Комплекс итоговых логоритмических занятий в системе развития и коррекции речи у детей с ТНР
материал по логопедии (старшая группа)
Логоритмические занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_logoritmicheskih_zanyatiy.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс итоговых логоритмических занятий в системе развития и коррекции речи у детей с ОНР
Конспект итогового логоритмического занятия (октябрь)
Цели: 1. Закрепить навыки речи с движениями, совершенствовать общую, мелкую, артикуляционную моторику.
2. Формировать навыки количественного звукового анализа посредством игр и упражнений.
3. Коррекция произвольного внимания, концентрации и переключения внимания.
4. Воспитание навыка контроля и самоконтроля.
Оборудование: игрушк-муляжи фруктов и овощей, картинки с изображением фруктов, овощей; листочки из бумаги, диск с альбомом детских песен.
«Огород. Овощи. Сад. Фрукты»
Лог: ребятки, сегодня мы с вами поедем к бабушке, на дачу. Будем ей помогать собирать урожай в огороде и в саду. Усаживаемся в поезд, поехали!
Как я весело качу!
Я колесами стучу!
Чу-чу-чу, чу-чу-чу!
Вас на дачу прикачу!
Мы на станции сойдем,
К даче через лес пойдем,
Дружно мы шагаем
Ножки поднимаем.
Лог: Вот мы и пришли. А как легко здесь дышится. Воздух чистый, свежий.
1. Упражнение на дыхание:
Лог: Кто это возле домика нас ожидает? Это бабушка Арина нас встречает.
2. Игра «Что сажают в огороде и саду?»
Б-ка: Здравствуйте, ребятки. У меня в огороде и в саду растет много овощей и фруктов. А вы знаете, что сажают в огороде и саду? (овощи и фрукты)
Давайте поиграем: я буду называть разные овощи и фрукты, а вы внимательно слушайте. Если услышите фрукты - поднимите ручки вверх, а если овощ - присядьте на корточки.
Лог: Что нужно сделать, чтобы вырос хороший урожай? (надо ухаживать за овощами и за фруктами, поливать, полоть, рыхлить).
Лог: А вы хотите превратиться в овощи? (Превращение)
Лог: Посмотри, бабушка, давно не было дождика и наши овощи завяли.
3. Упражнение на расслабление
опустили головки;
опустили листики;
согнулся весь стебелек.
(Детки опускают голову; роняют руки вдоль туловища; приседают на корточки).
4. Подвижное упражнение «Дождик»
Капля раз, капля два
Очень медленно сперва
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом
Мы зонты свои раскрыли
От дождя себя укрыли
Лог: Бабушка Арина все лето трудилась на своем огороде, ухаживала за своим садом. И уродился у бабушки богатый урожай. Взяла бабушка корзинку и пошла собирать овощи. Ходит она по огороду, каждый овощ осматривает. Выбирает только самые спелые, самые красивы, самые хорошие.
Б-ка: Кто себя похвалит, о себе расскажет, того я в корзинку положу.
Лог: всем овощам хочется в бабушкину корзинку попасть. И решили они сами себя похвалить, о себе рассказать - кто они и какие.
Б-ка: Ты кто? Ты какой?
(Описательный рассказ об овощах).
Б-ка: Такой овощ мне нужен. Полезай ко мне в корзинку.
(Ребенок кладет свой овощ в корзинку)
Б-ка: А еще я собрала целый мешок фруктов.
Лог: Сейчас вы будете поочереди опускать руку в мешочек, нащупывать там фрукт, ощупывать его и рассказывать, что это за фрукт, какой он на ощупь.
5. Игра «Чудесный мешочек»
Лог: что можно приготовить из фруктов?
6. Пальчиковая игра «Компот»
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить
грушу будем мы рубить,
отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
Б-ка: Ребятки, посмотрите, у меня на блюде много овощей и фруктов.
Я попрошу вас взять один овощ и один фрукт, раскрасить их и посадить туда, где они должны расти.
