Проект "Формулы вежливого поведения"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Проект учителя-логопеда по формированию этикетного речевого поведения у детей с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Формулы вежливого поведения" | 49.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
по формирование этикетного речевого поведения
у детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи)
старшего дошкольного возраста
«ФОРМУЛЫ ВЕЖЛИВОГО ПОВЕДЕНИЯ»
на 2021-2022 уч.год
Учителя-логопеда Стуенко Т.Г.
г.Ртищево Саратовская область
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшее средство общения людей - наша речь. О людях судят по тому, что и как они говорят, как доносят до окружающих свои мысли, чувства, впечатления, знания.
Речевой этикет является словесным выражением уважительного отношения друг к другу. Он помогает отстоять свою позицию в споре, не задевая самолюбия оппонента.
Основное назначение общепринятых формул речевого этикета - признание достоинства собеседника, проявление уважения к нему.
Правила речевого этикета предусматривают форму взаимодействия людей в типичных ситуациях общения – приветствие, знакомство, прощание, извинение, благодарность, комплимент, приглашение, совет и т.д.
Речевой этикет необходимо прививать с дошкольного возраста. Ребенок старшего дошкольного возраста способен связно выражать мысль, анализировать речь, выделять ее особенности. Он понимает, почему следует говорить так, а не иначе. Он готов к восприятию правил речи и проникновению таким способом в сущность родного языка. А значит, он приобретает "языковое чутье".
Этикет - это установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения. В обществе долгое время использовалось понятие "культура поведения", синонимичное этикету, что обозначает достижения в области поведения и общения. В последнее время роль этикета в нашем обществе - как части поведенческой культуры неизмеримо возрастает. Этикет создает условия, благоприятные для общения и существования людей.
Речевой этикет в узком смысле слова может быть охарактеризован как система языковых средств, в которых проявляются этикетные отношения. К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д.
Вот простейшая формула речевого этикета:
- Думай, кому говоришь.
- Что говоришь.
- Где говоришь.
- Зачем говоришь.
- Какие из этого будут последствия?
С позиции решения данной формулы необходим личностно- ориентированный подход к детям с учетом уровня их речевого развития. Поэтому для логопеда речевой этикет имеет особенное значение. Разнообразный речевой материал с интонационной выразительностью насыщен предложениями и высказываниями самых разных грамматических конструкций. Реализуя воспитательные цели, логопед использует материал по речевому этикету для автоматизации поставленных звуков.
Владеть речевым этикетом значит:
- знать основные правила приветствия, знакомства, высказывания критического замечания, комплимента, проявления благодарности, обращения с просьбой, ведения спора, выступления перед аудиторией и др.;
- осознавать, что для развития доброжелательных отношений с людьми необходимо соблюдение порядка построения предложения, высказывания, речи, а также подбора слов, подходящих в конкретной ситуации;
- обладать умениями и навыками по выполнению речеисполнительных установок, например, определять нужные громкость и тембр голоса, соблюдать речевые паузы, пользоваться интонационным разнообразием, сочетать произнесенную речевую конструкцию с мимикой, жестами и позами;
- соблюдать нормы речевого поведения, при этом умея выбрать то из правил, которое подходит к конкретной жизненной ситуации.
Актуальность:
В ходе наблюдения за детьми 5-6 лет в различных ситуациях общения и в результате диагностического эксперимента установлено, что дети хорошо освоили фразы приветствия и прощания, но затрудняются в выражении своих просьб, благодарностей, одобрении других людей, в принесении извинений. Комплимент и одобрение являются самыми трудными речевыми формулами для детей, в то время как они сами испытывают потребность в доброжелательном внимании, признании их достижений, одобрении, ведь сила одобрения и комплимента положительно влияет на человека, вселяет веру, стремление впредь поступать хорошо.
Недостаточно богатый запас слов и выражений, неумение детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)выбирать нужную формулу речевого этикета и «развернуть» ее - основные признаки недостаточной освоенности данной ситуации.
Стихийного опыта детей не хватает для успешного усвоения формул речевого этикета. Необходима система мер, направленная на повышение общей культуры общения родителей и воспитателей, и самое главное, на формирование у дошкольников словаря и умение употреблять разнообразные формулы речевого этикета.
Цель проекта:
– формирование общей культуры личности детей с ТНР, развитие их социальных, нравственных, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
– формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям детей с ТНР;
– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ТНР;
– обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.
Задачи:
- формирование этикетного речевого поведения у детей старшего дошкольного возраста
- формирование словаря и умение употреблять разнообразные формулы речевого этикета
- повышение культуры общения всех участников педагогического процесса: детей, родителей, педагогов.
Реализация задач:
- Повышение уровня поведенческой культуры участников педагогического процесса через словесное выражение уважительного отношения друг к другу
2. выразительность речи детей, в которой присутствуют интонационное и темповое разнообразие, а также разная степень громкости; четкая дикция и правильное произнесение слова;
3. большой словарный запас и употребление слов соответственно их значениям;
4. отсутствие слов, нежелательных в общении (слова-паразиты, грубость, мат и т.п.);
5. употребление в речи не только односложных, но и многосложных предложений;
6. умение вести диалог, т.е. задавать собеседнику вопросы и отвечать на вопросы;
7. умение пересказывать текст, а также составлять собственные рассказы;
8. умение доказательно обосновывать свои утверждения (развитие словесно-логического мышления)
Содержание работы с детьми по речевой этике:
-мимика и жесты в речевой этике
- пословицы в речевом этикете
-Этикет в рисунках, стихах и рассказах, в мультфильмах
- этические беседы
-правила поведения во время общения –речевые этикетные формы (знакомство, просьба, приветствие, поздравление, мини-монологи этикетных форм, комплименты)
-составление этикетных мини-диалогов (диалог в общественных местах, разговор по телефону, разговор во время спора, приглашение гостей, я в гостях)
Этапы обучения:
1 этап- работа по обогащению словаря дошкольников синонимическими вариантами формул речевого этикета и выражений одобрения.
2 этап – обучение способам «развертывания»
3 этап – учить проявлять доброжелательность в речевом общении посредством интонации, мимики, жестов.
Последовательность работы на каждом этапе определяется логикой усвоения речевого материал: от восприятия средств речевого этикета к их репродуктивному воспроизведению, а затем к самостоятельному использованию в играх и смоделированных ситуациях и переносу в реальную повседневную жизнь.
Заключительный этап проекта – диагностика речевого развития детей.
Продукты проекта – Памятки для родителей, консультации для родителей и педагогов, мнемотаблицы, справка по результатам работы.
Педагогу, который стремится развить речь ребенка до такой степени, чтобы тот был готов к переходу на школьное обучение, необходимо учесть требования к речи старшего дошкольника, о которых писали М.М. Алексеева, В.В. Гербова и др. Эти требования позволяют связать в единую нить два вопроса - развитие речи у дошкольников и обучение детей правилам речевого этикета.
Планируемый результат (Целевые ориентиры):
- Умение ребенка выбирать уместную в определенной ситуации формулу речевого этикета (ребенку необходимо иметь в активном словаре несколько вариантов общепринятых формул)
- Овладение детьми навыками выражения собственных мыслей
- Умение детей использовать формулу речевого этикета адресно и мотивировано, т.е. иначе, «развернуть» вежливую фразу
- Выработать образную эмоциональную, интонационно выразительную речь у детей.
- Умение детей проявлять вежливое уважительное отношение к окружающим доброжелательной интонацией, мимикой, жестами
Участники проекта: дети-логопаты, педагоги, родители.
Форма работы с детьми: индивидуальная и подгрупповая.
Форма работы с родителями и педагогами: информационно-консультативная
Сроки проведения проекта: сентябрь-май 2020-2021 уч.год
Вид проекта: долгосрочный, социально-значимый (воспитание духовно-нравственных и социокультурных ценностей), информационно-познавательный.
Новизна проекта: образовательно-воспитательная, духовно-нравственная направленность коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда.
