ты думаешь, какие

игрушки выберет Лейла, а какие Стелла? Не забывай, что Лейле нравятся

игрушки, в названиях которых есть звук [Ль], а Стелле - в названиях которых

есть звук [Л].

Картинки с изображением игрушек: кукла, ослик, лошадка, лейка, юла, коляска, лопатка, лиса, клоун, плита, скакалка, львенок, велосипед, цыпленок.

Игра «Приготовь сок».

Логопед: -Лейла решила приготовить фруктово-ягодный сок. Помоги назвать ей

получившийся сок одним словом.

Сок из сливы какой? – сливовый.

Сок из земляники какой? – земляничный.

Сок из яблок какой? – яблочный.

Сок из клубники какой? – клубничный.

Сок из облепихи какой? - облепиховый.

Сок из апельсина какой – апельсиновый.

Сок из клюквы какой – клюквенный.

Физминутка.

Тик-так, тик-так… (по два наклона головы)

Я умею делать так: (по два наклона туловища)

Влево-тик, вправо-так…

Тик-так, тик-так.

-Лейле очень понравилась твоя зарядка.

Игра «Вагончики».

- У Лейлы гостили друзья. Пришла пора их провожать, приехали они на

вокзал и забыли, кто в каком вагоне едет. Помоги им сесть на свои места.

Гостей со звуками [Л], [Л'] в начале слова посади в первый вагон, со звуками

[Л], [Ль] в середине слова – в средний вагон, со звуками [Л], [Л'] в конце

слова – в последний вагон.

Словарный материал: пчела, волк, лось, голубь, лошадь, белка, дятел, осел,

слон, ласточка, лиса, олень, кролик, лебедь, цапля, филин, шмель, клест, лев,

улитка.

Игра «Какой? Какая? Какие?»

-Лейла хочет узнать, как ответить на вопрос, одним словом. Помоги ей,

ответь на вопросы, четко произнося звуки [Л]- [Л'].

-Шляпа из соломы какая? – соломенная.

- Цветы на лугу какие? – луговые.

- Мука для блинов какая? – блинная.

-Сок из апельсина какой? – апельсиновый.

- Юбка в полоску какая? – полосатая.

- Варенье из земляники какое? – земляничное.

- Палки для лыж какие? – лыжные.

- Лист с клена какой? – кленовый.

- Ветка ели какая? – еловая.

- Свет от луны какой? – лунный.

- Варенье из облепихи какое? – облепиховое.

-Молодец! Ты прекрасно справилась с заданием.

Игра «Один-много» (с мячом).

- Фея придумала для тебя еще одно задание. Она будет называть один

предмет, а ты много таких предметов. Повтори словосочетания правильно.

Голубой автомобиль - голубые автомобили

Зеленый чулок –

Золотая медаль –

Теплый плед –

Соломенная шляпа –

Веселый школьник –

Полосатая тельняшка –

Фиолетовый платок –

Желтый клен –

Лунный календарь –

Ленивый кашалот –

3. Итог занятия.

Логопед: - Тебе понравились игры и задания Лейлы?

Ребенок: - Понравились.

Логопед: - Какие звуки мы учились различать?

Ребенок: - Звуки Л и Л'.

Логопед: - Фее Лейле пора возвращаться на свою лесную лужайку. Ей очень

понравилось с тобой играть. Она хочет подарить тебе красивую наклейку со своим изображением.  

Список использованной литературы:

  1. Алтухова, Н.Г. Научитесь слышать звуки / Н.Г. Алтухова. – СПб.: Лань, 2006.
  2. Громова, О.Е. Говорю правильно Л – Л` / О.Е. Громова. – М.: ТЦ Сфера, 2019.
  3. Курмаева, Э.Ф. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет: блочно-тематическое планирование / Э.Ф. Курмаева. - Волгоград: Учитель, 2013. – 191 с.
  4. Крупeнчук, O.И. Систeмa рaбoты пo рaзвитию мeлкoй мoтoрики у дeтeй с рeчeвoй пaтoлoгиeй / О.И. Крупенчук. - М.: Литера, 2008. - 218 с.
  5. Пожиленко, Е. А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов / Е.А. Пожиленко. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 216 с.
  6. Ткаченко, Т. А. Логопедическая энциклопедия / Т.А. Ткаченко. - М.: ООО ТД Издательство. «Мир Книги», 2008. – 248 с.
  7. Шевченко, И.Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников / И.Н. Шевченко. - СПб.: Детство-пресс, 2010.
  8. Чернякова, В. Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 лет: Сборник упражнений / В.Н. Чернякова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.  
  9. Гадасина, Л.Я., Ивановская, О.Г. Звуки на все руки: пятьдесят логопедических игр / Л.Я.

Гадасина. - СПб.: Детство-Пресс, 2003. – 95 с.

  1. Коноваленко, В.В., Коноваленко, С. В. Планы индивидуально-подгрупповых занятий по постановке и автоматизации звуков (160 занятий) / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: Гном-Пресс, 1998. - 132 с.
  2. Максаков, А.И., Тумакова, Г.А. Учите, играя / А.И. Максаков, Г.А. Тумакова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  3. Филичева, Т.Б., Туманова, Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000.

        

Интернет ресурсы:

  1. Цикл занятий по постановке и автоматизации звука [Л]. – [Электронный ресурс] Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2015/02/16/tsikl-zanyatiy-po-postanovke-i-avtomatizatsii-zvuka-l. (Дата обращения 20.05.2021).
  2. Конспект индивидуального логопедического занятия дифференциация звуков [Л] и [Л']. – [Электронный ресурс] Точка доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-individualnogo-logopedicheskogo-zanjatija-diferenciacija-zvukov-l-l.html. (Дата обращения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты логопедических занятий по постановке, автоматизации и дифференциации свистящих звуков.

В сборнике представлены подробные логопедические занятия по постановке, автоматизации и дифференциации свистящих звуков с детьми старшего дошкольного возраста. Настоящее пособие может быть использован...

индивидуальная программа коррекционной работы по постановке, автоматизации и дифференциации звука Р

Индивидуальная программа коррекционной работы по постановке звука Р...

Картотека индивидуальных занятий по постановке, автоматизации и дифференциации шипящих звуков

Картотека  индивидуальных занятий по постановке, автоматизации и дифференциации шипящих звуков....

Картотека упражнений по постановке ,автоматизации и дифференциации звуков

Работа над звуком, от его постановки до введения в речь – сложный процесс выработки устойчивого речевого навыка. Однообразное повторение слогов, слов, чистоговорок, текстов быстро надоедает ребе...

Картотека по постановке, автоматизации и дифференциации свистящих звуков.

Картотека по постановке, автоматизации и дифференциации свистящих звуков....

Картотека по постановке, автоматизации и дифференциации шипящих звуков.

Картотека по постановке, автоматизации и дифференциации шипящих звуков....

Картотека по постановке, автоматизации и дифференциации сонорных звуков.

Картотека по постановке, автоматизации и дифференциации сонорных звуков....