Лог: Где растут овощи? (в огороде, на грядке)
Где растут фрукты? (в саду)
(Бабушка дарит ребяткам корзину с фруктами и прощается с ними).
Конспект итогового логоритмического занятия (декабрь) «Лесные жители».
Цели: 1. Закрепить навыки речи с движениями, совершенствовать общую, мелкую, артикуляционную моторику.
2. Формировать навыки количественного звукового анализа посредством игр и упражнений.
3. Коррекция произвольного внимания, концентрации и переключения внимания.
4. Воспитание навыка контроля и самоконтроля.
Оборудование: игрушка белки, картинки с изображением животных, листочки из бумаги, паровоз с вагончиками – кармашками, кассета с альбомом детских песен, подставка.
Ход занятия:
1.Вход под музыку, построение, приветствие, контроль осанки.
- Вы любите путешествовать?
Я предлагаю отправиться в путешествие в наш сибирский лес.
- На чём можно отправится в наш лес?
Давайте на поезде!
В лесу нас ожидают трудности, нужно будет решать какие – нибудь задачки, вы готовы?
Тогда в путь!
2. Дети встают друг за другом и исполняют танец “Паровозик”.
- мы на лесной полянке – здесь много листьев, выберите себе листочек.
Дыхательное упражнение – у кого листок полетит дальше.
В конце игры дети собирают листья в букет. Рассаживаются на поляне.
Игра “музыкальный зоопарк” - угадать, кого из животных “нарисовал” композитор? Если угадали, то выставляется соответствующая картинка.
Исполняются фрагменты пьес: “Зайка” - М.Красева,
“Медвежата” - М.Красева,
“Птичка” - А.Караманова,
“Мышки” - Я.Лефельда,
“Ёж” - А.Гедике (этюд),
“Лиса” - М.Пипер,
“Волк” - Э.Градески.
мелодии из сб. “Музыкальный зоопарк” - Н.Б.Дубковой.
- Конкурс артистов на самое выразительное изображение лесных жителей в движениях. Участник изображает животного, все отгадывают.
Предлагается прокатить животных в поезде, разместив их так:
1 – вагон – в названиях животных 4 звука,
2 – вагон – в названиях животных 5 звуков,
3 – вагон всех остальных.
Едем дальше.
- дети садятся в круг на ковёр и покачиваясь вправо – влево исполняют песню “Паровоз”, на куплете хлопки в ладоши на сильную долю, на припев – руки согнуты в локтях – имитируют движения колёс.
- на “поляне” картинки животных без хвостов, и отдельно нарисованные хвосты. Нужно каждому животному найти его хвост:
педагог - лисе, дети – лисий,
- медведю, - медвежий,
- зайцу, - заячий,
- белке, - беличий,
- волку, - волчий,
- мыше, - мышиный.
Игра “Лиса и зайцы” в сопровождении слов и мелодии.
Убежали зайцы от лисы и прискакали к волшебному зеркалу.
Артикуляционная сказка: “Белка”.
Дети усаживаётся на стульях вокруг настенного зеркала.
Упр. “Часики”, “Чистим зубки”, “Чашечка”, “Орешки” - “Вкусное варенье”, “Качели”, “Лошадка”, “Грибок”.
Игра “музыкальные прятки” см. голосовые игры.
Загадка о дятле.
Игра “Повтори” по типу “научим матрёшек танцевать” см. развитие ритмического чувства.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Подыгрывание мелодии на кубиках, ложках, кастаньетах. Муз. “Уж как по мосту мосточку…”
3. Слушание звукозаписи пения птиц и журчание ручья,
расслабление мышц лёжа на спине.
Возвращение на поезде, тот же танец , что и в начале занятия.
Мне понравилось с вами работать.
Занятие окончено.
Конспект итогового логоритмического заняти(февраль)
«Путешествие в морское царство».
Цели: 1. Закрепить навыки речи с движениями, совершенствовать общую,
мелкую, и артикуляционную моторику.
2. Формировать навыки количественного слогового анализа посредством
ритмизации слова.
3. Коррекция общих речевых навыков посредством игр и упражнений.