Используемые воспитательно-образовательные технологии при реализации проекта:
- Технология проектирования- ориентирует на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: педагог – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители, что приводит к улучшению работы по взаимодействию с родителями и положительно сказывается на развитии личности ребёнка
- ИКТ
- Технология сотрудничества и личностно – ориентированные технология
- Игровые технологии
- Мнемотехнологии
- Технология проблемного обучения
- Технология ТРИЗ - учить детей находить позитивные решения возникающих проблем, развивать мышление и творчество, фантазию и речь, которые так необходимы современному человеку, технология ТРИЗ обеспечивает эмоционально – личностное развитие детей. Развиваются такие качества как: диалектическое мышление, сообразительность, самостоятельность и т. д.
Работа с родителями:
Во время организованных родительских собраний, а также в интернет сообществе (в группе ватсап) проведение консультации на этикетные темы, знакомство родителей с методами работы с детьми, доведение до сознания родителей важности формирования у детей этикетного поведения и необходимости специальных занятий для этого; добиться, чтобы родителям самим хотелось участвовать в этой работе дома и в дошкольном учреждении; ненавязчиво расширить их сознание по содержанию современного этикета.
Сентябрь- Родительское собрание.
Что такое речевой этикет, и как и каким правилам речевого этикета надо обучать дошкольников.
В течение учебного года
-Подготовка Памяток для родителей по речевому этикету (сентябрь, декабрь, февраль)
«Важные для детей комплименты родителей»
«Общепринятые правила комплимента». Учите детей делать комплименты».
- Консультации в уголок для родителей по речевому этикету (октябрь, январь, март)
«Красивая речь как одно из важнейших качеств развития личности»
«Учим ребенка говорить комплименты», «Семейный этикет», «Формулы вежливости»
-Представление практического материала и рекомендаций по наглядному и дидактическому материалу, мультипликационным фильмам по теме проекта для изучения материала дома с детьми –
( в течение учебного года)
Мультфильмы, рекомендованные родителям для просмотра дома с детьми по теме проекта.
- Уроки этикета. Урок 38 и др. – Манера речи.
- Уроки тетушки Совы.- Уроки хорошего поведения.
- Уроки для детей – Этикет. Вежливость.
- Уроки хороших манер.- Правила приличия и дружба.
- Лунтик.-Уроки вежливости.
Работа с педагогами:
«Как обучать детей правилам речевого этикета».
Представление речевого материала по речевому этикету:
Этикет в общении; поведение в общественных местах; этикет для малышей (младшая, средняя группа); культура поведения дома; этикет ученика.
Формирование речевого этикетного поведения происходит постоянно, в любых организационных формах, будь то занятия, игры, беседы, режимные моменты, в реальной жизни и в специально созданных ситуациях.
Для воспитания речевого этикетного поведения, необходимо следующие условия:
1. Позитивный настрой на занятиях и в повседневной жизни. Нельзя никого из воспитанников забыть или обидеть. Обращения по именам, похвала, призы и прочие увлекающие детей способы обучения помогут в создании позитивного настроя;
2. Пример взрослых, и, прежде всего педагога. Ребенок видит и оценивает взрослых, прощает или не прощает ошибки, допущенные ими. Педагогу желательно всегда оценивать свое поведение с позиций доказательности, разумности и необходимости соблюдения этикета и соответствия своим собственным поучительным словам. Все должно быть продумано для достижения главной цели-создания творческой и доброжелательной обстановки, в которой развивается личность ребенка.
Работа логопеда с детьми:
Индивидуально-подгрупповая форма работы непосредственно во время коррекционного процесса по развитию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.
Выполнение заданий логопеда дома с родителями по темам.
Работа по проекту органично вплетена в календарно-тематический план лексических тем на учебный год.
Введение в словарь детей разнообразных этикетных формул способствуют дидактические игры и речевые упражнения:
- Кто скажет больше слов - приветствий,
-Скажи по- другому,
-Как сказать бабушке (маме) приятное слово,
а также обыгрывание ситуаций
- Пригласи подругу на день рождения, чтобы она поняла, что ты будешь очень рада ее приходу,
-Поблагодари друга за подарок так, чтобы он понял, что его подарок тебе очень понравился.
Большое значение в освоении речевого этикета имеет прием словесных поручений. Первоначально педагог дает образец словесной просьбы. По мере развития речевых умений ребенок сам выбирает форму обращения.
