"Кинезиология как эффективная технология развития дошкольников"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Беляева Наталья Анатольевна

"Кинезиология как эффективная технология развития дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Кинезиология как эффективная и доступная технология развития дошкольников»

Все мы знаем и видим, что современный мир стремительно меняется: запросы общества таковы, что ребенок должен быть готов к восприятию огромного объема информации, должен в нем ориентироваться и постараться стать успешным. Одна из главных задач Федерального Государственного Образовательного Стандарта - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Современные требования к качеству воспитательно-образовательной деятельности подразумевают, что современный педагог должен быть не просто носителем информации, а педагогом - новатором, который вносит и осуществляет новые, прогрессивные принципы, идеи и приемы в педагогической деятельности.

«Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения» Ж. Тассо

Так как развитие современного общества носит динамический характер, то и ключевой задачей образовательного процесса является передача детям таких знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к подобным изменениям.  Большое значение при этом будет иметь развитие интеллектуальных способностей и формирование

соответствующих умений у детей.

Теоретические основы кинезиологии

Слово “кинезиология” происходит от греческого слова “кинезис”, обозначающего движение, и “логос” - наука, т.е. наука о движениях.

Кинезиология – достаточно молодое и малоизвестное научное направление, возникшее в 60-х годах XX века, как синтез древневосточных учений (философия, медицина) и современных наук (генетика, информатика, кибернетика, психонейрофизиология, психология, медицина, педагогика).

Родоначальником кинезиологии стал американский исследователь и остеопат Джордж Гудхард. Он впервые заметил, что одна и та же мышца может иметь разную энергетическую силу, становясь то сильной, то слабой. Из этого наблюдения выросла наука, которая базируется на целостном подходе к человеку. Значительный вклад в ее развитие внесли: В. В. Гориневский, В. В. Гориневская, В. Н. Мошков, И. М. Саркизов - Серазини, Ю. И. Данько, В. К. Добровольский, С. М. Иванов, С. В. Хрущев, В. А. Силуянова, А. И. Журавлева, В. А. Епифанов, М. И. Фонарев и др. Они трактуют кинезитерапию как «лечение движением».

Из общей кинезиологии выделились самостоятельные направления в разных областях: образовательная кинезиология, гимнастика ума, нейрокинезиология, спортивная кинезиология, медицинская и др.

В Россию кинезиология пришла совсем недавно. Этот метод привезла Керол Хонц, которая преподавала его в Москве с 1991.

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека — от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

Актуальность использования кинезиологии обусловлена тем, что

развивая межполушарное взаимодействие, мы создаем основу интеллектуального развития ребенка.

Кинезиология или «Гимнастика для мозга» — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Основная идея метода кинезиологии — это активизация деятельности двух полушарий головного мозга.

Вся работа строится на связи трех элементов: мозга, тела и эмоций. Кинезиология - это наука, которая помогает восстановить ребенку баланс, т.е. равновесие между мышлением, телом и эмоциями, где каждая часть вносит свой вклад в развитие.

Применение методов данной технологии позволяет улучшить у воспитанников память, внимание, речь, зрительно-моторную координацию, формирует пространственную ориентировку, развивает мелкую и крупную моторику, позволяет снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.

Кинезиология относится к «здоровьесберегающей технологии».

Специальные кинезиологические приемы и  упражнения обладают оздоравливающим и антистрессовым эффектом, улучшают мыслительную деятельность ребенка, помогают выдерживать нагрузки, проявлять волевые качества. При всей своей простоте методы кинезиологии дают удивительные позитивные, уверенные результаты в развитии детей.

Проведя наблюдение за детьми в разнообразных видах деятельности,   отметили, что дети с проблемами в речевом и познавательном развитии, требуют коррекционно-развивающей работы в этом направлении новыми методами и приемами.   Как же поддержать познавательную активность ребёнка, развить его мыслительные процессы: восприятие, мышление память и воображение, не перегружая ребёнка излишней информацией? Как помочь развить умственные способности ребенка, сохраняя и улучшая при этом его психическое и физическое здоровье? Ответом на эти вопросы, оказалась такая наука, как кинезиология.   Одним из результатов работы учёных в данной области стала разработка развивающих программ, в которые входят комплексы упражнений, стимулирующие активность головного мозга, что позволяет ребёнку дольше удерживать своё внимание, сосредотачиваться, наблюдать за предметами и явлениями и делать выводы из увиденного. Дети с удовольствием стали заниматься кинезиологическими упражнениями. Почему? Потому что им было интересно научиться таким движениям, которые выполняют даже космонавты во время подготовки к полетам. Кроме того, дети выполняя упражнения всегда знали, что они помогают им лучше думать, быть внимательными, лучше запоминать. Да и игровой момент развития интеллекта давало больше пользы, чем наскучившие методы обучения тем или иным навыкам и умениям.  