4. Воспитание навыков контроля и самоконтроля, эмоционально
осознанного поведения.
Оборудование: оформление зала в морском стиле (морские звёзды, медузы, водоросли, рыбки – на центральной стене и в простенке), на центральной стене – морской царь; на кассете песни “Синяя вода” - В. Шаинского, “Песня Водяного” - М.Дунаевского, костюм водяного для ребёнка, корона царя Нептуна.
Ход занятия:
1.Вход в зал, построение, приветствие, контроль осанки.
Сегодня мы с вами повторим всё, чему научились в этой четверти. Для этого я приглашаю вас в морское царство. Для того чтобы туда добраться мы должны преодолеть несколько препятствий, обмануть Водяного и пройти все испытания.
2.Игроритмика: (различие динамики звука – “громко – тихо”).
Марш с хлопками на акцент,
“речка” - переход по скамейке,
“яма” - прыжок в длину с места,
“гора” - лазание по наклонной скамейке,
“болото” - прыжки по кочкам (кружочкам).
Встреча Водяного (ребёнок в костюме Водяного):
Водяной не отпускает пока не поиграете – ему скучно одному.
-- Игра “Водяной”.
Водяной в центре круга сидит на корточках, с завязанными глазами – “спит”.
Дети, взявшись за реки, ходят по кругу, хором произносят слова:
Водяной, Водяной,
Что сидишь ты под водой.
Выгляни на чуточку,
На одну минуточку,
И поймай на удочку
Хоть одну малюсочку.
Водяной подходит к любому ребёнку и угадывает, кто перед нам. Если правильно, то Водяной проиграл и должен пропустить детей в морское царство.
Но водяной не пропускает и задаёт следующее задание:
-- упр. на дыхание: “Парус” - вдох носом, выдох продолжительно через рот, губы трубочкой – ветер надувает паруса;
“Ныряем под водой” - вдох ртом, выдох продолжительный ртом; глубокий вдох носом, выдох продолжительный носом.
-- упр. на развитие диапазона голоса “Большие и маленькие волны”:
сед на пятках, руки вниз.
- пропевание гласных - “А”, “О”, “У”, “И”, от тихого к громкому постепенно усиливая силу голоса, руками показать силу голоса – вверх – громко, при этом вставая на колени, вниз – тихо, сед на пятках; динамику – от низкого к высокому и к низкому с постепенным повышением и понижением звука, руками показать направление мелодии – вверх и вниз, при этом вставая на колени при движении рук вверх;
- пропевание согласных: “С”, “Ш”, “Ф” - постепенно усиливая звучание и ослабляя за счёт выдоха, при этом движениями рук показывать силу звука – руки вверх громкий, при этом вставая на колени, руки вниз – тихий, сед на пятках.
-- упр. на укрепление мышц спины “Морская звезда”.
Лёжа на животе руки и ноги в стороны, прогнуться – поднять голову, верхнюю часть туловища, руки, ноги. Подержать досчитав до трёх.
Опустить в исходное положение.
-- общеразвивающие упр. “плавание брассом” - лёжа на животе;
“кальмар” - сидя руки в упоре сзади;
“медуза” - лёжа на спине, ноги врозь, руки вверх в стороны;
“альбатрос” - сидя ноги врозь руки в стороны;
“ я на солнышке лежу” - упр. на расслабление.
Дети прошли все испытания и могут идти к морю, где из встречает царь Нептун (ребёнок).
Нептун хочет побольше узнать о земле.
Упр. “выбери картинку” - выбрать картинки в которых название животных и птиц из одного слога, двух слогов, трёх слогов.
Упр. “подбери рифму к слогам” - ак – ак – на поляне растёт …(мак), ук – ук – в огороде растёт …(лук), ешки – ешки – белка щёлкает …(орешки), олк – олк – в поле рыщет злющий …(волк), ишка – ишка - крепко спит в берлоге …(мишка),
рона – рона – в поле каркает …(ворона), ри – ри – прилетели …(снегири).