К формам общения, способствующим установлению дружеских взаимоотношений, относятся комплименты (в толковом словаре Ожегова комплимент определяется, как любезные, приятные слова, лестный отзыв).
Ситуация комплимента, в сравнении с другими ситуациями речевого этикета, менее стандартизирована, более ориентирована на партнера, предполагает творчество в отборе способов выражения одобрения или похвалы.
Предлагаются следующие формулы комплиментов:
- одобрение внешности (Ты сегодня выглядишь очень нарядно, У тебя красивая улыбка);
- одобрение личностных качеств Ты очень веселый;
- одобрение деловых качеств Ты хорошо рассказываешь сказки.
Важнейшим условием обучения старших дошкольников комплиментам является создание в группе положительного эмоционального фона, дружеских взаимоотношений, личный пример взрослого в искренности и уместности включения комплиментов в различные ситуации общения.
Введению комплиментов в речевое общение дошкольников способствуют также специальные дидактические игры и упражнения:
- Лучший комплимент для мамы, папы и т.д.
- Доброе слово для друга.
- Поддержка и одобрение самого себя
-беседы по картинкам, проблемные ситуации (Демонстрационный материал «Я и другие» Фесюкова Л.Б. социально-личностное развитие )
- обсуждение с дошкольниками таких вопросов как:
- Вспомни, не обидел ли ты кого-нибудь. Не стесняйся извиниться! Что ты почувствовал после того, как извинился?
- О каком слове ты будешь жалеть, если его не удастся вернуть?
- Случалось ли так, чтобы тебя обижал кто-нибудь? Что ты чувствовал при этом? Какие слова ты хотел бы услышать от обидчика?
- Какие вежливые слова ты будешь использовать, обращаясь к кому-нибудь с просьбой?
- Подари кому-нибудь улыбку! Расскажи, как реагировали те, кому ты улыбнулся. Что ты чувствовал при этом?
Используемые современные образовательные технологии и методики:
- Информационно-компьютерные технологии (ИКТ)
- использование мнемотехнологии - мнемотаблиц, при работе с детьми и Памяток при работе с родителями;
-социально ориентированные игровые технологии, прежде всего направленные на решение воспитательных задач и коррекцию эмоционально-личностных проблем ребенка;
- интерактивные методы и технологии, повышающие эффективность обучения;
-использование принципа интеграции образовательных областей в соответствии как с возрастными возможностями ребенка и индивидуальными особенностями его познавательно-речевого развития, так и возможностями интегрируемого содержания усвоения;
- повышение активности ребенка с речевыми нарушениями через общение со взрослым.
- развитие слуховой функции;
- развитие форм общения;
-побуждение детей к подражанию и активному применению речи на всех уровнях ее становления.
Перспективный план работы по теме проекта
«Формулы вежливого поведения»
Неделя | Лексическая тема недели | Речевой материал | Содержание работы |
Сентябрь 3 неделя | Наш город. Дом | Цель: Знакомство с этикетом (Э. Успенский) Нежданный гость Я пришёл пожаловаться, Возьмитесь вы, пожалуйста, Непослушный он мальчишка. А он хнычет:– Не хочу! Что такое ЭТИКЕТ. Но с книжками знакомы. После – «ДО СВИДАНИЯ!» Пишу об ЭТИКЕТЕ. ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЭТИКЕТ | Просмотр мультфильма – «Что такое этикет». https://www.youtube.com/watch?v=GalogFEfWTc&t=73s Расскажи, что такое этикет? |
Октябрь 2 неделя | Человек. одежда, обувь, головные уборы | Приветствия | чтение и обсуждение стихотворения , Беседа по картине «Давайте познакомимся» (пособие №1 «Я и другие). заучивание стихотворения дома. Заучивание правил приветствия и прощания с использованием мнемотаблиц №1,2
Пусть по рисункам ребенок вспомнит и назовет все правила Приветствия и прощания при прощании используем пожатие руки, кивок головой, взмахивание рукой - дружеское прощание: пока, счастливо, - если предполагается встреча говорим « до встречи» - как вы прощаетесь с родителями перед сном? |
