Статья Развитие кинестетических ощущений у детей дошкольного возраста.
статья по логопедии (старшая группа)
Игры и упражнения направленные на развитие кинестетических ощущений у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игры и упражнения направленные на развитие у дошкольников кинестетических ощущений. | 17.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Кинестетические ощущения(от греч. kineo -- двигаюсь и aesthesis -- ощущение) -- ощущения движения, положения частей собственного тела и производимых мышечных усилий. Данный вид ощущений возникает в результате раздражения проприорецепторов (от лат. proprius -- собственный и capio -- брать, принимать) -- специальных рецепторных образований, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах и связках; именно они дают информацию о движении и положении тела в пространстве.
Роль кинестетических ощущений в психической деятельности была выделена еще И. М. Сеченовым, который считал, что «мышечное чувство» является не только регулятором движения, но и психофизиологической основой пространственного видения, восприятия времени, предметных суждений и умозаключений, абстрактно-словесного мышления.
Кинестетические ощущения тесно связаны с работой вкусовых, болевых, температурных, зрительных рецепторов, расположенных на поверхности тела и воспринимающих раздражения из внешней среды. Особенно отчетливо это выступает в осязании, являющемся комбинацией кинестетических и кожных ощущений, при которой важную роль играют зрительный, слуховой, вестибулярный анализаторы и др.
Мышечно-двигательная чувствительность является важным компонентом не только процесса осязания, но и процесса пространственного ориентирования (Б. Г. Ананьев, А. А. Люблинская). Двигательный анализатор дает возможность «измерить» предмет, используя в качестве мерок части своего тела. Он также служит механизмом связи между всеми анализаторами внешней и внутренней среды при ориентировке в пространстве. Использование при этом зрительного контроля приводит к точности движений и их оценке, адекватности степени мышечных напряжений.
Кинестетическая чувствительность является базовой для формирования межсенсорных связей: зрительно-двигательных в процессе пространственного зрения, слухо-моторных и зрительно-моторных при письме, речедвигательных при произношении, тактильно-двигательных в процессе взаимодействия с окружающим миром.
В дошкольный период происходит наиболее существенное совершенствование способностей к дифференцированию мышечных напряжений, благодаря чему ребенок успешно овладевает некоторыми координированными симметричными движениями (в частности, движениями верхних конечностей), но перекрестные движения у него еще продолжают вызывать значительные затруднения.
Совершенствование точности движения и овладение навыками контроля и самоконтроля осуществляются в процессе длительной тренировки и включения в нее высших познавательных процессов, развития навыков анализа своих внутренних ощущений. Для этого необходимо проведение специальных упражнений на развитие зрительно-моторной координации с предметами и без них, физических упражнений на развитие симметричной мышечной силы тела, на координацию движений верхних и нижних конечностей, других частей тела.
Упражнения для развития кинестетических ощущений.
- Игра «Чудесный мешочек»
а) пластмассовые игрушки среднего размера
Легкий уровень: игрушки предварительно ощупываются
Средний уровень: игрушки предварительно рассматриваются.
Высокий уровень: без предварительной подготовки.
б) Тоже с мелкими игрушками ( из киндерсюрприза)
2. Игра «Нужно-ненужно»
С закрытыми глазами без предварительного просмотра только на ощупь выбрать среди игрушек и школьных принадлежностей только то, что нужно для школы.
3. Игра «Узнай часть» - узнавание на ощупь с закрытыми глазами части предмета (машинки, куклы, стула). Предварительно проверить у ребенка знания названий частей этих предметов.
4. Игра «Что это». Взрослый показывает на своей руке ушки зайчика, козу, собачку, колечко. Ребенок на ощупь определяет, что это. Потом с закрытыми глазами делает такие же упражнения на своей руке.
5. Упр. «Покажи правильно»
Взрослый: Представь, что одна рука это язычок, а вторая нижние передние зубки. Сделай рукой «горочку», «лопатку», прижми «кончик языка» к «передним зубкам», отодвинь.
Выполняется с закрытыми глазами.
6. Упражнения для развития чувствительности языка.
- Взять пластмассовый предмет (шарик, кубик и др.)
- «Нарисовать» язычком черточки вправо-влево, вверх-вниз.
- «Нарисовать» маленький круг в одну сторону, в другую.
- «Нарисовать» круги побольше.
Выполняется с закрытыми глазами.
7. Упр. «Подбери крышку к баночке» Крышки разные по размеру.
Выполняется с закрытыми глазами.
8. Без зеркала:
- погладить язычком нижние зубки с внутренней стороны; с внешней
- верхние зубки с внутренней стороны; с внешней.
9. Без зеркала:
- Погладить кончиком языка щеку; другую.
- Облизать зубки в одну сторону; другую.
- погладить языком уголки рта.
- похлопать язычком по верхней губе; по нижней.
- нарисовать язычком круг по губам в одну сторону; в другую.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста вне занятий, с использованием занимательного материала"
В данной статье говорится о том, как использовать занимательный материал по математике в свободной деятельности. Приведен сценарий проведения математического праздника....
Статья "Развитие конструктивных навыков у детей дошкольного возраста"
В данной статье конструирование, рассматривается как основная деятельность детей дошкольного возраста. Дается краткая харктеристика развития конструирования по каждому возрасту. Развитие мелкой ...
Статья "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
материал о развитии мелко мотроики рук дошкольников и ее влияние на развитие речи детей....
Статья "Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста"
В статье говорится о развитии певческих навыков у дошкольников старшего возраста в организованной деятельности....
Развитие тактильных ощущений у детей дошкольного возраста
Предлагаю занимательные и полезные упражнения для развития тактильных ощущений и восприятия, мелкой моторики и воображения у детей. Ссылка на видео с упражнениями https://youtu.be/kqWTHgtqWR...
Конспект занятия "Игры на развитие тактильных ощущений у детей дошкольного возраста"
Данный конспект показывает как организовать коллективную игру- исследование знакомых предметов используя тактильные ощущения....
Конспект занятия "Игры на развитие тактильных ощущений у детей дошкольного возраста"
Данный конспект показывает как организовать коллективную игру- исследование знакомых предметов используя тактильные ощущения....