Упр. “расскажите хором сказку” - рассказываем сказку называя только первый слог каждого слова, сказка “Репка”.
Игра “море волнуется”. Произносить с постепенным усилением громкости, тревожно, в медленном темпе.
Игра на детских музыкальных инструментах “Во саду ли в огороде” - русская нар. песня. Подобрать инструменты по тембру из предложенных
(маракасы, треугольник, кубики, кастаньеты, колокольчики, бубны, трещотки) и устроить Нептуну концерт.
3.Возвращение назад упр. “болото”, “гора”, “яма”, “речка” - как в начале занятия, только в обратном порядке.
- Что было трудным в заданиях Водяного и Нептуна?
- Что далось легко?
Мне понравилось с вами заниматься.
Занятие окончено.
Конспект итогового логоритмического занятия(апрель)
«Как звери весне радовались».
Цели: 1. Закрепить навыки речи с движениями, совершенствовать общую, мелкую, артикуляционную моторику.
2. Закрепить умение использовать общие речевые навыки посредством игр и упражнений.
3. Коррекция произвольного внимания посредством игр и упражнений.
4. Воспитание навыков самоконтроля посредством игр и упражнений.
Оснащение: иллюстрации с изображением весны и зимы, игрушки (дед мороз, заяц, тетерев, медведь, весна, ёлочка), две шапочки – маски тетерь, деревянная расписная чашка, картинки (ежик, лиса, волк, заяц), кассета “Весенняя планета”.
Ход занятия:
1. Вход в зал под музыку из сб. “весенняя планета”.
Построение, проверка осанки, приветствие.
Сегодня на занятии мы постараемся вспомнить всё, чему научились, и по этому я приглашаю вас на прогулку, а куда вы сами догадаетесь.
2. Ребята, какое настало время года? Отгадайте:
Солнце ярче светит.
Дует теплый ветер.
Птицы с юга прилетели.
Звонко капают капели.
Вот и кончилась зима.
К нам опять пришла … (весна).
Помогут рассказать о весне картинки. Выберите картинку на которой показана весна и назовите приметы.
Если прислушаться весной, то услышишь как вся природа радуется её приходу.
Фонопедичесние упр. по методу В.Емельянова.
Звонко капают капели, (произносить “кап” в разных регистрах).
Птицы весело поют. (“чирик” - в высоком регистре).
Встретят солнце птичьи трели, (“тр – р – р!...” - в высоком регистре.)
Птицы к нам тепло зовут. (каждый ребёнок кричит голосом любой птицы по выбору).
Тает снег, (“а – ах!” - глиссандо сверху вниз (“сугроб оседает”).
Бежит в канавке
Звонкий чистый ручеёк. (“бл – л – л!..” - в среднем и верхнем регистрах.
Котик нежится на травке, (“Мяу!” - мягкое глиссандо сверху вниз от среднего регистра).
Мать – и – мачехи цветок
На ветру кивает жёлтой головой, (“ф – ф – ф…” - продолжительно выдыхают.
Его гладит лучик солнца золотой. (коротко произносить звук “а” в нисходящем движении, показывая направление указательным пальцем).
Подготовленный ребёнок читает стих.
Полюбуйтесь, весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
И.Никитин
Проговариваем чистоговорку “л” - ла – ла – ла – к нам весна пришла. (хлопают в ладоши)
Пло – пло – пло – на дворе тепло. (сжимают пальчы в кулаки и разжимают их)
Пель – пель – пель – капает капель. (ударяет указательным пальцем одной руки о ладонь другой)
Ля – ля – ля – расцвела земля! (вращают поднятыми кистями над головой)
Исполняют “весеннюю песенку”.
Предложить отправится в лес, посмотреть как звери встречают весну.
Двигательные упр. “В путь”.
В лес весенний мы шагаем, (маршевый шаг).
Ноги выше поднимаем.
Топают ножки
По прямой дорожке. (шагают на всей стопе).
И поскачут ножки прямо по дорожке, (выполняют поскоки).