Октябрь 3 неделя | Мое имя, семья | Чудесное слово Папа разбил драгоценную вазу. | -Беседа по картинке «Учимся расставаться» (пособие №2 «Я и другие) -чтение и обсуждение стихотворения и в каких ситуациях необходимо использовать слово ПРОСТИТЕ(дома с родителями) |
Октябрь 4 неделя | Игрушки | Главное правило | пополнить словарь названиями игр (шахматы, шашки и т.д.), обсудить правила поведения во время игры, чувства победителя и проигравшего. Беседа по картинке «чужая игрушка» (пособие №6 «Я и другие») |
Ноябрь 2 неделя | Домашние животные | ПОМОГАЙ ДРУЗЬЯМ МИРИТЬСЯ | Разыгрывание ситуаций: как правильно высказывать недовольство, как мириться. https://www.youtube.com/watch?v=sqbeXMe0hps Школа хороших манер Этюд-Игра «Волшебное слово» (пособие №7 «Я и другие) |
Ноябрь 3 неделя | Звери. Закрепление знаний об осени | Стихотворение «Слоненок» Ирина Солнышко Шел по Африке слоненок, Шел и песню напевал. Шел по Африке слоненок, и жирафа повстречал. -Ну зачем тебе, слоненок,-задает жираф вопрос,- -ну зачем тебе, слоненок, вместо носа пылесос? Попугай кричит: - А уши?! Уши, словно лопухи! Попугай кричит:-Послушай, Это стыдно! ХИ-Хи-хи! -Ты гора или слоненок? – запищала крошка-мышь, Отвечай-ка, что молчишь? И сказал тогда слоненок:- Что для вас я нехорош?! И сказал тогда слоненок: - Я на мамочку похож! Для нее я самый славный, самый лучший, самый главный!! | Чтение и анализ. Проблемные вопросы (чувства при критике и похвале) Учимся говорить комплименты (пособие №2 «Я и другие) |
Декабрь 2 неделя | Наша пища, посуда, труд повара | Входишь в комнату, а в ней за столом полно гостей. Знают малые детишки. | Чтение и обсуждение правил поведения в разных местах. Заучивание новых слов АНТРАКТ, БУФЕТ - в кино приходим красиво одетыми (причёсанными, умытыми, с чистым носовым платочком, в начищенной обуви) - не забываем взять билет - в буфете можно попить и поесть - в зале не едим, не кричим |
Декабрь 4 неделя | Мое тело. Здоровье.Спорт Виды спорта | Стихотворение Легкая атлетика Я – спортсмен-легкоатлет, Мне исполнилось семь лет, Пресс качаю, отжимаюсь, Приседаю, наклоняюсь, Бегаю и прыгаю, Тренажёры двигаю… А теперь, ответьте-ка, Лёгкая иль нет, Лёгкая атлетика? Всем – физкультпривет! Спорт – это жизнь! Какими качествами должен обладать спортсмен?. Подумаем вместе. Загадка «Какой?»- умеющий дружить, смелый и т.д Как вы думаете, кого можно назвать вежливым человеком? (Вежливый человек тот, который говорит вежливые слова, совершает хорошие поступки, вежливо обращается с просьбой, умеет благодарить, помогает товарищу). Человек, умеющий терпеть, обладающий настойчивостью, упорством в деле-терпеливый человек | Чтение, анализ. Самоодобрение я могу, я умею, какой я…(пособие №9 «Я и другие) Знакомство с хорошими качествами людей. Учусь делать комплименты. пособие №12 «Я и другие» |
Январь 2неделя | Мебель | Речевой этикет и Правила поведения в магазине - придерживаем дверь и пропускаем выходящих из магазина людей - не берём животных в магазин - в магазине встаем в очередь - берем корзину для товаров - продукты берём руками только в упаковке - этикетные нормы обращения к продавцу - сначала заплати за товар (продукт) – потом его ешь - не кричим в магазине - не бегаем по магазину. | Мнемотаблица №7 Разыгрывание сценки «Я в мебельном магазине» Правила поведения в магазине - придерживаем дверь и пропускаем выходящих из магазина людей - не берём животных в магазин - в магазине встаем в очередь - берем корзину для товаров - продукты берём руками только в упаковке - этикетные нормы обращения к продавцу «Подскажите ,пожалуйста! Помогите мне , пожалуйста! Спасибо, вы мне очень помогли, вы очень любезны! - сначала заплати за товар (продукт) – потом его ешь - не кричим в магазине, не бегаем по магазину. |
Февраль 2 неделя | Транспорт | Правила поведения в транспорте и на улице - на улицу выходим опрятно одетыми - двигаемся по правой стороне дороги - шеренгой по улице не ходим - девочка идет с более почетной правой стороны (на левом боку висела сабля) - дорогу переходим по зеленому сигналу светофора - на улице не кричим - на улице не мусорим, для бумажек есть урна - на улице ничего не жуем - можно есть только мороженое, но не облизывать, а кусать - если на улице несчастный случай, звоним по 03. - при выходе из транспортного средства, помогаем выйти пожилым, маме, девочке - уступаем место инвалидам, маме - не обсуждаем громко свои проблемы - не наступаем на ноги, не стоим ногами на сиденье - в транспорте не причесываемся - не едим - уступаем место кому тяжело стоять (маме с малышом) - троллейбус и автобус обходим сзади, а трамвай наоборот - спереди - если нам уступили место, то благодарим и отказываемся - не толкаем всех локтями - если у нас за спиной висит рюкзак, снимаем его и ставим рядом. | Мнемотаблицы №3,4 Разучиваем правила наизусть |
Март 1 неделя | Женские профессии | Речевой и поведенческий этикет в театре - в театр приходим красиво одетыми (причёсанными, умытыми, с чистым носовым платочком, в начищенной обуви) - не забываем взять билет,- приобретаем в театре программу - после первого звонка подходим к билетёру и просим показать наше место в зале - после третьего звонка вход в зал запрещён - в буфете можно попить и поесть ,в зале не едим, не кричим | Мнемотаблица №5 - представление понравилось – хлопаем в ладошки (аплодисменты) - спокойно идём в гардероб и просим гардеробщицу подать нам нашу одежду ,по номерку берём свою одежду. Заучиваем новые слова-гардеробщица, билетёр. |
Март 2 неделя | Почта. профессии | Говорим по телефону - не жуём, разговаривая по телефону - не зеваем, навевая скуку на своего собеседника - если телефон прогудел 4-5 раз и никто не взял трубку, не беспокоим этот номер - если всё-таки трубку взяли, то сначала приветствуем того, кому звоним - и второе – представляемся, т. е. называем свое имя - все телефоны записываем в записную книжку - обязательно выучим свой номер телефона - звоним до десяти часов вечера: позже кто-то может лечь спать - спрашиваем, не оторвали ли от важных дел - долго не болтаем, т.к. может быть кто-то другой не может дозвониться по важному делу - если мы попали не туда, извиняемся - если к нам попали по ошибке, отвечаем: "Простите, Вы ошиблись номером". | Мнемотаблица №6 |
Март 4 неделя | Книги. Сказки. | Правила поведения в библиотеке | Памятка для детей |
Май 4 неделя | Скоро в школу | Этикет поведения детей в школе | Памятка для родителей выпускников из ДОУ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вежливость - основа культурного поведения
Ребенок должен чувствовать уважительное отношение к себе. Взрослые дожны создать ситуацию, где ребенок будет чувствовать, что он равный среди других....
Педагогический проект по формированию культуры поведения и основ речевого этикета на тему "Путешествие в страну вежливости"
Цель проекта - Создание педагогических условий для формирования у детей культуры поведения и речевого этикета через использование методов проекта....
Проект по формированию культуры поведения и основ речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Путешествие в страну вежливости».
Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее...
Правила поведения вежливых детей в саду
Стихами и шутками собираем и обучаем детей правилам поведения в саду!...
Литература по развитию вежливости и культуры поведения
Список литературу, которым можно воспользоваться по данной теме....
Правила вежливого поведения и общения
Правила вежливого поведения и общения...
Воспитание вежливого поведения у детей дошкольного возраста игровым методом.
Воспитание вежливого поведения у детей дошкольного возраста игровым методом....