Образовательная деятельность с использованием современных методов моделирования в развитии фонематического слуха, звукового анализа и синтеза у детей с ОНР старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Данный материал разработан для учителей-логопедов. Показано практическое использование методов моделирования в образовательной деятельности по развитию фонематического слуха, звукового анализа и синтеза у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Образовательная деятельность с использованием современных методов моделирования в развитии фонематического слуха, звукового анализа
и синтеза у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
Цель: Развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.
Задачи:
- Учить: выкладывать модель характеристики звука [С]; различать голоса животных.
- Закрепить: знания детей о диких животных; знания детей о звуке [С]; умение различать и выкладывать модели неречевых и речевых звуков.
- Развивать: фонематическое восприятие, мыслительные процессы (память, внимание, мышление), эмоции детей.
Оборудование: картинки с изображением диких животных, корзина (в которой лежат – сено, морковь, мёд, шишки, яблоко, грибы), кукла лисы (одевается на руку), ширма, бумага, ножницы, чашки, ложка, вода, крупа, по 3 коричневых кружка разной величины на каждого ребёнка, карточки для схематичного изображения характеристики звука, карточки со схематичным изображением домашних животных, карточки с изображением весёлого и грустного лица на каждого ребёнка; треугольники серого, белого, оранжевого, коричневого цветов.
Ход деятельности:
1. Логопед:
– Дети, посмотрите, на какую красивую полянку мы пришли с вами! А какое сейчас время года? Как вы догадались? (Дети называют признаки зимы).
Словарная работа: снег, снежинки, снегопад, искрится.
Психогимнастика:
– Как светит солнышко зимой?
– Подставьте солнышку лицо, руки и погрейтесь.
– Вдруг подул сильный ветер, пошёл снег. Мы замёрзли, съёжились. Покажите.
– А теперь вьюга закончилась. Из-за тучи выглянуло солнышко, улыбнитесь ему. Мы согрелись и расслабились.
– Покажите, как светит солнышко, улыбнитесь ему.
2. Логопед:
– Мы находимся на лесной полянке, вокруг лес. Кто живёт в лесу? (Дети перечисляют диких животных).
– Мы знаем, что диким животным сейчас холодно и голодно. Я приготовила корзинку. Давайте поможем животным, покормим их.
– Какое животное будем угощать? Что ты выбрал?
Дети по очереди достают из корзины грибы, морковь, яблоко, сено, шишки, мёд. Кладут угощение к картинкам животных.
3. Логопед:
– Сегодня к нам в гости пришла. А кто угадайте:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса. А зовут её …(лиса).
Логопед надевает на руку куклу лисы и здоровается от её имени с детьми.
4. Выкладывание моделей шумов.
Лиса:
– А вы умеете различать разные звуки? Давайте проверим.
Лиса за ширмой пересыпает крупу, стучит ложкой о чашку, рвёт бумагу, режет бумагу ножницами, мнёт бумагу, переливает воду. Дети угадывают действия лисы и выкладывают карточки со схематическим изображением звуков в определённой последовательности.
5. Игра «Три медведя».
Логопед:
– Вспомним игру «Три медведя». Разложите на столе кружочки
На столах у детей лежат по 3 коричневых кружка разного размера. Закрепляется, что большой кружок – Михайло Потапыч, средний – Настасья Петровна, маленький – Мишутка.
Логопед произносит реплики в трёх вариантах, а дети показывают нужный кружок.
– Кто сидел на моём стуле?
– Кто ел из моей чашки?
– Кто спал в моей постели?
6. Характеристика звука [С].
Логопед: Молодцы! Лисичка, а ты буквы и звуки знаешь?
Лиса: Вы знаете, я в лесной школе училась плохо и не знаю ничего.
Логопед: А наши дети изучают звуки и буквы. Какой звук мы начали с вами изучать? (Звук [С]).
Лиса: А расскажите мне про звук [С].
Дети рассказывают про звук [С] и одновременно вывешивают на доску модель характеристики звука (согласный, глухой, бывает твёрдый как кубик льда, обозначается синим кружком, бывает мягкий как травка, обозначается зелёным кружком).
7. Игра «Телефон».
Воспроизведение слоговых сочетаний с одним и разными гласными звуками.
Лиса: А давайте поиграем с вами в «Телефон».
Лиса шепчет, а дети должны повторить.
- СА-СО-СУ
- АС-ОС-УС
- СЫ-СО-СА
- ЫС-ОС-АС
8. Лиса:
Дети, а вам понравилось играть со звуком? Я буду говорить слова, если в них есть звук [С], вы должны хлопнуть в ладоши.
Слова: сок, шапка, самолёт, сапоги, шарф, солнце, ландыш, санки…
9. Физминутка.
Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так!
Медвежата мёд искали
Дружно кустик раскачали
Вот так!
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили
Вот так!
А потом они плясали
Выше лапы поднимали
Вот так!
10. Различение голосов животных,
Лиса: Я сегодня бежала мимо деревни и слышала голоса разных животных, но чьи они я не знаю. Помогите мне, угадайте голоса животных.
Звучит запись различных голосов домашних животных. Дети угадывают и показывают соответствующую карточку со схематичным изображением животного.
Логопед: Скажите, голоса, каких животных вы слышали, диких или домашних? Чем дикие животные отличаются от домашних? А лисичка, какое животное?
11. Игра «Кто внимательный»
Логопед: У нас с вами в гостях ещё и другие животные. Но иногда я путаюсь, как их правильно называть. Помогите.
Логопед раздаёт детям кружочки с изображением грустного и весёлого лица.
Логопед: Если я буду правильно называть животное, вы покажите мне кружок с весёлым лицом, а если неправильно – с грустным.
Логопед показывает картинку с изображением животного и произносит:
- елка, бейка, белка;
- олк, волк, фолк;
- едведь, мудведь, медведь.
12. Лиса: Посмотрите сколько у меня треугольников.
Как вы думаете, на каких животных они похожи?
(Выясняют, что белый треугольник – заяц, серый треугольник – волк, оранжевый – белка, коричневый – медведь).
Лиса: Я буду загадывать загадки, а отгадки вы должны показать треугольниками.
Летом бродит без дороги,
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь).
Зимой беленький,
А летом серенький,
Никого не обижает,
А всех сам боится.
(Заяц).
С ветки на ветку
Быстрый как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал.
(Белка).
Лиса: Дети, а вы знаете загадки о диких животных? Расскажите.
(Дети рассказывают загадки, а отгадки показывают треугольниками).
На овчарку он похож,
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит оскалив пасть,
На овцу готов напасть
(Волк)
Кто в лесу глухом живёт
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу.
(Медведь).
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(Белка).
13. Подведение итогов и сюрпризный момент.
Лиса:
– О каких животных мы сегодня говорили на занятии?
– Какой звук мы закрепляли?
– Голоса, каких животных мы с вами слушали?
– Я приготовила вам угощение. (Лиса достаёт корзиночку и угощает детей).
– Мне пора возвращаться в свой сказочный лес. До свидания дети.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С ЗПР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
краткий экскурс в теорию памяти. формирование словаря у детей с ЗПР. Основные дидактические игры и упражнения, способствующие формированию слухоречевой и логической памяти у детей с ЗПР через ра...
Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 5-6 лет. Звуки [Б,Б’]. Буква Б.
Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 5-6 лет. Звуки [Б,Б’]. Буква Б....
Развитие навыков счета и счетных операций у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста, посредством авторского дидактического пособия "Поиграем-посчитаем"
Математика, несмотря на свою сложность, вызывает неподдельный интерес у дошкольников. Как известно, формирование элементарных математических представлений у детей с ЗПР сопровождается значительными тр...
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПОРНЫХ СИМВОЛОВ И СХЕМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
В системе работы по формированию навыка фонематического анализа и синтеза предсталены основные понятия, которые формируются при формировании данных навыков и используемые опорные символы и схемы, помо...
Задания по развитию связной речи «Расскажи по порядку» для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Уважаемые родители!Составление рассказов по картинкам развивает связную речь ребёнка, логическое мышление, зрительное восприятие, способствует увеличению словарного запаса детей.Задание: расставь карт...
Значение нетрадиционных техник изодеятельности для развития творческих способностей и мелкой моторики у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста
Статья о важности применения нетрадиционных техник изодеятельности для развития творческих способностей и мелкой моторики у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста( 5-7лет). Представлены и описаны ...
Образовательная деятельность с использованием современных методов моделирования в развитии фонематического слуха, звукового анализа и синтеза у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
Развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза....