Картотека дидактических игр для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
картотека по логопедии (старшая группа)
Дидактические игры для проведения индивидуальных или подгрупповых занятий по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 22.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №24 «КОСМОС»
Картотека дидактических игр
для развития связной речи
у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Подготовила:
Нартдинова Айгуль Фардатовна
«Составь рассказ»
Цель: учить соблюдать последовательность хода действия. Формировать умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
Материал: наборы серийных картинок для выкладывания.
Ход игры
Перед ребенком выкладывают перемешанные в беспорядке картинки. Ребенок выкладывает серию картинок в правильной последовательности. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.
«Нравится не нравится»
Цель: познакомить детей с противоречиями окружающего мира. Развивать связную речь, воображение, ловкость.
Материал: мяч.
Ход игры
Взрослый: зима.
Ребёнок: мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить снеговика. Зимой весело. Мне не нравится, что зимой холодно, дует сильный ветер.
«Лишняя картинка»
Цель: учить находить лишние для данного рассказа детали.
Ход игры
Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.
«Составь два рассказа»
Цель: учить различать сюжеты разных рассказов.
Ход игры
Перед ребёнком кладут вперемешку два набора серийных картинок и просят выложить сразу две серии, а затем составить рассказы по каждой серии.
«Чего не стало?»
Цель: развивать внимание, связную речь, умение описывать предмет.
Ход игры
На столе расположены предметы в определенной последовательности.
В: посмотрите внимательно на предметы, запомните, как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?
Усложнение:
– Описать предмет, которого не стало
– Рассказать о месте, где он стоял
– На какой звук начиналось название этого предмет
– В названии каких еще предметов есть этот звук?
«Вопросики?»
Цель: развивать у детей связную речь, мышление.
Ход игры
1. Почему наступает ночь?
2. Сколько звезд на небе?
3. Какая форма у Земли?
4. Как летает самолет?
5. Почему листья на деревьях появляются весной?
«Распространи предложение»
Цель: развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
Ход игры
Детям предлагается продолжить и закончить начатое логопедом предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, логопед начинает предложение так: «Дети идут ... (Куда? Зачем?)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы ...»
«Если бы...»
Цель: развивать у детей связную речь, воображение, высших форм мышления – синтез, прогнозирование, экспериментирование.
Ход игры
Педагог предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:
«Если бы я попал в сказку»
«Если бы я был волшебником, то ...»
«Если бы я стал невидимым ...»
«Составь рассказ»
Цель: учить составлять небольшие рассказы о людях разных профессий;
Ход игры
Дети учатся составлять рассказы о профессиях.
Педагог дает образец: «Это доктор. Он лечит людей. Каждому больному он прописывает разные лекарства. Доктор смотрит горло, слушает, меряет температуру, делает уколы.
Следуя образцу, дети составляют по картинкам короткие рассказы о профессии продавца, парикмахера, летчика и т.д.
«Нарисуй сказку»
Цель: учить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании.
Ход игры
Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой. Конечно, можно ребёнку помочь, показать, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные повороты сюжета.
«Закончи сам»
Цель: развивать у детей воображение, связную речь.
Ход игры
Педагог рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить или придумать концовку.
«Продавец и покупатель»
Цель: формировать у детей умение строить предложения со словами-признаками.
Материал: предметы (картинок с изображением предметов) похожих по назначению, но разных по внешнему виду.
Ход игры
На столе или полке, мольберте выставлено несколько похожих по назначению, но разных по внешнему виду предметов (картинок с изображением данных предметов). Ребенок должен так описать предмет, чтобы «продавец» понял, о каком предмете идет речь. Название предмета можно не называть. Пусть другие дети тоже догадаются, о чем идет речь.
«Опиши игрушку»
Цель: развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
Материал: игрушки животных.
Ход игры
Постепенно упражнения можно усложнять, добавляя новые признаки предметов и расширяя их.
Перед ребенком следует поставить несколько игрушек животных и описать их.
Лиса – это животное, которое живет в лесу. У лисы рыжая шерсть и длинный хвост. Она ест других мелких животных.
Заяц – это небольшое животное, которое прыгает. Он любит морковку. У зайца длинные уши и очень маленький хвостик.
«Волшебный мешочек»
Цель: развивать воображение, умение рассказывать о характерных свойствах описываемых предметов, их предназначении, материалах, из которых они сделаны, определять тематическую группу, к которой относятся предметы.
Материал: коробка с предметом.
Ход игры
В мешочек или коробку кладется предмет.
Дети постепенно определяют, что лежит в мешочке, задавая вопросы об определенных свойствах и признаках предметов: «Это игрушка? Она деревянная? Она пластмассовая? Ее можно катать? И т.д.».
«Как ты узнал?»
Цель: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.
Материал: предметные картинки.
Ход игры
Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его. Педагог спрашивает: «Как ты узнал, что это стол?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.
«Верно ли это?»
Цель: учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.
Ход игры
Детям читают стихотворение, содержащее нелепые ситуации. Дети должны ответить на вопрос: «Верно ли это? – после каждого предложения и доказать, почему они так считают. За правильный ответ получают фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.
– Верно ли это?
«Собирают сыр с кустов.
С зайцами пасут коров.
В пляс пускается медведь.
Тыквы стали песни петь.
Верно ли, что как-то раз
От дождя нас зонтик спас?
Что луна нам ночью светит?
Что конфет не любят дети?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр....
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Св
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смыслов...
Дидактические игры для развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Связная речь - одна из важный составляющих на пути к успеху. Очень важно развивать связную речь именно в дошкольном возрасте. Предлагаю вам красочно оформленную картотеку игр на развитие связной речи,...
Дидактическая игра по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста "Одень куклу"
Настольная дидактическая игра по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста....
Дидактическая игра по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста "Машины сказки"
Дидактическая игра по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста "Машины сказки"...
Статья для воспитателей в ДОУ. «Учебно-методическое пособие по развитию речи «Дидактические игры для развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику мал...
семинар-практикум для воспитателей "Дидактические игры по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста"
Формирование правильной связной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Речевое развитие должно проводиться с учетом ведущей деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельн...