Песочная терапия в работе логопеда
статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно — развивающей работы с детьми, имеющими нарушения в речи.
Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста.
Альтернативные методы и приемы помогают провести занятия более интересно и разнообразно.
Хочется остановиться более подробно на песочной терапии. Для детей это игра с песком, для специалиста это метод решения коррекционных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesochnaya_terapiya_v_rabote_logopeda.docx | 26.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Песочная терапия в работе логопеда
Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно — развивающей работы с детьми, имеющими нарушения в речи.
Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста.
Альтернативные методы и приемы помогают провести занятия более интересно и разнообразно.
Хочется остановиться более подробно на песочной терапии. Для детей это игра с песком, для специалиста это метод решения коррекционных задач.
Песок обладает рядом совершенно особенных свойств в силу необычности самого материала:
• песок – очень податливый инструмент творчества, творения из него можно без особого сожаления изменять в любой момент;
• песок – природный материал, поэтому наполняет любого, прикоснувшегося к нему, энергией, даёт ощущение творца;
• песок успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды;
• песок состоит из мельчайших песчинок, работа с которыми активирует чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях;
• песок и работа с ним требует времени, а потому развивает у ребёнка саморегуляцию и терпеливость.
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и логопеду. Как правило, первые контакты детей друг с другом – это традиционные игры с песком в песочнице. Песочную терапию можно использовать в работе с детьми, начиная с трех лет. Помимо общепринятых направлений в работе по коррекции нарушения речи у детей логопатов, мы используем на логопедических занятиях элементы песочной терапии.
Логопедическая практика показывает, что использование песочных игр в традиционных занятиях, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во-первых, существенно усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, при использовании игр с песком развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а так же речь и моторика.
В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
Целью песочной терапии является создание специальных условий и подходов в коррекционной работе с детьми-логопатами для эффективного способа подачи материала и обеспечения успешного освоения коррекционно-образовательных задач детьми посредством технологии «Песочная терапия».
Задачи:
- Способствовать мотивационной готовности детей воспринимать дидактическую задачу;
- Формировать у детей психологическую базу речи (внимание, восприятие, память), когнитивные процессы;
- Учить детей способам коммуникации в совместных играх и упражнениях в песочнице;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Автоматизировать нарушенные звуки;
- Развивать диафрагмальное дыхание;
- Освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
- Развивать фонематический слух и восприятие;
- Изучать буквы, обучать грамоте .
- Обогащать и активизировать словарь родного языка;
- Формировать лексико-грамматические категории языка;
- Развивать связную речь.
С песком интересно играть как одному ребенку, так и нескольким одновременно. Песок развивает мелкую моторику, чувственное восприятие и креативность. Также он прекрасно снимает стресс. Помогает ребенку концентрироваться, быть сдержанным и спокойным.
Общие рекомендации по проведению песочных игр
1. Игры в песочнице проводятся с подгруппой или индивидуально.
2. До занятия и после занятия моются руки.
3. Перед занятием в «песочнице» желательно провести пальчиковые игры-разминки.
4. При работе с песком соблюдать определённые правила:
- песок не должен высыпаться из песочницы;
- нельзя брать песок в рот и кидаться песком;
- отряхивать руки и играть можно только над песочницей;
- после игры надо убрать за собой рабочее место, убрать все игрушки на свои места.
Общие условия организации работы с песком.
В качестве песочницы используется специальный контейнер, разнос или поверхность стола. Для организации игр с песком у нас имеется большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир (киндер-сюрпризы, детали конструкторов, формочки и прочее).
Игры, используемые в работе с песком.
Пальчиковый практикум
Развитие тактильно-кинестетических ощущений.
Скользить ладонями (ребром ладони) по поверхности песка зигзагообразными или круговыми движениями (машинки, санки, змейки).
Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребра ладоней всевозможные причудливые узоры на песке.
«Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочерёдно, затем можно группировать пальцы, создавая «загадочные следы».
Найти в песке среди других заданную игрушку или букву.
Развитие дифференцированных движений, силы, ловкости пальцев
(все упражнения выполняются сначала ведущей рукой, затем второй рукой, затем обеими одновременно)
«Поиграть» на поверхности песка на пианино или клавиатуре компьютера.
Сжимать и разжимать одновременно все пальцы, погружённые в песок.
Сжимать и разжимать поочерёдно пальцы, погружённые в песок.
Ладони погружены глубоко в песок. Поднимать поочерёдно пальцы так, чтобы они показались из песка.
В глубине песка выполнять различные упражнения («Рожки» - «Ушки», «Колечки»)
Артикуляционная гимнастика
Лошадка. Щёлкать языком, одновременно пальцами «скакать по песку».
Индюки. Быстро облизывать языком верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт двигать в толще песка.
Качели. Языком ритмично двигать вверз-вниз, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении.
Часики. Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении.
Накажи непослушный язычок. Губами шлёпать по языку «пя-пя-пя», ладонью легко похлопывать по песку.
Расчёска. Язык протискивать между зубами вперёд-назад, пальцами-«граблями» двигать по песку, оставляя следы.
Развитие диафрагмального дыхания
Выровняй дорогу. От детской машинки проведена канавка в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.
Что под песком? Под тонким слоем песка картинка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.
Помоги зайцу. В песке углубления – «следы» зайца. Надо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила.
Секрет. В песке неглубоко закопана игрушка. Сдуванием песка обнаружить спрятанное.
Добрый великан. Перед игрушкой невысокая горка. Воздушной струёй разрушить горку, сравнять с поверхностью, чтобы герой продолжил путь.
Автоматизация звуков
Горочка. Набрать песок в руку. Насыпать горку, произнося коррегируемый звук.
Спрячь игрушку. То же самое. Песок сыпать на игрушку.
Дорожка. «Прошагивать» или продвигать пальчиками по заданным дорожкам (зигзаг, волна, спираль, геометрические формы), произнося коррегируемый звук.
Найди игрушку. Находить в глубине песка игрушки разными способами (рукой, пальчиком), произнося корригируемый звук.
Развитие фонематического слуха
Спрячь ручки. Прятать руки в песок, услышав заданный звук (сначала среди звуков, затем среди слогов, затем среди слов).
Водолаз. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки и называть их, произнося дифференцируемые звуки.
Два города. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки, называть их, произнося дифференцируемые звуки, и раскладывать их на две группы.
Мой город. Подбирать из набора предметов и игрушек только те, в названии которых есть заданный звук и строить город.
Формирование слоговой структуры слова
Следы на песке. Сделать следов на песке (ладонями, пальчиками) столько, сколько частей в слове и посчитать.
Мельница. Ссыпать из кулачка столько кучек «зерна», сколько частей в слове и посчитать.
Совершенствование лексико-грамматических категорий
Чего не стало. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, ребёнок узнаёт, что изменилось, закрепляя употребление сущ. в Род. падеже ед. ч. и мн.ч.
Подбери слово. Находить игрушки в песке и подбирать к их названиям прилагательные.
Лодочка. Создавать игровые ситуации для упражнения в речи грамматических категорий:
- предлогов (от, к, над, между, в, из-за, из-под, у, перед);
- приставочных глаголов (отплыть, подплыть, пристроили, надстроили);
- наречий (глубоко, далеко, близко, высоко, низко, медленно, быстро).
Подготовка к обучению грамоте
Звуковой анализ слова.
На песке чертить схемы слов и предложений разной степени сложности.
Обучение чтению и печатанию букв. Упражнения на сыром песке типа «Исправь ошибку», «Добавь деталь», «Прочитай», «Допечатай первую (последнюю) букву слова»; звуко-буквенный анализ слов различной сложности.
Развитие связной речи
Найди и опиши игрушку. Ребёнок составляет описательный рассказ о найденной в песке игрушке (животные, предметы, герои сказок).
Две игрушки. Ребёнок составляет описательный сравнительный рассказ о найденных в песке игрушках.
Нарисуй и расскажи. Ребёнок рисует на песке и составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом).
Покажи сказку. Ребёнок составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом) по демонстрации своих (или логопеда) действий, используя мелкие игрушки, предметы.
Использование игр с песком весьма эффективно.
Влияние игр с песком на развитие ребенка
- снимают мышечную напряжённость;
- совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку;
- способствуют расширению словарного запаса;
- помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
- позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
-способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
- помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма;
- повышают мотивацию в работе над звукопроизношением и развитием речи в целом;
- развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук.
Опыт работы показывает, что использование песка дает положительные результаты:
- у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, многие из них с восторгом и радостью воспринимают каждое занятие. Особенно это актуально с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;
- дети чувствуют себя более успешными. Даже неудавшееся упражнение им хочется проигрывать по несколько раз, достигая необходимого результата;
- на занятиях нет места монотонности и скуке, каждое упражнение для детей как открытие. Они с удовольствием вносят свои правила, вновь и вновь обыгрывая сюжет или понравившийся элемент игры. При этом часто предлагают интересные варианты игры, что в дальнейшем служит основой для построения новых форм работы с дошкольниками.
Таким образом, применение нетрадиционной здоровьесберегающей логопедической технологии – пескотерапии, учитывающей специфику работы логопеда, закономерности и особенности развития детей с речевыми нарушениями, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, предупредить появление вторичных нарушений, успешно сотрудничать с родителями, повышая качество работы по исправлению недоразвития всех компонентов речи воспитанников, повысить результативность и качество коррекционно-развивающей работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ
Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. На фоне комплексной логопедической по...
Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, ...
песочная терапия в работе логопеда
Статья раскрывает методику использования песочной игротерапии в работе с детьми коррекционной группы для детей с ТНР. Автором раскрывается актуальность данной методики, приводится система ...
«Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда»
Принцип терапии песком был предложен ещё Карлом Густавом Юнгом, замечательным швейцарским психологом и философом, основателем аналитической терапии. Песочная терапия - одна из разновидностей игр...
"ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ"В РАБОТЕ ЛОГОПЕД
Доказано, что дети, которые активно играли в детстве в песке, чаще вырастают уверенными и успешными взрослыми. Наблюдения психологов показывают также, что именно первые местные игры детей ...
Использование элементов песочной терапии в работе логопеда
Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющих нарушения в речи.Эти методы терапии принадлежат к числу эффекти...
Песочная терапия в работе логопеда
Песочная терапия - одна из разновидностей игровой терапии. Цель такой терапии – не менять и переделывать ребенка, а дать возможность ребенку раскрыться и быть самим собой. Именно на песке ребено...