Процесс интеллектуального развития старших дошкольников посредством системы кинезиологических упражнений происходит не только в специально организованной образовательной деятельности, но и в повседневной жизни дошкольников. Кинезиологические упражнения могут непосредственно включаться в занятие. Или проходить в свободное от занятий время индивидуально или с небольшой подгруппой детей.  Кинезиологические упражнения нужно проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.  Для решения данной задачи важно, чтобы мы – педагоги дошкольного образования были заинтересованы в нем, а дети были активными субъектами этого процесса, проявляли интерес к таким упражнениям. Правильно подобранные и хорошо организованные кинезиологические упражнения способствуют всестороннему, гармоническому развитию воспитанников, помогают стимулировать у них тягу к получению новых знаний.

 Цель   работы: умственное развитие детей старшего дошкольного возраста.   Задачи: 

 Создание педагогических условий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста;

  Развитие внимания, восприятия и памяти детей;

 Повышение способности детей к волевым усилиям, к произвольному контролю;

 Формирование пространственных представлений;

  Развитие общей и мелкой моторики;

 Расширить представление родителей о роли кинезиологии в развитии детей  старшего дошкольного возраста.

Специфические  задачи:

  развитие межполушарной специализации;

  развитие межполушарного взаимодействия;

 синхронизация работы полушарий.

Практическая значимость опыта работы заключается в том, что разработанная система кинезиологических упражнений, направленных на формирование у старших дошкольников полноценной речи, интеллектуальных способностей, может быть использована в работе с детьми как учителем-логопедом,  музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, педагогом дополнительного образования по ИЗО, воспитателями групп и родителями. При таком тесном сотрудничестве всех участников педагогического процесса возможно полноценное развитие детей.   Дошкольное детство нередко воспринимают только как подготовку к будущей взрослой жизни. На самом деле детство — это не только путь в завтра. Очень важно,   чтобы ребенок был счастлив, радостен, любопытен к жизни, здоров и весел еще и сегодня. Желанное детское счастье возможно, только если нам самим будет радостно в нашем повседневном труде по воспитанию и развитию детей. Развитие интеллектуальных и творческих возможностей детей через развитие межполушарных связей отражает реальную потребность общества и отвечает современной концепции образовательной деятельности в дошкольных учреждениях. Влияние кинезиологических упражнений на активизацию межполушарного взаимодействия. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов у детей дошкольного возраста необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.

  1. Растяжки – они нормализуют тонус мышц.

Гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) – проявляется, как правило, в двигательном беспокойстве, нарушении сна. У детей с гипертонусом ослаблено произвольное внимание, нарушены двигательные и психические реакции. Гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий. Именно поэтому в самом начале занятий ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах, одновременно обучая возможным приемам релаксации.

2. Дыхательные упражнения.

Дыхание – самая важная физическая потребность тела. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма (активность мозга, ритм сердца, пульсация сосудов), развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

 3. Глазодвигательные упражнения.

 Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Одновременные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию всего организма. Движение глаз активизируют процесс обучения и являются одним из необходимых условий осуществления чтения.

4.Телесные упражнения.

 При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. В результате движений во время мыслительной деятельности простраиваются нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания. При регулярном выполнении реципрокных (перекрестных) движений  образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию психических функций.

5.Тренировка тонких движений пальцев рук

 стимулирует общее развитие речи (морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук), а также является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

 6. Массаж

 Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают около 148 точек, расположенных на ушной раковине, которые соответствуют разным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке уха – голове.

7. Упражнения для релаксации

способствуют расслаблению, снятию напряжения. Кинезиологические упражнения: o повышают стрессоустойчивость, o синхронизируют работу полушарий, o улучшают мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, o способствуют улучшению памяти и внимания, o облегчают в дальнейшем процесс чтения и письма, o формируют пространственные представления, o снижают утомляемость, o повышают способность к произвольному контролю. Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.

