Артикуляционные сказки
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Ляцкая Наталья Николаевна

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

 Артикуляционная гимнастика призвана подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению звуков родного языка.

Условия, обеспечивающие эффективность артикуляторной гимнастики:

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

2. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

3. Если ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы

4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом.

Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. После прочного усвоения необходимых упражнений артикуляторную гимнастику можно проводить без зеркала, обеспечивая тем самым развитие кинестетических ощущений от органов артикуляторного аппарата.

 К сожалению, процесс подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению достаточно длителен. Одни и те же упражнения быстро надоедают ребенку.

И каждый педагог старается как-то его разнообразить, сделать более интересным для ребёнка.

Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений, необходимо стремимся выполнять их в игровой форме, включая в работу различные анализаторы и используя многообразие вспомогательного материала.

В настоящее время существуют разнообразные комплексы артикуляционных гимнастик.

Особый интерес представляют «Сказки о Веселом Язычке», в интересной форме рассказывающие о приключениях героя. Каждый комплекс ориентирован на определенную лексическую тему, это удобно в повседневной работе воспитателя с детьми. Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики можно разнообразить заранее подготовленными предметными и сюжетными картинками. После выполнения артикуляционной гимнастики можно провести небольшую беседу, вспомнить, куда отправился Язычок, что он делал, с кем познакомился, как пели птицы и т.д.

На этом этапе необходимо следить за правильным построением предложения, согласованием слов в роде, числе и падеже. Беседа поможет активизировать лексический запас, развить наблюдательность, внимание, память, научить улавливать зависимость между конкретными действиями, событиями или явлениями.

Вопросы, предлагаемые для беседы, направлены преимущественно на познавательную активность ребенка и соответствуют основным закономерностям развития психических процессов в период дошкольного детства.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskie_skazki.docx502.75 КБ

Предварительный просмотр:

https://sun9-28.userapi.com/s/v1/ig2/8pLCNx8TsAaqSSy6KxjvPD9zckqkgGUyxttdwwB4lCLYYeRXB2pdL7acY7a_fbaplTiq_8tYgLv_ZiOEpsOhWDU8.jpg?size=429x604&quality=96&type=album                              https://sun9-59.userapi.com/s/v1/ig2/UtZF3ezcdnqAOI3zXuUjjvB-F-7A95tvxYIR8ZuIVf2gaC8ybtlyRwEl8yaleiKKRLea_I9wwiKXWpbOuaAzAPrM.jpg?size=429x604&quality=96&type=album                           https://sun9-11.userapi.com/s/v1/ig2/Jji67iHjba36PAtdeguOspobzW6o98u5e9o_-NJhgwAWe8Pgu7lIq0CxInVxIMV5M0K2Adp-1O6IqTz5NHuTD-sr.jpg?size=430x604&quality=96&type=album                https://sun9-49.userapi.com/s/v1/ig2/RHmaKTfYNANgpcPUWUcIhy-obNl3zudZ639aLuqm6q1fE7j_M8iSI1ieRsVDhR3L4AhCqyt9fh5F-XvOdPm0JFQS.jpg?size=432x604&quality=96&type=album                          https://sun9-78.userapi.com/s/v1/ig2/c-2FaG01F-u05Pf0a6VJEePLEv03SvJrPwu573CDgsjWvrLj__nGQxVMHh10xjYRQmP3ajfjM-faxZoYCmSlFCOO.jpg?size=431x604&quality=96&type=album                         https://sun9-5.userapi.com/s/v1/ig2/QUWKsUEdmz5h87WhcOWh_M6Jc0CEhSj_Wrigd0n-vNi0jTwAaLVvZd6dBT-WNkSMZiUuVt4Rh1gu7v6qwo2u13UN.jpg?size=432x604&quality=96&type=album


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная сказка в картинках "Винни - пух и его друзья".

Артикуляционная гимнастика для постановки звука Р  и Рь  в форме   сказки с картинками....

Артикуляционная сказка "Девочка Маша"

Артикуляционная гимнастика для постановки звуков Ш, Ж, Ч, Щ, в форме сказки с картинками....

Артикуляционные сказки по теме "Домашние животные"

Подобран материал для проведения артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста пред­ставленный в виде занимательных сказок о Язычке, вызывающих у  дошкольников интерес к орга­нам...

Артикуляционная сказка Винни-Пух

Артикуляционная сказка Винни-Пух, выполняется с подгруппой детей , глядя в зеркало, контролируя артикуляцию....

Артикуляционные сказки

Сюжетно составленная линия с подобранным комплексов упражнений...

Артикуляционные сказки

В данной работе предосталены сказки для проведения артикуляционной гимнастики....

"Артикуляционные сказки"

подборка комплексов артикуляционной гимнастики...