Конспект занятия, посвященного Дню неизвестного солдата
план-конспект занятия по логопедии

Словохотова Лариса Геннадьевна

Конспект интегрированного логопедического занятия по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_neizvestnogo_soldata.doc508.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №41 «Золотая рыбка»

города Рубцовска Алтайского края

_________________________________________________________________________________________

658210, город Рубцовск, ул. Красная, 89

телефон 4-21-84, 4-45-45

E-mailds41-zr@yandex.ru

КОНСПЕКТ  ОТКРЫТОГО  МЕРОПРИЯТИЯ,

посвященного памятной дате «День неизвестного солдата»,

проводимого в рамках проекта «Памятные даты России»

Тема:  "Имя твое неизвестно, память твоя бессмертна"

Форма проведения: организованная образовательная деятельность

        Возрастная группа: воспитанники 5-7 лет групп компенсирующей направленности для детей с заиканием и ОНР.

   

                                                  учитель-логопед:

                                               Словохотова Л.Г.

2021 г.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Вид занятия: фронтальное.

Тип занятия: занятие по усвоению новых знаний, умений, навыков,
интегрированное.

Форма непрерывной образовательной деятельности: совместная деятельность.

Виды детской деятельности:

Игровая.

Познавательная.

Социально – коммуникативная.

Двигательная.

Конструирование, ручной труд. 

Возрастная группа: разновозрастная группа компенсирующей направленности для детей 5-7 лет с заиканием, ОНР.

1.Лексическая тема: "Имя твое неизвестно, память твоя бессмертна"

2. Грамматическая тема: составление предложений различных синтаксических конструкций, с использованием навыков словоизменения и словообразования.

3. Логопедическая тема: тренировка плавности речи (дети с заиканием) и правильного звукопроизношения (дети с заиканием и ОНР) в предложениях и самостоятельной речи детей, закрепление полученных навыков правильной организации речи.

Цель: приобщение воспитанников к социальным ценностям: патриотизму, гражданственности, исторической памяти, долгу.

Задачи:

Образовательные: 

Способствовать:

  • расширению знаний о героическом прошлом нашей страны, о памятных датах России;
  • формированию интереса к истории России;
  • закреплению навыков  отвечать на заданный вопрос плавно и грамотно простыми и сложными предложениями;
  • активизации умения в составлении предложений различных синтаксических конструкций;
  • обогащению и активизации словарного запаса;
  • формированию исторической памяти и благодарности, уважения к воинской доблести и бессмертному подвигу советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны; 
  • закреплению активного поведения и свободного общения.

Развивающие:

Способствовать: 

  • развитию и закреплению навыков самоконтроля за плавностью и грамотностью самостоятельной связной речи, правильным звукопроизношением;
  • развитию психологических предпосылок к обучению: умения внимательно выслушивать инструкцию педагога и действовать в соответствии с ней, усидчивости;
  • развитию различных каналов восприятия информации у детей (аудиального, визуального, кинестетического).
  • развитию  внимания, памяти, мышления;
  • развитию артикуляционной, тонкой моторики;
  • развитию грамматического строя речи;
  • развитию самостоятельной связной речи;
  • развитию эмоциональной, правильно интонированной ритмизованной речи;
  • развитию воображения, фантазии, умения ориентироваться в пространстве относительно своего тела и различных предметов.

Воспитательные:

Способствовать:

  • закреплению навыков самоконтроля за звукопроизношением;
  • развитию эстетического восприятия:

- поощрять умение  передавать в речи свои чувства.

  • развитию патриотизма:

-  чувства гордости за героическое прошлое России;

- чувства уважения и благодарности павшим в войне за Победу над фашистской Германией, за свободу и мирное небо над   головой.  

  • развитию эмоциональной отзывчивости:

- поддерживать желание проявлять чувство ответственности, инициативности, доброжелательности, взаимопомощи и взаимовыручки;

- поощрять умение управлять собой, выполнять установленные правила, сдерживать эмоциональное возбуждение, умение работать в  коллективе.

