Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука З"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
В конспекте представлен материал для автоматизации звука З в слогах и в начале слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtomatizatsiya_zvuka_z.docx | 44.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия
Тема:Автоматизация звука [з]»
Цель: закрепление правильного произношения звука [з] в слогах и словах
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
формирование правильного произношения звука [з];
уточнение акустического и артикуляционного образа звука [з];
автоматизация звука в изолированном виде, в прямых слогах, словах со звуком в начале слова.
2. Коррекционно-развивающие:
развитие артикуляционной и мелкой моторики;
развитие плавного длительного выдоха;
развитие фонематического слуха;
развитие силы голоса и интонационной выразительности речи.
3. Коррекционно-воспитательные:
воспитание навыков сотрудничества и взаимодействия;
формирование положительного отношения к занятиям.
Оборудование: Кукла клоун, ; шнуровка, картинки с артикуляционными упражнениями, картинки
с изображением комара, мыльные пузыри, картинками со звуком [З], зеркало, суджок шарики.
Ход занятия:
Этапы занятия
Содержание
Конспект индивидуального логопедического занятия
Тема: «Автоматизация звука З в слогах, в начале слова»
Доминирующая образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Вид деятельности: игровая, коммуникативная.
Цель: автоматизация звука З.
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные:
-автоматизировать звук в слогах и в начале слова.
Коррекционно-развивающие задачи:
-развивать артикуляционной праксис;
-развивать фонематический слух – выделение заданного звука из ряда предложенных, из слогов;
-развивать общую моторику;
- развивать познавательные процессы.
Коррекционно-воспитательные задачи:
-формировать навык самоконтроля звукопроизношения.
Материалы и оборудование: мыльные пузыри. игрушка клоун. карточки артикуляционной гимнастики, картинки -мячи
Предварительная работа: автоматизация звука Ш, формирование праксиса шипящих звуков.
Планируемые результаты: ребенок научится произносить звук Ж, выделять его из ряда звуков, слогов.
Структура занятия:
Вводная часть | 1 мин | |
II. | Основная часть | 18 мин |
1. | Дыхательная гимнастика | 1 мин |
2. | Артикуляционная гимнастика | 2 мин |
3. | Изолированное произнесение звука | 1 мин |
4. | Анализ артикуляции | 2 мин |
5. | Развитие силы голоса и интонационной выразительности речи | 2 мин |
6. | Развитие фонематического слуха | 2 мин |
Физкультминутка | 2 мин | |
7. | Автоматизация звука в слогах | 2 мин |
Автоматизация звука в начале слова | 2 мин | |
Развитие мелкой моторики посредством шнуровки | 2 мин | |
III. | Заключительная часть | 1 мин |
Ход занятия
- Вводная часть
Логопед:
“- Здравствуй! Послушай, пожалуйста, загадку:
Это тот еще умелец:
Он жонглер и акробат,
Правда делает он это,
Чтобы рассмешить ребят.
Он одарит всех поклонов-
Это всем знакомый
- -Как ты думаешь, кто это?
Сообщение темы
Логопед:
“- Правильно, это клоун. Его зовут Захар. Он пришёл к нам в гости, чтобы сделать наше занятие
весёлым. Сегодня мы с тобой продолжим работу со звуком [З]. Будем стараться произносить его
правильно и красиво”.
Развитие длительного и плавного выдоха
Логопед:
“- Посмотри, клоун принёс с собой волшебную коробочку, давай посмотрим, что в ней лежит?
Ребенок:
Мыльные пузыри.
Логопед:
II основная часть.
1. Дыхательная гимнастика
- Что это? Правильно, это мыльные пузыри. Ты любишь надувать мыльные пузыри?
Ребенок:
- Да.
Логопед:
- Давай попробуем. Только есть одно условие: вдох мы делаем носом, выдох ртом и следим, чтобы
щёки не надувались”. Молодец!
2. Артикуляционная гимнастика
Логопед:
“- Давай представим, что мы в цирке. И теперь мы будем показывать для зрителей веселую
гимнастику для звука З.
«Накажем непослушный язычок»
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами,
произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: «тя-тя-тя».
«Блинчик»
выполняется с пособием «Часики»
Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта,
верхние зубы видны. Удерживать под счет от 1 до 10 секунд.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так,
чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку,
положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит
вверх Выполняется по
Молодец!
Ребенок вместе с логопедом выполняют артикуляционные упражнения, используя картинки.
3. Изолированное произнесение.
Логопед:
“- Ты, наверное, знаешь, что клоуны часто гастролируют. Вспомни, кто всегда вместе с Захаром
отправляется на гастроли?
Ребенок:
Логопед:
- Наш клоун всегда гастролирует вместе с другом Зузой. Давай вспомним, как звенит комарик.
ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ
-Молодец
Ребенок совместно с логопедом произносит звук [З].
4. Анализ артикуляции
Логопед:
“- Скажи, когда мы произносим звук [З] в каком положении находятся губы? Ребенок:
- губы улыбаются.
