Методы формирования языковой системы. Работа с неговорящими детьми
методическая разработка по логопедии (младшая группа)
В работе описываются методы, которые помогают при работе с неговорящими детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа с неговорящими детьми | 24.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Голубева Диана Евгеньевна
учитель-логопед, МБОУ «Школа-интернат №4 дошкольное отделение»
г. Челябинск
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ СИСТЕМЫ
У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ.
Речь является основным средством общения и занимает главное место в психическом развитии ребенка, также она связана с формированием мыслительной деятельности и представляет сложный психофизиологический процесс реализации языка.
Современный этап развития теории и практики коррекционной педагогики, в частности логопедии, характеризуется повышенным вниманием к изучению детей с отсутствием речи. Именно той категории детей у которых нет воспроизводства звуков, нет фонации, и артикуляции звуков нет вообще. Либо это крик, либо это визг, либо ребёнок вообще молчит. И самое главное отсутствие понимания речи.
Анализ специальной литературы, посвящённый изучению особенностей речевого развития детей с речевой патологией, представлен большим количеством исследований таких авторов, как Ж.В. Антипова, Г.В. Бабина, В.К. Воробьева, Б.М. Гриншпун, Л.Р. Давидович, Н.С. Жукова, В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина и мн. др. Однако лишь единичные работы, касающиеся научно-методических аспектов активизации у неговорящих детей речевой деятельности, нарушение которой обусловлено различным генезом.
Дошкольники с отсутствием языковых средств представляют собой полиморфную группу, характеризующуюся различным уровнем речевого, психического, эмоционального, интеллектуального и моторного развития.
В практической деятельности мы сталкиваемся с неговорящими детьми, имеющими различный диагноз: алалия, задержка психического развития, задержка психоречевого развития, ранний детский аутизм, тотальное недоразвитие тяжёлой степени и др. Активизация речевой деятельности у детей с отсутствием речи требует создания специальных дифференцированных условий использование вариативных и инновационных технологий. В связи с этим возникает необходимость применения дифференцированного подхода в процессе по активизации речевой деятельности у дошкольников, с учетом состояния психофизиологических или психофизических процессов и уровня восприятия и воспроизведения собственной речи.
Новым и интересным направлением с неговорящими детьми является методика формирования языковой системы Новиковой-Иванцовой Т.Н. Мы решили применить в своей работе эту систему учитывая рекомендации автора.
Речевое развитие происходит согласно онтогенеза. Появляются звуки, гуление, лепет, слоги, слова, фраза и т.д. Если у ребенка есть нарушение речи, то значит, есть сбой этой программы, а в каком месте точно есть сбой никто не знает. Грамотная организация логопедической работы возможна только при правильной организации языковой системы. Языковая система представляет собой структуру кодов:
лексического-система ассоциаций, основанная на классификации и категоризации объектов мира;
фонетического -умение различать звуки, винарные признаки звуков: глухие, звонкие;
грамматического- падежи и предлоги;
синтаксического-формирование предложения с выходом на связную речь. Только тогда, логопед охватывает не только артикуляционные, но и языковые явления.
Первым этапом и началом - начал является работа с предъязыковым уровнем, с основой понимания и разворачивания мысли. Это работа над ритмом, темпом и интонацией, а проще говоря, это работа с лепетом. Неговорящий ребёнок должен сначала пройти этапы гуления и лепета, то есть полностью воспроизвести нормальное речевое развитие, сменяющееся своим этапами (воспроизвести речевой онтогенез). При помощи музыки и тактильных ощущений, строится работа. Проще говоря это соединение артикуляции, дыханя и голоса, берётся прообраз гуления. Известно что в норме, дети гулят на прообразах гласных звуков. Берутся гласные звуки и формируется гуление. Главная задача на этом этапе дать фонацию, голосопадачу. Также важно пройти этап различения неречевых звуков, а затем плавно перейти к речевым, формируя тем самым фонацию.
Главная задача, научить длительно по времени подавать голос. Для этого необходимо войти в контакт с ребенком, сопровождая манипуляции с предметами элементарной речью и звукоподражаниями. С помощью игрушек могут быть разыграны элементарные сюжеты с речевым сопровождением.
Кукла, кукла плачет а-а-а-а
Оля охает о-о-о-о-о
Паровоз, гудит у-у-у-у
Мишка плачет э-э-э-э-э
Первоначально общение взрослого с ребёнком носит односторонний и эмоциональный характер. Взрослый вызывает желание ребёнка вступить в контакт и выразить свои потребности. Затем общение взрослого переходит на приобщение ребёнка к знаковой системе языка с помощью звуковой символики.
