Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука З"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Соколовская Елена Викторовна

В конспекте представлен материал для автоматизации звука З в слогах и в начале слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvuka_z.docx44.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия

Тема:Автоматизация звука [з]»

Цель: закрепление правильного произношения звука [з] в слогах и словах

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

формирование правильного произношения звука [з];

уточнение акустического и артикуляционного образа звука [з];

автоматизация звука в изолированном виде, в прямых слогах, словах со звуком в начале слова.

2. Коррекционно-развивающие:

развитие артикуляционной и мелкой моторики;

развитие плавного длительного выдоха;

развитие фонематического слуха;

развитие силы голоса и интонационной выразительности речи.

3. Коррекционно-воспитательные:

воспитание навыков сотрудничества и взаимодействия;

формирование положительного отношения к занятиям.

Оборудование: Кукла клоун, ; шнуровка, картинки с артикуляционными упражнениями, картинки

с изображением комара, мыльные пузыри, картинками со звуком [З], зеркало, суджок шарики.

Ход занятия:

Этапы занятия

Содержание

Конспект индивидуального логопедического занятия

Тема: «Автоматизация звука З в слогах, в начале слова»

Доминирующая образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Вид деятельности: игровая, коммуникативная.

Цель: автоматизация звука З.

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные:

-автоматизировать звук в слогах и в начале слова.

Коррекционно-развивающие задачи:

-развивать артикуляционной праксис;

-развивать фонематический слух – выделение заданного звука из ряда предложенных, из слогов;

-развивать общую моторику;

- развивать познавательные процессы.

Коррекционно-воспитательные задачи:

-формировать навык самоконтроля звукопроизношения.

Материалы и оборудование: мыльные пузыри. игрушка клоун. карточки артикуляционной гимнастики, картинки -мячи

Предварительная работа:  автоматизация звука Ш, формирование праксиса шипящих звуков.

Планируемые результаты: ребенок научится произносить звук Ж, выделять его из ряда звуков, слогов.

Структура занятия:

Вводная часть

1 мин

II.

Основная часть

18 мин

1.

Дыхательная гимнастика

1 мин

2.

Артикуляционная гимнастика

2 мин

3.

Изолированное произнесение звука

1 мин

4.

Анализ артикуляции

2 мин

5.

 Развитие силы голоса и интонационной выразительности речи

2 мин

6.

Развитие фонематического слуха

2 мин

Физкультминутка

2 мин

7.

Автоматизация звука в слогах

2 мин

Автоматизация звука в начале слова

2 мин

Развитие мелкой моторики посредством шнуровки

2 мин

III.

Заключительная часть

1 мин

Ход занятия

  1. Вводная часть

Логопед:

“- Здравствуй! Послушай, пожалуйста, загадку:

Это тот еще умелец:

Он жонглер и акробат,  

Правда делает он это,

Чтобы рассмешить ребят.

Он одарит всех поклонов-

Это всем знакомый

  1. -Как ты думаешь, кто это?

Сообщение темы

Логопед:

“- Правильно, это клоун. Его зовут Захар. Он пришёл к нам в гости, чтобы сделать наше занятие

весёлым. Сегодня мы с тобой продолжим работу со звуком [З]. Будем стараться произносить его

правильно и красиво”.

 Развитие длительного и плавного выдоха

Логопед:

“- Посмотри, клоун принёс с собой волшебную коробочку, давай посмотрим, что в ней лежит?

Ребенок:

Мыльные пузыри.

Логопед:

II основная часть.

1. Дыхательная гимнастика

- Что это? Правильно, это мыльные пузыри. Ты любишь надувать мыльные пузыри?

Ребенок:

- Да.

Логопед:

- Давай попробуем. Только есть одно условие: вдох мы делаем носом, выдох ртом и следим, чтобы

щёки не надувались”. Молодец!

2. Артикуляционная гимнастика

Логопед:

“- Давай представим, что мы в цирке. И теперь мы будем показывать для зрителей веселую

гимнастику для звука З.

«Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами,

произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: «тя-тя-тя».

«Блинчик»

выполняется с пособием «Часики»

Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта,

верхние зубы видны. Удерживать под счет от 1 до 10 секунд.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так,

чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку,

положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит

вверх Выполняется по

Молодец!

Ребенок вместе с логопедом выполняют артикуляционные упражнения, используя картинки.

3. Изолированное произнесение.

Логопед:

“- Ты, наверное, знаешь, что клоуны часто гастролируют. Вспомни, кто всегда вместе с Захаром

отправляется на гастроли?

Ребенок:

Логопед:

- Наш клоун всегда гастролирует вместе с другом Зузой. Давай вспомним, как звенит комарик.  

ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ

-Молодец

Ребенок совместно с логопедом произносит звук [З].

4.  Анализ артикуляции

Логопед:

“- Скажи, когда мы произносим звук [З] в каком положении находятся губы? Ребенок:

- губы улыбаются.

- зубы сомкнуты, между ними щель

Логопед:

- А где находится язычок?

Ребенок:

-кончик языка упирается в нижние зубы.

Логопед:

- Звук [З] он какой гласный или согласный?

Ребенок:

- Согласный.

- звук «З» произносится с  голосом – звонкий

Логопед:

- Давай еще раз изобразим как звенит комарик.

5. Развитие силы голоса и интонационной выразительности речи

Логопед:

- Когда комар взлетает, мы слышим сильный звук, и чем дальше он улетает, тем звук становится

тише. Давай изобрази это.

И наоборот. Когда комар где-то далеко летит, мы слышим тихий звук, приближаясь звук

становится сильнее.

Ребенок совместно с логопедом произносит тихо-громко звук [З].

6. Развитие фонематического слуха

Логопед:

“- Давай поиграем. Сейчас я буду произносить различные звуки, ты возьмешь молоток

музыкальный  и постучишь, когда услышишь звук [З], слог со звуком [З], слово со звуком [З].

«Поймай комарика»:

-хлопни в ладоши, если услышишь звук З

-а-и-з-з-у-з-э-з-з

да-зы-во-зу-аз-ум-ир-зо

дом-зонт-забор-окно-заяц-уши-жук-замок

- Молодец!

7. Физкультминутка (проводится под песню «У жирафа пятнышки)

Ориентация в своем теле

8. Автоматизация звука в слогах

Логопед:

- Клоун любит жонглировать. Посмотри, сколько у него разноцветных мячей (картинки-мячи)  Он предлагает нам поиграть в игру. Я буду произносить слоги, а ты запоминай.

-А теперь вспомни, как я говорила

сенсорной доске)

Произнеси слог ЗА столько раз, сколько у клоуна красных мячей. Произнеси слог ЗЫ столько раз,

сколько у клоуна синих мяча. Произнеси слог ЗО столько раз, сколько у клоуна зеленых мяча.

Произнеси слог ЗУ столько раз, сколько у клоуна желтых мячей.

Ребенок произносит слоги.

Жил-был комарик

И делал каждый день зарядку.

Он головой крутил-вертел (наклоны головы вправо-влево)

И танцевал вприсядку. (приседания)

Плечами уши доставал (поочередно пожимать плечами)

И сильно нагибался, (наклон туловища вперед)

Он руки к небу поднимал, (ноги на носочках, руки тянуть вверх)

И солнцу улыбался. (улыбнуться)

Ребенок повторяет за логопедом упражнения.

9. Автоматизация звука в начале слова

Логопед:

повторяй за мной и кидай мячики в шляпу клоуна.

Логопед произносит слоги, ребенок повторяет слоги и кидает су-джок шарики в шляпу клоуна.

За-за-зо зо-зо-за зы-зы-зу зу-зу-зо за-зы-за

Логопед:

“- Клоун предлагает нам поиграть. Он будет показывать картинку, а ты называй ее”.

Ребенок называет картинки.

Логопед:

- «А теперь назови картинки, которые тебе покажет  клоун.»

Ребенок называет картинки с опорой на контурное изображение предметов.

10. Развитие мелкой моторики посредством шнуровки

Логопед:

“- Мы с тобой так заигрались и не заметили, что у клоуна оторвалась пуговица. Давай поможем

нашему клоуну её пришить”.

Ребенок с помощью шнурка привязывает пуговицу клоуну.

11. Заключительная часть

Логопед:

- Клоуну очень понравилось с тобой играть. Ты сегодня старался.

Тебе понравилось занятие?

Ребенок: - Да.

Логопед: - Как звали клоуна?

Ребенок: - Захар.

Логопед: - Какой звук мы учились произносить?

Ребенок: - Звук [З]

Логопед: - Клоун тебе на память о занятии дарит пазлы с изображением звонкоголосого комарика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук [Ш]»

Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, тексте...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Звук Ш" для детей 5-7 лет

индивидуальная работа по автоматизации звука "Ш"...

Конспект индивидуального логопедического занятия Звук [Ш]. Подготовительный этап.

Конспект индивидуального логопедического занятия на основе сказки "Волк и семеро козлят".  Тема недели "Домашние животные"...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук «С»

Тема: Работа над звуком [с].Цель: Вызывание правильного звука[с] и его автоматизация изолированно и в прямых слогах.Задачи:1.      Развитие правильной чёткой воздушной струи д...

Конспект индивидуального логопедического занятия. Звук "Ш".

Занятие состоит из двух частей: основной части и итога. Основная часть состоит из развития фонематического слуха, звуко - слогового анализа, умения подбирать антоним к прилагательным. В качестве физку...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Звук Р"

Конспект индивидуального логопедического занятия "Звук Р"....

Конспект индивидуального логопедического занятия "Звук З"

Конспект индивидуального логопедического занятия "Звук З"....