Проект "Развитие связной речи детей средствами мнемотехники"
проект по логопедии (подготовительная группа)

Полякова Анна Юрьевна

Проект разработан для дошкольников старшенго возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Долгосрочный проект

«Развитие связной речи детей приёмами мнемотехники»

Проект разработан

Учителем-логопедом

Поляковой А.Ю.

2021 г.

Актуальность темы:

Одной из задач Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования образовательной области «Речевое развитие» является – развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи.

По мере развития любознательности, познавательных интересов, мышления детей, освоения ими окружающего мира мы все чаще прибегаем к использованию моделей, схем, мнемотаблиц и т.д. Ребенок ставит перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям, рассуждает о них и делает выводы. К сожалению на сегодняшний день образная синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

При работе с детьми мы замечаем, что речь у них односложная, с недостаточно развитым словарным запасом, множественными аграмматизмами. Навык ведения диалога практически отсутствует. Нередко наблюдается отсутствие логического обоснования своих утверждений, навыков культуры речи. Дети часто употребляют нелитературные слова и выражения. Дикция не развита, дети плохо воспринимают материал на слух, у них снижены внимание и работоспособность.

Нам часто приходится слышать от родителей, особенно при подготовке к празднику, что ребенок плохо запоминает стихи, путается в строчках. Но в то же время он великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать серию мультфильма, с достаточно сложно произносимыми словами.

В чем же причина? Дошкольный возраст – возраст образных форм сознания. Наукой давно доказано, что в первом случае, при разучивании, например, стихотворения требуется произвольное запоминание, а во втором – действует непроизвольное, освоенное на эмоциях и интересе ребенка. И наш педагогический опыт это подтверждает, ведь в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер.

И почему бы не воспользоваться для реализации и повышения эффективности работы: обучать детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли. В этом нам помогает мнемотехника.

Цель: Выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей.

В соответствии с целью были определены основные задачи исследования.

1. Изучить литературу по данной проблеме.

2. Выявить особенности развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.

3. Изучить влияние приемов мнемотехники на развитие связной речи.

4. Разработать и апробировать в условиях дошкольного учреждения наглядный материал, включающий в себя приемы мнемотехники.

Объект исследования: связная речь в старшем дошкольном возрасте.

Предмет исследования: развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста при использовании приемов мнемотехники.

В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что при использовании приемов мнемотехники будет повышаться уровень развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.

Для решения поставленных цели и задач исследования, проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы: анализ педагогической литературы, наблюдение, беседы, количественный анализ результатов.

Вид проекта: познавательно-творческий.

Продолжительность -  долгосрочный (с сентября по май).

Этапы реализации:

1Поисковый выявление проблемы в речевом развитии дошкольников, определение основных направлений(сентябрь).

2. Диагностический этап – диагностика  развития связной речи детей (октябрь).

3. Формирующий этап (ноябрь – апрель).

4. Аналитический  этап – результат проведённой работы. (май)

Ресурсы:

Мнемотаблицы

Тексты для пересказа, стихи, скороговорки

Ростовые куклы

Картины для составления описательных рассказов.

Участники проекта:

Логопед Полякова А.Ю.

Воспитатели: Крюкова А.В.

                         Мищенкова А.В.

Дети подготовительной логопедической группы.

Родители.

Предполагаемые результаты:

  • Разовьётся связная речь детей: умение строить предложения, диалоги, монологи.
  • целостное воздействие на речевую систему;
  • речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности.
  • Разовьётся память, воображение и логическое мышление.
  • Разовьётся умение с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки.

  1. Изучение литературы по данной теме.

             Мнемотехника – это система искусственных приемов и методов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развития речи. Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания») получила свое название от богини памяти Мнемозины.

