Консультация для родителей «Роль артикуляционной (логопедической) гимнастики в развитии речи детей»
консультация по логопедии (старшая группа)
В данной констультации для родителей представлен материал то теме «Роль артикуляционной (логопедической) гимнастики в развитии речи детей», описаны: понятие артикуляционной гимнастики, цель, виды, а также, даны рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики дома. В приложении представлен набор артикуляционных упражений с описанием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_po_teme_rol_artikulyatsionnoy_gimnastiki.docx | 23.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Роль артикуляционной (логопедической) гимнастики в развитии речи детей»
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (гуление, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка, они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Артикуляционная гимнастика бывает двух видов:
пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения). Пассивные движения постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и в активные.
Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. А также, статические артикуляционные упражнения, направленные на выработку правильной позы и динамические, направленные на правильное выполнение движений.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:
- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание
артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать
определенную последовательность, идти от простых упражнений к более
сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений, новым может быть только одно,
второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок
выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить
новое упражнение, лучше отрабатывать старый материал. Для его
закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком
положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги
находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы
самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной
гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также, ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Организация проведения артикуляционной гимнастики
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, взрослый помогает ему
(шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
5. Подходить к выполнению упражнений творчески.
Например, чтобы понять и запомнить правильное положение языка в упражнении «Вкусное варенье» (См. приложение № 1), можно намазать верхнюю губу вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит Ваш ребенок.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность
движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение
исчезает, движения становятся непринужденными и, вместе с тем,
координированными.
Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна
включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на
развитие динамической координации речевых движений.
Приложение №1.
- «Окошечко». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
- "Улыбка"- Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
- "Хоботок" - Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
- «Улыбка-хоботок». Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
- "Лягушечка"- Удерживание губ в улыбке. Зубы видны.
- "Бублик" Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
- «Лягушечка - бублик»
- «Блинчик». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
- «Иголочка» Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
- «Блинчик – иголочка»
- «Часики» Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого (тик-так, тик-так) к уголкам рта (влево-вправо). Челюсть не двигается
- «Качели» Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. Челюсть не двигается.
- «Почистить зубы». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
- «Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
- «Киска сердится». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
- «Рыбки». Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
- «Уточка». Вытянуть губы, сжать их и вытягивать губы вперед как можно сильнее, изображая клюв уточки.
- «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
- «Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
- «Гармошка». Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
- «Поцелуйчик» Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя».
- «Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
- «Голодный хомячок.» Втянуть щеки.
- Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
- «Футбол», («Спрячь конфетку»).Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
- «Вкусное варенье» Рот открыт, языком облизать верхнюю губу сверху вниз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей и родителей "Пальчиковая гимнастика для развития речи детей"
Консультация знакомит с основными видами упражнений по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста. Проведение пальчиковых игр в стихотворном сопровождении, использование разнообразного матери...
Консультация для родителей «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей»
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие д...
Консультация для родителей на тему :"Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей дошкольного возраста"
Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет или упражнения для развития пальчиков — эффективный способ развития мелкой моторики. Она положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на ег...
Консультация для родителей «Роль и значение дидактических игр для развития речи дошкольников»
Дидактическая игра создает благоприятные условия для активизации речевой и познавательной деятельности. Познавательная деятельность проходит в игровом контакте, и является своеобразным катализатором...
Консультация для родителей: «Роль и значение дидактических игр для развития речи детей дошкольного возраста».
laquo;Без игры нет и не, может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий. ...
Консультация для родителей «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей»
о необходимости проведения артикуляционной гимнастики...
Консультация для родителей «Роль чтения и рассказывания сказок для развития речи ребенка»
Слушая рассказы и сказки, дети познают точность слова, перед ними раскрывается меткость и выразительность родного языка....