Проект "Формулы вежливого поведения"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Проект учителя-логопеда по формированию этикетного речевого поведения у детей с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

по формирование этикетного речевого поведения

у детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи)

старшего дошкольного возраста

 «ФОРМУЛЫ ВЕЖЛИВОГО ПОВЕДЕНИЯ»

на 2021-2022 уч.год

Учителя-логопеда Стуенко Т.Г.

г.Ртищево Саратовская область

ВВЕДЕНИЕ

             Важнейшее средство общения людей - наша речь. О людях судят по тому, что и как они говорят, как доносят до окружающих свои мысли, чувства, впечатления, знания.

             Речевой этикет является словесным выражением уважительного отношения друг к другу. Он помогает отстоять свою позицию в споре, не задевая самолюбия оппонента.

Основное назначение общепринятых формул речевого этикета    - признание достоинства собеседника, проявление уважения к нему.

Правила речевого этикета предусматривают форму взаимодействия людей в типичных ситуациях общения – приветствие, знакомство, прощание, извинение, благодарность, комплимент, приглашение, совет и т.д.

Речевой этикет необходимо прививать с дошкольного возраста. Ребенок старшего дошкольного возраста способен связно выражать мысль, анализировать речь, выделять ее особенности. Он понимает, почему следует говорить так, а не иначе. Он готов к восприятию правил речи и проникновению таким способом в сущность родного языка. А значит, он приобретает "языковое чутье".

Этикет - это установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения. В обществе долгое время использовалось понятие "культура поведения", синонимичное этикету, что обозначает достижения в области поведения и общения. В последнее время роль этикета в нашем обществе - как части поведенческой культуры неизмеримо возрастает. Этикет создает условия, благоприятные для общения и существования людей.

Речевой этикет в узком смысле слова может быть охарактеризован как система языковых средств, в которых проявляются этикетные отношения. К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д.

Вот простейшая формула речевого этикета:

  • Думай, кому говоришь.
  • Что говоришь.
  • Где говоришь.
  • Зачем говоришь.
  • Какие из этого будут последствия?

       С позиции решения данной формулы необходим личностно- ориентированный подход к детям с учетом уровня их речевого развития. Поэтому для логопеда речевой этикет имеет особенное значение. Разнообразный речевой материал с интонационной выразительностью насыщен предложениями и высказываниями самых разных грамматических конструкций. Реализуя воспитательные цели, логопед использует материал по речевому этикету для автоматизации поставленных звуков.

Владеть речевым этикетом значит:

- знать основные правила приветствия, знакомства, высказывания критического замечания, комплимента, проявления благодарности, обращения с просьбой, ведения спора, выступления перед аудиторией и др.;

- осознавать, что для развития доброжелательных отношений с людьми необходимо соблюдение порядка построения предложения, высказывания, речи, а также подбора слов, подходящих в конкретной ситуации;

- обладать умениями и навыками по выполнению речеисполнительных установок, например, определять нужные громкость и тембр голоса, соблюдать речевые паузы, пользоваться интонационным разнообразием, сочетать произнесенную речевую конструкцию с мимикой, жестами и позами;

- соблюдать нормы речевого поведения, при этом умея выбрать то из правил, которое подходит к конкретной жизненной ситуации.

Актуальность:

В ходе наблюдения за детьми 5-6 лет в различных ситуациях общения и в результате диагностического эксперимента установлено, что дети хорошо освоили фразы приветствия и прощания, но затрудняются  в выражении своих просьб, благодарностей, одобрении других людей, в принесении извинений. Комплимент и одобрение являются самыми трудными речевыми формулами для детей, в то время как они сами испытывают потребность в доброжелательном внимании, признании их достижений, одобрении, ведь сила одобрения и комплимента положительно влияет на человека, вселяет веру, стремление впредь поступать хорошо.

Недостаточно богатый запас слов и выражений, неумение детей  с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)выбирать нужную формулу речевого этикета и «развернуть» ее - основные признаки недостаточной освоенности данной ситуации.

Стихийного опыта детей не хватает для успешного усвоения формул речевого этикета. Необходима система мер, направленная на повышение общей культуры общения родителей и  воспитателей, и самое главное, на формирование у дошкольников словаря и умение употреблять разнообразные формулы речевого этикета.