- зубы сомкнуты, между ними щель
Логопед:
- А где находится язычок?
Ребенок:
-кончик языка упирается в нижние зубы.
Логопед:
- Звук [З] он какой гласный или согласный?
Ребенок:
- Согласный.
- звук «З» произносится с голосом – звонкий
Логопед:
- Давай еще раз изобразим как звенит комарик.
5. Развитие силы голоса и интонационной выразительности речи
Логопед:
- Когда комар взлетает, мы слышим сильный звук, и чем дальше он улетает, тем звук становится
тише. Давай изобрази это.
И наоборот. Когда комар где-то далеко летит, мы слышим тихий звук, приближаясь звук
становится сильнее.
Ребенок совместно с логопедом произносит тихо-громко звук [З].
6. Развитие фонематического слуха
Логопед:
“- Давай поиграем. Сейчас я буду произносить различные звуки, ты возьмешь молоток
музыкальный и постучишь, когда услышишь звук [З], слог со звуком [З], слово со звуком [З].
«Поймай комарика»:
-хлопни в ладоши, если услышишь звук З
-а-и-з-з-у-з-э-з-з
да-зы-во-зу-аз-ум-ир-зо
дом-зонт-забор-окно-заяц-уши-жук-замок
- Молодец!
7. Физкультминутка (проводится под песню «У жирафа пятнышки)
Ориентация в своем теле
8. Автоматизация звука в слогах
Логопед:
- Клоун любит жонглировать. Посмотри, сколько у него разноцветных мячей (картинки-мячи) Он предлагает нам поиграть в игру. Я буду произносить слоги, а ты запоминай.
-А теперь вспомни, как я говорила
сенсорной доске)
Произнеси слог ЗА столько раз, сколько у клоуна красных мячей. Произнеси слог ЗЫ столько раз,
сколько у клоуна синих мяча. Произнеси слог ЗО столько раз, сколько у клоуна зеленых мяча.
Произнеси слог ЗУ столько раз, сколько у клоуна желтых мячей.
Ребенок произносит слоги.
Жил-был комарик
И делал каждый день зарядку.
Он головой крутил-вертел (наклоны головы вправо-влево)
И танцевал вприсядку. (приседания)
Плечами уши доставал (поочередно пожимать плечами)
И сильно нагибался, (наклон туловища вперед)
Он руки к небу поднимал, (ноги на носочках, руки тянуть вверх)
И солнцу улыбался. (улыбнуться)
Ребенок повторяет за логопедом упражнения.
9. Автоматизация звука в начале слова
Логопед:
повторяй за мной и кидай мячики в шляпу клоуна.
Логопед произносит слоги, ребенок повторяет слоги и кидает су-джок шарики в шляпу клоуна.
За-за-зо зо-зо-за зы-зы-зу зу-зу-зо за-зы-за
Логопед:
“- Клоун предлагает нам поиграть. Он будет показывать картинку, а ты называй ее”.
Ребенок называет картинки.
Логопед:
- «А теперь назови картинки, которые тебе покажет клоун.»
Ребенок называет картинки с опорой на контурное изображение предметов.
10. Развитие мелкой моторики посредством шнуровки
Логопед:
“- Мы с тобой так заигрались и не заметили, что у клоуна оторвалась пуговица. Давай поможем
нашему клоуну её пришить”.
Ребенок с помощью шнурка привязывает пуговицу клоуну.
11. Заключительная часть
Логопед:
- Клоуну очень понравилось с тобой играть. Ты сегодня старался.
Тебе понравилось занятие?
Ребенок: - Да.
Логопед: - Как звали клоуна?
Ребенок: - Захар.
Логопед: - Какой звук мы учились произносить?
Ребенок: - Звук [З]
Логопед: - Клоун тебе на память о занятии дарит пазлы с изображением звонкоголосого комарика
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук [Ш]»
Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, тексте...
Конспект индивидуального логопедического занятия "Звук Ш" для детей 5-7 лет
индивидуальная работа по автоматизации звука "Ш"...
Конспект индивидуального логопедического занятия Звук [Ш]. Подготовительный этап.
Конспект индивидуального логопедического занятия на основе сказки "Волк и семеро козлят". Тема недели "Домашние животные"...
Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук «С»
Тема: Работа над звуком [с].Цель: Вызывание правильного звука[с] и его автоматизация изолированно и в прямых слогах.Задачи:1. Развитие правильной чёткой воздушной струи д...
Конспект индивидуального логопедического занятия. Звук "Ш".
Занятие состоит из двух частей: основной части и итога. Основная часть состоит из развития фонематического слуха, звуко - слогового анализа, умения подбирать антоним к прилагательным. В качестве физку...
Конспект индивидуального логопедического занятия "Звук Р"
Конспект индивидуального логопедического занятия "Звук Р"....
Конспект индивидуального логопедического занятия "Звук З"
Конспект индивидуального логопедического занятия "Звук З"....