Первая встреча с логопедом
консультация по логопедии (старшая группа)

Глухова Ирина Петровна

Знакомство с логопедом играет решающую роль в налаживании общения и становится первой ступенью плодотворного сотрудничества. Именно «сотрудничества», ведь результат зависит от усилий нескольких сторон: логопеда, родителей и самого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_my_ozhidaem_ot_logopeda_pri_pervoy_vstreche.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Первая встреча с логопедом.

Знакомство с логопедом играет решающую роль в налаживании общения и становится первой ступенью плодотворного сотрудничества. Именно «сотрудничества», ведь результат зависит от усилий нескольких сторон: логопеда, родителей и самого ребенка.

К сожалению, большинство современных детей имеют те или иные отклонения в развитии речи. Даже если все звуки выговариваются четко и правильно, возникают другие трудности: дислексия, дисграфия, ограниченный словарный запас, неумение правильно строить предложения. Когда малыш приходит в школу, скрытые проблемы дают о себе знать. Чтение лучшей литературы и «осознанное родительство» не заменят своевременной консультации у квалифицированного логопеда. Специалист не только выявит отклонения в речи, но и покажет родителям направление, в котором необходимо развивать ребенка. С некоторыми трудностями можно справиться, занимаясь дома самостоятельно.

Почему некоторые звуки даются детям с большим трудом? Что делать родителям? Как понять, что нужно обращаться к специалисту?

У каждого малыша свой темп развития, и это зависит от многих факторов. Важна генетика, то, как протекала беременность, имеют значение заболевания первых двух-трех лет жизни. Поэтому все нормы имеют мягкие границы. Но все-таки за ними нужно следить.

Если вы сумеете вовремя показать ребёнка логопеду, вы тем самым повлияете на его будущее. В школе будет меньше проблем, как с учебой, так и в области психологии. Да и выбор профессии у подростка не ограничится невозможностью произнести те или иные звуки. Поэтому есть смысл следить за речевым развитием малыша.

Сейчас родителям стоит брать в свои руки заботу о ребенке и, хотя бы минимально, но иметь представление о том, что должен делать логопед, что ожидать от занятий, и какие домашние задания выполнять дома.

На первой консультации логопед должен уточнить состояние (в зависимости от возраста):
· Звукопроизношения (есть возрастные нормы, например, звук [р] в 3 года ждать бессмысленно, он появится примерно после 5 лет);
· Артикуляционного аппарата,
· Фонематического слуха,
· Грамматического строя речи:
-словообразование (стол-столик),
-словоизменение (по падежам, родам и числам),
-связная речь,
· Языкового анализа и синтеза (например, место/позиция звука в слове).
Грамотный логопед, в зависимости от возраста ребенка, расскажет о нормативах речи и возможных трудностях в развитии. После первой консультации родитель должен четко понимать, что делать с ребенком.

ЧТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ РОДИТЕЛИ:

1.«Норма»

Как и любое другое, умение говорить приходит к нам не сразу. Разные группы звуков дети осваивают в таком возрасте:

- три месяца – гуление;
- полгода – лепет;
- год – первые слова;
- два года – формирование гласных и согласных, не считая шипящих, свистящих и соноров. В этом возрасте некоторые малыши начинают осваивать звуки 
с, з, ж, ш, щ. Появляется фразовая речь в примитивной форме. В активном словаре пока преобладают названия действий и предметов.

К трем годам ребенок знает и произносит уже около пятисот слов. Первые суждения пока просты и односложны.

Свистящие и шипящие звуки дети начинают произносить в возрасте с трех до четырех лет. Словарный запас увеличивается примерно до тысячи слов. Фразы удлиняются, усложняются, однако возможны нарушения в оформлении связей и порядке слов. Не беспокойтесь, рано или поздно все будет как надо.

К пяти годам малыши осваивают звуки ж, ш, щ, ч. Активный словарь достигает двух тысяч слов, речь становится последовательной, связной, ребенок может четко выражать свои чувства и мысли.

К пяти – шести годам малыш учится произносить четыре наиболее сложных звука – р, рь, л и ль. Словарный запас увеличивается до трех тысяч слов, дети отвечают на вопросы, составляют рассказы по картинкам, пересказывают знакомые сказки.

К пяти, самое позднее к шести годам ребенок должен научиться правильно произносить все звуки, слоги и слова без ошибок. В этом возрасте дети умеют рассказывать и пересказывать прочитанный или услышанный текст.

2. «Если нарушены звуки»
Над каждым звуком время работы индивидуально. Приблизительно 2-3 месяца необходимо для постановки и автоматизации звука в речи. (при условии регулярных занятий и отсутствии патологий речевого аппарата). Параллельно можно брать 2-3 звука, и вести их от постановки до полного введения в речь. (н-р, звуки [с] и [л] можно отрабатывать сразу, а параллельно готовить базу для звуков [р] и [ш]). Это делают не все логопеды в силу разных причин.
Логопед каждое занятие отмечает успехи и трудности ребенка, дает обратную связь родителям, дает подробное задание в тетради.
Родители могут присутствовать на занятии и видеть, что и как делает логопед, чтобы дома хорошо заниматься. Отговорка, что ребенок хуже себя при Вас ведет безосновательна. Надо просто договориться с ребенком. Зачастую и правда ребенку комфортно самостоятельно заниматься, и этот формат может хорошо подготавливать к школе. Выбор за Вами!

Дома ОБЯЗАТЕЛЬНО!!! Необходимо выполнять ежедневные домашние задания, иначе при посещении логопедических занятий 2 раза в неделю, без домашнего закрепления сроки работы над звуками увеличатся с 2-3 месяцев до 4-5, а то и более, в зависимости от нарушения.

Если нет домашних заданий – ТРЕБУЙТЕ!!! С конкретными пояснениями, какие задания на что направлены (бессмысленно учить трудные стихи просто так, чтобы лучше говорил, все задания должны решать конкретные задачи).


3. «
Нарушено звукопроизношение, ребёнок путает мой/моя, имеются ошибки в окончаниях и другие трудности…»
· На занятии 30 минут невозможно отработать и звуки, и грамматический строй. Поэтому ряд заданий логопед может давать домой на самостоятельную работу с систематическими объяснениями.
· Важно понимать какую задачу Вы перед собой ставите: Если это подготовка к школе и у вас мало времени, то стоит активно включиться в работу в тандеме с логопедом, возможно, дефектологом. Повысить регулярность посещений и «догнать» сверстников, чтобы быть готовым к обучению в школе по обычной программе.
· Если у Вас до школы несколько лет, то можно настроиться на пару лет планомерной работы, с выполнением всех домашних заданий, при необходимости, с подключением других специалистов.
· Если к 7-ми годам ребенок не готов к обучению по обычной программе, то сейчас по новым ФГОС (Федеральный Государственный Образовательный стандарт) ребенка отправляют на ПМПК (Психологого-Медико-Педагогическую Комиссию), там специалисты определяют образовательный маршрут.

4. «Ребенок не говорит. Что делать?»
Это один из самых сложных вариантов нарушений.

Кто такой безречевой ребенок? В последнее время специалисты все чаще сталкиваются с безречевыми детьми, т.е. с детьми, у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет логопедическую работу с ними. Кого же можно назвать неговорящим, безречевым ребенком?Тот уровень речи, который есть у этих детей — вокализации, звукоподражания и звукокомплексы, эмоциональные восклицания, даже отдельные нечетко произносимые обиходные слова, — не может служить для полноценного общения. Та «речь», которая есть у ребенка, не выступает «регулятором поведения», поскольку выработка условных связей на слова значительно затруднена. Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, различными задержками психоречевого развития, в том числе недифференцированными, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, нарушением слуха. Что же является общим для этих детей? Отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость — все, что мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром. При наличии общности проявлений основные симптомы различаются по качеству протекания и степени выраженности.

Родителям порой бывает трудно решить, насколько такой ребенок нуждается в особом внимании. Действительно, иной раз сложно определить сдерживающий фактор речевого развития дошкольника — либо это неумение или же просто нежелание использовать свои речевые возможности. Участие логопеда в данном случае необходимо для выяснения причины безмолвия ребенка и определения этапов квалифицированной помощи ему. Логопед поможет его родителям наметить прогноз, от которого зависит социальная адаптация неговорящего дошкольника. Родители в работе с неговорящими детьми – это своего рода -ПАРАСПЕЦИАЛИСТЫ, которые занимают активную позицию.

Советы родителям.

Ребенку важно создать положительную речевую среду. В том числе:

- многократно проговаривать обычные, ежедневные дела: одевание, умывание, еду, купание, прогулку, подготовку ко сну, укладывание, уборку комнаты и игрушек, приготовление пищи. Все эти процессы должны обязательно сопровождаться речью мамы или папы;

- делать артикуляционную гимнастику. Это поможет подготовить речевой аппарат к предстоящим нагрузкам. Необходимые упражнения вам подскажет логопед;

- проговаривать скороговорки, чистоговорки, пословицы на различные звуки.

Как можно чаще разговаривайте со своими детьми, внимательно выслушивайте их ответы на вопросы. Это не только улучшит речь ребенка, но и установит между вами доверительные отношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первая встреча с театром

Первая встреча с театром Решено! Вы идете в театр! На первый взгляд, все довольно просто. Выбор детских спектаклей заманчив и разнообразен, и вот уже ваш нарядный дошкольник гордо восседает в пер...

Сретение -первая встреча зимы с весной

Сретение -первая встреча зимы с весной...

Родительский клуб ранний возраст. Тема: "Первая встреча"

Конспект первой совместной  встречи в семейном клубу " Лучик". Тема : "В гости к Солнышку"Основные задачи:  1.     Познакомить детей и родителей с новым и...

Комплексное развивающее занятие с психологом "Маша и медведь.Первая встреча"

      Данное занятие построено на основе современных подходов воспитания и развития детей раннего детского возраста в рамках существующих стандартов....

Первая встреча с логопедом

Знакомство с логопедом   играет огромную роль в налаживании  доверительных отношений   и коррекции речи ребенка в тандеме "логопед-ребенок-родитель"...

Первая встреча с логопедом.

Первая встреча слогопедом -это диагностика речевого развития ребенка и консультация родителя.На диагностике специалист определяет механизм нарушения речи, изучает анамнестические данные и заключения д...

Речевое нарушение- стратегия преодоления. Установочная встреча учителя-логопеда с родителями

Данный материал представляет собой конспект выступления учителя-логопеда на родительском собрании в начале года в дошкольном учреждении....