Цель проекта:

– формирование общей культуры личности детей с ТНР, развитие их социальных, нравственных, эстетических качеств,  инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

– формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям детей с ТНР;

– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ТНР;

– обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.

Задачи: 

  • формирование этикетного речевого поведения у детей старшего дошкольного возраста
  • формирование словаря и умение употреблять разнообразные формулы речевого этикета
  • повышение культуры общения всех участников педагогического процесса: детей, родителей, педагогов.

Реализация задач:

  1. Повышение уровня поведенческой культуры участников педагогического процесса через словесное выражение уважительного отношения друг к другу

2. выразительность речи детей, в которой присутствуют интонационное и темповое разнообразие, а также разная степень громкости; четкая дикция и правильное произнесение слова; 
3. большой словарный запас и употребление слов соответственно их значениям; 
4. отсутствие слов, нежелательных в общении (слова-паразиты, грубость, мат и т.п.); 
5. употребление в речи не только односложных, но и многосложных предложений; 
6. умение вести диалог, т.е. задавать собеседнику вопросы и отвечать на вопросы; 
7. умение пересказывать текст, а также составлять собственные рассказы; 
8. умение доказательно обосновывать свои утверждения  (развитие словесно-логического мышления)

Содержание работы с детьми по речевой этике:

-мимика и жесты в речевой этике

- пословицы в  речевом этикете

-Этикет в рисунках, стихах  и рассказах, в мультфильмах

- этические беседы

-правила поведения во время общения –речевые этикетные формы (знакомство, просьба, приветствие, поздравление, мини-монологи этикетных форм, комплименты)

-составление этикетных мини-диалогов (диалог в общественных местах, разговор по телефону, разговор во время спора, приглашение гостей, я в гостях)

Этапы обучения:

1 этап- работа по обогащению словаря дошкольников синонимическими вариантами формул речевого этикета и выражений одобрения.

2 этап – обучение способам «развертывания»

3 этап – учить проявлять доброжелательность в речевом общении посредством интонации, мимики, жестов.

Последовательность работы на каждом этапе определяется логикой усвоения речевого материал: от восприятия средств речевого этикета к их репродуктивному воспроизведению, а затем к самостоятельному использованию в играх и смоделированных ситуациях и переносу в реальную повседневную жизнь.

Заключительный этап проекта – диагностика речевого развития детей.

Продукты проекта – Памятки для родителей, консультации для родителей и педагогов, мнемотаблицы, справка по результатам работы.

                Педагогу, который стремится развить речь ребенка до такой степени, чтобы тот был готов к переходу на школьное обучение, необходимо учесть требования к речи старшего дошкольника, о которых писали М.М. Алексеева, В.В. Гербова и др.  Эти требования позволяют связать в единую нить два вопроса - развитие речи у дошкольников и обучение детей правилам речевого этикета.

Планируемый результат (Целевые ориентиры):

  • Умение  ребенка выбирать уместную в определенной ситуации формулу речевого этикета (ребенку необходимо иметь  в активном словаре несколько вариантов общепринятых формул)
  • Овладение детьми навыками выражения собственных мыслей
  • Умение детей использовать формулу речевого этикета адресно и мотивировано, т.е. иначе, «развернуть» вежливую фразу
  • Выработать образную эмоциональную, интонационно выразительную речь у детей.
  • Умение детей проявлять вежливое уважительное отношение к окружающим доброжелательной интонацией, мимикой, жестами

Участники проекта: дети-логопаты,  педагоги, родители.

Форма работы с детьми: индивидуальная и подгрупповая.

Форма работы с родителями и педагогами: информационно-консультативная

Сроки проведения проекта:  сентябрь-май 2020-2021 уч.год

Вид проекта: долгосрочный, социально-значимый (воспитание духовно-нравственных и социокультурных  ценностей), информационно-познавательный.

Новизна проекта: образовательно-воспитательная, духовно-нравственная направленность коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда.