Вторым этапом работы является пропевание гласных с переключением: а-а-а-о-о-о-и-и-и-ы-ы-ы. Таким образом гласные структурируются. Далее начинается работа с согласными звуками, из согласных берутся звуки раннего генеза которые можно услышать в норме, у детей в возрасте семи – восьми месяцев. [П, Б, М, К, Т] –ребенок произносит эти звуки в виде цепочки слогов. Лепет появляется на базе врожденных безусловных рефлексов. Именно с этими звуками мы начинаем нашу работу, и только после отработки звуков мы начинаем соединение гласного и согласного звуков. Главной задачей является научить переключаться со слога на слог. Например (ма, та,па,на,ба,ка,па,ка). Таким образом мы формируем фонетический код.
Третьим этапом работы, является отработка лексического кода – это формирование фразы и переход к связной речи. Овладение лексическим кодом является показатель мыслительной деятельности.
Зарождение любой фразы начинается с глагола, поэтому глаголу в логопедической работе необходимо уделять самое пристальное внимание. Для этой работы берутся ранее усвоенные ребенком названия шести игрушек: кошка, мишка, петух, заяц, поросенок, кукла. При этом дети могут их называть более простыми по структуре словами: кошка - киса, мишка - миша, поросенок - хрюша, петух - петя, заяц - зая, кукла - ляля. На данном этапе не так важно звукопроизносительное качество слов. Необходимо их многократное повторение, употребление в разных ситуациях, что будет способствовать пониманию, уточнению, расширению, а также совершенствованию словаря, т.е. постепенному улучшению его звукослоговой структуры. При работе над фразой даются семь наиболее доступных пониманию детей и часто употребляемых глаголов, обозначающих следующие действия: идет, бежит, сидит, спит, едет плывет, летит. Каждый глагол сначала отрабатывается с указанными шестью игрушками: ляля идет, миша идет, хрюша идет, зая идет, киса идет.
Формируется не только проговаривание фраз, но и их понимание.
Таким образом актуальность рассмотренной темы обусловлена, прежде всего, поиском путей оптимизации логопедической работы по активизации речевой деятельности у неговорящих детей. Необходимо применять различные приемы по активизации и развитию речи с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Овладение устной речью, у неговорящих детей вызывает большие трудности, поэтому на наш взгляд необходимо использовать такую систему, которая будет способствовать активизации речи. Коррекционно-логопедическая работа, позволила оценить эффективность применения формирования языковой системы у неговорящих детей по методике Новиковой-Иванцовой Т.Н. Наша работа позволяет сделать вывод, чем раньше будет начата работа по преодолению недоразвития речи, тем эффективнее будут результаты!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айрес, Э.Д. Ребенок и сенсорная интеграция: Понимание скрытых проблем развития / Д. Айсер. – М.: Теревинф, 2009. – 270.
2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: учеб. пособие / под ред. Л.С. Цветковой. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. – 296 с.
3. Ананьев, Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека /
Б.Г. Ананьев // Познавательные процессы: ощущения, восприятие. – М.: Педагогика, 1982. – С. 9–31.
4.Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ «Астрель», 2007. – 224 с.
5. Новикова-Иванцова Т.Н.-/От слова к фразе. Книга1 Издательство: Москва 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Использование эффективных методов и приемов в работе с неговорящими детьми, с детьми с ОВЗ"
Представлен опыт работы в современных условиях с новым контингентом детей, имеющих сложные речевые нарушения....
«Система работы с неговорящими детьми младшего дошкольного возраста»
«Система работы с неговорящими детьми младшего дошкольного возраста»Количество детей с речевой патологией в последнее время имеет тенденцию к возрастанию. С каждым годом увеличивается число детей со с...
Система работы с неговорящими детьми. Пропевание.
Просмотрев вебинары работы Новиковой-Иванцовой я решила использовать ее методику "Работа с неговорящими детьми.Пение" в своей работе. Вот некоторые конспекты данной методики:...
Комплекс занятий «Система работы с неговорящими детьми с отставанием и отклонениями в развитии дошкольного возраста» адресована детям в возрасте от 3-х до 7 лет.
Комплекс занятий «Система работы с неговорящими детьми с отставанием и отклонениями в развитии дошкольного возраста» адресована детям в возрасте от 3-х до 7 лет....
Комплекс занятий «Система работы с неговорящими детьми с отставанием и отклонениями в развитии дошкольного возраста»
В помощь логопеду. Конспекты занятий по работе с неговорящими детьми 3-7 лет....
«Система работы с неговорящими детьми с отставанием и отклонениями в развитии дошкольного возраста» адресована детям в возрасте от 2-х до 5 лет.
Развитие активной речи до уровня звукоподражаний, лепетных и простых общеупотребительных слов: названий членов семьи, частей тела и лица, употребление звукоподражаний, относящихся к домашним и д...
"Комплексы занятий «Система работы с неговорящими детьми с отставанием и отклонениями в развитии дошкольного возраста»
1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ...