Дидактические игры с использованием ИКТ для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми с ТНР
проект по логопедии (старшая группа)
Дидактические игры с использованием ИКТ для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми с ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_szhataya.ppt | 333 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проекта: Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи дошкольников. В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, связанные с внедрением ФГОС ДО. Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в организации образовательного процесса.
Целостная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования пока не создана. Однако уже сейчас внедрение новых информационных компьютерных технологий (ИКТ) не только меняет традиционный взгляд на образование, но и помогает в реализации идей развивающего обучения, совершенствования форм и методов организации образовательного процесса. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у детей появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше. Таким образом, информационные технологии облегчают процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Систематическое использование обучающих компьютерных игр, учебных видеосюжетов и демонстрационных презентаций, как средства обучения, развивает у младших дошкольников воображение, образное мышление, повышает интерес к изучаемому материалу и к теме занятия в целом.
Проблема: каким образом использование дидактических игр с применением ИКТ обогащает содержание работы по развитию речи дошкольников.
Цель работы: развитие речевых навыков дошкольников посредством дидактических игр с использованием инновационных и развивающих технологий.
Гипотеза исследования: Если разработать систему коррекционно-логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи с использованием коммуникативных технологий, то значительно повысится эффективность образовательного процесса, по новому будут использованы в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания, воспитанники научатся высказывать свои суждения, т. к. они становятся полноправными участниками образовательного процесса, активными субъектами, а не пассивными объектами педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками .
Задачи: — изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи дошкольников; — использовать дидактические игры с применением ИКТ в работе по развитию речи у дошкольников; — проверить целесообразность и успешность применения игр с применением инновационных и развивающих технологий на занятиях по развитию речи дошкольников; — взаимодействовать с родителями и педагогами (родительские собрания, семинары, консультации, буклеты); — создать предметно-развивающую среду для применения дидактических игр с использованием инновационных и развивающих технологий (картотеки, дидактические игры).
Методы и формы работы: - Для успешной реализации данного проекта использую методы и приемы, которые помогают сформировать у воспитанников устойчивый интерес к речевой деятельности; - Наглядный метод: наблюдение, демонстрация, использование ТСО (проектор, компьютер); - Метод демонстрации: рассматривание предметов, показ образца, показ способа действий, демонстрация картин, иллюстраций.
Словесные методы и приемы : объяснение; - рассказ педагога; чтение и рассказывание художественных; произведений; - заучивание наизусть; пересказ; обобщающая беседа; рассказывание без опоры на наглядный материал магнитофон; Практические и игровые методы и приемы: - дидактические упражнения; - элементарные опыты; - моделирование; - выполнение заданий по образцу; - совместное изготовление атрибутов; - дидактические игры; - игры-драматизации; - инсценировки; - хороводные игры
Новизна: Комплексный подход для эффективного взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи дошкольников с применением дидактических игр с использованием ИКТ. Теоретическая значимость заключается в разработке: системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи дошкольников с применением дидактических игр с использованием ИКТ; разработка картотеки по различным инновационным и развивающим технологиям; Разработка дидактических игр с применением ИКТ.
Ожидаемый результат: повышение результативности коррекционно-развивающей работы с использованием ИКТ; Развитие речи дошкольников; Активное участие родителей в образовательном процессе по развитию речи дошкольников; вызывать желание детей пересказывать тексты, придумывать интересные истории, к заучиванию стихов; Увеличение объема словарного запаса детей; Преодоление детьми робости, застенчивости, умение свободно держаться перед аудиторией; - активное участие родителей в образовательном процессе и жизни сада.
Объект исследования – воспитанники коррекционных групп с тяжелыми нарушениями речи; Предмет – дидактические игры с применением информационно-коммуникативных технологии как средство развития речи детей дошкольного возраста .
Этапы реализации проекта:
1этап — подготовительный изучение психолого-педагогической методической литературы; проведение педагогической диагностики; разработка цикла мероприятий с использованием ИКТ, направленных на развитие речи у дошкольников с ТНР; создание речевой среды.
2-й этап – практический Создать дидактические игры с использованием ИКТ по направлениям: развитие мелкой моторики рук; развитие артикуляционного аппарата; развитие речевого дыхания; развитие познавательных интересов; Подобрать мультимедийные презентации по каждой лексической теме с применением ИКТ; Составить игры и упражнения с применением ИКТ; Составить необходимые методические и дидактические материалы для проведения развивающих занятий; Подобрать информационно-просветительский материал с целью повышения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Механизм реализации проекта осуществляю через: организованную образовательную деятельность; совместную игровую деятельность; - самостоятельную деятельность детей; взаимодействие со специалистами учреждения; взаимодействие с родителями.
Мероприятия Использование в НОД, в подгрупповой и индивидуальной работе развивающих программ: «Мерсибо», интерактивных игр: «Составь рассказ» - развитие связной речи; «Звуки заблудились» - развитие фонематического слуха; задания на дифференциацию понятий ; «Запомни и повтори» - развитие памяти и внимания. 3. Использование в НОД видеоролики для профилактики зрительных расстройств. 4. Использование в НОД и индивидуальной работе: «Сказка о веселом язычке» - артикуляционная гимнастика с использованием ИКТ. 5. Разработка рекомендаций для родителей по дальнейшему использованию ИКТ в домашних условиях, а также рекомендаций для педагогов применению ИКТ в воспитательно-образовательной работе.
Организация работы с родителями: Проведено родительское собрание по теме: -«Особенности речевого развития ребенка в ДОУ» Подготовлены консультации с использованием ИКТ для родителей на темы: - «Развитие связной речи в семье»; - «Использование дидактических игр для развития речи»; -«Речевые нарушения и причины их возникновения» Подготовлены памятки для родителей: - «Ребенок и компьютер»; - «Научим язычок правильно говорить».
Проведены индивидуальные беседы с родителями, дети которых нуждаются в вопросах по обогащению пассивного словаря ребѐнка, стимулировании речевой активности и познавательного интереса детей. Даны практические советы родителям – показ артикуляционных упражнений для произношения определённых звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала. (с применением ИКТ)
Кроме консультаций для родителей по данной теме даны рекомендации: «Воспитание звуковой культуры речи»; «Формирование грамматического строя речи»; - «Артикуляционная гимнастика»; «Дети и средства массовой информации»; « Ребенок и компьютер»; «Правильный выбор компьютерной игры»
3-й этап – внедренческий: Проведение дидактических игр с детьми во всех видах деятельности. Проведение мероприятий с родителями по вопросам речевого развития детей.
Заключение Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе дает возможность организовать детскую деятельность на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка); обеспечить наглядность; привлечь большое количество дидактического материала; способствует повышению качества знаний воспитанников. В результате использования ИКТ на логопедических занятиях по развитию речи способствует высокой степени эффективности для развития всех сторон речи. Это долгая, непрерывная работа, которая подготавливает детей к жизни в условиях неограниченного доступа к информации.
Список литературы: 1. Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. 2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М: 2008 3. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: 2009. 4. Герасимова А.С. уникальное руководство по развитию речи 2007. – 160.: 5. Лотарѐв В.К., А.П.Николайчева, Федоренко Л.П., Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М Просвещение, 1984.. 19 6. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М.: 2007г. 7. Эльконин Д. Психология игры. - М.: Владос, 2009. 8. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: 2010. 9. Выготский Л. С. Умственное развитие в процессе обучения.– М.:1983 г.. 10. Педагогическая диагностика по программе «Развитие» Л.А.Венгера
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучающая игра-презентация: «Развитие грамматического строя речи по теме: «Домашние животные» предназначена для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
Обучающая игра-презентация: «Развитие грамматического строя речи по теме: «Домашние животные» предназначена для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми среднего и старшего дошкольного возр...
Учебно-дидактические игры с использованием современных информационных технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР
учебно-дидактические игры с использованием современных технологий...
Учебно-дидактические игры с использованием современных информационных технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР
учебно-дидактические игры с использованием современных технологий...
Дидактические игры с использованием ИКТ для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми дошкольного возраста
Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации....
Исследование "Дидактическая игра – одна из важных форм логопедического воздействия при работе с детьми дошкольного возраста с ОНР"
Детство — самый важный этап в жизни человека. Человек формируется в деятельности, чем она разнообразие, тем разнообразнее его личность. Ребенок от рождения до наступления зрелости уделяет огромн...
Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми с ТНР. Тема: "До свидания, детский сад! Здравствуй, школа!"
Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми с ТНР. Тематическая неделя: «До свидания, детский сад! Здравствуй, школа!», "Буквы Ь, Ъ". Рекомендовано учителям - логопедам, дефект...
Проект "Играем с песком и развиваемся" (коррекционно- развивающий проект для индивидуальной или подгрупповой работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ)
Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка! (К.Д. Ушинский) ...