           Обратимся к истории, искусство запоминания было особенно важным в дописьменные времена человеческой истории. Так жрецы, шаманы, сказители должны были запоминать огромные объемы информации. И даже после появления письменности, искусство запоминания не утратило своей актуальности, так как основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

            В дошкольном возрасте запоминание чаще всего происходит непроизвольно и непоследовательно. Специально что-то заучить без наглядных примеров малышам достаточно трудно. Поэтому все приемы мнемоники (искусства запоминания) предназначены для облегчения усвоения детьми любой информации при помощи связывания ее со зрительными образами. Всем привычная азбука, где рядом с буквой нарисована соответствующая картинка, это так же один из приемов мнемотехники.

               При работе с ассоциативными карточками у ребенка упрощается процесс запоминания, развивается мышление, воображение, повышается внимательность и усидчивость. С другой стороны процесс работы с таблицами и рисунками всегда проходит в форме игры, благодаря чему обогащается словарный запас, развивается речь, дети получают навыки коммуникации и общения.

            В ДОУ мнемоника применяется в качестве результативного метода запоминания смысловой, буквенной и числовой информации. Все конспекты занятий должны содержать тему, цели, план, дидактический материал и ход занятия.

              Для младших групп в детском саду обычно применяются простые карточки — мнемоквадраты. Это яркие одиночные изображения, которые могут обозначать какое-то слово, словосочетание, характеристику предмета или образ действия. После усвоения простых карточек воспитатель усложняет задание, предлагая ребенку готовую мнемодорожку, — квадрат из 4 картинок. «Прогуливаясь» по ним ребенок учится составлять простой рассказ в два-три предложения.

         В средней группе начинают работать с мнемотаблицами. Чаще всего это последовательные графические зарисовки стихов, рассказов или действий, которые необходимо выполнить.

            Все техники мнемоники для детей должны подаваться в виде игры. Очень важно правильно и точно подбирать рисунки и символы для таблиц, а изображения должны быть понятны и не вызывать у ребенка отрицательных ассоциаций. Сначала дети учатся узнавать и запоминать информацию при помощи готовых таблиц. Со временем, когда нужно выучить стихотворение или рассказать сказку, они сами начинают создавать простые мнемодорожки. Для ребенка это увлекательная игра, а не просто скучное заучивание.

              Единственное предостережение — не следует перегружать малышей наплывом новой информации, не нужно заставлять запомнить как можно больше образов. В дальнейшем это приводит к отказу работать с карточками.

       Мнемосхемы для запоминания действий

Картинки с изображением последовательных действий начинают применять в младшей группе ДОУ. На них могут быть изображены процессы мытья рук (например: кран, вода, руки, полотенце), одевания или сервировки стола. Проговаривая все названия картинок, малыши запоминают последовательность действий и процессов. Благодаря этому они начинают легче ориентироваться в окружающей обстановке, усваивают правила общения и поведения.

Мнемотаблицы для составления рассказов

В начале занятия с мнемотаблицами воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть все рисунки и рассказать об увиденном. Затем взрослый подробно расшифровывает таблицу — составляет интересный рассказ для ребят.

        Например: «Наступила осень. Солнышко стало греть слабее, все звери в лесу начали готовиться к зиме. Белочка заготовила много орешков, которые она прячет в своем домике на елочке. Зайчик поменял свою серенькую шубку на белую, чтобы его не было видно на снегу. А большой бурый мишка готовит себе берлогу, в которой он будет спать до весны. Мишка не замерзнет, ведь выпавший снег укроет домик медведя как покрывалам. Так мишка и проспит до самой весны».

        Далее воспитатель предлагает малышам воспроизвести весь рассказ, глядя на картинки. Этот прием с успехом используется не только в старших группах ДОУ, но и в логопедии для развития речи, исправления неправильного произношения и при лечении заикания у дошкольников.

Легкий метод разучивания стихотворений

          Методы мнемоники — это прекрасный способ быстро запоминать стихи. Каждому слову или действию, описанному в стихотворении, соответствует своя картинка. Дети в детском саду повторяют за воспитателем фразы и показывают соответствующие картинки. По сути, эта методика представляет собой простой ребус, в котором зашифровано все стихотворение. Естественно стихи запоминаются гораздо быстрее, ведь их можно увидеть!

Основные правила при проведении занятий

  1. Обязательно должны вестись конспекты занятий.
  2. Работу начинают с простых мнемоквадратов, потом вводят мнемоцепочки. Когда ребенок понял суть заданий, можно переходить к мнемотаблицам.
  3. Все рисунки должны быть цветными, четкими и понятными.
  4. Число квадратов в таблице не должно быть больше девяти. Это максимально допустимый объем визуальной информации для дошкольника.
  5. На одном занятии применяется не более двух мнемотаблиц. Повторное рассмотрение или работа с ними может выполняться только по желанию ребенка.
  6. Каждый день таблицы и задания меняются по тематике. В начале занятия можно просматривать схемы прошлых уроков, повторять выученное стихотворение или рассказ.
  7. В старших группах ДОУ нужно предлагать детям самим нарисовать таблицы по рассказу воспитателя или по своим придуманным сюжетам.

Очень важно чтобы родители так же познакомились с данной методикой и принимали активное участие в развитии ребенка. По наблюдениям детских психологов малыши, работающие с ассоциативными схемами, быстрее адаптируются в школе, у них хорошо развиты усидчивость, концентрация внимания и коммуникативные способности.

Литература:

  1. Акимов Г.Е. память – на пять! – Екатеринбург: У-Фактор,2006-272 с.
  2. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». М.: Самиздат, 2007. 350 с.
  3. Сафронова Е.Д. Интеллектуальное развитие дошкольников. Обучение на основе интеллектуального тренинга. Выпуск 1.
  4. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Учебно- методическое пособие. Санкт-Петербург. Детство – Пресс. 2009. ББК 74.102. П 54.
  5. Большова Т.В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. СПб: Детство – Пресс, 2001.
  6. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов/ Дошкольное воспитание. 1990, №10.

  1. Диагностический этап.

Методика обследования

Для изучения состояния связной речи детей дошкольного возраста с ОНР использовались следующие методы:

  • обследование словарного запаса по специальной схеме;
  • исследование связной речи с помощью серии заданий;
  • наблюдения за детьми в процессе учебной, предметно-практической, игровой и обиходно-бытовой деятельности в условиях детского образовательного учреждения;
  • изучение медико-педагогической документации (данные анамнеза, медицинских и психологических исследований, педагогические характеристики и заключения и т.п.);
  • использование данных бесед с родителями, воспитателями, детьми.

В целях комплексного исследования связной речи детей использовалась серия заданий, которая включает: составление предложений по отдельным ситуационным картинкам («картинки-действия» по терминологии Л.С.. Цветковой, 1985);

  •  составление предложения по трем картинкам, связанным тематически;
  • пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);
  •  составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок;
  • сочинение рассказа на основе личного опыта;
  •  составление рассказа-описания.

Обследование связной речи детей старшей логопедической группы выявило низкий уровень развития связной речи детей.

Мнемотехника помогает развивать:

  • зрительную и слуховую память;
  • ассоциативное мышление;
  • зрительное и слуховое внимание;
  • воображение;
  • связную речь;
  • словарный запас.

С помощью мнемотехники  можно решить следующие задачи:

  • обогатить словарь детей;
  • учить строить высказывания разных типов;
  • учить пересказывать художественные произведения;
  • развивать образную память детей, ее различные виды;
  • развивать у детей психические процессы, умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

Для начала я создала предметно-пространственную развивающую среду по речевому развитию: пополнила центры грамотности, театрализованной деятельности, картотеку речевых игр, разработала перспективный план по развитию связной речи, в который включила игры, упражнения, способствующие постепенному переходу к использованию методов и приемов мнемотехники.

Свою работу по мнемотехнике строю от простого к сложному. Начинаю работу с детьми с ознакомления их с простейшими мнемоквадратами. Например: для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких животных и птиц – елка. (Классификация дикие и домашние животные).

Дети постепенно понимают, что значит зашифровать слово.

Затем постепенно перехожу к мнемодорожкам. Кодирую сочетания слов, дети запоминают символы и воспроизводят информацию.

Затем перехожу к мнемотаблицам.

Мнемотаблица – это схема в которую заложена определенная информация.

В мнемотаблице можно изобразить практически все – графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т. е .нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить надо так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Для детей 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у ребенка быстрее остаются цветные образы. А детям старшего дошкольного возраста – таблицы черно-белые, чтобы они не отвлекались на цветные изображения. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребенка.

В процессе использования приемов мнемотехники, я изменяла и совершенствовала схемы и модели. Мне хотелось придумать что-то новое, свое, учитывая проблему уровня развития речи именно тех детей , с которыми я работаю. Опираясь на опыт работы педагогов Большовой Т. В., Васильевой Е.Е. я разрабатываю таблицы, я разрабатываю мнемотаблицы для заучивания стихотворений наизусть, составления описательных рассказов об игрушках, животных, посуде, одежде и др., а также при пересказе рассказов и сказок.

Мои воспитанники очень пластичны и легко обучаемы, но порой во время образовательной деятельности бывает трудно удержать их внимание, а составление мнемотаблиц и их перекодировка вызывают живой интерес у детей, и помогает решить эту задачу.

Схемы помогают детям выстраивать:

- структуру рассказа,

- его последовательность,

- лексико-грамматическую наполняемость.

Мнемотаблицы, которые я использую в своей работе по развитию связной речи детей:

- для обогащения словарного запаса: «Петрушка, угадай мою игрушку», «Скажи по-другому», «Кто? Что?»;

- при обучении составлению рассказов «Потерялись слова», «Кто больше увидит?», «Расскажи по картинке»;

- при пересказах произведений художественной литературы («Волшебная цепочка»);

- при отгадывании и загадывании загадок («Кто это?», «Да – нет»);

- при заучивании стихов («Ты мне, я тебе», «Эхо») и другие.

С введением Федеральных государственных образовательных стандартов к дошкольному образованию актуальным стало переосмысление содержания и форм работы с детьми.

Интеграция – одно из важнейших направлений современного образования, которое наиболее благоприятно для развития детей дошкольного возраста. Мне было интересно интегрировать образовательные области, в которых также использовала приемы мнемотехники.

В связи с этим, осуществляю взаимодействие со специалистами ДОУ:

  • музыкальным руководителем ( мнемотаблицы для быстрого запоминания текста песен, мнемосхемы расположения музыкантов в оркестре народных инструментов);
  • инструктором по физкультуре (проведение зарядки с использованием мнемоквадратов, мнемосхемы для расстановки оборудования при проведении основных видов движения, мнемоквадраты для ознакомления с видами спорта, мнемосхемы для быстрого заучивания текста в подвижных играх со словами);
  • психологом (мнемотаблицы для рассказывани сказок при проведении Су-джок терапии, мнемоквадраты, когда учим детей различать эмоции);
  • во время проведения непосредственной образовательной деятельности;
  • во время проведения проектной деятельности.

Работая над повышением уровня речевой активности детей, установила тесное сотрудничество с родителями:

  • подготовила рекомендации, которые помогали родителям обогащать словарь детей, составлять рассказы, заучивать стихотворения наизусть;
  • провела непосредственно образовательную деятельность с использованием мнемотехники совместно с родителями;

План мероприятий

Месяц

Недели

Задания логопеда

Сентябрь

3 неделя

Диагностика речи детей

4  неделя

Диагностика речи детей

Октябрь

1 неделя

Заучивание стихотворения «В руки овощи берём…»

2 неделя

Составление рассказа- описания с использованием плана-схемы о фруктах

Разучивание стихотворения «Как хорош наш летний сад» с опорой на мнемотехнику

3 неделя

Составление связного рассказа о том как хлеб в поле вырос с опорой на картинки

4 неделя

Учимся строить предложения . Знакомство с единицей предложения - словом

Ноябрь

1 неделя

Работа над интонационной выразительностью – выделение голосом слов существительных и знакомство с символом слова – полоской (линией)

2 неделя

Работа с чистоговоркой. Заучивание чистоговорки с помощью схемы, нарисованной детьми.