Скакали, скакали
И встали. Стоп! (остановиться)
По узенькой дорожке
Пойдут тихонько ножки. (идут на носках)
Друг за дружкой побежали
И не сколько не устали. (бег на носках)
И опять шагаем ножки поднимаем. (маршевым шагом).
Вот мы и в лесу. Кто это притаился под ёлкой?
Заяц (проводится логопедическая гимнастика)
Упр. “улыбка” - заяц улыбается, упр. “заборчик”, упр. “заяц кусает губу” - верхнюю, затем нижнюю, упр. “болтушка”.
Тетерев в снегу уже не прячется, пару себе нашёл.
Игра “найди пару”.
А я по лугу гуляю, - дети ходят с носка в произвольном
По зелёному гуляю. направлении.
Люленьки – люли, (2 раза)
Себе друга выбираю, - кланяются друг другу когда идут
Дорогого выбираю. на встречу.
Люленьки – люли.
Хлоп хлоп, топ – топ, - движения по тексту
Где ты миленький дружок? - пружинка
На проигрыш быстро встают в пары и кружаться.
Инсценировка русской нар. песни “Две тетери”.
Выбираем 2-ух детей по считалке, надеваем шапочки – маски.
Все дети в хороводе.
Как на нашем на лугу - дети идут хороводом вокруг чашки в центре
Стоит чашка творогу. круга.
Прилетели две тетери - выбранные дети выбегают в круг делают
махи руками.
Поклевали, - делают два наклона, отводя руки назад.
Улетели. – возвращаются в круг.
Из берлоги вылез медведь.
Проводится игра пантомимика – “Лесные звери”.
Дети ходят свободно по залу изображая медведя под музыку, как только музыка остановилась нужно принять позу того животного, которого показываю на картинке (заяц, ёжик, волк, лиса).
Дети встают в круг. Проводится игра “Все смеются”.
Раз и два – (два хлопка)
Звенят капели. (2 раза ударить указательным пальцем одной
руки по ладони другой)
Три – четыре – (два хлопка)
Мы запели. (2 раза прижимают ладони к груди)
Пять и шесть – (два хлопка)
Летят скворцы, (взмахивают кистями рук)
К нам летят гонцы весны.
Семь и восемь – (два хлопка)
Песни льются. (вытянуть руки вперёд)
Девять – десять – (два хлопка)
Все смеются. (поднять руки вверх)
Игра на детских музыкальных инструментах. Вальс – шутка Д.Шостаковича.
3. Возвращаемся из леса, выполняя двигательные упр. “В путь” (первую строчку читаем – все из леса мы шагаем…
Итог: - Что больше всего запомнилось в лесу?
Молодцы ребята, мне понравилось с вами работать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового логоритмического занятия
Итоговое логоритмическое занятие с детьми подготовительной группы с ЗПР...
Формирование графомоторных навыков и операционной готовности к овладению письменной речью в системе развития и коррекции мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей со стертой формой дизартрии.
В работе рассматриваются:-Диагностика уровня развития мелкой моторики-Планирование работы по развитию графомоторных навыков-Взаимосвязь в работе логопеда, воспитателя и других специалистов ДОУ....
Итоговое логоритмическое занятие: «Золотая волшебница - Осень»
Вашему вниманию представляется итоговое занятие по лексической теме «Золотая волшебница Осень». В него включены упражнения, активизирующие внимание, общеразвивающие, регулирующие мышечный тонус, разви...
Комплекс занятий, направленный на развитие и коррекцию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и детьми. Когда окружающие относятся к ребенку ласково, проявляют внимание, он испытывает эмоц...
Итоговая работа на тему: «Система развития предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания детьми дошкольного возраста произведений словесного искусства»
I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной д...
Интегрированное занятие по развитию и коррекции речи детей с нарушением интеллекта через мелкую моторику рук - Тема "Три медведя"
Аттестационный материал....
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ЛОГОПЕДОВ
Аннотация. В статье обосновывается авторский подход к организации и проведению занятий логопедической ритмикой, раскрываются условия применения логоритмических методик в системе подготовки будущих лог...