      Используемые воспитательно-образовательные технологии при реализации проекта:

  • Технология  проектирования- ориентирует  на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: педагог – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители, что приводит к  улучшению  работы по взаимодействию с родителями и положительно сказывается на   развитии личности ребёнка
  • ИКТ
  • Технология сотрудничества и личностно – ориентированные технология
  • Игровые технологии
  • Мнемотехнологии
  • Технология проблемного обучения
  • Технология ТРИЗ - учить детей находить позитивные решения возникающих проблем, развивать мышление и творчество, фантазию и речь, которые так необходимы современному человеку, технология ТРИЗ обеспечивает эмоционально – личностное развитие детей. Развиваются такие качества как: диалектическое мышление, сообразительность, самостоятельность и т. д.

Работа с родителями:

Во время организованных родительских собраний, а также в интернет сообществе (в группе ватсап) проведение консультации на этикетные темы, знакомство родителей с методами работы с детьми, доведение до сознания родителей важности формирования у детей этикетного поведения и необходимости специальных занятий для этого; добиться, чтобы родителям самим хотелось участвовать в этой работе дома и в дошкольном учреждении; ненавязчиво расширить их сознание по содержанию современного этикета.

Сентябрь- Родительское собрание.

Что такое речевой этикет, и как и  каким правилам речевого этикета надо обучать дошкольников.

В течение учебного года

-Подготовка Памяток для родителей по речевому этикету (сентябрь, декабрь,  февраль)

          «Важные для детей комплименты родителей»

          «Общепринятые правила комплимента». Учите детей делать комплименты».

          - Консультации в уголок для родителей по речевому этикету (октябрь, январь, март)

«Красивая речь как одно из важнейших качеств развития  личности»

 «Учим ребенка говорить комплименты», «Семейный этикет», «Формулы вежливости»

-Представление практического материала и рекомендаций по наглядному  и дидактическому материалу, мультипликационным фильмам по теме проекта для изучения материала дома с детьми –

 ( в течение учебного года)

Мультфильмы, рекомендованные родителям для просмотра дома с детьми по теме проекта.

  1. Уроки этикета. Урок 38 и др. – Манера речи.
  2. Уроки тетушки Совы.- Уроки хорошего поведения.
  3. Уроки для детей – Этикет. Вежливость.
  4. Уроки хороших манер.- Правила приличия и дружба.
  5. Лунтик.-Уроки вежливости.

Работа с педагогами:

«Как обучать детей правилам речевого этикета».

         Представление речевого материала по речевому этикету:

Этикет в общении; поведение в общественных местах; этикет для малышей (младшая, средняя группа); культура поведения дома; этикет ученика.

Формирование речевого этикетного поведения происходит постоянно, в любых организационных формах, будь то занятия, игры, беседы, режимные моменты, в реальной жизни и в специально созданных ситуациях.

            Для воспитания речевого этикетного поведения, необходимо следующие условия:

1. Позитивный настрой на занятиях и в повседневной жизни. Нельзя никого из воспитанников забыть или обидеть. Обращения по именам, похвала, призы и прочие увлекающие детей способы обучения помогут в создании позитивного настроя;

2. Пример взрослых, и, прежде всего педагога. Ребенок видит и оценивает взрослых, прощает или не прощает ошибки, допущенные ими. Педагогу желательно всегда оценивать свое поведение с позиций доказательности, разумности и необходимости соблюдения этикета и соответствия своим собственным поучительным словам. Все должно быть продумано для достижения главной цели-создания творческой и доброжелательной обстановки, в которой развивается личность ребенка.

Работа логопеда с детьми:

          Индивидуально-подгрупповая форма работы непосредственно во время коррекционного процесса по развитию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.

Выполнение заданий логопеда  дома с родителями по темам.

Работа по проекту органично вплетена в календарно-тематический план лексических тем на учебный год.

Введение в словарь детей разнообразных этикетных формул способствуют дидактические игры и речевые упражнения:

 - Кто скажет больше слов - приветствий,

-Скажи по- другому, 

-Как сказать бабушке (маме) приятное слово,

а также обыгрывание ситуаций 

- Пригласи подругу на день рождения, чтобы она поняла, что ты будешь очень рада ее приходу, 

-Поблагодари друга за подарок так, чтобы он понял, что его подарок тебе очень понравился.

Большое значение в освоении речевого этикета имеет прием словесных поручений. Первоначально педагог дает образец словесной просьбы. По мере развития речевых умений ребенок сам выбирает форму обращения.

       К формам общения, способствующим установлению дружеских взаимоотношений, относятся комплименты (в толковом словаре Ожегова комплимент определяется, как любезные, приятные слова, лестный отзыв). 

       Ситуация комплимента, в сравнении с другими ситуациями речевого этикета, менее стандартизирована, более ориентирована на партнера, предполагает творчество в отборе способов выражения одобрения или похвалы.

Предлагаются следующие формулы комплиментов:

  • одобрение внешности (Ты сегодня выглядишь очень нарядно, У тебя красивая улыбка);
  • одобрение личностных качеств Ты очень веселый;
  • одобрение деловых качеств Ты хорошо рассказываешь сказки.

        Важнейшим условием обучения старших дошкольников комплиментам является создание в группе положительного эмоционального фона, дружеских взаимоотношений, личный пример взрослого в искренности и уместности включения комплиментов в различные ситуации общения.

  Введению комплиментов в речевое общение дошкольников способствуют также специальные дидактические игры и упражнения:

- Лучший комплимент для мамы, папы и т.д.

- Доброе слово для друга.

- Поддержка и одобрение самого себя

-беседы по картинкам, проблемные ситуации (Демонстрационный материал «Я и другие» Фесюкова Л.Б. социально-личностное развитие )

- обсуждение  с дошкольниками таких вопросов как:

  1. Вспомни, не обидел ли ты кого-нибудь. Не стесняйся извиниться! Что ты почувствовал после того, как извинился?
  2. О каком слове ты будешь жалеть, если его не удастся вернуть?
  3. Случалось ли так, чтобы тебя обижал кто-нибудь? Что ты чувствовал при этом? Какие слова ты хотел бы услышать от обидчика?
  4. Какие вежливые слова ты будешь использовать, обращаясь к кому-нибудь с просьбой?
  5. Подари кому-нибудь улыбку! Расскажи, как реагировали те, кому ты улыбнулся. Что ты чувствовал при этом?

Используемые современные  образовательные технологии и методики:

- Информационно-компьютерные технологии (ИКТ)

- использование мнемотехнологии -  мнемотаблиц, при работе с детьми и Памяток при работе с родителями;

-социально ориентированные игровые технологии, прежде всего направленные на решение воспитательных задач и коррекцию эмоционально-личностных проблем ребенка;

- интерактивные методы и технологии, повышающие эффективность обучения;

-использование принципа интеграции образовательных областей в соответствии как с возрастными возможностями ребенка и индивидуальными особенностями его познавательно-речевого развития, так и возможностями интегрируемого содержания усвоения;

- повышение активности ребенка с речевыми нарушениями через общение со взрослым.

- развитие слуховой функции;

- развитие форм общения;

-побуждение детей к подражанию и активному применению речи на всех уровнях ее становления.

Перспективный план работы по теме проекта

«Формулы вежливого поведения»

Неделя

Лексическая тема недели

Речевой материал

Содержание работы

Сентябрь

3 неделя

Наш город. Дом

Цель: Знакомство с этикетом

(Э. Успенский) Нежданный гость
В дом ко мне явился гном. Колпачок смешной на нём
С колокольчиком из меди. Оказалось, мы – соседи.
– Здравствуйте, - сказал он мне.–Я сосед ваш,извините,
Вы, я слышал, сочинитель?

Я пришёл пожаловаться,
Помощи просить:

Возьмитесь вы, пожалуйста,
Книжку сочинить.
У меня есть гном-сынишка,

Непослушный он мальчишка.
Я его учу, учу,

А он хнычет:– Не хочу!
У него понятья нет.

Что такое ЭТИКЕТ.
Напишите детям Непослушным этим.
Я за вашу книжку дома Усажу сынишку-гнома.
Мы хотя и гномы,.

Но с книжками знакомы.
И будут в каждом домике Воспитанные гномики!
Он сказал «СПАСИБО» мне,

После – «ДО СВИДАНИЯ!»
Я остался в тишине Выполнять задание.
И не гаснет третью ночь  Лампа в кабинете:
Гному я спешу помочь,

Пишу об ЭТИКЕТЕ.  

ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЭТИКЕТ
Что ж такое этикет? Кто-то знает, кто-то - нет.
Это ПРАВИЛА такие ПОВЕДЕНИЯ, когда
Мы привычки все плохие Забываем навсегда.
Ты усвоил ЭТИКЕТ,И дурных привычек нет!