3 неделя

Работа над интонационной выразительностью – разучивание стихов к осеннему развлечению, разыгрывание своих ролей с помощью настольного театра.

4 неделя

Зарисовывание рецепта пирога в виде книжки малышки (после его приготовления) и составление рассказов по рецепту.

Декабрь

1 неделя

Знакомство со словами-действиями (глаголами) и обозначение их знаком – двумя линиями.

Учимся составлять предложения из двух слов. Игра «Паровоз» в картинках»

2 неделя

Составление сценария –новогодней сказки. Пересказ его по цепочке и индивидуально с опорой на рисунки детей.

3 неделя

Учимся расширять предложения словами прилагательными и обозначаем их волнистой линией.

4 неделя

отработка речевого материала к новогоднему утреннику с помощью мнемотехники

январь    

2 неделя    

Короткие слова в предложении. Составление предложений из заданных слов. Игра: Подружи слова.

3 неделя

Пересказ сказки «Репка» с опорой на картинки.

4 неделя

Разучивание песенки Я хочу построить дом с помощью мнемотехники.

февраль

1 неделя

Составление рассказа о предметах посуды с опорой на план-схему.

2 неделя

«Как рубашка в поле выросла» пересказ с опорой на картинки

3 неделя

Разучивание стихотворения к 23 февраля с рисованием мнемосхемы.

4 неделя

Составление предложений о маме с выкладыванием количества слов в них.

март

1 неделя

Составление рассказов о признаках весны по опорным картинкам.

2 неделя

Разучивание стихотворения посвящённого 8 марта

3 неделя

Игры на развитие лексико-грамматического строя речи – подскажи слово, подбери синоним, антоним, измени по образцу с опорой на картинки подсказки

4 неделя

Развитие связной речи – составление рассказов по плану – схеме о городском транспорте.

апрель

1 неделя

Пересказ рассказа «Кто на улице самый важный» с опорой на картинки.

2 неделя

Отгадывание загадок, загаданных с помощью мнемотехники.

3 неделя

Загадай загадки о домашних животных с опорой на план.

4 неделя

Загадай загадки о домашних птицах с опорой на план.

май

Повторная диагностика связной речи

              Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием приемов и методов мнемотехники дала свои положительные результаты. По данным педагогической диагностики у детей повысился уровень внимания, памяти, логического и образного мышления, дети научились составлять рассказы, что позволит моим воспитанникам быть успешными в процессе обучения , и будет способствовать их дальнейшему интеллектуальному и личностному росту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие связной речи детей средствами музейной педагогики

Речь- великий дар природы, благодаря которому, люди имеют возможность общаться друг с другом.Интерактивный мини-музей - это музей, где ребенок включается в процесс ознакомления с экспонатами в непосре...

Комплексный подход в приобщении родителей к формированию связной речи детей средствами активизирующего общения

Данная статья отражает проблему комплексного подхода в приобщении родителей к формированию связной речи у детей средствами общения. Поэтапная работа по совместной организации педагога с родителями....

Развитие связной речи детей посредством мнемотехники

В статье представлен материал по описанию технологии "мнемотехника". Основные понятия и принципы использования....

Статья. Развитие связной речи дошкольников средствами мнемотехники.

Одним из направлений ФГОС является образовательная область «Речевое развитие»   - это владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связ...

Коррекция и развитие речи детей средствами мнемотехники в группе компенсирующей направленности.

 Для детей с общим недоразвитием речи характерно нарушение всех звеньев языковой системы: звукопроизношения, фонематики, словаря, грамматического строя, связной речи. Речевой дефект как пр...