  • воспитывать коммуникативную, деятельностную, здоровьесберегающую компетентности дошкольников

Используемые технологии:

- ИКТ-технологии

- здоровьесберегающие

-игровые, социоигровые,

Методы и приемы: 

  • Словесный: рассказ, художественное слово, беседа, вопросы, напоминания, указание, поощрение.
  • Наглядный: демонстрация презентации, показ образца, демонстрация способов и приемов изготовления цветов для аппликации.
  • Игровой: сюрпризный момент, дидактическая игра-«Поход в кинозал», «Возложение цветов на могилу неизвестного солдата»
  • Практический: упражнения, моделирование, анализ результатов выполненных заданий,
  • Репродуктивный: прием повтора, восприятие фактов и явлений и последующее их осмысление;
  • Продуктивный: бумагопластика (изготовление цветов из салфеток), создание аппликации
  • Проблемно-практический: решение проблемных ситуаций, выполнение работы по заданной инструкции.

Билингвальный компонент (словарь новых слов):

 «памятник», «монумент», «митинг», «Неизвестный солдат», «братская могила», «поисковые группы», увековечить, масштабное.

Материалы и оборудование: столы, стулья, заготовки для выполнения аппликации, клей, салфетки для рук, изображение на ватмане мемориала «Могила неизвестного солдата» в г.Москва, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, акустические колонки, мольберт, метроном.

Предварительная работа: игры и занятия по развитию словаря, грамматического строя, связной речи, тренировке плавности речи,  разучивание стихов о неизвестном солдате, чтение рассказов о подвигах солдат во время ВОВ.

Индивидуальная работа: контроль за правильным звукопроизношением (воспитанники с ОНР и заиканием), контроль за плавностью речи (воспитанники с заиканием).

Смена поз в ходе НОД:
Организационный момент - стоя, в  свободной позе, около педагогов.
Выполнение здоровьесберегающих упражнений – сидя и стоя.
Выполнение практических заданий - в свободной позе у стола, мольберта.
Вводная беседа, итоговая беседа и сюрпризный момент - стоя в кругу, сидя на стульчиках.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Цель: создание условий, способствующих ненавязчивому введению детей в образовательную деятельность, установлению контакта, положительной мотивации к предстоящей деятельности.

Задачи:

1. Привлечь детей к предстоящей совместной деятельности;

2. Способствовать активизации детей.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети заняты самостоятельной деятельностью в зонах (центрах) активности.

По мере окончания игр  активно, из интереса к происходящему включаются в общую подготовку к  образовательной деятельности

Подходят к педагогам,

приветствуют гостей, беседуют.

  Предполагаемые хоровые и индивидуальные ответы детей.

У детей создана

мотивация к предстоящей деятельности.

Для организации  детей и установления эмоционального контакта за 10 минут до мероприятия учитель-логопед привлекает внимание детей, напоминает о предстоящем логопедическом  занятии.

Педагог поощряет желание детей,  предлагает пройти в музыкальный зал.

Логопед обращает внимание детей на гостей, предлагает поздороваться с ними и подойти к ней.

(Лариса Геннадьевна)

Дети проходят в зал. Встают возле педагога.

Беседа на повторение и закрепление пройденного материала:

- Какой сегодня день недели?

- Какой день недели был вчера? Какой наступит завтра?

- Сколько всего дней в неделе? Сколько из них рабочих дней? Сколько выходных?

- Какой идет месяц? Какое сегодня число?

Педагог поощряет желание и умение детей отвечать полным ответом, воспитывает терпение по отношению к своим сверстникам

- Верно, сегодня 3 декабря.

- Очень важный день, День памяти  Неизвестному солдату. В этот день мы вспоминаем тех, кто погиб на войне, защищая нашу Родину, и чьи имена нам так и остались не известны.

- Я приглашаю вас  в  наш кинотеатр, чтобы посмотреть фильм об истории этого праздника.

Практическая деятельность.

Упражнение в составлении простых распространённых предложений, тренировка плавности связной, грамматически правильно оформленной  речи.

Основная часть

Цель: создание условий, способствующих приобщению воспитанников к социальным ценностям: патриотизму, гражданственности, исторической памяти, долгу; закреплению грамматически правильной связной речи, формированию психологических предпосылок к дальнейшему обучению.

Задачи:

1.Способствовать: обогащению активного и пассивного словаря; умения  плавно и синтаксически правильно отвечать на заданный вопрос полным ответом; активизации умения в составлении предложений различных синтаксических конструкций.