Просмотр мультфильма – «Что такое этикет».

https://www.youtube.com/watch?v=GalogFEfWTc&t=73s

Расскажи, что такое этикет?

Октябрь

2 неделя

Человек.

одежда, обувь, головные уборы

Приветствия
Для прощания и встречи
Много есть различных слов:
"Добрый день!" и "Добрый вечер!",
"До свиданья!", "Будь здоров!",
"Я вас рада видеть очень",
"Мы не виделись сто лет",
"Как дела?", "Спокойной ночи",
"Всем пока", "Прощай", "Привет",
"Буду рад вас видеть снова",
"Не прощаюсь!", "До утра!",
"Всем удачи!", "Будь здорова!"
И "Ни пуха, ни пера!".
(А. Усачёв)

чтение и обсуждение стихотворения ,

Беседа по картине «Давайте познакомимся» (пособие №1  «Я и другие).

 заучивание стихотворения дома.

Заучивание правил приветствия и прощания с использованием мнемотаблиц №1,2

  1. -Когда с кем-то знакомишься, то называй свое имя  Здравствуйте, меня зовут…
  2. - Улыбнись-улыбка согревает приветствие
  3. - Первым здоровается тот, кто младше.
  4. - руки в карманах не держим - это невежливо
  5. -входящий   в комнату или любое другое помещение первым приветствует присутствующих
  6. - мужчина первый здоровается с  женщиной
  7. - первая подаёт руку для рукопожатия женщина, для рукопожатия подаём правую руку
  8. - не жуём, когда приветствуем, не разговаривай с полным ртом.
  9. - при разговоре смотрим в глаза тому, с кем разговариваем.

Пусть по рисункам ребенок вспомнит  и назовет все правила Приветствия и прощания

при прощании используем пожатие руки, кивок головой, взмахивание рукой

- дружеское прощание: пока, счастливо,

- если предполагается встреча говорим « до встречи»

- как вы прощаетесь с родителями перед сном?

Октябрь

3 неделя

Мое имя, семья

Чудесное слово     Папа разбил драгоценную вазу.
Бабушка с мамой нахмурились сразу.
Но папа нашелся; Взглянул им в глаза,
И робко и тихо «Простите» — сказал.
И мама молчит, улыбается даже.
— Мы купим другую,Есть лучше в продаже…
«Простите!» Казалось бы, Что в нем такого?
А вот ведь какое чудесное слово!  
(В. Юсупов)

-Беседа по картинке «Учимся расставаться» (пособие №2 «Я и другие)

-чтение и обсуждение стихотворения и в каких ситуациях необходимо использовать слово ПРОСТИТЕ(дома с родителями)

Октябрь

4 неделя

Игрушки

Главное правило 
Бывают игры с пешками,
Бывают игры с шашками,
С бочонками и кеглями,
Мячами и пятнашками.
Бывают игры с фишками,
Бывают игры с клюшками,
Ракетками и всякими
Другими финтифлюшками.
Бывают игры разные,
А правило одно.
Должно быть это правило
Во всем соблюдено:
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПЛАКАТЬ,
ВРЕДНИЧАТЬ
И ТОПАТЬ НОГАМИ,
ЕСЛИ ПРОИГРАЛ!
(Г. Дядина)

пополнить словарь названиями игр (шахматы, шашки и т.д.), обсудить правила поведения во время игры, чувства победителя и проигравшего.

Беседа по картинке «чужая игрушка» (пособие №6 «Я и другие»)

Ноябрь

2 неделя

Домашние животные

ПОМОГАЙ ДРУЗЬЯМ МИРИТЬСЯ
Котята смеялись, Котята играли
И вдруг неожиданно ссориться стали,
Но подбежавшая Мышка сказала:
- Не надо детишки!Не надо сердиться,
Ругаться и злиться.
Я вам предлагаю Быстрей помириться.
А этой большущею банкой варенья
Скорее отметит, друзья, примиренье!
Прошу вас, ребята,Совсем не забыть,
Поссорился кто-то -Спишите мирить!

Разыгрывание ситуаций: как правильно высказывать недовольство, как мириться.

https://www.youtube.com/watch?v=sqbeXMe0hps 

Школа хороших манер

 Этюд-Игра «Волшебное слово»

(пособие №7 «Я и другие)

Ноябрь

3 неделя

Звери.

Закрепление знаний об осени

Стихотворение «Слоненок» Ирина Солнышко

Шел по Африке слоненок, Шел и песню напевал.

Шел по Африке слоненок, и жирафа повстречал.

-Ну зачем тебе, слоненок,-задает жираф вопрос,-

-ну зачем тебе, слоненок, вместо носа пылесос?

Попугай  кричит:  - А уши?! Уши, словно лопухи!

Попугай кричит:-Послушай, Это стыдно! ХИ-Хи-хи!

-Ты гора или слоненок? – запищала крошка-мышь,

Отвечай-ка, что молчишь?

И сказал тогда слоненок:- Что для вас я нехорош?!

И сказал тогда слоненок: - Я на мамочку похож!

Для нее я самый славный, самый лучший, самый главный!!

Чтение и анализ. Проблемные вопросы (чувства при критике и похвале)

 Учимся говорить комплименты (пособие №2 «Я и другие)

Декабрь

2 неделя

Наша пища, посуда, труд повара

Входишь в комнату, а в ней за столом полно гостей.
Не стесняйся, улыбнись, Сесть за стол не торопись!
ЭТИКЕТ свой покажи –
Скромно «ЗДРАВСТВУЙТЕ!» скажи,
Головой гостям кивни,
Чтобы видели они: ЭТИКЕТ не понаслышке

Знают малые детишки.
По совету ЭТИКЕТА Я в кино не ем конфеты
И в театре – шу-шу-шу –Шоколадкой не шуршу.
Для пирожных и конфет есть Антракт и есть Буфет.

Чтение и обсуждение правил поведения в разных местах. Заучивание новых слов АНТРАКТ, БУФЕТ

- в кино приходим красиво одетыми (причёсанными, умытыми, с чистым носовым платочком, в начищенной обуви)

- не забываем взять билет

- в буфете можно попить и поесть

- в зале не едим, не кричим

Декабрь

4 неделя

Мое тело. Здоровье.Спорт

Виды спорта

Стихотворение

Легкая атлетика

Я – спортсмен-легкоатлет, Мне исполнилось семь лет,
Я хожу на тренировки, Чтобы сильным стать и ловким.

Пресс качаю, отжимаюсь, Приседаю, наклоняюсь,
Тренирую мышцы ног, Чтоб быстрее бегать мог,

Бегаю и прыгаю, Тренажёры двигаю…
Спорт – тяжёлая работа: Майка мокрая от пота.

А теперь, ответьте-ка, Лёгкая иль нет,

Лёгкая атлетика? Всем – физкультпривет!
В. Пахомов

Спорт – это жизнь!
Это легкость движенья.
Спорт вызывает у всех уваженье.
Спорт продвигает всех вверх и вперед.
Бодрость, здоровье он всем придает.
Все, кто активен и кто не ленится,
Могут со спортом легко подружиться!

Какими качествами должен обладать спортсмен?.

Подумаем вместе. Загадка  «Какой?»- умеющий дружить, смелый и т.д

Как вы думаете, кого можно назвать вежливым человеком? (Вежливый человек тот, который говорит вежливые слова, совершает хорошие поступки, вежливо обращается с просьбой, умеет благодарить, помогает товарищу).

Человек, умеющий терпеть, обладающий настойчивостью, упорством в деле-терпеливый человек

Чтение, анализ. Самоодобрение я могу, я умею, какой я…(пособие №9 «Я и другие)

Знакомство с хорошими качествами людей. Учусь делать комплименты.

пособие №12 «Я и другие»

Январь

2неделя

Мебель

Речевой этикет и Правила поведения в магазине

- придерживаем дверь и пропускаем выходящих из магазина людей

- не берём животных в магазин

- в магазине встаем в очередь

- берем корзину для товаров

- продукты берём руками только в упаковке

- этикетные нормы обращения к продавцу

- сначала заплати за товар (продукт) – потом его ешь

- не кричим в магазине

- не бегаем по магазину. 

