Статья Развитие кинестетических ощущений у детей дошкольного возраста.
статья по логопедии (старшая группа)

Осипова Елена Петровна

Игры и упражнения направленные на развитие кинестетических ощущений у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Кинестетические ощущения(от греч. kineo -- двигаюсь и aesthesis -- ощущение) -- ощущения движения, положения частей собственного тела и производимых мышечных усилий. Данный вид ощущений возникает в результате раздражения проприорецепторов (от лат. proprius -- собственный и capio -- брать, принимать) -- специальных рецепторных образований, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах и связках; именно они дают информацию о движении и положении тела в пространстве.

  Роль кинестетических ощущений в психической деятельности была выделена еще И. М. Сеченовым, который считал, что «мышечное чувство» является не только регулятором движения, но и психофизиологической основой пространственного видения, восприятия времени, предметных суждений и умозаключений, абстрактно-словесного мышления.

Кинестетические ощущения тесно связаны с работой вкусовых, болевых, температурных, зрительных рецепторов, расположенных на поверхности тела и воспринимающих раздражения из внешней среды. Особенно отчетливо это выступает в осязании, являющемся комбинацией кинестетических и кожных ощущений, при которой важную роль играют зрительный, слуховой, вестибулярный анализаторы и др.

Мышечно-двигательная чувствительность является важным компонентом не только процесса осязания, но и процесса пространственного ориентирования (Б. Г. Ананьев, А. А. Люблинская). Двигательный анализатор дает возможность «измерить» предмет, используя в качестве мерок части своего тела. Он также служит механизмом связи между всеми анализаторами внешней и внутренней среды при ориентировке в пространстве. Использование при этом зрительного контроля приводит к точности движений и их оценке, адекватности степени мышечных напряжений.

Кинестетическая чувствительность является базовой для формирования межсенсорных связей: зрительно-двигательных в процессе пространственного зрения, слухо-моторных и зрительно-моторных при письме, речедвигательных при произношении, тактильно-двигательных в процессе взаимодействия с окружающим миром.

В дошкольный период происходит наиболее существенное совершенствование способностей к дифференцированию мышечных напряжений, благодаря чему ребенок успешно овладевает некоторыми координированными симметричными движениями (в частности, движениями верхних конечностей), но перекрестные движения у него еще продолжают вызывать значительные затруднения.

Совершенствование точности движения и овладение навыками контроля и самоконтроля осуществляются в процессе  длительной тренировки и включения в нее высших познавательных процессов, развития навыков анализа своих внутренних ощущений. Для этого необходимо проведение специальных упражнений на развитие зрительно-моторной координации с предметами и без них, физических упражнений на развитие симметричной мышечной силы тела, на координацию движений верхних и нижних конечностей, других частей тела.

Упражнения для развития кинестетических ощущений.

  1. Игра «Чудесный мешочек»

а) пластмассовые игрушки среднего размера

Легкий уровень: игрушки предварительно ощупываются

Средний уровень: игрушки предварительно рассматриваются.

Высокий уровень: без предварительной подготовки.

б) Тоже с мелкими игрушками ( из киндерсюрприза)

2. Игра «Нужно-ненужно»

С закрытыми глазами без предварительного просмотра только на ощупь выбрать среди игрушек и школьных принадлежностей только то, что нужно для школы.

3. Игра «Узнай часть» - узнавание на ощупь с закрытыми глазами части предмета (машинки, куклы, стула). Предварительно проверить у ребенка знания названий частей этих предметов.

4. Игра «Что это». Взрослый показывает на своей руке ушки зайчика, козу, собачку, колечко. Ребенок на ощупь определяет, что это. Потом с закрытыми глазами делает такие же упражнения на своей руке.

5.  Упр. «Покажи правильно»

Взрослый: Представь, что одна рука это язычок, а вторая нижние передние зубки. Сделай рукой «горочку», «лопатку», прижми «кончик языка» к «передним зубкам», отодвинь.

Выполняется с закрытыми глазами.

6. Упражнения для развития чувствительности языка.

- Взять пластмассовый предмет (шарик, кубик и др.)

- «Нарисовать» язычком черточки вправо-влево, вверх-вниз.

- «Нарисовать» маленький круг в одну сторону, в другую.

- «Нарисовать» круги побольше.

Выполняется с закрытыми глазами.

7. Упр. «Подбери крышку к баночке» Крышки разные по размеру.

Выполняется с закрытыми глазами.

8. Без зеркала:

- погладить язычком нижние зубки с внутренней стороны; с внешней

- верхние зубки с внутренней стороны; с внешней.

9. Без зеркала:

- Погладить кончиком языка щеку; другую.

- Облизать зубки в одну сторону; другую.

- погладить языком уголки рта.

- похлопать язычком по верхней губе; по нижней.

- нарисовать язычком круг по губам в одну сторону; в другую.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста вне занятий, с использованием занимательного материала"

В данной статье говорится о том,  как использовать занимательный материал по математике в свободной деятельности. Приведен сценарий проведения математического праздника....

Статья "Развитие конструктивных навыков у детей дошкольного возраста"

В данной статье конструирование, рассматривается как основная  деятельность детей дошкольного возраста. Дается краткая харктеристика развития конструирования по каждому возрасту. Развитие мелкой ...

Статья "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

материал о развитии мелко мотроики рук дошкольников и ее влияние на развитие речи детей....

Статья "Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста"

В статье говорится о развитии певческих навыков у дошкольников старшего возраста в организованной деятельности....

Развитие тактильных ощущений у детей дошкольного возраста

Предлагаю занимательные и полезные упражнения для развития тактильных ощущений и восприятия, мелкой моторики и воображения у детей. Ссылка на видео с упражнениями https://youtu.be/kqWTHgtqWR...

Конспект занятия "Игры на развитие тактильных ощущений у детей дошкольного возраста"

Данный конспект показывает как  организовать коллективную игру- исследование знакомых предметов используя тактильные ощущения....

Конспект занятия "Игры на развитие тактильных ощущений у детей дошкольного возраста"

Данный конспект показывает как  организовать коллективную игру- исследование знакомых предметов используя тактильные ощущения....