Цели кинезиологических упражнений, которые используются в совместной образовательной деятельности, следующие:

o Развитие межполушарного взаимодействия;

o Развитие мелкой моторики;

o Развитие способностей;

 o Развитие памяти, внимания;

 o Развитие речи;

o Развитие мышления;

 Для достижения положительных результатов необходимы: регулярность выполнения – каждый день; точность выполнения – здесь важен правильный показ упражнения педагогом; положительная, комфортная среда – хорошее настроение и контакт.

Принцип работы – от простого - к сложному.

Эффективность педагогической работы обеспечивается  созданием соответствующих психолого-педагогических условий:

  Построение образовательного процесса на основе личностно – ориентированной модели взаимодействия педагога с детьми;

  Учет индивидуальных личностных особенностей и возможностей каждого ребенка;

 Учет динамики успехов и развития каждого ребенка на основе его прошлых достижений;

  Своевременная корректировка динамики интеллектуального развития ребенка;

 Предоставление детям свободы выбора деятельности и способов действий,  Обеспечение права на ошибку при самостоятельном поиске необходимого решения;

  Предоставление детям возможности привносить добытые ими знания и суждения в процесс изучения нового материала;

 Уважение к идеям и мыслям ребенка, недопущение отрицательной оценки интеллектуальной деятельности детей, обеспечение терпеливой эмоциональной поддержки и внимания;

  Мотивация благополучия через создание «ситуации успеха» в целях самоутверждения ребенка в собственных глазах, глазах сверстников и взрослых;

  Вовлечение детей в коллективный, групповой и индивидуальный поиск нестандартных подходов к решению задачи и оригинальных приемов и способов действий через игровую интеллектуально – творческую деятельность.

Методика использования кинезиологических упражнений с дошкольниками 

Кинезиологические упражнения   используются,  как часть развивающих занятий, которые проходят 3 раза в неделю. В другие дни эти упражнения являются частью динамических пауз, утренних гимнастики и гимнастик после сна, или проводятся перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу во время занятий. Также кинезиологические упражнения используются на физкультурных, музыкальных и логопедических занятиях.  При разучивании кинезиологических упражнениях, способствующих развитию мелкой моторики, вначале разучиваем технику движений. А затем, используем  их в сюжете совместно придуманных сказок. В результате чего улучшается межполушарное взаимодействие, стимулируется работа головного мозга, развивается речь, активизируется словарь, развивается воображение, мышление. И тогда сказка выступает в качестве продукта нашей совместной деятельности.

В какие занятия целесообразно включать кинезиологические упражнения? Практически в любое занятие всех пяти образовательных областей. Постепенно от занятия к занятию увеличиваю время и сложность упражнений.  Сначала учим  выполнять движения  правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях  предлагаем  ребенку помогать себе командами («заяцкоза-вилка»), произносимыми вслух или про себя. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-30 минут в день.

Для эффективной результативности работы  учитываются  определенные условия:

  Упражнения проводятся утром.

 Упражнения проводятся ежедневно, без пропусков.

  Упражнения проводятся в доброжелательной обстановке.

  Упражнения проводятся стоя, в ходьбе и сидя за столом.

  От детей требуется точное выполнение движений и приемов;

  Упражнения проводятся по специальным комплексам, длительностью 2 недели.

Несколько важных моментов в проведении подобных упражнений: Нецелесообразно прерывать кинезиологичекими упражнениями творческую деятельность детей. Если детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед работой и в виде динамической паузы. В интегрированных занятиях кинезиологические упражнения можно использовать на протяжении всего занятия. По исследованиям ученых кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающий эффект

   Взаимодействие специалистов дошкольной образовательной организации 

Для всестороннего использования кинезиологических упражнений благоприятным становится взаимодействие специалистов: учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателей. Они в течение дня на своих занятиях и в свободной деятельности закрепляют кинезиологические упражнения, которые позволяют настроить детей на активную работу межполушарного взаимодействия. От такой совместной работы у детей наблюдается положительная динамика не только в развитии интеллекта, но и в усвоении методов выполнения упражнений, а также применении их в играх, соревнованиях, различных праздниках. Кинезиологические упражнения совершенствуют механизмы адаптации детского организма к внешней среде, снижают заболеваемость и делают жизнь ребенка более безопасной благодаря таким качествам, как ловкость, сила, гибкость; готовят ребенка к школе, постепенно приучают его выдерживать нагрузки, проявлять волю; способны помочь ребенку справляться со стрессовыми ситуациями и постоять за себя в непростой жизни.

Работа с родителями 

Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители – самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая деятельность, направленная на укрепление и сохранение здоровья детей, воспринимается родителями положительно. Среди родителей пропагандируется  использование кинезиологических упражнений для занятий с детьми в домашних условиях. Родители детей, посещающих  логопедические группы, ознакомлены с условиями выполнения кинезиологических упражнений. Используется  в работе с родителями проведение тематических консультаций по разным направлениям развития ребенка. Единство требований, скоординированная деятельность воспитателя и родителей, направленная на всестороннее развитие ребёнка, даёт возможность добиться хороших результатов в развитии дошкольника. Важно найти такую форму общения с родителями, которая обеспечивает и взаимопонимание, и поддержку в решении различных проблем, касающихся воспитания и развития их детей.  Используются  такие формы работы с родителями, которые позволили строить отношения на принципах взаимоуважения, личной заинтересованности, индивидуального подхода.

Групповые родительские собрания.

Подгрупповые и индивидуальные беседы, консультации.

Открытые занятия для родителей.

 Мастер – классы

Тренинги

 Папки – передвижки, содержащие рекомендации по правильному выполнению кинезиологических упражнений.

Буклеты с подбором кинезиологических упражнений

По социальному заказу родителей воспитанников   проведен  ряд консультаций по темам: «Готовность ребенка к школе» и «Я учусь читать»;

 • круглый стол «Проблема подготовки ребенка к школе: вопросы и ответы»; • знакомство с новинками педагогической литературы, интересными статьями в периодической печати с целью распространения инновационных подходов в воспитании и развитии детей;

• педагогическая гостиная для родителей с целью развития сотрудничества путем расширения педагогических и психологических знаний родителей.

В работе наряду с увлекательными упражнениями, используются и кинезиологические тренажеры.

Задачи, которые решаются при использовании тренажеров – активизировать работу обоих полушарий мозга, их взаимосвязь через работу обеими руками, развивать внимание, сообразительность, тактильные ощущения, улучшать состояние нервной системы, создание положительного эмоционального фона.

Вся наша жизнь проходит в движении, и во время этого движения в течение всей своей жизни человек переживает множество различных проблем. Психологи долгое время пытались найти способ помочь людям, часто сталкивающимся с различными экстремальными ситуациями и испытывающими нервно-мышечные перегрузки. И решение было найдено после разработки образовательной кинезиологии, которая как раз и была направлена на изучение связей ум – тело.

С помощью специально подобранных упражнений наш организм балансирует процессы, происходящие в нем, координирует работу правого и левого полушарий, развивает взаимодействие тела и интеллекта.

Результативность опыта

Для определения уровня развития межполушарного взаимодействия использовала эффективный метод, предложенный Н. И. Озерецким «Кулак— ребро—ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе.

Критерии оценки: 3 балла — выполнено без ошибок; 2 балла —выполнено с ошибками; 1 балл — не может выполнить, постоянно ошибается.

Простая ориентировка.

Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо только с левой руки), покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет — прекращают.

 Сложная ориентировка.

Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой — за правое ухо, правой рукой — за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».

Критерии оценки: 3 балла — выполнены оба задания; 2 балла — выполнена только простая ориентировка; 1 балл — не выполнено ни одного задания.

 Выполнение пробы затруднено у детей с левополушарной недостаточностью и у детей. Степень сохранности премоторной зоны. Проба на перебор пальцев проводится следующим образом: испытуемый на двух руках одновременно соприкасает последовательно большой палец с остальными. Сначала движения выполняются от указательного пальца к мизинцу, затем от мизинца к указательному пальцу.

 Оценивается точность, 20 дифференцированность движений пальцев и способность к переключению с одного движения на другое (отсутствие застреваний). Каждая синкинезия штрафуется одним баллом.

 Критерии оценки: • 5 баллов — правильно и быстро; • 4 балла — правильно, но медленно; • 3 балла — дезавтоматизация движений на истощении; • 2 балла — персеверации (повторение) на истощении; • 1 балл — выраженные персеверации (застреваемость на отдельных позах)

 Исследование артикуляционных возможностей ребенка По подражанию ребенку предлагается выполнить 11 действий: 1) улыбнуться; 2) надуть щеки; 3) сделать губы трубочкой (как при звуке «у»); 4) сделать губы как при звуке «о»; 5) «покатать орешки за щеками» (кончиком языка); 6) высунуть язык лопаткой (широко); 7) поднять кончик языка вверх и положить его на верхнюю губу; 8) опустить кончик языка вниз и положить его на нижнюю губу;9) поместить кончик языка в правый угол рта; 10) то же — в левый угол рта; 11) высунуть язык и сделать кончик узким.

 Оцениваются точность движений и способность к переключению.

Критерии оценки: 0 баллов – не может выполнить упражнение. 1 балл - неточно выполненное движение (сопутствующих движений губами, челюстью) 2 балла — выполнено без ошибок.

Результаты:

старшая группа   - 6%  высокий уровень,  68% средний уровень,  26% низкий уровень

подготовительная группа  -   48% высокий уровень,  34% средний уровень,   18% низкий уровень.

Кинезиологические упражнения благотворно влияют не только на работу мозга, но и всего организма в целом. Они не требуют какой-то определенной подготовки, как от педагога, так и от детей.  

видны следующие результаты:

  снизилась тревожность, дети стали спокойнее и увереннее;

 улучшились навыки самообслуживания;

 развивается устная речь;

 формируется логическое мышление;

 улучшаются коммуникативные навыки;

 улучшаются внимание, память, воображение.

Применявшаяся система занятий оказала положительное влияние на уровень развития интеллекта у детей. Дети, применяющие эти упражнения стали смышленее и любознательнее. У них исчезло раздражение, взаимное недовольство, обиды

 Работа в данном направлении в дошкольном учреждении включает:
 систему профилактики психоэмоционального состояния детей
средствами физического воспитания: массаж,  дыхательная гимнастика,
специальные, оздоровительные игры, повышающие эмоциональное
состояние, и т.п.;
 арттерапию путем подбора специального цветового решения
интерьера, способствующего снятию напряжения;

 работу с природными материалами: глина, песком, водой - обычно это
увлекает детей и отвлекает от неприятных эмоции;
 контроль самочувствия и настроения ребенка, своевременная их
коррекция;
 развитие предметно-пространственной среды всего учреждения,
расширение возможности контактов ребенка с другими детьми и
взрослыми.
Психологическая безопасность в ДОУ, как состояние защищенности
всех участников образовательных отношений, является пусковым
механизмом запуска позитивных возможностей психического и
профессионального развития и воспитанников, и педагогов, и родителей.

 Для реализации кинезиологии, как эффективной и доступной технологии развития дошкольников педагог-воспитатель должен быть внимательным и трудолюбивым, терпеливым и отзывчивым, уметь заинтересовать и вовлечь детей в игру или другое занятие.  

  Педагог-воспитатель должен творчески мыслить, быть способным к генерации новых идей, легко приспосабливаться к изменениям в обществе. Целью деятельности педагога-воспитателя является создание среды для реализации перспектив развития ребенка.

Педагог-воспитатель – это не только человек, обладающий определённой специальной, профессиональной подготовленностью, это человек, сочетающий в себе черты и психолога, и артиста, и друга, и наставника, это творческий работник, мастер своего дела, новатор, человек, который ищет путь к понимаю детей, кто осознанно стремится к тому, чтобы помочь ребенку прожить счастливое детство и найти свой путь к успешной жизни, кто стремится к осуществлению своей педагогической миссии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кинезиология как метод активного развития дошкольников

Статья "Кинезиология как метод активного развития дошкольников" (из материалов Всероссийской научной конференции "Актуальные проблемы развития человека в современном обществе")...

Мастер класс" Кинезиология как метод активного развития дошкольников"

Кинезиология - это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Основная идея ее построения — это активизация деятельности двух пол...

Консультация для педагогов "Кинезиология, как метод активного развития дошкольников"

Консультация для педагогов "Кинезиология, как метод активного развития дошкольников"...

ПРОЕКТ «Нумикон - эффективная технология развития и обучения математике дошкольников»

Формирование счетных навыков у дошкольников с помощью технологии Нумикон....

Кинезиология как метод активного развития дошкольников

Применение кинезиологических упражнений...

Биоэнергопластика, как одна из эффективных технологий развития связной речи у дошкольников с ОНР

Данный материал даёт возможность по новому взглянуть на коррекционно -образовательный процесс и увеличить эффективность логопедической работы. Биоэнергопластика должна быть естественнной составля...

Кинезиология как эффективная технология развития дошкольников по физической культуре

Кинезиология как эффективная технология развития дошкольников по физической культуре...