Мнемотаблица №7

Разыгрывание сценки «Я в мебельном магазине»

Правила поведения в магазине

- придерживаем дверь и пропускаем выходящих из магазина людей

- не берём животных в магазин

- в магазине встаем в очередь

- берем корзину для товаров

- продукты берём руками только в упаковке

- этикетные нормы обращения к продавцу «Подскажите ,пожалуйста! Помогите мне , пожалуйста! Спасибо, вы мне очень помогли, вы очень любезны!

- сначала заплати за товар (продукт) – потом его ешь

- не кричим в магазине, не бегаем по магазину. 

Февраль

2 неделя

Транспорт

Правила поведения в транспорте и на улице

- на улицу выходим опрятно одетыми

- двигаемся по правой стороне дороги

- шеренгой по улице не ходим

- девочка идет с более почетной правой стороны (на левом боку висела сабля)

- дорогу переходим по зеленому сигналу светофора

- на улице не кричим

- на улице не мусорим, для бумажек есть урна

- на улице ничего не жуем

- можно есть только мороженое, но не облизывать, а кусать

- если на улице несчастный случай, звоним по 03.

- при выходе из транспортного средства, помогаем выйти пожилым, маме, девочке

- уступаем место инвалидам, маме

- не обсуждаем громко свои проблемы

- не наступаем на ноги, не стоим ногами на сиденье

- в транспорте не причесываемся

- не едим

- уступаем место кому тяжело стоять (маме с малышом)

- троллейбус и автобус обходим сзади, а трамвай наоборот - спереди

- если нам уступили место, то благодарим и отказываемся

- не толкаем всех локтями

- если у нас за спиной висит рюкзак, снимаем его и ставим рядом.

Мнемотаблицы №3,4

Разучиваем правила наизусть

Март

1 неделя

Женские профессии

Речевой и поведенческий этикет в театре

- в театр приходим красиво одетыми (причёсанными, умытыми, с чистым носовым платочком, в начищенной обуви)

- не забываем взять билет,- приобретаем в театре программу

- после первого звонка подходим к билетёру и просим показать наше место в зале

- после третьего звонка вход в зал запрещён

- в буфете можно попить и поесть ,в зале не едим, не кричим

Мнемотаблица №5

- представление понравилось – хлопаем в ладошки (аплодисменты)

- спокойно идём в гардероб и просим гардеробщицу подать нам нашу одежду ,по номерку берём свою одежду.

Заучиваем новые слова-гардеробщица, билетёр.

Март

2 неделя

Почта. профессии

Говорим по телефону

- не жуём, разговаривая по телефону

- не зеваем, навевая скуку на своего собеседника

- если телефон прогудел 4-5 раз и никто не взял трубку, не беспокоим этот номер

- если всё-таки трубку взяли, то сначала  приветствуем того, кому звоним

- и второе – представляемся, т. е. называем свое имя

- все телефоны записываем в записную книжку

- обязательно выучим свой номер телефона

- звоним до десяти часов вечера: позже кто-то может лечь спать

- спрашиваем, не оторвали ли от важных дел

- долго не болтаем, т.к. может быть кто-то другой не может дозвониться по важному делу

- если мы попали не туда, извиняемся

- если к нам попали по ошибке, отвечаем: "Простите, Вы ошиблись номером".

Мнемотаблица №6

Март

4 неделя

Книги. Сказки.

Правила поведения в библиотеке

Памятка для детей

Май

4 неделя

Скоро в школу

Этикет поведения детей в школе

Памятка для родителей

выпускников из ДОУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вежливость - основа культурного поведения

Ребенок должен чувствовать уважительное отношение к себе. Взрослые дожны создать ситуацию, где ребенок будет чувствовать, что он равный среди других....

Педагогический проект по формированию культуры поведения и основ речевого этикета на тему "Путешествие в страну вежливости"

Цель проекта - Создание педагогических условий для формирования у детей культуры поведения и речевого этикета через использование методов проекта....

Проект по формированию культуры поведения и основ речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Путешествие в страну вежливости».

Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее...

Правила поведения вежливых детей в саду

Стихами и шутками собираем и обучаем детей правилам поведения в саду!...

Литература по развитию вежливости и культуры поведения

Список литературу, которым можно воспользоваться по данной теме....

Правила вежливого поведения и общения

Правила вежливого поведения и общения...

Воспитание вежливого поведения у детей дошкольного возраста игровым методом.

Воспитание вежливого поведения у детей дошкольного возраста игровым методом....