Использование нетрадиционных приёмов в работе с детьми ОВЗ посредством сказки «Путешествие маленькой гусеницы»
план-конспект занятия по логопедии

Никулина Наталья Николаевна

 

Автоматизация и дифференциация звуков [ш] - [ж]

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_puteshestvie_malenkoy_gusenitsy.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционных приёмов

 в работе с детьми ОВЗ посредством сказки

 «Путешествие маленькой гусеницы»

Подготовила:

учитель – логопед Никулина Н.Н.

Цель:  Автоматизация и дифференциация звуков [ш] - [ж]

Задачи:

          Образовательные: упражнять в подборе слов и картинок на заданный звук; закреплять понятия, характеризующие звуки: твёрдый – мягкий согласный, гласный.

Коррекционно – развивающие: закреплять умение различать звуки [Ш] – [Ж] на слух, в словах и предложениях. Обогащать словарный запас. Развивать слуховую память, внимание, логическое мышление, мелкую моторику.

Воспитательные: создать положительное психоэмоциональное настроение, способствовать приобретению опыта подгрупповой работы.

Оборудование (по кол-ву участников): пластилин, проволока (усики для гусеницы), бусины на нитке, манная крупа, лотки, мелкие предметы (карандаши, шарики, камешки, черепашка, Маша, матрёшка, ракушки), трубочки, предметные картинки: шиповник, крыжовник, ежевика, морошка, вишня; маленькие предметные картинки, мягкие шарики на липучках, крылья из ленты, «улыбочки».

1. Орг. момент

- Все садимся на свои места. Улыбнемся друг другу. Начнем наш мастер - класс.

2.  Вводная часть

Работа с пластилином

- На тёплой, залитой солнцем полянке, искрящейся блеском утренней росы, жила – была Гусеница.

- Возьмем кусочки пластилина и скатаем три шарика. Слепим Гусеницу.

- Эта Гусеница была очень маленькая и неяркая и все другие гусеницы над ней смеялись. Они говорили, что она тонкая и неуклюжая и уж конечно ей никогда не стать такой же хорошенькой как и они.

- Но была у нашей Гусеницы мечта. Однажды над их полянкой пролетела бабочка неземной красоты. Увидела её Гусеница и воскликнула: «Ах, какая же ты прекрасная! Вот бы и мне стать такой же лёгкой и красивой как ты, и парить в небесах также высоко.

- Сделаем нашей Гусенице усики.

- Услышали это другие гусеницы и стали изводить малышку пуще - прежнего, совсем ей житья не стало на своей полянке.

- Представим, что гусеница ползет. И вот, проползая мимо лужицы, посмотрела она на свое отражение и подумала: «Ах, какая же я гадкая и некрасивая. Уползу я отсюда, ведь я всем здесь мешаю, и будь что будет» - подумала так и поползла.

Артикуляционная гимнастика

- Возьмите, пожалуйста, длинную нитку с бусинами и наденьте её на указательные пальцы.

- Долго ползла Гусеница по полянке.

- Языком будем передвигать бусины сначала влево, а затем вправо. Подбородок стоит на месте, голова не двигается, работает только язык. Передвигаем по одной.

- Иногда ей на пути попадались высокие травинки.

Перевернем вертикально и перехватим нитку чуть ближе. Будем двигать бусины вверх по нитке и перехватывать бусины пальцами. Подбородок стоит на месте, голова не двигается, работает только язык. Передвигаем по одной.

- Возьмем нитку с одним шариком.

- А иногда налетал сильный ветер и относил нашу Гусеницу далеко-далеко на другую травинку.

- Возьмите бусину губами, сделайте вдох носом и резко подуйте на неё так, чтобы она откачнулась как можно дальше.

- А порой наша Гусеница попадала в листочки, наполненные водой, которые были похожи на большие-пребольшие чаши.

- Сделаем язычком чашечку, раскачаем немного нитку и поймаем чашечкой бусину. Работает только язык, подбородок на месте.

3. Основная часть

Работа с крупой и фигурами.

- Далеко уползла от своей полянки Гусеница и очутилась в песочной пустыне.

- Пододвиньте, пожалуйста, лотки.

- Но пустыня была не простая, песок в ней был волшебный. Только ступила Гусеница на песок, как тут же превратилась во множество мелких фигурок.

- Расставим их на песке и назовём.

- Назови, какие у тебя фигурки?

- Назовите только те, которые еще не озвучили.

