Использование мнемотаблиц при развитии речи у детей дошкольного возраста
консультация по логопедии (старшая группа)
У детей становится все больше речевых нарушений, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми: бедность словарного запаса, недостаточное понимание значения слов, в активном словаре детей преобладают глаголы и существительные, а слова, характеризующие качества, признаки, состояния предметов и действий употребляются мало. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Особенно важно развивать наглядно-образное мышление. Главное, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Одним из направлений развития речи детей является разучивание стихотворений. Один из приёмов разучивания – мнемотехника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_mnemotablits_pri_razvitii_rechi_doshkolnikov.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование мнемотаблиц
при развитии речи у детей дошкольного возраста
Окружающий мир вокруг нас постоянно меняется, и восприятие действительности детьми, тоже претерпевает изменения. Большой объем информации, исходящий из различных источников, ребенку дошкольнику трудно проанализировать, запомнить, а значит и воспроизвести. Это тенденция современного мира.
У детей становится все больше речевых нарушений, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми: бедность словарного запаса, недостаточное понимание значения слов, в активном словаре детей преобладают глаголы и существительные, а слова, характеризующие качества, признаки, состояния предметов и действий употребляются мало. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Особенно важно развивать наглядно-образное мышление. Главное, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Одним из направлений развития речи детей является разучивание стихотворений. Один из приёмов разучивания – мнемотехника.
Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, а позже – к мнемотаблицам.
Настоящая методика очень актуальна, хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность в работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще опирается на образы, когда человек в своём воображении соединяет несколько образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. Затем при припоминании одного мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Другими словами, если ребёнку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками эффективность запоминания увеличивается на порядок.
На начальных этапах работы педагог вместе с детьми заполняет таблицу, на более поздних – дети самостоятельно её заполняют, т. е. придумывают ассоциации. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания.
Описание методики:
1. выразительное чтение стихотворения, сообщение о том, что дети будут учить его наизусть;
2. беседа по содержанию стихотворения, выяснение основной мысли, словарная работа;
3. воспитатель читает отдельно каждую строчку или две (или отдельное слово), ребёнок придумывает ассоциативный образ (картинку) и зарисовывает её (либо рисует педагог);
4. дети рассказывают стихотворение, опираясь на придуманные образы;
5. дети рассказывают стихотворение без помощи мнемотаблицы.
Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок и потешек во всех возрастных группах.
Данную методику по разучиванию стихотворений можно рекомендовать для родителей, это поможет им в будущем при подготовке домашних заданий со своими детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста
Для чего нужна мнемотехника дошкольникам?Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание п...
Самообразование ТЕМА «Использование мнемотаблиц в развитии речи детей»
Проект«Использование мнемотаблиц в развитии речи детей»...
Буклет "Использование мнемотаблиц в развитии речи дошкольников"
Буклет "Использование мнемотаблиц в развитии речи дошкольников"...
Буклет "Использование мнемотаблиц для развития речи детей"
Буклет "Использование мнемотаблиц для развития речи детей"...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Использование мнемотаблиц для развития речи детей"
Развитие речи современных детей – одна из самых актуальных и сложных задач родителей и воспитателей дошкольной образовательной организации. Для ее решения можно использовать ряд нетрадиционных п...
Публикация на тему: "Использование мнемотаблицы в развитии речи детей"
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Актуальность мнемотехн...