2.Способствовать: развитию самоконтроля за звукопроизношением, зрительного  восприятия, внимания, памяти, развитию артикуляционной,  тонкой моторики, грамматического строя речи; самостоятельной связной речи; её выразительности; воображения, фантазии; развитию эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, умения ориентироваться в пространстве относительно своего тела и различных предметов

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети, проходят и садятся  на стульчики в «кинотеатре» слушают рассказ педагога.

Выслушивают ответы товарищей, активно вступают в диалог

Предполагаемые хоровые и индивидуальные ответы детей.

Дети смотрят презентацию на экране.

Дети читают заранее подготовленные стихи.

Воспитанники продолжают смотреть презентацию на экране и слушать рассказ педагога.

Предполагаемые хоровые и индивидуальные ответы детей.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику.

Дети проходят к столам, где лежат заготовки для цветов.

Дети внимательно слушают учителя-логопеда, запоминают приемы и приступают к изготовлению цветов.

Дети делятся впечатлениями и

читают заранее подготовленные стихи.

            Педагог сообщает детям новые знания по теме занятия.

         

         Мы с вами счастливые люди. Мы не знаем , что такое война, но наши прадеды прошли через это.

- Кто такие прадеды?

-У кого воевали прадеды на войне?

 Много людей погибло на войне, не дождались их жены, сестры, дети.

Слайд 1, 2, 3 (про войну) Мы знаем и помним героев, отстоявших мир для нас с вами. Им посвящены стихи,  о них рассказывают в кинофильмах и картинах.

 Но многие  солдаты, совершившие подвиги и отдавшие жизнь, остались, к  сожалению, неизвестными.  После боев  их часто находили   без документов.  Никто не знал, как  их зовут, откуда  они, кто их  родственники.  Таких солдат хоронили прямо на  полях боев, часто в братских могилах,  а на  табличке  подписывали  «Неизвестный солдат, павший смертью храбрых».

      - Кто из вас знает, что означает это выражение «Братская могила»? (ответы детей)

- Мы все знаем, что  у каждого человека, есть имя, фамилию и отчество, полученные при рождении

Но как тогда вы можете объяснить словосочетание: «Безымянный, неизвестный солдат» (ответы детей)

       Сейчас у каждого военнослужащего есть специальные металлические жетоны, которые ни в огне не горят, ни в воде не тонут.

А тогда,  все документы были бумажные, которые портились, терялись.

        И поэтому у многих солдат их не находили и  таких солдат хоронили  в братских могилах. Слайд 4 (Солдатская книжка), слайд 5 (солдатский жетон)

        Для того, чтобы отыскать могилы и восстановить имена бойцов, были созданы специальные поисковые отряды.

 Участники поисковых групп выезжают на места, где проходили сражения.

 Слайд 6 (поисковые отряды). Они работают в непростых условиях, стремясь разыскать останки солдат, которые погибли на поле боя, чтобы увековечить их имена и подвиги.
Увековечить — значит, на века оставить в памяти грядущих поколений – нас с вами.
     

      (Тамара Валентиновна)

 В память о воинах, не вернувшихся с войны, в городах и селах нашей страны установлены памятники Неизвестному солдату.

Педагог предлагает детям посмотреть на экран.

- Посмотрите на экран.

Слайды 7, 8, 9, 10

          К могилам неизвестных героев люди приходят и приносят с собой цветы. В праздничный день 9 мая стоит почетный караул.

         

Кто же он, неизвестный солдат?

Педагог предлагает детям прочесть стихи.

Художественное слово. Стихотворение Ю. Шмидта «Вечный огонь».

Александровский сад.

Вечная память героям.

Кто же он был, неизвестный солдат,

Чтимый Великой страною.

Может, он был, еще юный курсант,

Или простой ополченец.

Может, убит потому, что не встал

Перед врагом на колени.

Может, в атаку он шел в полный рост,

Пуля в излете достала.

Или он был неизвестный матрос,

Тот, что погиб у штурвала.

Может, был летчик, а может танкист;

Это сегодня не важно.

Мы никогда не прочтем этот лист,

Тот треугольник бумажный.

Вечный огонь. Александровский сад.

Памятник тысячам жизней.

Вечный огонь, это память солдат,

Честно служивших отчизне.

Педагог хвалит детей за выразительное чтение стихов и продолжает рассказ.

- Самый главный монумент в честь погибших солдат находится в столице нашей Родины в городе Москва у Кремлевской стены. Там горит Вечный огонь. (Монумент – это памятник   больших, огромных  размеров).

Педагог призывает детей посмотреть на экран.

Слайд 11

Педагог продолжает рассказ.

После войны под Москвой в братской могиле был найден неизвестный солдат. Он был перезахоронен в Москве.

         Позднее на месте захоронения был открыт мемориальный памятник «Могила Неизвестного солдата», а также зажжён Вечный огонь.        

«Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен», - такие слова написаны на  памятниках и монументах. Почетный  караул несут солдаты, сменяясь каждый час (вкл. лирическая мелодия), и вся страна 3 декабря, в День неизвестного солдата,  возлагает цветы на его могилу и чтит память героев минутой молчанья.

Педагог обращает внимание детей на мольберт.

Педагог предлагает детям посмотреть на мольберт с прикрепленным изображением могилы неизвестного солдата.

- Что вы видите на картине?

- Верно.  Предлагаю нам тоже  возложить цветы на могилу Неизвестного солдата. Мы сделаем их своими руками. И нам поможет в этом Т.В.

Педагог предлагает детям: (Татьяна Викторовна)

-  А чтобы наши руки были умелыми и ловкими, проведем пальчиковую гимнастику

«Бойцы-молодцы»

Пальцы эти - все бойцы, удалые молодцы.

(Растопырить пальцы, потом сжать их в кулак)

Два больших и крепких малых и солдат в боях бывалых.

 (Приподнять два больших пальца, другие крепко прижать к столу/коленям.)

Два гвардейца-храбреца!

(Приподнять указательные пальцы, другие крепко прижать к столу/коленям.)

Два сметливых молодца!

(Приподнять средние пальцы, другие крепко прижать к столу/коленям.)

Два героя безымянных, но в работе очень рьяных!

(приподнять безымянные пальцы, другие крепко прижать к столу/коленям.)

Два мизинца-коротышки - очень славные мальчишки!

(Приподнять мизинцы, хлопнуть ладонями по столу/коленям).

Педагог хвалит детей за дружное выполнение гимнастики и предлагает пройти к столам для изготовления цветов, напоминает о приемах их изготовления.

- Возьмите по одной заготовке и посмотрите, как нужно отогнуть каждый слой бумаги, чтобы получился цветок.

- Прошу вас приступить к работе.

- на столах размещены предметы для продуктивной деятельности (изготовления цветов)

Логопеды активизируют детей  похвалой,  в случае необходимости оказывают помощь детям со слабо развитой моторикой. Предлагают рассмотреть свои работы, приклеить цветы к изображенному на ватмане памятнику Неизвестному солдату, затем педагог предлагает детям прочитать стихи. 

- Сегодня мы говорили о том, что героям посвящают стихи, и  я предлагаю послушать стихотворение  о неизвестном солдате

Художественное слово.

Ярко звезды горят,

И в кремлевском саду

Неизвестный солдат

Спит у всех на виду.

Над гранитной плитой

Вечный свет негасим.

Вся страна сиротой

Наклонилась над ним.

Он не сдал автомат

И пилотку свою.

Неизвестный солдат

Пал в жестоком бою.

Неизвестный солдат —

Чей-то сын или брат,

Он с войны никогда

Не вернется назад.

Ярко звезды горят,

И в кремлевском саду

Неизвестный солдат

Спит у всех на виду.

Свет зажгли мы ему

Под стеною Кремля,

А могила ему —

Вся земля, вся земля.

Педагог хвалит детей за хорошо прочитанные  стихи о неизвестном солдате

Затем предлагает детям пройти в кинозал и занять свои места

Практическая деятельность педагога по сообщению, детей по усвоению новых знаний.

Практическая деятельность.

Упражнение в составлении сложных предложений с союзами

на развитие связной речи.

Практическая деятельность.

Дети читают стихи, тренируя плавность, эмоциональность и выразительность ритмизованной речи.

Практическая деятельность.

Упражнение в составлении сложных предложений с союзами

на развитие связной речи.

Практическая деятельность.

Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики

Практическая деятельность.

Изготовление воспитанниками цветов.

Музыкальное сопровождение.

Практическая деятельность.

Дети читают стихи, тренируя плавность, эмоциональность и выразительность ритмизованной речи.

Заключительная часть

Цель: подведение итогов.

Задачи:

1.Закреплять умение детей обобщать и делать выводы.

2.Развивать желание делиться своими впечатлениями.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечания

Дети сели на стулья

Активно и эмоционально выражают свои мысли, чувства, делятся своими впечатлениями.

Отвечают на вопросы хором и индивидуально.

Дети прощаются с гостями.

Педагог (Лариса Геннадьевна) побуждает детей к обсуждению, выделению главного, обращаясь с вопросами:

Мини-опрос по теме мероприятия:


- Дети, как вы считаете, кто же они - «неизвестные солдаты  войны»?
- Какие памятники, посвящённые героям войны - известным и неизвестным -  есть в нашем городе? - Где они находятся?

- Посмотрите на экран.

Слайд (на привокзальной площади - памятник-мемориал, посвященный подвигам солдат нашего города в годы ВОВ)

Слайд (Памятник воинам пехотного училища , расположен возле парка им. Кирова).

Слайд (памятник «Воинам-железнодорожникам», расположен он перед зданием депо)

 - Что такое мемориал?

Логопед активизирует детей индивидуальными обращениями, похвалой.

Педагог отмечает, что дети говорили предложениями,  красиво и правильно и сообщает детям:

- «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен» — такие слова написаны на памятниках и мемориалах Никто не знает, как звали человека, который похоронен там. Но все знают, что он храбро сражался, помнят, что погиб Неизвестный солдат за нашу счастливую жизнь.

 

- Рубцовчане,  взрослые и  дети, минутой молчания почтим  память тех, кто погиб, защищая мир на земле.

Логопед сообщает, что закончилось занятие, просит детей попрощаться с гостями и пройти на 1 этаж детского сада.

- А теперь предлагаю вам пройти на 1 этаж и прикрепить там нашу работу, чтобы все – и родители и другие дети нашего детского сада -  могли тоже почтить  память Неизвестного солдата.

Практическая деятельность.

Упражнение в  употреблении простых распространённых предложений с прямым

и косвенным дополнением

Звучание метронома. Минута молчания.

 

Слайд 1

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/15931_c49cc3c7a86766d564b1b4ec793df2d1.jpg.jpg

Слайд 2

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/15931_f5d509d41e966b797fa9500010e967d4.jpg.jpg

Похоронено 275 человек: 77 известных и 198 неизвестных

Слайд 3

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/15931_2319df89eef47faeaf8e68bb058b8657.jpg.jpg

Похоронено 157 человек: 11 известных и 146 неизвестных

Слайд 4

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/15931_e0cf801ac9bf54acfa4bec3334e7671a.jpg.jpg

Могила неизвестного солдата

Слайд 5

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/15931_02a890fc42b154be20c9244c028fe61f.jpg.jpg

Мемориальный архитектурный ансамбль «Могила Неизвестного солдата».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие-беседа «День Неизвестного Солдата» ( для детей старшего дошкольного возраста).

Цель: Увековечивание памяти, воинской доблести и бессмертный подвиг российских и советских воинов, погибших в боевых действиях на территории страны или за её пределами, чьё имя осталось неизвестным.За...

Литературно-музыкальное мероприятие, посвященное Дню неизвестного солдата

Повышение эффективности патриотического воспитания детей дошкольного возраста, посредствам проведения патриотических мероприятий, посвященных памятным датам в истории Отечества, связанных с важнейшими...

Занятие-беседа «День Неизвестного солдата»

Цель: Увековечивание памяти, воинской доблести и бессмертный подвиг российских и советских воинов, погибших в боевых действиях на территории страны или за её пределами, чьё имя осталось неизвестн...

Занятие-беседа «День Неизвестного Солдата» (для детей старшего дошкольного возраста)

Занятие-беседа «День Неизвестного Солдата» (для детей старшего дошкольного возраста)Цель: Увековечивание памяти, воинской доблести и бессмертный подвиг российских и советских в...

Викторина , посвященная " Дню неизвестного солдата" подготовительная группа

Формирование исторической памяти и благодарности, уважения  к воинской  доблести  и бессмертному  подвигу российских и советских воинов, погибших в боевых действиях на территории с...