- Заплутали наши герои в пустыне. Давайте поможем им добраться до ракушки.

- Поставим на разные концы лотка  фигурки и ракушки и пальчиком нарисуем извилистую дорожку.

- А теперь поверните лоток так, чтобы вам было удобно. Подуем на нашу дорожку через трубочку, чтобы получилась ровная прямая линия. Тогда наши герои доберутся гораздо быстрее. Щеки не надуваем, дуем вперед, воздух набираем носом.

- У всех получилось?

- День был очень жаркий, и наша Гусеница решила зарыться в песок, чтобы переждать жару.

- Закапайте фигурки в песок, но не очень глубоко и сделайте небольшие бугорки, чтобы видеть, где же спрятаны наши фигурки.

- А теперь скажите, какая игрушка спряталась за вторым справа бугорком.

- Проверим. Дуем на бугорок. Угадали? Правильно запомнили?

Работа с предметными картинками

- Но наступал вечер, и нашей Гусенице нужно было двигаться дальше.

Давайте сделаем песок ровным и нарисуем на нём гусеницу и расставим на ней фигурки, чтобы превратить их обратно в Гусеницу.

- Выбралась из пустыни Гусеница и попала в волшебный лес. Птицы так обрадовались новой гостье, что решили накормить её ягодами.

- Назовите, какими ягодами угощали птицы (шиповник, крыжовник, ежевика, морошка, вишня)

- Съела Гусеница ягоды с удовольствием, а когда увидела своё отражение в капельке росы, очень обрадовалась, потому что теперь она уже не была такой маленькой и невзрачной, как раньше. Гусеница стала большой, она подросла и стала цветной.

Работа с мягкими цветными шарами (звуковой анализ и синтез)

- Возьмём цветные шарики.

- Подскажите,  кто же помог Гусенице стать большой и красивой? (лесные птицы)

- Давайте с помощью цветных шариков зашифруем слово «птицы» и мы увидим новую преобразившуюся Гусеницу.

- Какие звуки обозначаем синим шариком? (твердые согласные)

- Красным? (гласные)

- Зелёным? (мягкие согласные)

- Какие звуки у нас в слове? (1 звук – [п], дальше [ть]…)

- Посмотрите, какая Гусеница у нас получилась.

- Поблагодарила Гусеница лесных птиц и продолжила свой путь.

- А птицы в дорогу дали ей гостинцев. Посмотрите, у вас на столах есть картиночки. Выберите только те, в названиях которых есть звук [ш] или [ж].

- Какие гостинцы достались тебе? А тебе?

4.   Заключительная часть

- Поползла Гусеница дальше (имитация) и очутилась на прекрасной лужайке, на которой было множество цветов, а над ними кружили чудесные бабочки. Увидела их Гусеница и с восхищением поглядела на них.

- Но дорога была длинная и утомленная путешествием Гусеница уснула. А когда она проснулась и увидела свое отражение в капельке утренней росы, обнаружила, что превратилась в замечательную бабочку.

- Давайте и мы с вами превратим наших Гусениц в бабочек. Прикрепим крылья и глазки.

- Вот такая замечательная бабочка у нас получилась.

Рефлексия

- Наше занятие подошло к концу и у вас на столе есть небольшие полоски.

- Если занятие вам понравился,  и всё получилось, то пусть ваша бабочка улыбнется. А если же вам было скучно и возникали трудности при выполнении заданий и упражнений – пусть ваша бабочка огорчится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных форм работы с детьми, имеющими отклонение в развитии.

"У каждого ребенка свободное место , и если мы не заполним его чем-то увлекательным интересным и полезным для него , он сам заполнит его чем-то увлекательным , интересным и , возможно , вредным"...

Использование нетрадиционных форм работы с детьми раннего возраста.

Коллеги, сдесь вы узнаете о моем опыте работы. Я с удовольствием с вами поделюсь....

Использование нетрадиционных форм работы с детьми раннего возраста по художественно- эстетическому развитию.

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами,...

Развитие мелкой моторики рук через использование нетрадиционных форм работы с детьми с ОНР

Hетрадиционные формы работы помогают в достижении максимально возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции.    Введение в практику нетрадиционных методов позвол...

Использование нетрадиционной формы работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

Для эффективности процесса автоматизации звуков у детей с нарушениями речи, необходимо многократное повторение скучного речевого материала. Камешки МАРБЛС помогут разнообразить педагогически...