Образовательная деятельность с использованием современных методов моделирования в развитии фонематического слуха, звукового анализа и синтеза у детей с ОНР старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Данный материал разработан для учителей-логопедов. Показано практическое использование методов моделирования в образовательной деятельности по развитию фонематического слуха, звукового анализа и синтеза у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность с использованием современных методов моделирования в развитии фонематического слуха, звукового анализа

и синтеза у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.

Цель: Развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.

Задачи:

  • Учить: выкладывать модель характеристики звука [С]; различать голоса животных.
  • Закрепить: знания детей о диких животных; знания детей о звуке [С]; умение различать и выкладывать модели неречевых и речевых звуков.
  • Развивать: фонематическое восприятие, мыслительные процессы (память, внимание, мышление), эмоции детей.

Оборудование: картинки с изображением диких животных, корзина (в которой лежат – сено, морковь, мёд, шишки, яблоко, грибы), кукла лисы (одевается на руку), ширма, бумага, ножницы, чашки, ложка, вода, крупа, по 3 коричневых кружка разной величины на каждого ребёнка, карточки для схематичного изображения характеристики звука, карточки со схематичным изображением домашних животных, карточки с изображением весёлого и грустного лица на каждого ребёнка; треугольники серого, белого, оранжевого, коричневого цветов.

Ход деятельности:

1. Логопед:

– Дети, посмотрите, на какую красивую полянку мы пришли с вами! А какое сейчас время года? Как вы догадались? (Дети называют признаки зимы).

Словарная работа: снег, снежинки, снегопад, искрится.

Психогимнастика:

– Как светит солнышко зимой?

– Подставьте солнышку лицо, руки и погрейтесь.

– Вдруг подул сильный ветер, пошёл снег. Мы замёрзли, съёжились. Покажите.

– А теперь вьюга закончилась. Из-за тучи выглянуло солнышко, улыбнитесь ему. Мы согрелись и расслабились.

– Покажите, как светит солнышко, улыбнитесь ему.

2. Логопед:

– Мы находимся на лесной полянке, вокруг лес. Кто живёт в лесу? (Дети перечисляют диких животных).

– Мы знаем, что диким животным сейчас холодно и голодно. Я приготовила корзинку. Давайте поможем животным, покормим их.

– Какое животное будем угощать? Что ты выбрал?

Дети по очереди достают из корзины грибы, морковь, яблоко, сено, шишки, мёд. Кладут угощение к картинкам животных.

3. Логопед:

– Сегодня к нам в гости пришла. А кто угадайте:

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса. А зовут её …(лиса).

Логопед надевает на руку куклу лисы и здоровается от её имени с детьми.

4. Выкладывание моделей шумов.

Лиса:

– А вы умеете различать разные звуки? Давайте проверим.

Лиса за ширмой пересыпает крупу, стучит ложкой о чашку, рвёт бумагу, режет бумагу ножницами, мнёт бумагу, переливает воду. Дети угадывают действия лисы и выкладывают карточки со схематическим изображением звуков в определённой последовательности.

 

5. Игра «Три медведя».

Логопед:

– Вспомним игру «Три медведя». Разложите на столе кружочки

На столах у детей лежат по 3 коричневых кружка разного размера. Закрепляется, что большой кружок – Михайло Потапыч, средний – Настасья Петровна, маленький – Мишутка.

Логопед произносит реплики в трёх вариантах, а дети показывают нужный кружок.

– Кто сидел на моём стуле?

– Кто ел из моей чашки?

– Кто спал в моей постели?

6. Характеристика звука [С].

Логопед: Молодцы! Лисичка, а ты буквы и звуки знаешь?

Лиса: Вы знаете, я в лесной школе училась плохо и не знаю ничего.

Логопед: А наши дети изучают звуки и буквы. Какой звук мы начали с вами изучать? (Звук [С]).

Лиса: А расскажите мне про звук [С].

Дети рассказывают про звук [С] и одновременно вывешивают на доску модель характеристики звука (согласный, глухой, бывает твёрдый как кубик льда, обозначается синим кружком, бывает мягкий как травка, обозначается зелёным кружком).

7. Игра «Телефон».

Воспроизведение слоговых сочетаний с одним и разными гласными звуками.

Лиса: А давайте поиграем с вами в «Телефон».

Лиса шепчет, а дети должны повторить.

  • СА-СО-СУ
  • АС-ОС-УС
  • СЫ-СО-СА
  • ЫС-ОС-АС

8. Лиса:

Дети, а вам понравилось играть со звуком? Я буду говорить слова, если в них есть звук [С], вы должны хлопнуть в ладоши.

Слова: сок, шапка, самолёт, сапоги, шарф, солнце, ландыш, санки…

9. Физминутка.

Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так!
Медвежата мёд искали
Дружно кустик раскачали
Вот так!
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили
Вот так!
А потом они плясали
Выше лапы поднимали
Вот так!

10. Различение голосов животных,

Лиса: Я сегодня бежала мимо деревни и слышала голоса разных животных, но чьи они я не знаю. Помогите мне, угадайте голоса животных.

Звучит запись различных голосов домашних животных. Дети угадывают и показывают соответствующую карточку со схематичным изображением животного.

Логопед: Скажите, голоса, каких животных вы слышали, диких или домашних? Чем дикие животные отличаются от домашних? А лисичка, какое животное?

11. Игра «Кто внимательный»

Логопед: У нас с вами в гостях ещё и другие животные. Но иногда я путаюсь, как их правильно называть. Помогите.

Логопед раздаёт детям кружочки с изображением грустного и весёлого лица.

Логопед: Если я буду правильно называть животное, вы покажите мне кружок с весёлым лицом, а если неправильно – с грустным.

Логопед показывает картинку с изображением животного и произносит:

  • елка, бейка, белка;
  • олк, волк, фолк;
  • едведь, мудведь, медведь.

12. Лиса: Посмотрите сколько у меня треугольников.

Как вы думаете, на каких животных они похожи?

(Выясняют, что белый треугольник – заяц, серый треугольник – волк, оранжевый – белка, коричневый – медведь).

Лиса: Я буду загадывать загадки, а отгадки вы должны показать треугольниками.

Летом бродит без дороги,
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь).

Зимой беленький,
А летом серенький,
Никого не обижает,
А всех сам боится.
(Заяц).

С ветки на ветку
Быстрый как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал.
(Белка).

Лиса: Дети, а вы знаете загадки о диких животных? Расскажите.

(Дети рассказывают загадки, а отгадки показывают треугольниками).

На овчарку он похож,
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит оскалив пасть,
На овцу готов напасть
(Волк)

Кто в лесу глухом живёт
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу.
(Медведь).

Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(Белка).

13. Подведение итогов и сюрпризный момент.

Лиса:

– О каких животных мы сегодня говорили на занятии?

– Какой звук мы закрепляли?

– Голоса, каких животных мы с вами слушали?

– Я приготовила вам угощение. (Лиса достаёт корзиночку и угощает детей).

– Мне пора возвращаться в свой сказочный лес. До свидания дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С ЗПР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

краткий экскурс в теорию памяти.  формирование словаря у детей с ЗПР. Основные дидактические игры и упражнения, способствующие формированию слухоречевой и логической памяти у детей с ЗПР через ра...

Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 5-6 лет. Звуки [Б,Б’]. Буква Б.

Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 5-6 лет. Звуки [Б,Б’]. Буква Б....

Развитие навыков счета и счетных операций у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста, посредством авторского дидактического пособия "Поиграем-посчитаем"

Математика, несмотря на свою сложность, вызывает неподдельный интерес у дошкольников. Как известно, формирование элементарных математических представлений у детей с ЗПР сопровождается значительными тр...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПОРНЫХ СИМВОЛОВ И СХЕМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

В системе работы по формированию навыка фонематического анализа и синтеза предсталены основные понятия, которые формируются при формировании данных навыков и используемые опорные символы и схемы, помо...

Задания по развитию связной речи «Расскажи по порядку» для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Уважаемые родители!Составление рассказов по картинкам развивает связную речь ребёнка, логическое мышление, зрительное восприятие, способствует увеличению словарного запаса детей.Задание: расставь карт...

Значение нетрадиционных техник изодеятельности для развития творческих способностей и мелкой моторики у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста

Статья о важности применения нетрадиционных техник изодеятельности для развития творческих способностей и мелкой моторики у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста( 5-7лет). Представлены и описаны ...